Атомная энергетика не относится к возобновляемым энергетическим ресурсам. Тем не менее, ее часто рассматривают как альтернативу традиционной энергетике, базирующейся на углеводородных ресурсах. Интересы экономического развития, обострение ситуации на рынках энергоресурсов, глобальное изменение климата и многие другие проблемы привели к «ренессансу» атомной энергетики в мире.
Вложение | Размер |
---|---|
zakirov-atomnaya.docx | 21.58 КБ |
Закиров Р.Р. – обучающийся
ГАПОУ «Нурлатский аграрный техникум»,
г.Нурлат Республика Татарстан
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
Атомная энергетика не относится к возобновляемым энергетическим ресурсам. Тем не менее, ее часто рассматривают как альтернативу традиционной энергетике, базирующейся на углеводородных ресурсах. Интересы экономического развития, обострение ситуации на рынках энергоресурсов, глобальное изменение климата и многие другие проблемы привели к «ренессансу» атомной энергетики в мире. В 1970-е гг. казалось, что ничто не сможет остановить стремительный рост мировой атомной энергетики. Прогнозы исходили из того, что в 1990 г. установленная мощность АЭС в СССР составит 110 ГВт, а в мире – более 1000 ГВт (из которых 530 ГВт придется на США). Программа развития атомной энергетики, принятая в СССР в 1980 г., предусматривала доведение суммарной установленной мощности АЭС до 100 ГВт в 1990 г. Это поступательное движение прервалось двумя тяжелыми авариями – на АЭС Три-Майл-Айленд (США) в 1979 г. и на Чернобыльской АЭС (СССР) в 1986 г. В результате к 1990 г. не только не оправдались прогнозы роста, но и были поставлены под сомнение перспективы ее дальнейшего развития. Отдельные страны принимали решения о свертывании атомной энергетики, другие принимали решения об отказе от строительства новых блоков. Однако многие страны просто не смогли отказаться от АЭС из-за высокой доли в производстве электроэнергии, но сменили парадигму – на первый план вышла безопасность как непременное условие функционирования и развития отрасли и ее приемлемости в глазах общества. На протяжении десятка лет мировая атомная энергетика пыталась адаптироваться к новым реалиям, обрести свое лицо и найти точки роста. Это стало приносить свои плоды. Если еще несколько лет назад новые АЭС были востребованы в основном в странах с быстро развивающейся экономикой – Китае, Индии, то сегодня на пороге атомного «ренессанса» стоят и развитые страны. Заметную роль в переосмыслении роли АЭС сыграли новые экологические приоритеты: из-за проблемы глобального изменения климата простое наращивание мощностей тепловой энергетики стало менее приемлемым, по крайней мере, в европейских странах. Атомная энергетика сегодня – это 17% производства электроэнергии в мире и 372 ГВт установленной мощности, из которых более половины приходится на три страны – США, Францию и Японию (100, 63 и 47 ГВт соответственно). ФЦП предусмотрено создание инфраструктуры обращения с РАО и ОЯТ тепловых реакторов. Наряду с этим идет развитие законодательных подходов. Важное место должен занять федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», проект которого находится в Госдуме. Его основная цель – создание финансовых механизмов долгосрочного обращения с РАО, а также регистрация всех имеющихся отходов, мест и условий их размещения для принятия решений о дальнейшем обращении с ними. Основные ядерные державы, прежде всего США и Россия, имеют тяжелый груз «ядерного» наследия – последствий оборонной деятельности в годы гонки вооружений. К «наследию» собственно атомной энергетики можно отнести вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО). Практически до 1980-х гг. повсеместно использовалась практика отложенных решений – происходило накопление ОЯТ и РАО, но вопросы их окончательной изоляции не были решены ни организационно, ни технически, ни экономически. За прошедшие годы многие страны приняли соответствующее законодательство, внедрили финансовые механизмы и стали реализовывать программы строительства объектов по обращению с ОЯТ и РАО. В России практические мероприятия в области «наследия» реализуются в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» и на Проекты современных реакторов предусматривают достаточно длительные сроки эксплуатации – 50-60 лет. Однако заглядывать приходится не просто на ближайшие полвека, а гораздо дальше. Ведь сегодня необходимо учитывать этапы всего жизненного цикла, включая вывод из эксплуатации, который будет иметь место после окончания работы, сооружение объектов инфраструктуры для безопасного обращения с РАО, создание элементов замкнутого топливного цикла, а также системы финансового обеспечения этой деятельности на годы вперед. Для того чтобы Россия могла сохранить достигнутый уровень выработки электроэнергии, требуется вводить новые мощности взамен выбывающих. Сегодня, например, 40% установленной мощности тепловых электростанций – это устаревшее оборудование. К 2020 г. уже 57% действующих тепловых электростанций отработают свой ресурс. Проектный срок службы, который закладывался при строительстве энергоблоков, 30 лет. Хотя он рассчитан с большим запасом и может быть сегодня продлен на 10–20 лет, строительство новых энергоблоков необходимо просто потому, что старые будут выводиться из эксплуатации. Однако страна не может обречь себя на нулевое развитие, а без энергетики экономический рост невозможен. Чтобы обеспечить будущий рост, решения в области электроэнергетики необходимо принимать и реализовывать задолго до того, как такие потребности возникнут. Новые объекты не могут быть созданы немедленно и с нуля по чисто техническим причинам, не говоря уже про все остальные. Поэтому тот облик, который может приобрести российская атомная энергетика через 10–20 лет, уже во многом определен вчерашними и сегодняшними решениями. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. разработана на основе различных базовых сценариев социально-экономического развития страны. Официальная энергетическая стратегия страны исходит из необходимости оптимизации топливно-энергетического баланса и предусматривает, что увеличение потребности экономики страны в электроэнергии целесообразно в значительной степени покрывать за счет атомной энергетики (в основном в европейской части). Одним из основных принципов, заложенных в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., является предельно возможное развитие доли не использующих органическое топливо источников электроэнергии – атомных и гидроэлектростанций. Благодаря широкомасштабным исследованиям, проводившимся в предыдущие годы, Россия имеет высокую степень готовности к созданию новой технологической платформы атомной энергетики. Новая технологическая платформа атомной энергетики должна отвечать нескольким ключевым требованиям: безопасность технологий; их конкурентоспособность; неограниченность топливных ресурсов; экологичность; решение задач нераспространения. Таким комплексным требованиям отвечают новые реакторные технологии на основе быстрых реакторов в замкнутом топливном цикле. Быстрые реакторы дают возможность воспроизводства топлива и его многократной рециркуляции. Это основа замкнутого топливного цикла, позволяющего решить два принципиальных вопроса: обеспечения атомной энергетики топливом на длительную перспективу и снижения количества удаляемого ОЯТ и соответствующих затрат на обращение. Быстрые реакторы, или реакторы на быстрых нейтронах, одно из стратегических инновационных направлений в атомной энергетике. Наиболее продвинулись в разработках этой технологии пять стран – кроме нас, это Франция, Япония, Индия и Китай. Промышленный опыт этой технологии уже есть, и Россия здесь безусловный лидер. Заключение: сегодня очевидно, что решение ряда задач просто не под силу одной стране. Поэтому во многих вопросах речь идет о создании эффективной международной кооперации для решения общемировых задач. Яркий пример этому – исследования в области термоядерного синтеза. На повестке дня и создание международных центров по обогащению урана, производству и переработке ядерного топлива. Такие центры позволят укрепить режим нераспространения и, вместе с тем, сохранить открытый доступ для всех стран к технологиям мирного атома. В России реализуемая сегодня государственная политика в области атомной энергетики носит комплексный характер, обеспечивая решение вопросов наследия, задач развития и создания новой технологической платформы. Россия является одной из немногих стран, которая имеет задел практически по всем направлениям ядерных исследований и может предложить наработки по самому широкому спектру видов атомной деятельности: от производства топлива и его переработки до новых реакторных технологий. Поддерживая и развивая этот инновационный потенциал, Россия может стать лидером по ряду направлений и усилить свое присутствие на мировом рынке ядерных технологий.
Библиографический список:
Можно от Солнца уйти...
Дерево в снегу
Мороз и заяц
Калитка в сад
Цветущая сакура