Исследовательская работа о повседневной жизни советского пионерского лагеря. Создана на основе дневниковых записей, мемуаров, интервью с участниками пионерского движения. Работа заняла I место на краевой конференции "Будущее Хабаровского края в надежных руках".
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_sosh_s.vostochnoe_troskalevskiy_d.a._10_klass.docx | 55.21 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Восточное
Секция: история
Исследовательская работа
Тема: Повседневная жизнь пионерского лагеря
Автор работы:
Троскалевский Дмитрий Александрович,
10 класс
Руководитель:
Захарова Наталья Андреевна,
учитель истории МКОУ СОШ с.Восточное,
аспирант ЯрГУ им. П.Г.Демидова
с. Восточное, Хабаровский край 2016
Содержание
Глава 1. Пионерский лагерь в советской системе воспитания
1.1. История пионерской организации
1.2. Возникновение и история пионерских лагерей
Глава 2. Организация пионерского лагеря
2.2. Сбор и первая торжественная линейка
2.2. Организация лагеря и распорядок дня
Глава 3. Жизнь подростка в пионерском лагере
3.1. Общественная жизнь и мероприятия
3.2. Лагерные легенды и развлечения
Список литературы и источников
Приложение 1. Интервью с Займенцевой Н.А. 15.03.2016. Из личного архива Троскалевского Д.А.
Приложение 2. Интервью с Тростьянской Т.Ю. 18.03.2016. Из личного архива Троскалевского Д.А.
Приложение 3. Интервью с Антоненко Н.А. 28.03.2016. Из личного архива Троскалевского Д.А.
Приложение 4. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016. Из личного архива Троскалевского Д.А.
История детства является одним из наиболее молодых направлений в исторической науке, предметом изучения которой является ребенок. В рамках данного направления рассматриваются вопросы, связанные с историей детских организаций, подростковой субкультуры, история повседневности. Изучение истории детства в СССР тесно связано с историей пионерской организации, в рамках которой осуществлялось воспитание поколения. Пионерский загородный лагерь был неотъемлемой частью жизни почти каждого подростка в СССР. Этими факторами определяется актуальность исследования повседневной действительности жизни подростка в пионерском лагере.
История советской повседневности рассматривалась историками ранее. Одним из последних исследований в данном направлении стала работа профессора Беловинского Л.В.[1], в которой ученый рассмотрел повседневную жизнь советского человека с 1917 года до конца советской эпохи. В работе, оформленной в форме энциклопедии, содержатся статьи, посвященные истории пионерии и пионерских лагерей в СССР. Историография истории пионерской организации обширна. Однако история пионерского лагеря не была ранее рассмотрена в контексте повседневной истории и быта.
В качестве источников были использованы материалы интервью респондентов[2] и записи в интернет-блогах[3] участников пионерского движения 1960-нач.1980 гг., которые имели опыт пионерской жизни. В качестве визуальных источников были использованы фотографии и киноматериалы [4], в которых запечатлены события пионерской жизни.
Целью данной исследовательской работы является рассмотрение повседневной жизни пионерского лагеря 1960- нач.1980 гг. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение истории пионерской организации в СССР и сравнение пионерского движения с прочими общественными детскими движениями в XX в.
- ознакомление с источниками по истории пионерского движения (фотографии, материалы интервью)
- провести интервью с респондентами – участниками пионерского движения в 1960- нач.1980 гг.
- реконструкция повседневной жизни пионерского лагеря 1960-нач. 1980 гг.
Для полноценного исследования выбранной проблемы необходимо применить как общенаучные, так и конкретно исторические методы. Для работы над данной темой использовались методы исторического исследования такие как, интервьюирование, что позволило узнать информацию о повседневной жизни пионерского лагеря. В ходе выполнения данной работы были использованы логические методы исторического исследования – дедукция и индукция. Связанные и обусловливающие друг друга методы познания, позволили в данном исследовании выявить в воспоминаниях респондентов о жизни в пионерских лагерях наличие черт, объединяющих их воспоминания, а благодаря сравнительно-историческому методу стало возможным определить особенные черты каждого отдельного опыта пионерской жизни.
