Было время когда практически вся городская и сельская архитектура земли русской была деревянной.
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota._maket_krestyanskoy_izby.docx | 224.14 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА Проектно-исследовательская работа Изготовление макета крестьянской избы Разработалучащийся 9 класса Сегой Иосиф
Руководитель проекта: Зорин Борис Спиридонович, учитель технологии
|
Аннотация
Было время, когда практически вся городская и сельская архитектура земли русской была деревянной. Причина в том, что Древняя Русь-земля, почти полностью покрытая лесами.
Избы и амбары, мосты, часовни, мельницы и сторожевые башни, величественные соборы и могучие крепости-всё это было срублено из одного материала-дерева. При этом использовались очень немногими инструментами: топором и долотом, перовым сверлом, скобелем и отвесом. Строилось всё традиционными способами, но, несмотря на это, вся русская архитектура индивидуальна и неповторима. Приёмам строительства учились с детства, помогая и участвуя в работе взрослых. Постепенно сложились традиционные приёмы рубки срубов и вязки брёвен в венцы. Деревянные постройки становились всё совершеннее. И если крестьянские дома строились на глазок, то при постройке церквей и крепостей всегда использовались чертежи, планы, макеты. Макетированием занимались с древних времён. Выполняли макеты церквей, крепости. Пётр I увлекался макетированием военных судов, тульские оружейники выполняли действующие (стреляющие) макеты ружей и пистолетов и др.
Для занятий макетированием не требуется специально оборудованное помещение, какие-то сложные приспособления, дефицитные инструменты и материалы. Занятия макетированием могут проходить в школьных кружках, домах творчества. Такие занятия можно организовать практически в любой школе на базе учебных мастерских или кабинета изобразительного искусства без каких либо существенных материальных затрат уже со школьниками младших классов. На этих занятиях в игровой, увлекательной форме дети овладеют многими знаниями, умениями и навыками, поймут его практическую значимость и пригодность. На занятиях дети знакомятся со многими приемами работ, чертежными инструментами. Узнают и научатся применять на практике секреты плотницкого и столярного мастерства. Дети научаться выполнению различных видов соединений элементов строений, изготавливать и работать с различными нестандартными инструментами и приспособлениями.
С целью правдоподобности построения макета была проведена исследовательская работа учителем в деревнях республики Марий Эл. Были проведены фотографирования старинных крестьянских дворов, элементы строений, способы вязки венцов, размещение различных элементов внутри строений.
Содержание
Стр.
Содержание 2
1.2 Первоначальные идеи. 4-5
1.3 Основные технические данные и характеристики макета крестьянской избы. 6-7
2. Технологическая часть. 1-11
2.1 План работы по практической реализации проекта. 7
2.2 Технологическая карта. 8-11
3. Экономический расчёт. 11-12
4. Маркетинговое исследование. 12-13
5. Экологическое обоснование проекта. 13
Заключение. 13
Список используемой литературы. 13
Введение
Актуальность выбора темы
В интернате у меня проживают много братьев и сестёр. Также с нами проживают дети с нашего стойбища. Многие не представляют, как выглядит деревенская изба и её внутреннее убранство. Им интересно знать, где что находится и как всё это выглядит. Проблема - такие макеты в наших магазинах не реализуются.
Варианты решения проблемы:
1.Купить в магазине.
2. Изготовить самому в школьной мастерской.
3. Заказать на предприятии.
Рассмотрев данные варианты, я пришёл к выводу, что разработать и изготовить макет крестьянского домика возможно самому в условиях мастерской.
Цель: разработать и изготовить макет домика для тематических игр учащихся младших классов.
Для достижения цели мне придется решить следующие задачи:
1. Изучить необходимую литературу по макетированию.
2. Выяснить, какие материалы, инструменты используются при макетировании.
3. Установить, каким требованиям должен соответствовать макет домика.
Потребители: воспитанники интерната.
Предполагаемые результаты проекта: макет домика.
Серийность изготовления – 1 шт.
Требования, предъявляемые к проектируемому изделию:
1.Конструктивные:
а) соответствовие назначению изделия;
б) прочность и надёжность в эксплуатации;
в) вес минимальный;
г) удобство в использовании.
