Исследовательская работа «Выращивание кристаллов в домашних условиях»
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 64 КБ |
Тема: Исследовательская работа «Выращивание кристаллов в домашних условиях»
Цели:
Задачи:
1. личностные:
2. метапредметные:
3. коммуникативные:
3. предметные:
Планируемые результаты:
Материал и оборудование:
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята и гости нашего занятия. Приглашаем Вас сегодня в увлекательное путешествие вместе с нашими юными химиками. К нам присоединиться необычная спутница (на доске в окружении снежинок расположена Снежная королева). Узнали ее? (Ответ детей)
- А из какого мультфильма она прибыла к нам? (Ответ детей)
II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
- Сейчас Вы увидите фрагмент из этого мультфильма. Посмотрите его внимательно, чтобы правильно ответить на мои вопросы.
(Идет просмотр фрагмента мультфильма)
- Ребята, как Вы думаете:
1. С чем играл Кай в замке Снежной королевы? (Ответ детей)
2. Что выпало из глаза Кая? (Ответ детей)
3. Из чего состоял замок Снежной королевы? (Ответ детей)
(Ответы детей: осколки, льдинки, кусочки...)
(учащиеся выводят тему урока)
- Прислушайтесь, какое красивое, звучное слово!
- Ребята, а Вы слышали это слово? (Ответы детей)
Давайте обратимся к толковому словарю.
Кристалл Твёрдое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение. Кристаллы льда. К. слюды. Симметрия кристаллов. * Жидкие кристаллы (спец.) — жидкости, обладающие упорядоченной симметрической атомной структурой. II уменьш. кристаллик, -а, м. II прил. кристаллический, -ая, -ое и кристальный, -ая, -ое (устар.).
- Прекрасно! А кто из Вас видел кристаллы? Какие они? Поделитесь с нами своими впечатлениями.
- Затрудняетесь?
- А хотите узнать ответы на эти вопросы? (Ответ детей)
- Ребята, Вы, конечно, все трогали руками эти кристаллы. Какие они? (Ответ детей: холодные, прозрачные, хрупкие, твердые...)
- Молодцы!
- А Вы знаете, что такое снежинки? (Ответ детей)
- Снежинки — это маленькие кристаллики льда, которые образуются в природе при низкой температуре. Поэтому и наблюдаем их, и любуемся ими мы только зимой.
- Наверное, вы рассматривали их. Расскажите, какие они? (Ответ детей)
физминутка
Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!
III. Формирование умение и навыков. Эксперимент.
- Однако кристаллы создаются не только матушкой-природой, но и людьми. Эти люди — ученые-химики. Представим, что мы с Вами находимся не в классе, а в лаборатории. И Вы не просто ученики, а ученые. Давайте оденем с Вами шапочки ученых и проведем с Вами настоящее химическое исследование, а вот с каким веществом, Вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Ответ детей (соль).
- Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
- Хочу напомнить Вам, что, так как мы с Вами не просто ученики, а ученые, и находимся не в классе, а в лаборатории, то перед тем, как начать химический эксперимент, давайте ознакомимся с техникой безопасности. Ведь ничего нельзя делать без подготовки. Нужно обязательно знать: «Что делать?», понимать: «Как делать» и помнить: «Как нельзя делать».
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы не арбуз.
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу
Вот ответ на все вопросы.
3. Принятие проблемы.
- А в чем дело? Почему не приступаете к работе? (Ответ детей)
- Понятно! Вам не хватает знаний. А как мы можем получить знания? (Ответ детей: из интернета, из книг, из учебника, от учителя, из инструкции...)
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов.
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод: Соль сыпучая.
Вывод: Соль твердая, хрустящая.
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась).
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась).
Вывод: Соль растворяется в воде.
6) Воду попробовать на вкус (Вода стала соленой)
Вывод: Вода стала соленой.
- Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.
- Молодцы, много интересного вы теперь знаете о соли.
- Ребята, мы, с Вами через лупу смотрели и изучали кристаллы соли. А ведь все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученые научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
Вот сегодня один из ваших юных ученых Сармат покажет и расскажет как он вырастил дома кристалл.
Выступление ученика.
- Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
- Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.
Физкультминутка. Фиксики
IV. Закрепление и включение в систему знаний.
1. Учитель начальных классов:
- Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения, а горные породы применяются при строительстве и в промышленности .
Ребята, посмотрите, все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
- Где в природе можно встретить камни? (ответ детей: камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей).
- Все это создает матушка-природа. Вот они кристаллические премудрости природы!
Давайте наденем шапочки, поработаем. На парте у вас есть пластилин. Внимательно посмотрите на камни и смоделируйте его. (дети работают )
V. Рефлексия.
Учитель начальных классов:
- Все это очень интересно, но наше путешествие в «Мир кристаллов» подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, чему научились.
- Продолжите фразу:
VI. Творческое задание.
Учитель начальных классов:
Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить творческое задание: дорисовать снежинку по образцу.
СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! ВСЕ МОЛОДЦЫ!
Сказка про Серого Зайку
Выбери путь
Мороз и заяц
Госпожа Метелица
Акварель + трафарет = ?