Объект исследования - воспоминания респондентов о повседневной жизни пионерских лагерей в 1960-начале 1980-х гг.
Предмет исследования - реконструкция повседневной действительности пионерского лагеря в данный период
Воспитание молодого поколения всегда занимало умы людей. Одной из эффективных форм формирования личности молодых людей стало создание детских организаций. Создателем первой детской организации принято считать Лорда Роберта Стивенсона Смита Баден-Пауэлла, британского военачальника, основателя скаутского движения. В период Второй Англо-бурской(1899—1902) войны в Южной Африке ему пришла идея создания организации для молодых людей. Он понял, что ему представилась возможность помочь юношам его родины вырасти мужественными и закалёнными духовно и физически. По возвращении из Великобритании Баден-Пауэлл взялся за труд, собрал себе особую библиотеку и много читал о воспитании юношей во все времена — от времен Древней Греции и Спарты до воспитания в старой Британии, Индии и современных на то время воспитательных систем. После этого в 1908 году Баден-Пауэлл издал в шести двухнедельных частях первый учебник скаутинга «Скаутинг для мальчиков» (анг.«Scouting for boys»), оформленный его собственными иллюстрациями.
В России скаутинг зародился в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена Николаем II в 1910 году от одного из приближённых к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала живейший интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской. Скаутское движение в России было построено по опыту Всемирного скаутского движения, но просуществовало относительно недолго[5].
После Октябрьской революции скаутское движение распалось. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. Скауты, по своей сути, с одной стороны были соперниками возникшего пионерского движения (в основе воспитания лежали похожие принципы), а с другой стороны исторически брали свое начало из опыта Великобритании, капиталистического государства, враждебного с точки зрения советской морали. Таким образом, история скаутского движения в России окончательно завершилась в 1922 году, с появлением пионерии.
Первоначально идея пионерской организации выросла из опыта скаутского движения. В них существовало много общего: воспитание в трудовом коллективе, воспитание с помощью дела и трудовой деятельности. Существовали и отличительные черты: система пионерской организации носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и своему государству[6].
Символы пионерии представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца, ставшего красным пионерского галстука, стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
Неотъемлемой частью жизни каждого пионера была ежегодная поездка в пионерский лагерь. Первые лагеря создавались в начале 20-х годов пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Первый лагерь загородного типа появился в 1925 г. в Крыму и получил название «Артек». Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере[7].
Пионерские лагеря, как правило, создавались по профсоюзному или отраслевому принципу, т.е. путевки в лагерь получали дети работников того или иного предприятия[8]. Были лагеря Всесоюзного значения, путевки в которые получали наиболее отличившиеся школьники со всего СССР. Лагерь «Артек» традиционно являлся лидером среди прочих пионерских лагерей. Мечтой, пожалуй, любого пионера было попасть в «Артек». В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и для зарубежных. В пределах одной школы путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.). «Артек» являлся Международным центром пионерских лагерей в СССР, куда приглашались официальные иностранные делегации. «Артек «иногда называли 16-й Детской ССР[9]. Похожие, хотя и менее знаменитые, пионерские лагеря были и в других республиках СССР. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край), «Молодая гвардия» (Одесская область) и «Зубрёнок» (Минская область).
Организация жизни пионерского лагеря проистекала напрямую из организации пионерской организации в целом. Так, пионерскими отрядами на время отдыха становились лагерные отряды, дружиной - все пионерские отряды лагеря. Пионерская организация ставила целью воспитание молодых коммунистов, а организация пионерии должна была быть схожа со структурой коммунистической партии. В основе формирования компартии и пионерской организации лежали одни и те же принципы. Основным целями работы лагеря было воспитание, организация летнего досуга пионеров и оздоровление.
Как и современный школьник, подросток в СССР с нетерпением ждал окончания учебного года и начала летних каникул. В каникулярное время пионеры отправлялись отдыхали в лагерях. Лагеря эти были различными – городскими (как правило при школах), загородными и пр. Жизнь пионера в лагере не была сплошным развлечением. Пионерский лагерь был своего рода продолжением школы, и воспитатели в этих лагерях продолжали реализовывать свои педагогические цели по воспитанию личности через трудовой коллектив.
Каждая смена начиналась с отъезда. В день отъезда пионер и его родители должны были прибыть в заранее указанное место отправки. Пионер должен был быть на полном параде т.е. в белой рубашке с отутюженным галстуком, брюках (или шортах для более молодых возрастов), пилотке[10]. При себе пионер имел чемодан с вещами. На чемодане сбоку наклеивалась прямоугольная бумажка с именем пионера и номером отряда[11]. Все пионеры в пионерлагере разбивались по возрастному признаку. Кроме того, отъезжающие в лагерь пионеры имели при себе набор сладостей: конфеты, печенье, пряники и т.п. Фрукты не поощрялись медперсоналом лагеря. Кстати, медперсоналом не поощрялось многое. И не по причине варварской жестокости, а по причине нежелания лишней головной боли. Прибывший на сборный пункт пионер и его родители регистрировались у пионервожатого соответствующего отряда. После этого все грузились в автобусы. Каждый отряд имел свой автобус с номером отряда на ветровом стекле. После погрузки все бросались к окнам и начиналась душераздирающая сцена прощания с родителями.
Все пионеры в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д[12]. Теоретически отрядом должно было быть 10 по числу классов в школах. Но это не всегда соблюдалось. Если детей было очень много, то отрядов было более 10. И наоборот, если детей было мало, отрядов могло быть 4-6. Численность каждого отряда составляла примерно 40-50 человек.
Распорядок дня был очень строгим и поминутно расписан. Ровно в 8 утра раздавался трубный глас. По внутренней радиолинии запускали пластинку с сигналом Подъём, исполнявшийся на горне. После подъема необходимо было убрать постель и навести порядок возле спального места. Важная вещь в лагере - это грамотно заправленная кровать. Причем существовало несколько стилей и направлений: мода заворачивать пододеяльник наружу, чтобы оставались параллельные плоски, сменялась, и через год одеяло нужно было уже заворачивать под матрас заподлицо[13].
Второй священной вещью для воспитателей после правильно заправленной кровати были тумбочки и их содержимое. На тумбочке сверху может лежать только книга из библиотеки, внутри - расческа и зубная щетка с пастой. В крайнем случае - пара свежих носков (но лучше, чтобы и они прятались в чемодане). Порядок в тумбочках проверялся с армейской дотошностью до и после «тихого часа»[14].
Вслед за подъёмом все выбегали на зарядку. Не любили почему-то советские пионеры раздвигать ноги на ширину плеч, поднимать руки на уровень груди и делать махи этими самыми руками. Но ничего поделать было нельзя. Но некоторые сбегали. Если пионервожатые ловили тех, кто не ходил на зарядку, следовало наказание. После зарядки наступало время завтрака. Качество лагеря напрямую зависело от богатства предприятия, которое этим лагерем владело, поэтому суточная норма довольствия колебалась в одних лагерях от 2-3 рублей, а в других, более «богатых» от 4-5 рублей в сутки[15].
После завтрака дети шли отдыхать и подготавливаться к уборке территории. Через 30 минут после завтрака наступала уборка территории. Каждый отряд убирал определенную зону, которая назначалась по прибытию в лагерь[16]. Как только заканчивалась уборка территории, детям давали 15 минутный перерыв, после которого шли оздоровительные мероприятия. Далее наступало свободное время, и следовал обед. После обеда шел послеобеденный отдых (сон-час), который переходил в полдник (до 17:00). Основные развлекательные мероприятия начинались после 17:00. В конце дня были всевозможные развлекательные программы. Под конец - вечерняя линейка и спуск флага. На вечерней линейке провинившихся - отчитывали, а отличившимся давали право спустить флаг лагеря[17]. После линейки было приготовление ко сну. Отбой был ровно в 22:00.
Неотъемлемой частью в жизни пионерского лагеря были различные мероприятия, которые проходили почти ежедневно. Мероприятия лагеря были направлены на развитие физической подготовки подростка, раскрытие его творческих способностей.
К основным спортивным мероприятия можно отнести военно-патриотическую игру «Зарница», которая имитировала военные действия. Обычно, играющие в зарницу пионеры делились на две команды, выбирались арбитр и несколько нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определял местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы являлся какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны. Каждому человеку наклеивались или пришивались по два погона на плечи; у капитана их было четыре. Для того чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит. Чаще всего, победитель выявлялся по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начислялись, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшались. Иногда победителем считали первого добывшего флаг противника.
Огромной популярностью среди подростков пользовалась игра пионербол, которая похожа на игру «Волейбол».
В течение смены пионеры готовились к сдаче ГТО – «Готов к труду и обороне!».
Раз в смену организовывался поход, детей обычно увозили подальше в лес, где они обустраивали место, ставили палатки, разжигали костер и готовили. Такие походы шли на пользу ребятам, их учили выживать в диких условиях. Обычно дети в походе были 2-3 дня[18]. Во время походов пионеры устраивали конкурсы песен, играли на гитаре у костра[19]. В «Артеке» и в «Орленке» вожатые организовывали походы в горы[20].
Во время пионерской смены проходили конкурсы художественной самодеятельности, где ребята могли проявить свои таланты. Любина М.В. вспоминает о своем участие в театральном кружке лагеря «Орленок»: Я стала ходить в театральный кружок, и мы ставили там сказку. Для меня было открытие, когда нас привезли в павильон театральный, там было столько костюмов, естественно я их все перемерила.
Для пионеров, как правило, раз в смену организовывалась встреча с гостями лагеря. Всесоюзные лагеря могли посещать известные режиссеры, музыканты, общественные деятели, ветераны ВОВ. Во время смены Любина М.В. имела возможность увидеть режиссера Бориса Грачевского, автора киножурнала «Ералаш»[21].
Во второе воскресенье лагерной смены организовывался родительский день. На протяжении всей смены ребята скучали по своим родителям и дому. Часто писали письма из лагеря – почта тогда работала быстро [22]. В лагере «Орленок» вожатые специально выделяли стол – место, где ребята могли писать письма своим родным[23]. Для родительского дня каждый отряд готовил номера для концерта для родителей, лучшие из которых отбирались вожатыми. Были предусмотрены развлекательные мероприятия. Как правило, это были развлекательные и спортивные игры. В фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» шла активная подготовка к родительскому дню. Центральным мероприятием был парад и шествие[24]. В родительский день можно было раз за всю смену покинуть территорию лагеря под расписку родителей, вдоволь накупаться в реке, наесться сладостей, которые к этому времени в запасах уже заканчивались.
Среди мероприятий одним из наиболее запоминающихся был День Нептуна. Его проводили раз за смену в наиболее солнечный и теплый день. Пионеры одевались в костюмы речных и морских обитателей, или мифических существ кикимор, русалок, водяных. Организовывался концерт, на котором главная роль была отведена Нептуну – как правило, он выбирался из вожатых-мужчин. В этот день допускались любые шалости с водой – внезапно облить со спины друга, вожатого, загнать девчонок в воду и т.д.
Самым запоминающимся, пожалуй, был прощальный костер. Он организовывался в последний вечер смены. Каждый отряд собирал заранее топливо для костра. Костер мог проводиться на центральном стадионе или за территорией лагеря в открытом поле. Костер мог достигать высотой до 3-4 метров. При этом каждый отряд мой иметь свой небольшой костер[25]. Мероприятие это проводилось после наступления темноты и заканчивалось глубокой ночью, и поэтому, наверное, было особенно любимо подростками. Ребята пели песни под гитару, вспоминали прошедшую смену, договаривались о встречах после лагеря. Последняя ночь была самой интересной! Зная, что наказания уже не последует, можно было вдоволь измазать друг друга пастой, подложить папоротник под матрас соседу.
Несмотря на строгий распорядок жизни лагеря у ребят, конечно оставалось свободное время. Раз в неделю детям предоставлялась возможность посмотреть кино. Это были фильмы про индейцев, разные мультики, комедии, всевозможные патриотические фильмы. Займенцева Н.А. вспоминает о лагерной смене: «Фильмы крутились не такие, как сейчас. Крутили те фильмы, которые нас чему-то учили, что-то давали, ну или фильмы, где можно было посмеяться и, конечно же, патриотические: про пионеров, героев, войну. Было интересно, здорово, мы очень любили смотреть фильм про индейцев»[26].
На территории лагеря находилась библиотека, дети были увлеченные чтением, и библиотека никогда не пустовала.
Самое интересное начиналось вечером. Раз в неделю устраивались танцы: «На танцах не смотрели на возраст, танцевали все. Наряжались и танцевали»[27]. После отбоя задачей каждого подростка было обмазать своего товарища зубной пастой, или сделать другую пакость. Помимо таких шалостей перед сном дети рассказывали друг другу страшные истории, после который они спали чуть ли не втроем на одной кровати. В одном из блогов хорошо описан такой вечер: «Ночью, когда мы не выходили на тропу войны с тюбиком наперевес, случалось страшное… Самые немыслимые истории про черную руку в черном-черном городе, красный гробик и зеленое платьице, рассказанные в палате при выключенном свете, дадут фору любому современному фильму про зомби и прочую нечисть с точки зрения полета фантазии и неожиданности режиссерского решения»[28]. Действительно, в пионерских лагерях складывались легенды, страшилки о призраках, которые передавались потом от одной смены в другую.
Повседневная жизнь пионерского лагеря была наполнена массой мероприятий, которые развивали личность подростка, способствовали его развитию и социализации. Все без исключения респонденты с большим удовольствием делились воспоминаниями о своих школьных каникулах, проведенных в пионерских лагерях. Действительно, пионерский лагерь был, вероятно, целым миром для молодых людей, где они проводили свое время, знакомились с друзьями, с которыми потом еще очень долгое время переписывались. Для многих респондентов поездка в лагерь была наградой за успешную учебу и общественную работу. С особенным восторгом респонденты вспоминают о поездках во всесоюзные лагеря – «Артек» и «Орленок». Для них это был первый опыт столь дальней поездки. Многие впервые видели море во время пионерских смен. Практически все они высказывают мнение о том, что опыт работы пионерского лагеря необходимо было бы использовать для современных детских лагерей.
Изучение повседневной истории пионерского лагеря вызывает острый интерес у современных подростков. Сравнительно небольшое количество детских лагерей и достаточно сомнительное качество их работы на современном этапе требует, вероятно, детального пересмотра. Опыт, приобретенный за годы существования пионерской организации, перенимается не всегда. Данное исследование, апробированное в рамках работы школьной конференции школьников, показало, что подростки имеют небольшое представление о пионерской организации, далеко немногие бывали когда-либо в лагерях загородного типа. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются историей. Результаты работы могут быть использованы при подготовке уроков/ викторин/ конкурсов.
Источники
1. «Добро пожаловать, или Посторонним вдох воспрещен» (реж. Климов Э.Г., 1964 г.).
2. Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Антоненко Т.А. 28.03.2016 г.
3. Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Займенцевой Н.А. 15.03.2016 г.
4. Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Тростьянской Т.Ю. 18.03.2016 г.
5. Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
Литература
1. Беловинский, Л.В. Энциклопедический словарь истории советской повседневности / Л.В. Беловинский. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 776 с.