2.Технологические:
а) минимальный расход материалов, их доступность и долговечность;
б) стандартность технологии, наличие необходимого оборудования;
при изготовлении должны исключаться сложные виды работ.
3.Дизайнерские: изделие должно гармонично вписываться в игровую и другие комнаты.
4.Экологические: изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов.
5. Эргономические: при изготовлении и использовании изделия должна исключаться возможность травматизма.
1.Поисковая часть
1.1Критерии отбора лучшей идеи
№п/п | Составляющие дизайна | Вариант | Критерии выбора |
1 | Материал | Древесина (кедр) | 1) Не дорог;2) технологичен в обработке;3) обладает высокой прочностью;4) имеется в наличии. |
2 | Форма | Прямоугольная | Удобство в использовании. |
3 | Метод обработкидеталей | Выпиливание, точение,строгание,шлифование,пиление | 1) Технологичность;2) наличие токарного станка;3) наличие круглых напильников;4) невысокие затраты электроэнергии. |
4 | Отделка | Прозрачная | 1) Прочность покрытия;2) соответствие гигиеническим требованиям. |
6 | Способ отделки | Лакирование | 1)Технологичность;2) малый расход лака;3) высокая прочность покрытия;4) прочное склеивание с лакируемой поверхностью. |
1.2Первоначальные идеи.
Сначала я проанализировал проблему, с которой сталкивается потребитель, приобретая макет в магазине.
Схема 1
Затем определил требования к проектированию и изготовлению макета домика
Схема 2
1.Конструкция макета.
Сруб макета я изготовлю из палочек выполненных на токарном станке для обработки металла. Для точения использую плашку. Пол, потолок, крышу выполню из тонких реечек изготовленных на деревообрабатывающем станке. Для стёкол в окнах применяется ламинат- для соединения всех деталей и узлов- клей «Момент» столярный.
2.Технология изготовления.
Технология изготовления доступна, т.к. операции по изготовлению макета возможно выполнить в школьной мастерской.
3.Используемые инструменты и оборудования: круглопильный станок, токарный станок для обработки металла, верстак, рубанок, ножовка, стусло, приспособление для изготовления выемки для брёвнышек, круглый напильник, стамеска, дрель, сверло, плашка, угольник, рейсмус, ножницы, шило.
4. Предполагаемое время изготовления – около 60 часов.
5.Безопасность труда.
Выполнение макета предполагает строгое соблюдение всех правил техники безопасности и санитарии в процессе выполнения проекта.
6.Контроль качества осуществляется в процессе выполнения каждой операции.
С учётом вышеперечисленного я спроектировал макет крестьянской избы.
Основные технические данные и характеристики
макета крестьянской избы
Диаметр заготовки для брёвнышек – 5 мм.
Диаметр заготовки для слеги стропил – 4 мм.
Ширина доски для пола – 10 мм
Толщина доски для пола – 2 мм.
Ширина доски для крыши – 7 мм.
Толщина доски для крыши – 1 мм.
Ширина доски для конька – 7 мм.
Толщина доски для конька – 1 мм.
Ширина макета– 175 мм.
Длина макета– 225 мм.
Ширина внутри дома – 155 мм.
Длина внутри дома – 205 мм.
Высота сруба – 120 мм.
Ширина окна – 18 мм.
Высота окна – 30 мм.
Высота от площадки до пола – 25 мм.
Расстояние от пола до подоконника – 28 мм.
Высота от пола до потолка – 98 мм.
Ширина двери – 35 мм.
Высота двери – 53 мм.
Высота от площадки до конька – 230 мм.
Ширина одного крыла крыши – 134 мм.
Длина крыши – 240 мм.
Стропилы под углом 90°.
Ширина печи – 36 мм.
Длина печи – 36 мм.
Высота печи в доме – 75 мм.
Длина трубы – 128 мм.
Сечение трубы – 11×11 мм.
Высота стола – 30 мм.
Длина крышки стола – 50 мм.
Ширина крышки стола – 40 мм.
Высота скамеек –20 мм.
Ширина скамеек –8 мм.
Длина первой скамейки – 60 мм.
Длина второй скамейки – 37 мм.
Длина кровати – 57 мм.
Ширина кровати – 28 мм.
Высота кровати – 22 мм.
Ширина тумбочки – 17 мм.
Длина тумбочки – 34 мм.
Высота тумбочки – 30 мм.
Ширина крышки тумбочки – 22 мм.
Длина крышки тумбочки –43 мм.
Венцы макета крестьянской избы вязаны «в обло с остатком». Такой вид вязки наиболее распространён в российских деревнях. Все детали макета склеены между собой. Для изготовления брёвнышек использовал кедр, т.к. этот материалы хорошо вытачивается на станке и имеет приятный внешний вид. В доме пять окон. Вместо стёкол - ламинированные плёнки. Пол и потолок выполнены из кедровых дощечек. Внутри дома установлены деревянные кровати, стол, скамейки, тумба для продуктов, печка, на скамейке кадушка для кваса. Крыша дома двухскатная. Для досок использована сосна. Фронтоны выполнены из брёвнышек, которые превратились в треугольные бревенчатые стены – надёжные и прочные.
Для наглядности макет дома состоит из двух частей. Первая часть – до потолка, вторая от потолка до крыши. Всё убранство дома видно.
2.1 План работы по практической реализации проекта
1. Разработка конструкции изделия.
2. Выполнение эскиза домика.
3. Выполнение чертежей деталей макета.
4. Составление технологической карты.
5. Подготовка материалов и инструментов.
6. Изготовление отдельных деталей изделия.
7. Сборка на клею макета.
8. Отделка.
9. Контроль качества.
изготовления макета крестьянской избы
№ п/п | Наименование операции | Эскиз | Оборудование, приспособления, инструменты |
1 | Распил брусков для брёвнышек на деревообрабатывающем станке. | Станок СДН – 1, линейка | |
2 | Распил дощечек для пола, окон, дверей, крыши на деревообрабатывающем станке. | Станок СДН – 1, линейка. | |
3 | Точение круглых палочек для брёвнышек на токарном станке по обработке металла. | Токарный станок по обработке металла МD– 500 | |
4 | Шлифование круглых палочек, дощечек шлифовальной шкуркой. | Шлифовальная шкурка | |
5 | Распил брёвен по размерам. | Стусло, ножовка, линейка | |
6 | Изготовление выемок для сборки венцов в приспособлении с помощью круглого напильника. | Жёлоб, напильник | |
7 | Сборка сруба при помощи клея. | Параллелепипед из пенопласта, шило, надфиль | |
8 | Изготовление и установка двери, окон. | Стусло, ножовка по металлу, шлифовальная шкурка, резец столярный | |
9 | Настил пола. | Стусло, ножовка по металлу, тамеска | |
10 | Сборка отдельно венца на клею для укладки брусьев потолка. | Параллелепипед из пенопласта, шило, надфиль | |
11 | Сборка четырёх венцов на клею. | Параллелепипед из пенопласта, шило, надфиль | |
12 | Укладка досок на потолок. | Стусло, ножовка по металлу, стамеска | |
13 | Изготовление фронтона из брёвнышек | Ножовка по металлу, угольник, шило | |
14 | Укладка подкровельных слег. | Круглый напильник, ножовка по металлу, шило | |
15 | Настил досок на крышу дома | ||
16 | Изготовление конька. Установка трубы на крышу дома. | Ножовка по металлу | |
17 | Обрезка сруба по углам. | Угольник, линейка, ножовка по металлу | |
18 | Выравнивание крыши снизу. | Угольник, линейка, ножовка по металлу | |
19 | Изготовление печки, стола, скамеек, кроватей, тумбочки для продуктов, кадушки для кваса, установка иконки в угол домика. | Рубанок, ножовка, угольник, линейка, рейсмус, шило, | |
20 | Отделка макета лаком. | Кисточка | |
21 | Контроль качества макета. |
Время изготовления макета крестьянской избы.
Временной показатель сборки макета -62 часа.
Экономический расчёт
С = МЗ + ЭЗ + АЗ + З + Н
С – себестоимость,
МЗ – материальные затраты,
ЭЗ – энергетические затраты,
АЗ – амортизационные затраты,
З – заработная плата
Н – налоговые сборы (в детских учреждениях не учитываются).
Материальные затраты (МЗ)
№ п/п | Материал | Ед. изм. | Цена руб. | Кол-во | Стоимость, руб. |
1 | Древесина | м3 | 7000 | (а×в×с) = (50 ×150×1000) = 7500000 мм3 = 0,0075 м3 | 52.5 |
3 | Клей «Момент» столярный | кг | 350 | 0.1 | 35 |
4 | Ламинат | Лист | 15 | 0.2 | 3 |
9 | Лак | кг | 150 | 0.15 | 22.5 |
ИТОГО: | 113 |
Энергетические затраты (ЭЗ)
При работе израсходована электроэнергия.
62 часа работало 14 ламп мощностью 40 Вт =0,04 кВт.
Всего израсходовано: 62 ×14 × 0,04 = 34,72 кВт×ч.
Работали 16 учащихся.
Мною израсходовано электроэнергии за свет
34, 72 : 16 = 2,17 кВт×ч.
Цена 1 кВт×ч 1,29 руб.
Стоимость СЭ1 = 2,17× 1,29 = 2.8 рублей.
Работа на токарном станке по обработке металла– 3 часа, N = 0,375 кВт.
Сэ2 = 3 × 0,375 × 1.29 = 1.45 руб.
Работа на деревообрабатывающем станке СДН – 1 – 3 часа, N = 1.5 кВт.
Сэ3 = 3 × 1.5 × 1.29 = 5.81 руб.
Всего израсходовано электроэнергии на сумму
Эз = 2.8 + 1.45 + 5.81 = 10.06 руб.
Амортизационные затраты
(АЗ)4% от стоимости инструмента и оборудования – 35 руб.(данные предоставил учитель).
Зарплата (З)
Минимальная зарплата – 3089 руб. в месяц
3089 : 24 : 6 ≈21.45 руб. за час.
Время работы - 62 часа.
Всего на зарплату
З = 21.45 × 62 = 1329,9 руб.
Себестоимость изделия
С = М З + ЭЗ + АЗ + З + Н
С = 113 + 10.06 + 35 + 1329.9 = 1487.96 руб.
Себестоимость макета = 1487.96 руб.
Маркетинговое исследование
Стоимость готового изделия определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.
Согласно проведенным расчетам, затраты составили:
– на материалы – 113руб.;
– на электроэнергию – 10.06руб.;
– на повременную оплату – 1329,9руб.
При условии приобретения всех материалов для изготовления макета, оплатив затраты на электроэнергию, определив амортизационные затраты, учитывая выплаты заработной платы, себестоимость изделия составит 1487.96 рублей.
Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, амортизационных затрат, так как школьное оборудование предоставляется бесплатно, себестоимость изделия равна
113 +10.06 = 123 руб. 06 коп.
Учитывая, что аналогичные изделия не продаются, можно прийти к выводу, что:
а) изготовление макета крестьянской избы в школьных мастерских очень выгодно;
макет крестьянской избы по качеству не уступает изготовленным мастерами.
Покупательная возможность позволяет мне выставить цену-2500 руб.
б) производство макета для тематических игр учащихся младших классов на занятиях экономически обосновано, реализация реально возможна не только в нашей школе, но и за ее пределами.
Экологическое обоснование проекта
Материал, способы и технология изготовления, а также расходные материалы в процессе осуществления проекта не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду.
Заключение
При работе над проектом «Макет крестьянской избы» решены все поставленные задачи:
- разработана экономичная, технологичная и практическая в использовании детьми макет;
- на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный процесс изготовления макета;
- согласно разработанной технологической документации изделие изготовлено в пределах установленного срока;
- проверка качества макета показала хорошие результаты. Следовательно, цель по разработке и изготовлению макета достигнута.
Разработанную технологическую документацию можно использовать на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования.
В нашей школе многие ребята занимаются макетированием.
Список используемой литературы
Рисуем "Ночь в лесу"
Почта
Мальчик и колокольчики ландышей
Разноцветное дерево
Свадьба в Малиновке