Исследовательская работа по оценке экологического состояния почвы по ее качественному составу
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_upb_ekologiya_mkou_sosh_no5_zvyagintseva_yulya.docx | 82.64 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
Оценка экологического состояния почвы
по ее качественному составу
в агроценозах села Новоблагодарного
Автор:
Звягинцева Юлия
ученица 10 класса МКОУ СОШ №5
Руководитель:
Чубченко Марина Александровна,
учитель химии и биологии МКОУ СОШ № 5
Консультант:
Рыбасова Нина Геннадьевна
учитель биологии МКОУ СОШ №5
с. Новоблагодарное 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..2
Актуальность работы
Цели и задачи исследования.
Объект и программа исследования
1. Основная часть ………………………………………………………………………5
1.1. Теоретическое обоснование ……………………………………………….….5
1.2. Исследовательская работа………………………………………………….…..8
Определение механического состава и структуры почвы
2. Выводы и рекомендации…………………………………………………………….11
3. Список использованной литературы………………………………………………..12
4. Приложение………………………………………………………………………..….13
Введение
Ты бороздишь земли усталый лик…
Войди в неё на глубину в полметра
И ты откроешь новый материк…
В. Фёдоров.
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы, особенно на школьном учебно-опытном участке, так как на нём возделывается большое количество сельскохозяйственных растений и чтобы избежать неурожая мы должны следить за составом почвы. В последние годы подобных исследований не проводилось. Не зная состава, наугад, химические удобрения вносить нельзя. Дело в том, что, попадая в почву не своевременно или в избыточном количестве, удобрения могут переходить в труднодоступные для растений химические соединения, накапливаться в почве и воде, попадать в организм человека. Поэтому, нужно разработать рекомендации по улучшению состава почвы пришкольного участка и рекомендации по внесению минеральных удобрений.
Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное «царство природы».
С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными. А что мы о ней знаем?
Почва – это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землей. Помимо этих твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений почва состоит также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней. Почва возникает на границе литосферы и атмосферы в результате воздействия климата и живых организмов (растений и животных) на горные породы и покрывает практически всю сушу, образуя почвенный покров. Для того, что бы понять, как образовался и как живет этот объект природы, состоящий из твердой земли, воды, воздуха и живого вещества, нужны знания не только по географии, биологии, химии, но еще по геологии и некоторым разделам физики.
На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность намного ниже. Чтобы найти причину, нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.
Актуальность работы
За повседневной суетой будничной жизни и недостаточной информированностью человек не всегда и не в полной мере осознает, что его личная жизнь, как и сам факт существования жизни на нашей планете Земля, неразрывно связаны с почвами, с функционированием ее продуцирующей системы «почвы – растения - внешняя среда». Почвы – важнейший компонент биосферы, выполняющей в ней ряд глобальных функций и не сводящихся только лишь к производству сельскохозяйственной продукции. Если в сельском хозяйстве почва не является единственным, хотя и основным, средством производства, то в отношении выполнения экологических функций в биосфере почва является незаменимым компонентом; ее функции не могут быть выполнены никакой другой частью биосферы.
Актуальность данной работы состоит в том, что исследование почвы в данной местности никем ранее не проводилось.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные в работе, могут быть использованы при выращивании различных культур на пришкольном участке; имеется возможность провести сравнительный анализ почв разных отделов нашего пришкольного участка. В настоящее время люди с. Новоблагодарном стали больше уделять внимания состоянию территории, прилегающей к постройкам. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, регулярно проводим субботники. Чтобы было красиво, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замечено, что цветы стали расти хуже. Это проявилось в плохой всхожести семян, низкорослости растений, плохой кустистости и цветении. Изучив литературу по данной проблеме, мы предположили, что причины плохого роста растений могут быть в состоянии почвы на клумбах. Корни растений нуждаются в большом количестве места, воды и воздуха. Почва должна быть такой, чтобы она могла удержать необходимое количество питательных веществ, для хорошего роста корней. Поэтому, мы решили исследовать экологическое состояние почвы взятой с клумб, с целью разработки предложений по их улучшению. Для проведения исследования была изучена литература, подобраны химические реактивы и оборудование. Также мы обратились к интернет – ресурсам.
Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической мы изучали, систематизировали и обобщали материал по интересующим нас вопросам, а в практической части проводили исследовательский эксперимент.
Цели и задачи исследования.
Цель: изучить свойства почвы и дать оценку экологического состояния агроценозов села Новоблагодарного.
Задачи:
Объект исследования
В качестве объекта изучения были взяты пробы почв в 3-х точках:
1. овощной отдел пришкольного участка площадью 0,5 га
2. цветочно-декоративный отдел пришкольного участка
3. школьное поле площадью 34 га
(Приложение 1. Таблица № 1)
Программа исследования:
Исследования проводились осенью 2015 года.
1. Основная часть
Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.
Это позволяет оценить потребности науки и выбрать задачу, выбрать методику работы в данной области, сопоставить свои результаты и свою точку зрения с результатами и точками зрений других исследователей
В первую очередь мы в своей работе использовали популярную и научную литературу для ориентировки в проблемах исследования почв, которая имелась в школьной библиотеке, кабинете биологии, географии и химии, сельской библиотеке, а также сеть интернет. Прорабатывались книги, журналы, методические разработки, географические карты, атласы и др.
Общая характеристика почв
Почва - особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого почву обычно рассматривали в качестве одного из геологических образований. Плодородие почвы, т. е. способность обеспечивать растения водой и пищей, позволяет ей участвовать в воспроизведении биомассы.
Выделяют основные факторы почвообразования – климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф, а также хозяйственная деятельность человека. Климат воздействует на тепловой и водный режимы почв, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир. Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От её механического состава и структурных особенностей зависят физические свойства почв – водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость и другие, следовательно, водный, тепловой, воздушный режимы, скорость передвижения веществ в почве.
По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. При увлажнении песчаных почв, их комочки не скатываются в шарик. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо. У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно и при увлажнении суглинистые почвы скатываются в колбаску с тонким кончиком, не ломающуюся при сгибании. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому более плодородны (за исключением сильно подзолистых). Однако и суглинистые почвы нуждаются в своевременном пополнении запасов питательных веществ.
Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, часто бывают переувлажненными, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо и комочки .
Главным свойством почвы является ее плодородие. Оно, как и все другие ее свойства, непосредственно связано с условиями природной среды, в которой почва образуется и развивается. В большинстве своих случаев для определения типа почвы достаточно информации о внешних признаках верхнего слоя почвы, составе растительности, особенностях рельефа и климатической зоны. Особая роль в развитии почвы и ее плодородия принадлежит живым существам и, прежде всего зеленым растениям и микроорганизмам. В процессе их жизнедеятельности в почве происходит концентрация элементов зольного и азотного питания в форме органических и органо-минеральных веществ, одновременно создаются условия для большого удержания влаги, газообмена с атмосферой, поглощения лучистой энергии солнца и т.п. По мере развития растительности постепенно возрастает и плодородие почвы (Сидоров, 2004)
Плодородие почвы – это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах зольной и азотной пищи, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством тепла и воздуха.
Характеристики почвы, влияющие на плодородие:
Основными агрохимическими показателями анализа почвы, без которых не обходится ни одно окультуривание земель, создание газона или посадка растений, является содержание гумуса, подвижных форм фосфора и калия, кислотность почвы.
Одной из наиболее важных характеристик является кислотность почв, ведь она влияет не только на урожайность, но и на почвообразовательные процессы. От нее зависит эффективность использования удобрений, развитие заболеваний культурных растений.
Кислотность почвы - это важнейший показатель анализа почвы, характеризующий содержание протонов водорода в почве. Обычно этот показатель выражается величиной рН. Большинство растений лучше произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Как кислая, так и щелочная реакция почвы губительны для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитее большинства культурных растений и бактериальной микрофлоры.
Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные. Приведенная классификация характеризуется величиной рН
Как известно, в процессе жизнедеятельности растения поглощают из почвы большое количество минеральных солей.