2. Кудряшов, Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк / Ю.В. Кудряшов. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного ун-та, 1997. – 400 с.
Электронные ресурсы
1. Неофициальный сайт пионерской организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pionerorg.narod.ru/history.html (дата обращения: 10.04.2016)
2. Петров, А. Страна детства возрождается [Электронный ресурс] Режим доступа http://rusplt.ru/society/strana-detstva-vozrojdaetsya-17470.html (дата обращения 11.04.2016)
3. Лето в пионерском лагере [Электронный ресурс] Режим доступа http://fishki.net/52968-leto-v-pionerskom-lagere-91-foto.html (дата обращения: 12.04.2016)
4. Энциклопедия нашего детства: пионерлагерь [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.interfax.by/article/67173 (дата обращения 10.04.2016)
Пионерский лагерь под Большим камнем, Хабаровский край
Что так лагерь? Лагерь - это то место, где дети улучшают своё здоровье, проводят очень интересно досуг. Я была один раз в лагере, в раннем детстве, но запомнила эту поездку на всю жизнь.
Во-первых, открытие лагеря, во-вторых формирование отрядов: название каждого отряда, флаг, речёвка и т.д.
В лагере особая жизнь, жизнь по режиму: зарядка, чего очень не хотелось делать (приходилось рано вставать), уборка территории- отдых, который сочетался с трудом. Также это дежурство по столовой, так же, как и у нас в школе, но это было все с утра.
Больше всего развлекательных программ было после обеда. Велась кружковая работа. Мальчишки конструировали самолёты, корабли, а девочки ходили на вышивку, на лепку, рисование. Самым прикольным был вечер.
Вечером была линейка, были танцы, и это было классно. На танцах не смотрели на возраст, танцевали все. Наряжались, танцевали. Так же были фильмы, не каждый день конечно. Фильмы крутились не такие, как сейчас. Крутили те фильмы, которые нас чему-то учили, что-то давали, ну или фильмы, где можно было посмеяться и, конечно же, патриотические: про пионеров, героях, войну. Было интересно, здорово, мы очень любили смотреть фильм про индейцев.
Конечно, это были походы; незабываемый поход с ночевкой: нас увозили в лес, ставили палатки, разбивали кухню, дурачились. Самое обидное, что я сломала себе руку. Они были там три дня, а меня на каком- мотоцикле отправили в лагерь.
У нас были конкурсы на лучшую комнату, а, чтобы она была лучшей, ее нужно было украсить. Мы тогда уходили в лес собирать цветы и красивые растения. Нас однажды привезли на одно место, мы вышли в поле, а оно полностью было усеяно ромашками. Ну, об экологии никто не думал естественно, все рвали их, делали украшения и для комнаты, и для себя: девочки плели себе венки, а мальчики дурачились. Это было классно.
Лагерь-это и детские шалости. Ночью, когда все спят, начиналось самое интересное: мальчики мазали друг друга пастой, разрисовывали. Слава богу девчонки этого не делали. У нас рядом спала воспитательница и этот номер не проходил у нас, а мальчики отрывались по полной.
Ну и конечно же, лагерь-это любовь. Кто-то глазки строил, а те кто постарше ходили на свидания, строили отношения.
И наконец, после лагеря мы все обменивались фотографиями, адресами.
Впечатлений было море, это был очень классно и незабываемо.
Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»
Я была в четвёртом классе, когда мне дали путёвку в Артек, как лучшей ученице. Я тогда была председателем класса. Ездила я и еще одна девочка из моего класса, вот мы с ней ездили.
Ну конечно впечатлений было море. Если я была в лагерях, где деревянные бараки, где туалет находился на улице. Ночью в туалет запрещалось ходить, и мы с девчонками пробирались туда, потому что одной страшно. То тут, (в Артеке) как небо и земля. Огромные, каменные, красивые, с огромными стёклами корпуса, море Черное рядом, гора Аю-Даг.( в переводе-медведь, медвежья гора)
Впечатления на всю жизнь, конечно, осталось. Многое забылось, естественно. Дружба, песни у костра. Помню, как в поход поднимались на Аю-Даг в течение дня. Мы позавтракали и пошли. В гору тяжело было подниматься, но ничего, выдержали.
