Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Выращивание кристаллов в домашних условиях" | 36.27 КБ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Автор: Галеев Данила Айратович
Россия, пгт. Пойковский
Нефтеюганского района
Тюменской области
МОБУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1» 4 класс
Учитель-куратор: Голендухина Алёна Владимировна
учитель начальных классов
МОБУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1» пгт. Пойковский
Нефтеюганского района
Тюменской области
пгт. Пойковский
2011-2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………...3
Заключение ……………………………………………………………………………….12
Библиографический список ……………………………………………………………...13
Приложение ………………………………………………………………………………14-24
Введение.
Актуальность исследования.
XXI век называют веком компьютерных технологий. Сегодня мы не представляем жизнь современного человека без сотовых телефонов, персональных компьютеров и другой техники. Меня заинтересовал тот факт, что во всех этих устройствах присутствуют кристаллы. Но кристаллы, не созданные природой, а искусственно созданные человеком. Мне захотелось узнать, можно ли вырастить кристалл в домашних условиях.
Цель исследования: научиться выращивать кристаллы соли и других веществ в домашних условиях.
Задачи исследования:
- изучить литературу о кристаллах;
- узнать о значении кристаллов в жизни человека;
- подобрать доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов дома;
- вырастить кристаллы соли и других веществ;
- изучить условия образования кристаллов;
- проанализировать полученные результаты.
Предмет исследования: выращивание кристаллов.
Объект исследования: кристаллы.
Гипотеза исследования: если создать определенные условия, то можно вырастить кристаллы разной формы и размеров за короткий срок.
Практическое значение исследования заключается в том, что с ним можно познакомить детей на классном часе, на уроках химии и окружающего мира. Выращенные в ходе эксперимента кристаллы позволят создать наглядное пособие «Кристаллы» и декоративный настольный светильник.
Методы исследования:
- сравнительный анализ;
- наблюдение;
- сбор информации;
- работа с разными СМИ;
- практический эксперимент;
- анализ данных, полученных в ходе эксперимента.
1. Что такое кристаллы?
Кристаллы – вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы или молекулы) «упакованы» в определенном порядке. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название граней. Места соединения граней называются рёбрами, точки пересечения – вершинами или углами.
В большинстве случаев кристаллические вещества не имеют ясно огранённой формы, хотя и обладают закономерным внутренним кристаллическим строением. Установлено, что кристаллы построены из материальных частиц - ионов, атомов или молекул, геометрически правильно расположенных в пространстве.
В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода – одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Еще в XVII в. знаменитый астроном Иоганн Кеплер написал трактат «О шестиугольных снежинках», а спустя три столетия были изданы альбомы, в которых представлены коллекции увеличенных фотографий тысяч снежинок, причем ни одна из них не повторяет другую.
Интересно происхождения слова «кристалл» (оно звучит почти одинаково во всех европейских языках). Много веков назад среди вечных снегов в Альпах, на территории современной Швейцарии, нашли очень красивые, совершенно бесцветные кристаллы, очень напоминающие чистый лед. Древние натуралисты так их и назвали – «кристаллос», по-гречески – лед. Это слово происходит от греческого «криос» – холод, мороз.
Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять. Один из самых авторитетных античных философов Аристотель писал, что «кристаллос рождается из воды, когда она полностью утрачивает теплоту». Римский поэт Клавдиан в 390 году то же самое описал стихами:
Ярой альпийской зимой лед превращается в камень.
Солнце не в силах затем камень такой растопить.
Аналогичный вывод сделали в древности в Китае и Японии – лед и горный хрусталь обозначали там одним и тем же словом. И даже еще в XIX в. А.С. Пушкин в стихотворении «У Овидию» написал:
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи.
Особое место среди кристаллов занимают драгоценные камни, которые с древнейших времен привлекают внимание человека. Люди научились получать искусственно очень многие драгоценные камни. Например, подшипники для часов и других точных приборов уже давно делают из искусственных рубинов. Получают искусственно и прекрасные кристаллы, которые в природе вообще не существуют, например, фианиты, внешне очень похожие на бриллианты.
Всеми вопросами, касающимися формы кристаллов, занимается кристаллография. Она изучает структуру, возникновение и свойства кристаллов, их внешнюю и внутреннюю геометрию.
Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в 6 видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько десятков килограмм. На форму кристаллов, прежде всего, влияют условия, в которых они растут. В целом мир кристаллов удивительно разнообразен и красив.
2. Свойства кристаллов
Кристаллические вещества обладают такими свойствами, как:
3. Методы выращивания кристаллов в природе и промышленности
Природные кристаллы не всегда достаточно крупны, часто они неоднородны, в них имеются нежелательные примеси. Природные кристаллы зачастую имеют дефекты и природных запасов кристаллов недостаточно для обеспечения жизнедеятельности человека. Поэтому люди стали сами выращивать кристаллы, зачастую значительно улучшая их качества. Искусственные кристаллы пробовали выращивать еще в XVI веке, но научились этому делу только в середине XX столетия.
При искусственном выращивании можно получить кристаллы крупнее и чище, чем в природе. В лабораториях и на заводах совершенствуют методы создания искусственных кристаллов с нужными свойствами, благодаря которым выращивают кристаллы, как для техники, так и для изучения новых явлений и свойств самих кристаллов. А самое главное – искусственно выращивая кристаллы, создают вещества, каких вообще нет в природе.
В промышленности и исследовательских лабораториях кристаллы выращивают из паров, растворов, расплавов, из твердой фазы и другими способами, например, синтезируют путем химических реакций, при высоких давлениях, осуществляют электролитическую кристаллизацию, кристаллизацию из гелей и др.
Основными методами получения совершенных кристаллов большого диаметра являются методы выращивания из расплава, из растворов и из паровой (газовой) фазы.
Выращивание из расплава. В настоящее время более половины технически важных кристаллов выращивают из расплава. Этими методами выращивают элементарные полупроводники, металлы, оксиды и другие вещества. В ряде случаев из расплава выращиваются монокристаллы, в состав которых входит пять и более компонентов.
Примером выращивания кристаллов из расплава в природе является кристаллизация магмы. Магма – огненно-жидкий расплав, содержащий различные химические соединения, в том числе и газы. При медленном остывании магмы образуется множество центров кристаллизации, кристаллы растут, мешая друг другу, и в результате образуется кристаллическая зернистая порода.
Кристаллизация из растворов. Под кристаллизацией из растворов подразумевается рост кристалла соединения, химический состав которого заметно отличается от химического состава исходной жидкой фазы. Растворителями могут быть вода, многокомпонентные водные и неводные растворы, расплавы каких-либо химических соединений.
В природе и технике особенно широко распространено образование кристаллов при переходе вещества из жидкого состояния в твердое. Примерами образования кристаллов из растворов могут служить образование льда и выпадение различных солей.
Кристаллизацию из растворов можно осуществлять за счет изменения температуры
раствора, за счет изменения состава раствора, а также использовать кристаллизацию при химической реакции.
Кристаллизация из паровой (газовой) фазы широко используется для выращивания массивных кристаллов, пленок, тонких покрытий, нитевидных и пластинчатых кристаллов. В природе образование кристаллов серы, нашатыря, борной кислоты происходит при охлаждении газов в кратерах вулканов. Наиболее обычным примером является образование снега.
4. Применение кристаллов
Кристаллы нашли своё применение в различных областях: строительстве и машиностроении, электротехнике, теле- и радиовещании, оптике и ювелирном деле, обрабатываем кристаллы на заводах, выращиваем их в лабораториях, широко применяем в науке, едим кристаллы, лечимся ими...
По мере совершенствования методов исследования кристалличными оказались вещества, до этого считавшиеся аморфными (не имеющие кристаллического строения). Сейчас мы знаем, что даже некоторые части организма кристалличны, например, роговица глаза, витамины, мелиновая оболочка нервов – это все кристаллы. Долгий путь поисков и открытий, от измерения внешней формы кристаллов вглубь, в тонкости их атомного строения еще не завершен. Но теперь исследователи довольно хорошо изучили его структуру и учатся управлять свойствами кристаллов.
Мной проведено 6 практических экспериментов: 2 из них по выращиванию кристаллов соли пищевой, 3 – кристаллов медного купороса и 1 - кристаллов сахара. Вся экспериментальная работа была разбита на следующие этапы:
Выращивание кристаллов соли поваренной пищевой.
Оборудование: поваренная соль, вода, стеклянная палочка, емкость, грузик (гайка / пуговица), нить, марля (салфетка).
Опыт № 1
(см. приложение, фото № 1- 5)
Опыт № 2.
(см. приложение, фото № 6-7)
Выращивание кристаллов медного купороса
Оборудование: медный купорос, вода, стеклянная палочка, емкость, грузик (гайка / пуговица), нить, марля (салфетка).
Опыт № 3
(см. приложение, фото № 8-12)
Опыт № 4
(см. приложение, фото № 13-16)
Опыт № 5
(см. приложение, фото № 17-20)
Выращивание кристаллов сахара.
Опыт № 6
(см. приложение, фото № 21- 23)
Оборудование: сахар-песок, вода, стеклянная палочка, емкость, грузик (гайка), нить, марля (салфетка).
Заключение.
Изучив литературу о кристаллах, я увидел, какую важную роль они играют в жизни человека. Подобрав необходимое оборудование и сырье из доступных материалов, мне удалось провести 6 экспериментов по выращиванию кристаллов соли, медного купороса и сахара в домашних условиях. Таким образом, я делаю вывод о том, что цель исследования была мной достигнута.
Результаты проведенных практических экспериментов позволяют сделать следующие выводы:
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась: если создать определенные условия, то можно вырастить кристаллы разной формы и размеров за короткий срок.
Материалы данной исследовательской работы можно использовать на классных часах, на уроках химии и окружающего мира. Выращенные в ходе эксперимента кристаллы позволили создать наглядное пособие «Кристаллы» и декоративный настольный светильник (см. приложение, фото № 24, 25).
Библиографический список.
Простые новогодние шары из бумаги
Сказка "Колосок"
Сорняки
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Именинный пирог