Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 903.22 КБ |
Содержание
Введение
Основная часть
I. Математика каждый день
1.1 Немного о МАТЕМАТИКЕ.
1.2 Математика в школе
1.3 Математика в жизни человека
1.4 Математика в профессиях
1.5 Математика и режим дня
1.6 Семейный бюджет
1.7 Покупка продуктов
1.8 Приобретение одежды
1.9 Приготовление пищи
1.10 Ремонт дома
1.11 Математика и мое увлечение
Глава 2.
2.1 Мои исследования…………..……………………………………………..6
2.2 Выводы и рекомендации…………..………………………………………6
Заключение…………………………………………….…………………..…..7
Список литературы и используемые источники……...……………….. 8
Введение
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
На уроках математики нам часто не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, об ученых и их достижениях. В результате мы задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику?», «Где применяется математика?», «Какое место в нашей жизни она занимает?».
Проведя исследование по теме «Математика каждый день», я хотела узнать, так ли важна эта тема в жизни детей и взрослых.
В первую очередь, я решила провести опрос среди учащихся 5 – 11 классов нашей гимназии и среди взрослых разных профессий.
Итоги опроса:
– на вопрос «Знаете ли вы, где применяется математика?» ребята дали следующие ответы:
«Знаете ли вы, где применяется математика?» (Приложение №1)
- на вопрос «Как вы используете математические знания в повседневной жизни?» ребята ответили так:
«Как вы используете математические знания в повседневной жизни?» (Приложение №2)
На вопрос: «Как вы используете математические знания в своей работе?» представители разных профессий ответили:
«Как вы используете математические знания в своей работе?»(Приложение №3)
После опроса учащихся и взрослых разных профессий я убедилась, что выбранная мною тема необычна актуальна.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков, конфет. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног.
В основе развития математики лежат запросы практической деятельности человека. "Возникновение и развитие наук обусловлено производством", - писал Ф. Энгельс. - " Математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики".
В данной работе я попытаюсь ответить на вопрос «Какое место в нашей жизни занимает математика?»
Цель настоящей работы заключается в оценке практического значения математики в жизни человека.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - систематизировать и обобщить знания о практическом значении математики в жизни человека;
- изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики;
- показать значимость и актуальность данной темы.
Объектом исследовательской работы является математика.
Предметом исследования являются области применения математики.
Гипотеза: Знания математики необходимы в повседневной жизни.
Актуальность: Актуальность моего исследования состоит в том, что очень часто можно услышать такие высказывания: «Зачем нужно изучать математику, решать задачи. Где мне это пригодится?» Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
Методы исследования. В ходе исследования использовались различные методы и приемы анализа учебной и научно – популярной литературы, ресурсов сети Интернет, анкетирование, обобщение собранного материала.
I. Математика каждый день
1.1. Немного о МАТЕМАТИКЕ.
Исследовательскую работу «Математика каждый день» я начала с изучения литературы по данной теме.
Математика является одной из древнейших наук. Само слово «математика» имеет древнегреческие корни и означает “наука” или “знание”. Сейчас предмет изучения математики настолько огромен и разнообразен, что довольно трудно дать определение математики, как науки, занимающейся тем-то и тем-то. Хотя и узкое, но довольно простое определение звучит так: «Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира». Известно также шутливое определение своей науки, которое дают математики: «Математика – это то, чем я занимаюсь».
Стремление к знанию - одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость - нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества. Так, без календаря было невозможно земледелие, а изобретение огня изменило многое в жизни первобытных людей: они научились приготавливать пищу, выплавлять металлы, охранять свое жилище.
В это же время были заложены начала большинства современных наук. В первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека - география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя - эти знания нужны, в частности, для лечения болезней. Человек живет в обществе и подчиняется его законам. Законы взаимоотношений между людьми описывают гуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни.
Математика - (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.
Многие учёные дали своё определение этой замечательной науке - математике:
- Декарт: «К области математики относятся только те науки, в которых рассматриваются либо порядок, либо мера и совершенно, не существенно будут ли это числа, фигуры, звезды, звуки или что-нибудь другое, в чем отыскивается эта мера. Таким образом, должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов, и эта наука должна называться не иностранным, но старым, уже вошедшим в употребление именем всеобщей математики»
.- А.Н.Колмогоров: «Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира».
- Бурбаки: «Математика есть набор абстрактных форм – математических структур».
- Герман Вейль: «Вопрос об основаниях математики и о том, что представляет собой, в конечном счете, математика, остается открытым. Мы не знаем какого-то направления, которое позволит, в конце концов, найти окончательный ответ на этот вопрос, и можно ли вообще ожидать, что подобный «окончательный» ответ будут когда-нибудь получен и признан всеми математиками».
Постижение мира во всем его многообразии постоянно требует количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика.
В математику входят такие науки как: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, планиметрия, стереометрия, линейная алгебра, математический анализ, теория вероятностей, математическая статистика и т. д.
Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил он.
Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход» - говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу, и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...
Во многих профессиях математика «играет главную роль» такие как: инженер, повар, бухгалтер, портной, продавец и даже художник!
1.2. Математика в школе.
В школе математических задач приходится решать очень много и сложность их с каждым годом растет. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её более целеустремленной, активной, самостоятельной. Именно математическое мышление может также повысить успеваемость по другим предметам!
Многие известные математики говорят, что главное в математике научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...
Профессия водитель
Водитель любого транспортного средства применяет математические знания для расчета скорости, времени и пути движения, расхода топлива, длины тормозного пути, массы перевозимого груза, объема и времени выполнения работы и т.д.
Профессия врача (медицинского работника)
Профессия врача очень важная для общества. Врач лечит людей. И от того как врач знает математику и применяет ее в своей профессии может зависть здоровье и ,иногда, жизнь человека.
Профессия продавец
Продавцу нужна хорошая подготовка по математике. Он должен хорошо считать устно, уметь пользоваться счетами и калькулятором, весами. Умение решать задачи на расчет площади, объема, стоимости покупки, сдачи и др. необходимо продавце всего работе каждый день.
Профессия воспитатель
Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду. Воспитатель должен хорошо знать математику, так как в программу детского сада входят занятия не только по развитию речи детей, музыке, физкультуре, но и по математике.
Профессия пекарь
Пекарь – специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. Он составляет рецептуру или пользуется утверждёнными рецептами, выбирает исходные материалы (муку, добавки и пр.) придаёт будущим булкам форму (самостоятельно или раскладывая по формам), а затем выпекает их в печи. Знание математики помогают правильно рассчитать соотношение продуктов в рецепте.
Профессия юрист, прокурор
Профессия юриста связывает служителей закона: адвоката, прокурора, судью, следователя, юрисконсульта с нотариусом, юриста-международника — все они считаются знатоками в одной из областей права. С помощью математики юристы собирают, анализируют и обрабатывают информацию.
Наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на спортивные секции, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно в определенное место.
Семейный бюджет надо учиться планировать. Моя мама ведет тетрадку, в которой записывает семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск. В этой тетрадке мама сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить. В начале каждого месяца, мама садится, открывает тетрадь и рассчитывает, как будут потрачены деньги. Она планирует расходы: оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон), на питание (мама уже знает сколько обычно нужно потратить), на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее), на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит), остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).
В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку: колбаса 0,5 кг. хлеб (белый или нарезку черного), молоко - 2 литра, кефир - 1 литр, яйцо - 2 десятка, яблоки - 0,5 кг. Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно, чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.
Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее… Но тут подходит продавец и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходится обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить такие простые котлеты, нужно взять: 300 гр. говядины, 200 гр.- свинины, 150 гр. лука, 5 гр. соли, 3 гр. перца, 100 гр. хлеба, 1 яйцо, растительное масло 20 гр. для жарки. И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы сможем насладиться котлетами, нам потребуется отмерить необходимое количество продуктов. А если мы ждем гостей и одной порцией котлет не обойтись, то придется все еще и увеличить, например, в 2 раза. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов, от точности которых будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.
Изучая природные изменения, я опять сталкиваюсь с математикой. С ее помощью я узнаю, насколько градусов поднимается или опускается температура воздуха.
Я 5 лет занимаюсь плаванием, читаю литературу о спорте. В прошлом учебном году я написала исследовательскую работу «Математика и спорт. Точки соприкосновения».
Пришла к выводу, что математика присутствует в спорте повсюду и даже в самых элементарных подсчетах, которые требуются для выявления победителей.
В подтверждении практической значимости математики я решила проанализировать учебник математики 6 класса. Есть ли в нем задачи, подтверждающие практическую значимость математики, если да, то какие?
Различные профессии | №25 |
Грузчик | |
Хлопкоробы | №138(1) |
Комбайнер | №138(2), 344,756,1301(1) |
Тракторист | №143, 336, 361, 418 |
Бригада и рабочие | №250, 265, 393, 469(1),525,532,663,664,714, 774,1499,1587 |
Швея | №251,526 |
Слесарь | №363, 684 |
Плотник | №615, 1301(2) |
Маляр | № 812 |
Фермер | №1554, 631, 715 |
Спорт | №53, 523, 630, |
Финансы | №655, |
Геология | №618, |
Путешествие и туризм | №267, 272, 356, 531, 545, 562, 570, 585, 588, 613, 620, 644, 656,924 |
Заключение
В результате исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
- кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;
- математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке;
- трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни пригодились знания математики: будь то поход в магазин, приготовление пищи, планирование семейного бюджета, или ремонт дома, - знание математики является ключевым, и, следовательно, необходимо.
- математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах.
- наша гипотеза подтвердилась: знания математики необходимы в повседневной жизни
Каждый год, переходя в старшие классы, я буду узнавать больше о математике, так как в дальнейшей моей жизни мне без нее не обойтись.
Список литературы
- www.webmath.ru, ru.wikipedia.org
- www.webmath.ru
-http://www.profguide.ru/professions/jurist.html
-http://bars-minsk.narod.ru/stud/VM/lecture0.htm
Приложение №1
Результаты проведения опроса общественного мнения.
Вопрос: «Знаете ли вы, где применяется математика?»
Приложение №2
Результаты проведения опроса общественного мнения.
Вопрос: «Как вы используете математические знания в повседневной жизни?»
Приложение №3
Результаты проведения опроса общественного мнения.
Вопрос: «Как вы используете математические знания в своей работе?»
Приложение №4
«Математика в жизни нашей семьи»
5 зимних аудиосказок
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Ель
Рождественские подарки от Метелицы
Ветер и Солнце