Минеральные удобрения являются наиболее крупным резервом подъёма урожайности и повышения плодородия почв. В настоящее время в общем балансе вносимых в почву питательных удобрений, на минеральные приходится около 60%. Минеральные удобрения подразделяются на простые, содержащие один элемент питания, и комплексные (сложные, комбинированные и смешанные), содержащие два-три макроэлемента, а также микроэлементы.
Азот - один из основных элементов питания растений. Он входит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла, алкалоидов, ферментов, других важных для жизни растений органических веществ. В растительных белках его содержится от 15 до 10%. Условия азотного питания оказывает большое влияние на развитие растений. При недостатке этого элемента их рост резко ухудшается, стебли становятся хрупкими, слабо ветвятся, листья преждевременно желтеют, что отрицательно сказывается на урожае плодов. Главный источник азота в почве – гумус.
Основной способ пополнения запасов азота в почве – внесение азотосодержащих удобрений. Азот в таких удобрениях находится в нитратной NO3-, аммонийной NH4+ и амидной NH2- формах.
К группе минеральных удобрений также относятся фосфорные и калийные.
Фосфор в растениях содержится в минеральных и органических соединениях, оказывает многостороннее влияние на жизнедеятельность растений. При хорошем фосфорном питании значительно повышается урожай и улучшается качество сельскохозяйственной продукции. У злаковых культур возрастает доля зерна в общем урожае, в овощах, плодах и корнеплодах увеличивается содержание сахара, в клубнях картофеля-крахмала.
Оптимальное фосфорное питание способствует повышению зимостойкости растений, ускоряет их развитие и созревание. Так, под влиянием фосфорных удобрений сроки созревания зерновых культур сокращаются на 5-6 дней, что особенно важно для районов с непродолжительным периодом вегетации растений.
Фосфорные удобрения смягчают отрицательное действие засухи, существенно снижают коэффициент водопотребления. Кроме того, при оптимальном фосфорном питании лучше развивается корневая система растений, что также повышает их засухоустойчивость. Фосфор не оказывает отрицательного влияния на растения даже при внесении очень высоких доз фосфорных удобрений.
Калий – один из важнейших элементов питания растений. Он способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментов. Установлено, что более 60 различных ферментных систем растений могут нормально функционировать только при достаточном уровне калийного питания. Калий увеличивает поступление воды в клетки, повышает осмотическое давление и тургор, снижает процент испарения воды.
При хорошем калийном питании увеличивается содержание сахара в плодах и овощах, крахмала в картофеле, повышает зимостойкость культур, устойчивость хлебов к полеганию. Правильное применение калийных удобрений улучшает качество продукции, увеличивает в ней содержание белков и углеводов.
2.2 . Исследовательская деятельность
Познакомившись с литературой и методикой проведения исследований С.В. Алексеева, мы провели свои опыты.
Небольшую пробу почвы каждого образца поместили в сухую пробирку и нагрели.
Пользуясь таблицей 4 .Приложения 1 рассмотрели возможные показатели влажности почвы, и сделали вывод по каждому образцу.
Основные физические показатели занесли в таблицу 5.Прложение 1.
Небольшую пробу почвы опустили в стакан с водой, пронаблюдав выделение пузырьков воздуха, что говорит о наличии воздуха в почве.
Пробу почвы поместили в пробирку, добавили воды и взболтали. Поместили каплю воды из пробирки на предметное стекло, накрыв его другим предметным стеклом. И рассмотрели при малом увеличении микроскопа.
К сожалению, при таком малом увеличении, которое дает школьный световой микроскоп, увидеть живые микроорганизмы невозможно. Но зато на участках были замечены дождевые черви!
В пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то-щелочной. Она осталась практически без изменения во всех пробах. Это свидетельствует о том, что почва нейтральная. (Приложение 1.Таблица № 6). И лишь на одном экземпляре (цветочно-декоративный отдел) почва оказалась слабокислой.
А). Обнаружение карбонатов в почве.
Избыток растворённых в почве солей (её засоленность) снижает её плодородие. Такими солями являются хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.
Для обнаружения карбонатов на каждую из проб наносили несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат- ион, то под действием кислоты начинается выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, «вскипающие» от 10% соляной кислоты, относят к карбонатным. Данный химический процесс выражается следующим химическим уравнением:
Na2CO3 +2HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O
Интенсивность выделения углекислого газа, то есть интенсивность «вскипания» ( бурное, среднее, слабое) даёт предварительную количественную оценку содержания карбонат-иона в почве.
Б). Определение наличия хлоридов в почве.
Для постановки опыта необходимо подготовить водную вытяжку. Для этого взяли по 25 граммов исследуемых образцов почвы, поместили их в стаканчики, добавили 50 мл воды. Взболтали содержимое колб, дали отстояться в течение 5 - 10 минут. Ещё раз взболтали и после отстаивания профильтровали. Вытяжку использовали для определения хлоридов и сульфатов в почве.
Отлили в 3 пробирки по 5 мл почвенной вытяжки и добавили в каждую из них несколько капель 10% азотной кислоты и по каплям раствора нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется хлопьевидный белый осадок хлорида серебра, который на свету темнеет и не растворяется в азотной кислоте.
Уравнение происходящей реакции:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид-ионов. Если раствор только мутнеет, то есть теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.
В). Обнаружение сульфатов в почве.
К 5 мл почвенной вытяжки каждой из 3 проб прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл 20%-ного раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонкодисперсный или молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный раствор).
Уравнение качественной реакции:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 +2 NaCl
Результаты исследований обобщены в таблице. (Таблица № 8).
Г) Обнаружение нитратов в почве
Определение нитрат-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих нитрат-ионы в водной вытяжке из почвенных образцов.
Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора, долили к нему 1мл концентрированного раствора NaOH и добавили немного цинковой пыли. Для ускорения реакции смесь подогрели. Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.
Результаты исследований по хим. показателям занесены в таблицу № 7 ( Приложение 1 .Таблица №7)
Выводы и рекомендации.
Изучив литературу о значении почвы, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества.
Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы обучающихся;
По итогам работы мы разработали рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур (Приложение №2 ), а также определили группы овощных, плодовых и ягодных культур по отношению к
почвенной кислотности и дикорастущие растения - биоиндикаторы почв
(Приложение 1.Таблица № 8).
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что экологическое состояние нового пришкольного участка и школьного поля удовлетворительное.
Слабокислую почву цветочно-декоративного отдела можно использовать для выращивания астры, циннии, петунии, сальвии, бархатцев, настурции, агератума, рудбекии и др. При необходимости можно снизить кислотность при помощи известковых удобрений.
Наличие же карбонатов в почве школьного поля, говорит о снижении плодородности почвы, и, следовательно, не пригодности для выращивания культур с глубокой корневой системой. На карбонатных почвах следует выращивать культуры, которые хорошо переносят щелочную почву: черешню, капусту, горох и фасоль. И напротив, не рекомендуется возделывать культуры, предпочитающие кислую почву: рододендрон, олеандр, хвойные растения. Выращивать картофель на данных почвах также не рекомендуется, так как он часто поражается фитофторозом.
Но так как уровень содержания карбонатов не слишком высок, то его можно снизить с помощью гипсования.
Было внесено предложение в администрацию школы: для очистки пришкольного участка от сорных растений провести дополнительную обработку почвы и осеннюю подготовку её к посадке овощных культур весной. Использовать сидераты (зелёные удобрения) — растения, выращиваемые с целью их последующей заделки в почву для улучшения её структуры, обогащения азотом и угнетения роста сорняков.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Москва. АОМДС.1996г.
2. Батулин В.Г. Пособие по экологии для учителя. Москва. 2002г.
3. Вишнякова В.Ф.. Экология Ставропольского края 9-11 класс. Ставрополь. 2000г.
4. Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М. Аркадия, 1998 г.
5. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное
Опытничество во внеклассной работе с учащимися. – М. Просвещение, 1989 г.
6. Криксунов Е.А. . Экология 9 класс. Издательский дом «Дрофа». 1995 г.
7. Крючков. Д.И. . Большой справочник начинающего эколога Мониторинг. С.- Петербург. 2001г.
8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.«Экология России». Москва АО МДС 1996
9. Новиков Ю.В.. «Природа и человек». Москва, Просвещение, 1991 г.Сеть Internet.
10. Польский Б.Н. Рассказы о почве. - М. Просвещение. 1977г.
11. Хворостухина С. А. Как повысить плодородие в почве. – Москва.Литагент «РИПОЛ».2012
11. Чернова Н.М.. Основы экологии. Москва, Дрофа, 2002 г.
Сеть Интернет
Приложение.
Таблица № 1.
Точки участка для взятия проб.
Таблица № 2.
Механический состав почвы.
Тип почвы по механическому составу. | Особенности скатывания почвы. |
1. песчаная почва | Почва не скатывается в шарик |
2. супесчаная почва | Почва скатывается в шарик |
3. лёгкая суглинистая почва | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании |
3. суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, ломается при изгибании |
5. тяжёлая суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, не ломается при изгибе. |
6. глинистая почва. | Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо. |
Таблица № 3.
Определение типа почвы
(по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Особенности скатывания | Тип почвы. |
Проба № 1 овощной отдел | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании | лёгкая суглинистая почва |
Проба № 2 цветочно-декоративный | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании | лёгкая суглинистая почва |
Проба № 3 школьное поле | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании | лёгкая суглинистая почва |
Таблица № 4.
Показатели влажности почв
Степень влажности | Характеристика |
Сырая | сочатся капельки воды |
Очень влажная | вода не сочится, но приложенный к почве лист фильтровальной бумаги быстро намокает |
Влажная | приложенный к почве лист фильтровальной бумаги намокает |
Свежая | почва на ощупь прохладная, чувствуется, что в ней есть влага, но фильтровальная бумага , приложенная к почве, не намокает |
Сухая | почва на ощупь сухая, рассыпающаяся |
Очень сухая | почва рассыпается сразу. |
Таблица № 5
Общие физические свойства взятых образцов почвы
(по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Место отбора пробы | Структура почвы (рассыпчатая, комковатая, каменистая и др.) | Состав почвы. (наличие инородных включений, их характер) | Результаты определения влажности почвы |
1 | овощной отдел | Рассыпчатая, структурная | корни, остатки растительности | свежая |
2 | цветочно-декоративный | Рассыпчатая, структурная | корни, остатки растительности | свежая |
3 | школьное поле | рассыпчатая, структурная | корни, остатки растительности | свежая |
Таблица № 6.
Определение кислотности почвы (по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Место отбора пробы | Внешний вид раствора. | Рн водной вытяжки. |
1 | овощной отдел | опалесцирующий | нейтральная |
2 | цветочно-декоративный | розоватый | слабокислая |
3 | школьное поле | опалесцирующий | нейтральная |
Таблица № 7.
Определение наличия карбонатов, хлоридов и сульфатов в почве
(по методике С.В. Алексеева)
Соли пробы | Проба № 1 овощной отдел | Проба № 2 цветочно-декоративный | Проба № 3 школьное поле |
Карбонаты | «вскипание» отсутствует | «вскипание» отсутствует | Заметное, но кратковременное «вскипание» |
Хлориды | Только теряет прозрачность (тысячные доли процента) | Только теряет прозрачность (тысячные доли процента) | Только теряет прозрачность (тысячные доли процента) |
Сульфаты | Почти прозрачный раствор. | Почти прозрачный раствор. | Почти прозрачный раствор. |
Таблица № 8.
Оптимальные значения рН почвы для основных
сельскохозяйственных культур.
Растение. | Оптимальные значения рн | Растение. | Оптимальные значения рн |
Овёс. | 5,0 – 7,7 | Картофель | 5,0 - 5,5 |
Рожь озимая | 5,5 – 7,5 | Сахарная свекла | 7,0 – 7,5 |
Пшеница яровая | 6,0 – 7,5 | Люцерна | 7, - 8,0 |
Пшеница озимая | 6,3 – 7,6 | Клевер | 6,0 – 7,0 |
Ячмень | 6,8 – 7,5 | Донник | 6,5 и более |
Кукуруза | 6,0 – 7,0 | Капуста | 6,7 – 7,4 |
Просо | 5,5- -7,5 | Свёкла столовая | 6,8 – 7,5 |
Гречиха | 4,7 – 7,5 | Томаты | 6,3 – 6,7 |
Горох | 6,0 – 7,0 | Редис, репа | 5,5 и более |
Соя | 6,5 – 7,1 | Морковь | 5,5 – 7,0 |
Горчица | Около 7,0 | Огурцы | 6,0 – 7,9 |
Лён | 5,9 – 6,5 | Салат | 6,0 – 7,0 |
Подсолнечник | 6,0 – 6,8 | Хлопчатник. | 6,5 – 9,0 |
Приложение 2
Рекомендации по внесению удобрений
Для получения высокого урожая на овощном отделе необходимо вносить органические удобрения – 200-300 кг на сотку, а также азотные удобрения (аммиачная селитра) – 1,5 – 2,0 кг на сотку, весной под вспашку или культивацию. Из сложных удобрений рекомендуется вносить нитрофоску 3,0 – 3,5 кг на сотку.
Если трудно достать органические удобрения, можно использовать компосты. Компостные кучи лучше устраивать в тени деревьев. Длина компостной кучи произвольная, ширина в основании – 2 м, по верхнему краю – 60 см, высота – 1,2 м. Только при этом условии идет хорошее проветривание и нормально протекают микробиологические процессы.
Чтобы получить хороший компост, растительные остатки переслаивают известью через каждые 20-30 см, из расчета 1 кг извести на 1 м3растительных остатков. Компост вносят в почву из расчета 6-10 кг на 1 м2.
Слабокислая почва цветочно-декоративного отдела благоприятна для выращивания астры, циннии, петунии, сальвии, бархатцев, настурции, агератума, рудбекии и др.
При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500 г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.
Для улучшения структуры почвы использовать опилки при осенней вспашке из расчёта полведра на 1м2.
При внесении минеральных удобрений следить за уровнем рН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы.
Как изменить кислотность почвы?
Любая почва склонна к закисанию. Минеральные удобрения ускоряют процесс повышения кислотности. Навоз, компост и другие органические удобрения – замедляют.
Меньше всего подкисляют почву такие минеральные удобрения, как кальциевая селитра, калийная селитра, натриевая селитра, двойной суперфосфат, костная мука.
Для снижения кислотности почву известкуют. Внесение извести снижает кислотность, улучшает структуру почвы, уменьшает деятельность сорняков, повышает деятельность полезных микроорганизмов.
Под древесные породы известь вносят раз в четыре – семь лет. Чем мельче помол известняка, тем сильнее его действие. Иногда вместо извести применяют мел, который лучше вносить вместе с навозом.
Вместо извести можно применить древесную или растительную золу. Вносить ее можно и перед перекопкой, и перед посадкой сразу в лунки.
Таблица 9
Экологическое состояние пришкольного участка.
№ пробы | Структура почвы | Состав почвы | Уровень влажность | Тип почвы | Аэрация | РН | Карбо- наты | сульфаты | хлориды | нитраты |
1.овощной отдел | Рассыпчат., структурная | Корни, остатки растений | свежая | Лёгкая суглинистая | Средняя интенсивность | Нейтр. | отсут. | Почти прозрач. | Только теряет прозрач. | Отсут. |
2.цвет.-декорат. отдел | Рассыпчат., структурная | Корни, остатки растений | свежая | Лёгкая суглинистая | Средняя интенсивность | слабокислая | отсут. | Почти прозрач. | Только теряет прозрач. | Отсут. |
3.школьное поле | Рассыпчат., структурная | Корни, остатки растений | свежая | Легкая суглинистая | Средняя интенсивность | Нейтр. | 4-3% | Почти прозрач. | Только теряет прозрач. | Отсут. |
Марши для детей в классической музыке
Вода может клеить?
Денис-изобретатель (отрывок)
О чем поет Шотландская волынка?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде