«Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности студентов»
Воробьева Екатерина, студентка 1 курса
ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»
Научный руководитель: Пожидаева Евгения Алексеевна
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Актуальность темы. Одиночество человека — сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодёжной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, отчаяние, одиночество.
Проблема одиночества — одна из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Ученые выделяют феномен одиночества из множества объектов и рассматривают его структуру, выделяя при этом когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Названные структурные компоненты. Названные структурные компоненты прослеживаются через сочинения студентов, наблюдения за ними, семантические корреляты суждений студентов о феномене одиночества: «Я никому не нужен», «Меня никто не любит», «никто меня не понимает» и т.д. Можно зафиксировать и типичные эмоции, сопровождающие одиночество: тревога, безнадежность, печаль, депрессия, застенчивость. Поведенческий компонент выглядит как избегание других людей, неумелое поведение в различных ситуациях, агрессивность, стеснительность, замкнутость.
На фоне одиночества и возникающих проблемных ситуаций в период поздней юности перед человеком встает вопрос о выявлении и утверждении собственной позиции. Именно в этот период у молодых людей и девушек возникает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью, собственным Я.
В процессе образования студенты приобретают социально-психологическую компетентность, умение эффективно взаимодействовать с окружающими, высокий уровень общей и интеллектуальной культуры, возможности оценки альтернативного выбора для решения нестандартных ситуаций, готовность к риску, уверенность и целеустремленность, высокую работоспособность, знание своих сильных и слабых сторон, знание индивидуальных различий людей, умение управлять своими эмоциями, понимать жизненные ситуации и принимать решения.
Объект исследования: Субъективное ощущение одиночества студентов.
Предмет исследования: Взаимосвязь уровня субъективного одиночества и самоактуализации личности студентов.
Цель: Изучение взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности студентов.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследований по проблеме.
2. Подбор инструментария для эмпирического исследования.
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности у студентов, причем, чем выше развита самоактуализация личности студентов, тем меньше уровень субъективного ощущения одиночества.
Методы исследования:
1. Эмпирические — проведение экспериментального исследования с помощью методик:
- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
- самоактуализационный тест Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозман.
_ авторская анкетная методика Г.Р.Шагивалеевой.
2. Методики математической обработки данных: корреляционный анализ Ч. Спирмена, качественный анализ, метод процентного соотношения данных.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Хотя с одиночеством можно столкнуться в любом возрасте, полученные данные говорят о том, что особо высокая степень риска впервые испытать его характерна для поздней юности и ранней молодости.
В юношеском возрасте с усложнением жизнедеятельности происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
Теоретический анализ научной литературы по теме исследования выявил, что понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество.
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 17.46 КБ |
«Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности студентов»
Воробьева Екатерина, студентка 1 курса
ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»
Научный руководитель: Пожидаева Евгения Алексеевна
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Актуальность темы. Одиночество человека — сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодёжной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, отчаяние, одиночество.
Проблема одиночества — одна из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Ученые выделяют феномен одиночества из множества объектов и рассматривают его структуру, выделяя при этом когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Названные структурные компоненты. Названные структурные компоненты прослеживаются через сочинения студентов, наблюдения за ними, семантические корреляты суждений студентов о феномене одиночества: «Я никому не нужен», «Меня никто не любит», «никто меня не понимает» и т.д. Можно зафиксировать и типичные эмоции, сопровождающие одиночество: тревога, безнадежность, печаль, депрессия, застенчивость. Поведенческий компонент выглядит как избегание других людей, неумелое поведение в различных ситуациях, агрессивность, стеснительность, замкнутость.
На фоне одиночества и возникающих проблемных ситуаций в период поздней юности перед человеком встает вопрос о выявлении и утверждении собственной позиции. Именно в этот период у молодых людей и девушек возникает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью, собственным Я.
В процессе образования студенты приобретают социально-психологическую компетентность, умение эффективно взаимодействовать с окружающими, высокий уровень общей и интеллектуальной культуры, возможности оценки альтернативного выбора для решения нестандартных ситуаций, готовность к риску, уверенность и целеустремленность, высокую работоспособность, знание своих сильных и слабых сторон, знание индивидуальных различий людей, умение управлять своими эмоциями, понимать жизненные ситуации и принимать решения.
Объект исследования: Субъективное ощущение одиночества студентов.
Предмет исследования: Взаимосвязь уровня субъективного одиночества и самоактуализации личности студентов.
Цель: Изучение взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности студентов.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследований по проблеме.
2. Подбор инструментария для эмпирического исследования.
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь уровня субъективного ощущения одиночества и самоактуализации личности у студентов, причем, чем выше развита самоактуализация личности студентов, тем меньше уровень субъективного ощущения одиночества.
Методы исследования:
1. Эмпирические — проведение экспериментального исследования с помощью методик:
_ авторская анкетная методика Г.Р.Шагивалеевой.
2. Методики математической обработки данных: корреляционный анализ Ч. Спирмена, качественный анализ, метод процентного соотношения данных.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Хотя с одиночеством можно столкнуться в любом возрасте, полученные данные говорят о том, что особо высокая степень риска впервые испытать его характерна для поздней юности и ранней молодости.
В юношеском возрасте с усложнением жизнедеятельности происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
Теоретический анализ научной литературы по теме исследования выявил, что понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество.
Кто самый сильный?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Сказка "Узнай-зеркала"
Самодельный телефон
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками