Любая профессиональная деятельность связана с выполнением не только умственных, но и конкретных двигательных задач, которые решаются путем формирования у человека соответствующих умений, навыков и качеств. Решать эти проблемы призваны, в том числе, и средства физического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
ppfp_dlya_programmistov.docx | 40.14 КБ |
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Промышленно-технологический колледж»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Исследование влияния профессионально-прикладной физической подготовки на трудовую деятельность специалистов по программированию в компьютерных системах
Подготовил: студент группы 3ПК
Игнатьев А.В.
Руководитель: преподаватель
физической культуры
Болдырева Т.В.
г. Мичуринск, 2015
Исследование влияния профессионально-прикладной физической подготовки на трудовую деятельность специалистов по программированию в компьютерных системах
Цель: выявить влияние профессионально-прикладной физической подготовки специалистов по программированию в компьютерных системах на основе учета особенностей будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1.Анализ информационных источников по теме работы.
2.Пропаганда знаний о необходимости занятий профессионально-прикладной физической подготовкой.
3.Оформление материалов по теме исследовательской работы.
4.Систематизация и анализ материалов.
Актуальность:
Высокий уровень сложности современной техники и технологий, повышение объема профессиональной двигательной активности различной интенсивности предполагает кроме всего прочего еще и соответствующую функциональную и физическую подготовку человека. Любая профессиональная деятельность связана с выполнением не только умственных, но и конкретных двигательных задач, которые решаются путем формирования у человека соответствующих умений, навыков и качеств. Решать эти проблемы призваны, в том числе, и средства физического воспитания.
В последнее десятилетие компьютеризация охватила практически все сферы жизнедеятельности человека. Отсюда понятен интерес к профессиям, которые связаны с вычислительной техникой и автоматизированными системами. Однако этот вид профессиональной деятельности предполагает преимущественно умственный труд, протекающий в условиях малой двигательной активности при длительном сохранении однообразной статической позы, что приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ухудшению самочувствия.
В связи с этим к студентам, обучающимся по специальности «Программирование в компьютерных системах», предъявляются повышенные требования к уровню развития отдельных физических качеств и психофизиологических свойств организма, которые способствуют более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждениях среднего профессионального образования – специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый с учетом специфических особенностей и требований конкретных профессий и специальностей. Требования профилирования педагогического процесса нашло свое отражение в программе по физической культуре, одним из разделов которой составляет профессионально - прикладная физическая подготовка как одна из основ подготовки будущих рабочих и специалистов к полноценной трудовой деятельности.
Мне как будущему специалисту интересен вопрос о том, как подготовить себя физически и психологически к профессиональной деятельности. Поэтому меня заинтересовала данная тема исследовательской работы.
Гипотеза:
Если путем специальных упражнений будут сформированы специальные прикладные физические качества в соответствии с профессиональными требованиями, то выпускники колледжа будут подготовлены к успешной профессиональной деятельности, к устойчивости профессиональной работоспособности.
Содержание материала:
Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основных направлений системы воспитания, которое помогает сформировать физические качества и наряду с этим усилить специальные качества, умения и навыки, которые необходимы для достижения продуктивной профессиональной деятельности.
Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности необходимо совершенствовать, чтобы повысить эффективность выполняемой работы. Для выполнения определенных задач требуются конкретные упражнения. В общем и целом можно сказать, что специалист должен иметь общее хорошее состояние здоровья, которое можно приобрести при занятиях физической культуры.
Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Условия труда современных специалистов имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причём практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов высшего и среднего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда.
Труд специалистов ЭВМ, программистов, деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда, имеют специфику, связанную с длительными наблюдениями, с воспроизведением и переработкой большого потока информации, с выполнением быстрых и точных движений, при значительном эмоционально-волевом напряжении. Надежными профилактическими средствами в таких ситуациях является специальная физическая подготовка. Явления гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально-прикладной физической подготовки.
Программисты ведут, как правило, сидячий образ жизни, который негативно сказывается на их здоровье. Так же при работе за компьютером очень сильно увеличивается нагрузка на зрительный анализатор. Чрезвычайно важно на протяжении всего рабочего дня программиста поддерживать себя в хорошем настроении и не давать себя утомлять усиленной интеллектуальной деятельностью.
Так, например, вынужденная однообразная рабочая поза программиста способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.
Постоянная нагрузка зрительного анализатора особенно при условии недостаточной тренированности мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции зрения.
Чтобы усилить специальные качества и подготовить организм к деятельности, нужно плавно войти в рабочий ритм путем выполнения физических упражнений. Так же для поддержания программистами необходимой работоспособности во время рабочего сеанса необходимо делать перерывы, во время которых тоже следует выполнять упражнения, цель которых снять физическую усталость и эмоциональное напряжение за работой на компьютере.
Однообразная сидячая поза программистов и ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к возникновению сутулости, искривлению позвоночника, кроме того малоподвижная поза ухудшает кровообращение. Часто приходится мучиться с болями в спине и конечностях, жаловаться на плохое самочувствие, головокружение и ухудшение зрения. Для избежания подобных проблем, желательно выполнять физические упражнения по несколько раз за день, иначе сидячая работа разовьет серьезные заболевания. Очень полезны групповые виды спорта, которые могут принести не только пользу для здоровья программиста в целом, но и тренировать быстроту мыслительных действий, улучшать внимание, концентрацию, способность к запоминанию, развитие которых чрезвычайно необходимо для программистов. Кроме того спорт помогает изменять состояние в текущие моменты времени: например, обучать быстрому «сбрасыванию» возникшего напряжения с помощью релаксации.
Чтобы стать по-настоящему хорошим программистом, мало иметь только крепкие теоретические знания в данной дисциплине, нужно обладать хорошей памятью, концентрацией, высокой стрессоустойчивостью, гибкостью и нестандартностью мышления. Важно бороться с выгоранием – конфликтом между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия. Как уже было сказано выше, усилить и развивать эти качества можно благодаря занятиям физической культуры.
В ходе исследования совместно с преподавателем физической культуры Болдыревой Татьяной Владимировной изучалась и была проанализирована различная спортивная и научная литература, учебные пособия, а так же информация сети Интернет. Применялись различные методы исследования: анкетирование; опрос обучающихся; исследование; изучение личных дел; медицинских справок; данных физического развития и подготовленности обучающихся; наблюдение; эксперимент.
Для будущих и программистов на занятиях физкультурой особое внимание уделялось упражнениям по проработке различных групп суставов, упражнениям для позвоночника и тренировке мышц. Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функций организма, который в наибольшей мере страдает во время эмоциональных напряжений. Разумный двигательный режим, мышечная деятельность (хотя бы ежедневная длительная ходьба) обязательны для любого человека в современном обществе.
Высокий уровень общей работоспособности достигается прежде всего длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года.
Кроме того, в профессиональной деятельности программиста важное место занимает моральная выносливость. Для воспитания моральной выносливости – способности организма длительное время эффективно преодолевать наступающее утомление рекомендуется выполнять нагрузки, которые способствуют преодолению этого утомления. Такие нагрузки характеризуются интенсивностью, продолжительностью, числом повторений.
Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств, также повышение общей и неспецифической устойчивости организма будущего программиста к факторам неблагоприятной среды. В арсенале физкультурной и спортивной деятельности накоплено достаточно эффективных средств, развивающих физические и психические качества и свойства личности, необходимые для высокопрофессионального труда программиста. Опыт освоения разнообразных умений и навыков и укрепления здоровья в процессе физического воспитания ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Не менее важным в процессе профессионально-прикладная физическая подготовка является и овладение рекреационными (физкультурные паузы, активный отдых, подвижные игры, психорегуляция) и реабилитационными (лечебная физкультура, использование естественных сил природы) средствами физической культуры, позволяющими восстанавливать работоспособность и бороться с профессиональными заболеваниями.
Для специалистов по программированию в компьютерных системах особые требования предъявляются к уравновешенности нервных процессов; увеличению объема кратковременной памяти, повышению скорости зрительного различения, наличию волевых качеств, повышению уровня статической выносливости кисти и спины, силовой и тактильной чувствительности двигательного анализатора.
Особое внимание уделялось упражнениям на тренировку зрения, упражнениям в мануальной ловкости, на развитие оперативного мышления, воли, эмоциональной устойчивости. Студенты, обучающиеся по этой специальности, вовлекались в спортивные игры (баскетбол, настольный теннис), гимнастику с отягощениями, шахматы.
Одна из главных задач общей физической подготовки в колледже - воспитание и всестороннее развитие у студентов физических качеств.
В первую очередь уделялось внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.
Силовая подготовка стимулирует активность организма в целом, помогает совершенствованию координации движений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобы гармоничное развитие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлять мышечную силу в определенных движениях.
Наиболее эффективны для развития силы - динамические упражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностей и уровня подготовленности студентов.
Применение оптимальных по объему силовых нагрузок позволяет за короткий срок добиться у юношей увеличения мышечной силы и силовой выносливости.
Для более разностороннего воздействия на силовую подготовленность студентов и повышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8,10, 16, 20, 32 кг) применялись упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями, пружинными и резиновыми эспандерами и др.
Высокий уровень развития силовой выносливости положительно сказывается на физической и технической подготовленности студентов и во многом способствует их успешной трудовой деятельности. Силовая выносливость развивалась с помощью силовых упражнений на большое количество повторений (многократные прыжки, отжимания, подтягивания, упражнения на перекладине, лазание по канату, упражнения с отягощением и т д).
Наиболее распространенными являются прыжковые упражнения, и им на уроках физической культуры отводилось значительное место.
Основными средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание через предметы), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координации движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением препятствий, равновесие, перелезания и др.). Особое значение для развития ловкости имеют спортивные игры и гимнастические упражнения.
Разнообразие гимнастических и акробатических упражнений позволяет занимающимся непрерывно обогащаться все новыми двигательными ощущениями и упражнять способность осваивать новые действия.
Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством являются подвижные и спортивные игры, так как во время игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности, происходит переключение от одних действий к другим, когда играющим приходится в кратчайшее время решать сложные двигательные задачи. При этом использовались методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений: применение необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений, смена способов выполнения упражнений, усложнение упражнений дополнительными движениями и др.
Основными средствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатлетические прыжки, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Главное средство развития общей выносливости—длительный мало интенсивный бег. На первых занятиях я применяю бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью, с постепенным увеличением продолжительности. В дальнейшем общую выносливость повышаю с помощью равномерного и переменного бега.
Другие эффективные средства развития выносливости — различные циклические упражнения (лыжные гонки, прыжки со скакалкой и др.), а также и подвижные спортивные игры.
Первоначальную нагрузку усиливаю путем постепенного увеличения длительности непрерывной работы при сохранении относительно невысокой средней скорости. Все это приучает студентов выполнять сравнительно большой объем работы.
Эффективными методами развития общей выносливости являются преодоление дистанции в равномерном темпе, в различных вариантах, игровой и круговой методы тренировки.
Специальную выносливость развивают в двух направлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем применения упражнений циклического характера, то специальная — посредством тех видов упражнений, в которых специализируется занимающийся. Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитии специальной выносливости выполняются с интенсивностью, соответствующей соревновательной или близкой к ней.
Для улучшения двигательной реакции обычно использовались упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начать движение и т п. Выход со старта следует тренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и исполнительной командами. Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной реакции являются спортивные и подвижные игры.
В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляется главным образом в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умения быстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для развития быстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре, при котором занимающийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий бег и др.
Основное средство развития быстроты — упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50—60 м, со старта и с хода на 30—50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.
Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы занимающегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.
Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений.
Другим эффективным методом развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с предельной и около предельной скоростью, в облегченных условиях).
Такое физическое качество, как гибкость необходимо практически всем специалистам и рабочим различных профессий.
Для развития гибкости являются упражнения «на растягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание» представляют собой элементарные движения из основной или вспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).
Упражнения на гибкость студенты выполняли без снарядов, на гимнастической стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитуду в этих упражнениях можно собственными усилиями — при маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.
Для развития гибкости использовались разнообразные подвижные и спортивные игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливался в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности студентов.
Основной метод развития гибкости — повторное выполнение упражнений. Лишь после многократных повторений упражнений на гибкость (10—15 раз) наблюдалось увеличение амплитуды движения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигался в том случае, если занятия проводились ежедневно.
Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания, выявляются и развиваются творческие способности студентов, формируется устойчивый интерес к физической культуре, повышается результативность процесса обучения и воспитания.
Применение физических упражнений и отдельных элементов из различных видов спорта в сочетании с другими упражнениями помогли обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков, что способствует успешной подготовке выпускников колледжа к будущей профессиональной деятельности.
Список использованных источников:
Рисуем осенние листья
Мать-и-мачеха
Три орешка для Золушки
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Соленая снежинка