Были конкурсы на лучший отряд барабанщиц, все, без исключения играли на этих барабанах. Не так-то просто было в ритм попасть.
Море. Это сейчас мы сели и поехали в Приморье, а тогда было не так. Я в детстве никогда на море и не была до лагеря.
Обменивались номерами в конце, переписывались долгое время, но всё это забылось, повседневная жизнь все-таки.
Пионерский лагерь им. Лукашева, Хабаровский край
Лагерь был назван в честь Дальневосточного селекционера. Был известен выведением новых сортов груш.
Я ездила ежегодно в этот лагерь, начиная с первого класса. Путёвку давали маме и папе предприятие. Предприятие обеспечивало работников путёвками в лагерь. Давали их ежегодно, дот 8 класса.
Путёвку мы получали на руки. В ней было указано каких медицинских работников нужно пройти, какие медицинские справки собрать и также имелась памятка для родителей, что необходимо было с собой взять. Ну, в соответствие с этим списком мы и набирались.
Мамы старались побольше наложить в чемодан, чтобы мы там не стирались. Современных условий, таких как сейчас не было. Банный день один раз в неделю, выстраивалась отрядом, (мальчики, девочки отдельно) ну и шли мыться.
Мы подъезжали к лагерю: там нас ждали медицинские работники, мамочки нас сдавали, кто плакал, кто радовался - все зависело от ребёнка. Нас встречали пионервожатые.
Письма мы писали родителям часто. Почта работала хорошо, письма доходили за 3-4 дня. Набирали с собой пачку конвертов, марок и отсылали их.
В первый день мы обживались, занимали свои места, занимали тумбочки и т.д. Была экскурсия по лагерю, мы знакомились друг с другом. На следующий день было открытие лагеря, открытие смены.
Подъем был с утра, в 8 часов под пионерскую зорьку. Нас быстренько будили. Зарядка. Мы быстро переодевались и выходили на общее построение. Это было линейка. Каждое утро мы одевались в пионерскую форму для подъема флага. Это почётное право предоставлялось отличившемуся пионеру за прошедшие дни. Вечером подводился итог прошедшего дня.
Перед сном мы рассказывали друг другу страшные истории, переползали к друг другу в кровати и вместе спали.
Был родительский день 2 раза за смену. Готовился концерт за две недели. Каждый день проходили мероприятия. Лучшие номера отбирались на концерт. Мы встречались с родителями и вели их на концерт, а потом уже с родителями расходились.
Происходила уборка территории, мыли корпуса, дежурили по лагерю, по столовой. График составлялся абсолютно разный.
В конце обменивалась фотография, писали друг другу, но это всё забывается.
Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок», Краснодарский край
Путёвкой в лагерь я получила от школы, меня наградили за активность. В лагерь «Орлёнок» я поехала в 8 классе, мне было 14 лет, я была самой маленькой в отряде. В этот лагерь мог поехать не абы кто, туда попадали за определённые заслуги в учёбе, активисты в школе. Смены в этом лагере были международные, или тематические. Сейчас на манер «Орленка» работает наш Дальневосточный лагерь «Созвездие».
В лагере была «Морская дружина» - их корпус был построен на манер корабля. Моя дружина – «Комсомольская». Мы жили в бочках прямо на берегу моря. Рядом с корпусом у нас было костровое место и каждый вечер, мы всегда вставали в «орлякцкий» круг и говорили пожелание себе на ночь. Порядок в лагере был, как в армии. Дети все были старше меня, я не знаю почему так получилось. Все дети, которые были старше меня, заботились обо мне. Когда я приехала, очень тосковала по дому, скучала по родителям, Хабаровску. Писала письмам очень часто родителям. Над корпусом у нас росло дерево, и за ночь, с этих деревьев, падали ягоды, и нам постоянно приходилось убирать их.
Отряд у нас был туристический, мы всем лагерем выезжали в горы, Никогда не забуду это путешествие в горы, потому что мы шли с рюкзаками, было очень тяжело. Для меня, человека, которого оторвали от дома, пойти в горы это была полная катастрофа. Мы отдыхали у горной речки. Мы пришли на поляну, где нам нужно было установить палатки. Развели костер, приготовили еду. Когда мы собирали ветки для костра, я увидела змею, очень испугалась. Я даже представить себе не могла, что в горах змеи водятся. Вечером у нас был конкурс Туристической песни, инсценированной. Наша команда заняла 1 место.
Я стала ходить в театральный кружок, и мы ставили там сказку. Для меня было открытие, когда нас привезли в павильон театральный, там было столько костюмов, естественно я их все перемерила. Помню к нам приезжал директор компании «Ералаш». Он и его режиссеры. Борис Грачевский. Нас собирали на улице. Была сцена, и нам показывали кадры, которые еще не показывали по телевизорам. Было очень интересно.
В конце смены была линейка и прощальный костёр. Я навсегда запомню эту поездку в лагерь. В конце смены мне очень не хотелось домой ехать. После смены переписывались, девчонки присылали свои фотографии с других городов. Потом все забылось.
[1] Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь истории советской повседневности. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
[2] Например: Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Антоненко Т.А. 20.02.2016 г.
[3] Например: Энциклопедия нашего детства: пионерлагерь [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.interfax.by/article/67173 (дата обращения 10.04.2016)
[4] «Добро пожаловать, или Посторонним вдох воспрещен» (реж. Климов Э.Г., 1964 г.).
[5] Кудряшов, Ю.В. Российское скаутское движение, 1997, с.106
[6] Неофициальный сайт пионерской организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pionerorg.narod.ru/history.html (дата обращения: 10.04.2016)
[7] Петров, А. Страна детства возрождается. [Электронный ресурс] Режим доступа http://rusplt.ru/society/strana-detstva-vozrojdaetsya-17470.html (дата обращения 11.04.2016)
[8] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[9] Петров, А. Страна детства возрождается. [Электронный ресурс] Режим доступа http://rusplt.ru/society/strana-detstva-vozrojdaetsya-17470.html (дата обращения 11.04.2016)
[10] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Антоненко Т.А. 28.03.2016 г.
[11] Лето в пионерском лагере [Электронный ресурс] Режим доступа http://fishki.net/52968-leto-v-pionerskom-lagere-91-foto.html (дата обращения: 12.04.2016)
[12] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[13] Энциклопедия нашего детства: пионерлагерь [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.interfax.by/article/67173 (дата обращения 10.04.2016)
[14] Там же
[15] Лето в пионерском лагере [Электронный ресурс] Режим доступа http://fishki.net/52968-leto-v-pionerskom-lagere-91-foto.html (дата обращения: 12.04.2016)
[16] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Антоненко Т.А. 28.03.2016 г.
[17] Там же
[18] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Займенцевой Н.А. 15.03.2016 г.
[19] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[20] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Тростьянской Т.Ю. 18.03.2016 г.
[21] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[22] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Антоненко Т.А. 28.03.2016 г.
[23] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[24] «Добро пожаловать, или Посторонним вдох воспрещен» (реж. Климов Э.Г., 1964 г.).
[25] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Любиной М.В. 6.04.2016 г.
[26] Из личного архива Троскалевского Д.А. Интервью с Займенцевой Н.А. 15.03.2016 г.
[27] Там же
[28] Энциклопедия нашего детства: пионерлагерь [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.interfax.by/article/67173 (дата обращения 10.04.2016)
Сверчок
Рисуем крокусы акварелью
Что общего у травы и собаки?
Хризантема и Луковица
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое