Научно-исследовательская работа на актуальную тему "Гаджет аддикция и оценка ее влияния на здоровье школьников"
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Экология жизненного пространства»
Номинация «Экологические проблемы городов»
Тема:"Гаджет-аддикция и оценка ее влияния на здоровье школьников"
Автор: Смолина Екатерина
Россия, п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область,
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск"
8 класс
Руководитель: Фуражкина Светлана Ивановна
учитель биологии, химии
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск",
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область
2015-2016год
Гаджет-аддикция и оценка ее влияния на здоровье школьников
Автор:Смолина Екатерина
Россия, п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область,
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск"
8 класс
Цель работы: изучение влияния гаджет-аддикции на состояние здоровья школьников.
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент);
математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Аннотация
Актуальность.
Гаджеты стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с различными информационными приборами постоянно- на работе, дома, и даже в общественном транспорте. Многие родители считают, что пусть ребенок лучше сидит дома за компьютером, планшетом у них на глазах. Тем самым ребенок получает свободный неограниченный и свободный доступ к интернету, компьютеру. Во многих семьях по этому поводу бытует мнение - лучше читать художественную литературу, общаться с друзьями вживую, играть с ними в различные игры на улице, что способствует физическому развитию ребенка, чем просиживать с телефоном, планшетом или у монитора компьютера. Мною было принято решение провести по данной проблеме исследование.
Цель работы: изучение влияния современных гаджетов на состояние здоровья школьников.
Задачи:
Изучить литературу:
отношение учеников к проблеме привязанности к гаджетам; популярность различных гаджетов, компьютерных игр и программ ; уровень знаний о вредном влиянии на здоровье школьников гаджет аддикции;
Объект исследования — учащиеся 5- 11 классов.
Предмет исследования –здоровье школьников
Гипотезу: если доказать негативное влияние увлечения современными гаджетами, то это приведет к изменению отношения к проблеме собственного здоровья, организации досуга .
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Краткая Аннотация
Актуальность: Компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и стремительно внедрились в жизнь современного человека. Гаджетомания-серьезная проблема современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с ними постоянно- на работе, дома, и даже в общественном транспорте, что не раз я лично наблюдала, например в самолете. Многие родители считают, что пусть ребенок лучше сидит дома за компьютером, планшетом, телевизором у них на глазах. Тем самым ребенок получает свободный неограниченный и свободный доступ к не только к компьютеру, но и к сети Интернет. В нашей семье по этому поводу бытует мнение- лучше читать художественную литературу, общаться с друзьями вживую, играть с ними в различные игры на улице, что способствует физическому развитию ребенка, чем просиживать все свободное время в социальных сетях , на сайтах у монитора компьютера, с телефоном. Современному человеку уже трудно представить свою жизнь без мобильных и мультимедийных устройств, однако чрезмерное использование так называемых гаджетов может вызвать даже зависимость от этих устройств, которую все чаще называют «гаджет-аддикция». Самое главное –знать, что она способна привести к серьезным нарушениям психических и познавательных процессов, что особенно опасно в подростковый период - период активного роста и становления личности
Объектная область исследования: Экология человека
Объект исследования: учащиеся 5-11 классов.
Предмет исследования: здоровье школьников
Цель: изучение влияния современных гаджетов на состояние здоровья школьников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Содержание
Введение
1. Гаджет-аддикция.
1.1. Гаджет-аддикция
1.2. Плюсы использования гаджетов .
1.3. Минусы использования гаджетов.
2.Зависимость как результат увлеченности гаджетами.
2.1. Основные критерии гаджет зависимости.
2.2. Причины возникновения зависимости
2.4.Степени зависимости.
3. Гаджет-аддикция ее влияния на здоровье школьников
3.1 Симптомы гаджет-зависимости.
3.2.Последствия неограниченного пребывания за гаджетами.
4. Практическая часть
4.1. Тестирование обучающихся 5-11 классов по выявлению зависимости у школьников.
4.2. Социологический опрос родителей по проблеме гаджет- зависимости детей.
4.3.Сравнительный анализ данных медицинских осмотров обучающихся оп показателям зрения и осанки.
4.4.Оценка влияния компьютерной зависимости на состояние здоровья школьников.
5.Заключение.
6.Литература.
Методы исследований
теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);
математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Перспектива работы
Имея теоретические знания о вреде гаджетов, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если они подкреплены реальными, наглядными экспериментальными результатами, поэтому в перспективе планируем продолжить экспериментальную часть
Введение
Недавно в классификаторе болезней появился такой диагноз как «гаджет-аддикция», зависимость. В переводе с английского gadget — техническая новинка. Прогресс человечества всегда сопровождался различными техническими новинками. Этапными были появление колеса, пороха, электричества и т.п. Еще в средневековой Англии так обозначали предметы, названия которых не могли вспомнить. Гаджетом назвали даже первую атомную бомбу.
В современном понятии «гаджеты» это компактные электронные приспособления для поиска, обработки и передачи информации. К ним можно отнести мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, плееры, трекеры, браслеты, девайсы, приставки, очки с виртуальным интерфейсом и т.д. и т.п.Они стали привычным явлением нашей жизни, в котором, однако, есть не только светлая, но и мрачная сторона — гаджетомания и интернет-зависимость. Гаджеты есть везде! Даже для маленького ребёнка можно приобрести гаджеты, чтобы развивать или контролировать его. Занимаетесь спортом?! Существуют современные гаджеты, которые способны измерить пульс, время пробежки, а также показать по GPS карте, где будет следующая яма. В путешествии помогают гаджеты - маячки, которые не дадут потерять багаж. Гаджеты активно используют в нашем мире, где на такие технологические вещи имеется достаточно большой спрос.
Весь цивилизованный мир находится в зависимости от гаджетов. Учёные бьют тревогу. Всё больше людей заражаются новой, прежде невиданной болезнью, порожденной техническим прогрессом. Опасную болезнь, являющую собой особую форму психической и психологической зависимости, западные исследователи назвали гаджетоманией или гаджет - аддикцией. Психологи детально изучают данную проблему и выделяют психологические и физиологические симптомы гаджет - аддикции.
1. Гаджет-аддикция.
1.1 Гаджет-аддикция. Новый вид психологической зависимости получил имя в честь английского "gadget" - "техническая новинка". С развитием техники гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания, предупреждают доктора. Гаджет - это любая электронная игрушка для взрослых и к сожалению детей: мобильный телефон, планшет, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.
1.2. Плюсы использования гаджетов .
ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:
1.3. Минусы использования гаджетов. Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
2.Зависимость как результат увлеченности гаджетами
Гаджет зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.
2.1.Основные критерии гаджетомании. Определяющим началом компьютерной зависимости, можно считать следующие: беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение; ухудшение памяти, внимания; снижение успеваемости, систематические прогулы занятий; ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи; уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела; пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка; появляющиеся изворотливость, лживость;неопрятность, неряшливость, не характерные ранее; приступы депрессии, страха, тревоги.
2.2. Причины возникновения зависимости
2.3. В настоящее время выделены следующие степени компьютерной зависимости:
1. Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца.
2. Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
3. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность,. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.
4. Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли.
3. Гаджет-аддикция ее влияния на здоровье школьников
3.1. Симптомы гаджет-зависимости.
Психологические: хорошее самочувствие или эйфория при использовании прибора; невозможность оторваться от прибора; невозможность удержаться от покупки новой "игрушки"; невозможность контролировать траты, связанные с использованием прибора; увеличение количества времени, потраченного на занятия с прибором; ощущение пустоты и депрессии без прибора или регулярной покупки новых гаджетов; пренебрежение семьей и друзьями; ложь и чувство вины перед близкими; проблемы с работой или учебой. Физиологические: поражение нервных стволов руки, связанное с перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли; расстройство сна.
3.2.Последствия неограниченного пребывания за гаджетами.
Общение гаджетами, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет. Сидение за дисплеем «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. Существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.
4. Практическая часть
Врачи забили тревогу! Гаджеты для школьников опасны для здоровья! Для такого вывода уже есть веские основания.Существует четыре основных вредных фактора, влияющих на состояние здоровья и развития детей при длительном и нерациональном проведении времени за компьютером: нагрузка на зрение; стесненная поза; психоэмоциональная нагрузка; уход от реальности.
4.1. Социологический опрос учащихся по проблеме зависимости подростков от гаджетов. Анкетирование среди учащихся 5-11классов показало, что более половины школьников (66%) увлеклись компьютерными играми в возрасте до 10 лет, около 23% - от 11 до 14 лет и лишь 8 % школьников начали играть в виртуальные игры в 15-16 лет. Наиболее популярны у детей компьютерные гонки и «стрелялки» (72%), а также логические игры-квесты (16%). И только 11% школьников интересуются обучающими играми. При этом подавляющее большинство компьютерных «игроманов» - мальчики, которые заняты онлайн-игрушками от 1 до 8 часов в день. Четверть опрошенных девочек вообще равнодушна к играм, зато практически все девочки (более 98%) активно общаются в социальных сетях, просмотр фильмов 5%, проводя там ежедневно от 2 до 5 часов. Выводы опроса неутешительны: компьютерная зависимость наблюдается примерно у 85% школьников. На вопрос: «Какой вред наносит здоровью чрезмерное увлечение компьютером?» 26% опрошенных ответили «никакого», 50%– «портит зрение», 17% сказали о нарушении осанки, остальные затруднились ответить. При этом 15% школьников считают, что онлайн-игры развивают жестокость, а около 70% школьников понимают, что ежедневные компьютерные игры могут вызвать психологическую зависимость. Но вот парадокс: сами себя они зависимыми не считают.
4.2. Социологический опрос родителей по проблеме гаджет зависимости детей.
Мнения родителей и детей в ходе опроса разделились: около 40% родителей считают, что длительное просиживание ребенка за компьютером вредно, еще столько же считают, что полезно, а остальным 20% вообще безразлично: «Играет – ну и пусть, лишь бы не баловался». Чуть больше половины родителей (55%) не контролирует своих детей в выборе компьютерных игр, 24% периодически интересуются, какими играми увлечен их ребенок, и лишь каждый пятый родитель постоянно обращает внимание, чем занимается ребенок.
4.3. Сравнительный анализ данных медицинских осмотров по уровню снижения показателей по зрению и нарушениям осанки обучающихся. За 2013-2014 год- из 312 учащихся 25 учащихся имеет нарушения осанки, что составляет 8 %, 11 учащихся имеют диагноз сколиоз, кифоз, что составляет 4%. 25% имеют нарушения зрения, из них спазм оккомодации 41 учапщихся-13%, миопия 31 учащийся-9%, гиперметропия 3 учащихся -0,9% , 2%-атрофия зрительного нерва, косоглазие и др. За 2014-2015 год из 318 учащихся 37 учащихся- 11,6 % имеют нарушения осанки, в том числе 20 учащихся имеют сколиоз, что составляет 6,3% и 5,3% учащихся имеют кифоз. 94 учащихся -29,5% учащихся имеют нарушения зрения. Из них 34- 10,7 % спазм аккомодации, 50-15,7% -миопия, 7-2,2% гиперметропия,2 ученика -0,9 % прочие заболевания. За 2015-2016 год из 310 учащихся 37- учащихся имеют нарушения осанки-12%, 25 ученикам поставлен диагноз сколиз и кифоз 3,8%. Нарушения зрения имеют 85,что составляет 27,7%. Из них 8,7 % имеют спазм аккмодации,18% миопию, гиперметропию 2%.
4.4.Оценка влияния гаджет-аддикцией на снижение уровня здоровья школьников по показателям зрения и осанки. За 2013-2016 года обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается ежегодно на 1,5% Увеличение числа случаев и повышение степени миопии ежегодно от 3% до 6% свидетельствуют о влиянии на эти процессы учебной нагрузки и условий выполнения зрительной работы. Напряженная, длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях (низкий уровень освещенности, неправильная поза, мелкий шрифт и др.) является решающим моментом в возникновении близорукости и нарушений осанки у школьников и связана с развитием гаджитомании.
5.Заключение
Существенную часть времени школьники проводят за использованием различного рода гаджетов, что позволяет говорить о возможной аддикции. Установлена связь между использованием мультимедийных устройств и сниженным уровнем здоровья по показателям зрения и осанки, что подтверждает исходную гипотезу об отрицательном влиянии чрезмерного пользования гаджетами на здоровье подростков. Нарушения зрения и осанки, негативно сказываются на обучаемость подростка, могут существенно затруднить процесс его дальнейшей социализации, вследствие чего возможно формирование психологического комплекса или даже серьёзного психического расстройства. Мы надеемся, что данная работа поможет учащимся узнать к чему может привести чрезмерное увлечения различными гаджетами, какие заболевания они могут вызывать, научит минимизировать наносимый ими вред и даст понять, что даже в наш информационный век не нужно ставить различные технические средства во главу человеческой жизни.
6. Программа действий.
1.Планируется продолжить изучение влияния гаджет-аддикции на психоэмоциональное развитие.
2. Планируется продолжить изучение влияния гаджет-аддикции на качество обучения успеваемость, досуг школьников.
3. Проведение дальнейшего мониторинг здоровья по результатам медицинских осмотров.
4. Проведение эксперимента с группой обучающихся школы по искоренению гаджет зависимости.
7.Список литературы.
1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В. И. Бушкович. Анатомия Человека.- 12-е изд., перераб. И доп.-СПб.: Издательский дом СПбМАПО ,2010.-720с., ил.
2. Сапин М.Р. Атлас по анатомии человека: Учебное пособие.
Издательство “Медицина”, 2006.-252с. ил.
3. Большой энциклопедический словарь (под ред. Прохорова А.М.) Изд. 2-е, перераб., доп.
4. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.Издательство: АСТ Москва.
5 Статья Е. Мурашовой: «Кого боятся подростки?» http://www.snob.ru/selected/entry/45522
6.Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.
3 Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1. – С. 13-17.
4 Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.
8. интернет ресурсы:
Тест на определение степени зависимости.
http://nashi-de-ti.net/qadjet-zavisimost-y-deteu/
http://www.medicalj.ru/diseases/psychiatrics/111- schizoid-personality-disorder
http://www.lookatme.ru/mag/industry/industry-lists/199459-idiseases
http://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/roditeljam-na-zametku-vlijanie-gadjetov-na-zdorovye-detey/
1.Сайт журнала "Здоровье": http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети
2.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?
3.http://l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.
4.http://www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Экология жизненного пространства»
Номинация «Экологические проблемы городов»
Тема:"Гаджет-аддикция и оценка ее влияния на здоровье школьников"
Автор: Смолина Екатерина
Россия, п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область,
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск"
8 класс
Руководитель: Фуражкина Светлана Ивановна
учитель биологии, химии
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск",
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область
2015-2016год
Гаджет-аддикция и оценка ее влияния на здоровье школьников
Автор:Смолина Екатерина
Россия, п. Горноправдинск,
Ханты-Мансийский район,
Тюменская область,
МБОУ ХМР "СОШ п.Горноправдинск"
8 класс
Цель работы: изучение влияния гаджет-аддикции на состояние здоровья школьников.
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент);
математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Аннотация
Актуальность.
Гаджеты стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с различными информационными приборами постоянно- на работе, дома, и даже в общественном транспорте. Многие родители считают, что пусть ребенок лучше сидит дома за компьютером, планшетом у них на глазах. Тем самым ребенок получает свободный неограниченный и свободный доступ к интернету, компьютеру. Во многих семьях по этому поводу бытует мнение - лучше читать художественную литературу, общаться с друзьями вживую, играть с ними в различные игры на улице, что способствует физическому развитию ребенка, чем просиживать с телефоном, планшетом или у монитора компьютера. Мною было принято решение провести по данной проблеме исследование.
Цель работы: изучение влияния современных гаджетов на состояние здоровья школьников.
Задачи:
Изучить литературу:
отношение учеников к проблеме привязанности к гаджетам; популярность различных гаджетов, компьютерных игр и программ ; уровень знаний о вредном влиянии на здоровье школьников гаджет аддикции;
Объект исследования — учащиеся 5- 11 классов.
Предмет исследования –здоровье школьников
Гипотезу: если доказать негативное влияние увлечения современными гаджетами, то это приведет к изменению отношения к проблеме собственного здоровья, организации досуга .
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Краткая Аннотация
Актуальность: Компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и стремительно внедрились в жизнь современного человека. Гаджетомания-серьезная проблема современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с ними постоянно- на работе, дома, и даже в общественном транспорте, что не раз я лично наблюдала, например в самолете. Многие родители считают, что пусть ребенок лучше сидит дома за компьютером, планшетом, телевизором у них на глазах. Тем самым ребенок получает свободный неограниченный и свободный доступ к не только к компьютеру, но и к сети Интернет. В нашей семье по этому поводу бытует мнение- лучше читать художественную литературу, общаться с друзьями вживую, играть с ними в различные игры на улице, что способствует физическому развитию ребенка, чем просиживать все свободное время в социальных сетях , на сайтах у монитора компьютера, с телефоном. Современному человеку уже трудно представить свою жизнь без мобильных и мультимедийных устройств, однако чрезмерное использование так называемых гаджетов может вызвать даже зависимость от этих устройств, которую все чаще называют «гаджет-аддикция». Самое главное –знать, что она способна привести к серьезным нарушениям психических и познавательных процессов, что особенно опасно в подростковый период - период активного роста и становления личности
Объектная область исследования: Экология человека
Объект исследования: учащиеся 5-11 классов.
Предмет исследования: здоровье школьников
Цель: изучение влияния современных гаджетов на состояние здоровья школьников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Содержание
Введение
1. Гаджет-аддикция.
1.1. Гаджет-аддикция
1.2. Плюсы использования гаджетов .
1.3. Минусы использования гаджетов.
2.Зависимость как результат увлеченности гаджетами.
2.1. Основные критерии гаджет зависимости.
2.2. Причины возникновения зависимости
2.4.Степени зависимости.
3. Гаджет-аддикция ее влияния на здоровье школьников
3.1 Симптомы гаджет-зависимости.
3.2.Последствия неограниченного пребывания за гаджетами.
4. Практическая часть
4.1. Тестирование обучающихся 5-11 классов по выявлению зависимости у школьников.
4.2. Социологический опрос родителей по проблеме гаджет- зависимости детей.
4.3.Сравнительный анализ данных медицинских осмотров обучающихся оп показателям зрения и осанки.
4.4.Оценка влияния компьютерной зависимости на состояние здоровья школьников.
5.Заключение.
6.Литература.
Методы исследований
теоретические (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);
математические (построение диаграмм и графиков для визуализации данных).
Перспектива работы
Имея теоретические знания о вреде гаджетов, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если они подкреплены реальными, наглядными экспериментальными результатами, поэтому в перспективе планируем продолжить экспериментальную часть
Введение
Недавно в классификаторе болезней появился такой диагноз как «гаджет-аддикция», зависимость. В переводе с английского gadget — техническая новинка. Прогресс человечества всегда сопровождался различными техническими новинками. Этапными были появление колеса, пороха, электричества и т.п. Еще в средневековой Англии так обозначали предметы, названия которых не могли вспомнить. Гаджетом назвали даже первую атомную бомбу.
В современном понятии «гаджеты» это компактные электронные приспособления для поиска, обработки и передачи информации. К ним можно отнести мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, плееры, трекеры, браслеты, девайсы, приставки, очки с виртуальным интерфейсом и т.д. и т.п.Они стали привычным явлением нашей жизни, в котором, однако, есть не только светлая, но и мрачная сторона — гаджетомания и интернет-зависимость. Гаджеты есть везде! Даже для маленького ребёнка можно приобрести гаджеты, чтобы развивать или контролировать его. Занимаетесь спортом?! Существуют современные гаджеты, которые способны измерить пульс, время пробежки, а также показать по GPS карте, где будет следующая яма. В путешествии помогают гаджеты - маячки, которые не дадут потерять багаж. Гаджеты активно используют в нашем мире, где на такие технологические вещи имеется достаточно большой спрос.
Весь цивилизованный мир находится в зависимости от гаджетов. Учёные бьют тревогу. Всё больше людей заражаются новой, прежде невиданной болезнью, порожденной техническим прогрессом. Опасную болезнь, являющую собой особую форму психической и психологической зависимости, западные исследователи назвали гаджетоманией или гаджет - аддикцией. Психологи детально изучают данную проблему и выделяют психологические и физиологические симптомы гаджет - аддикции.
1. Гаджет-аддикция.
1.1 Гаджет-аддикция. Новый вид психологической зависимости получил имя в честь английского "gadget" - "техническая новинка". С развитием техники гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания, предупреждают доктора. Гаджет - это любая электронная игрушка для взрослых и к сожалению детей: мобильный телефон, планшет, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.
1.2. Плюсы использования гаджетов .
ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:
1.3. Минусы использования гаджетов. Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
2.Зависимость как результат увлеченности гаджетами
Гаджет зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.
2.1.Основные критерии гаджетомании. Определяющим началом компьютерной зависимости, можно считать следующие: беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение; ухудшение памяти, внимания; снижение успеваемости, систематические прогулы занятий; ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи; уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела; пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка; появляющиеся изворотливость, лживость;неопрятность, неряшливость, не характерные ранее; приступы депрессии, страха, тревоги.
2.2. Причины возникновения зависимости
2.3. В настоящее время выделены следующие степени компьютерной зависимости:
1. Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца.
2. Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
3. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность,. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.
4. Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли.
3. Гаджет-аддикция ее влияния на здоровье школьников
3.1. Симптомы гаджет-зависимости.
Психологические: хорошее самочувствие или эйфория при использовании прибора; невозможность оторваться от прибора; невозможность удержаться от покупки новой "игрушки"; невозможность контролировать траты, связанные с использованием прибора; увеличение количества времени, потраченного на занятия с прибором; ощущение пустоты и депрессии без прибора или регулярной покупки новых гаджетов; пренебрежение семьей и друзьями; ложь и чувство вины перед близкими; проблемы с работой или учебой. Физиологические: поражение нервных стволов руки, связанное с перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли; расстройство сна.
3.2.Последствия неограниченного пребывания за гаджетами.
Общение гаджетами, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет. Сидение за дисплеем «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. Существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.
4. Практическая часть
Врачи забили тревогу! Гаджеты для школьников опасны для здоровья! Для такого вывода уже есть веские основания.Существует четыре основных вредных фактора, влияющих на состояние здоровья и развития детей при длительном и нерациональном проведении времени за компьютером: нагрузка на зрение; стесненная поза; психоэмоциональная нагрузка; уход от реальности.
4.1. Социологический опрос учащихся по проблеме зависимости подростков от гаджетов. Анкетирование среди учащихся 5-11классов показало, что более половины школьников (66%) увлеклись компьютерными играми в возрасте до 10 лет, около 23% - от 11 до 14 лет и лишь 8 % школьников начали играть в виртуальные игры в 15-16 лет. Наиболее популярны у детей компьютерные гонки и «стрелялки» (72%), а также логические игры-квесты (16%). И только 11% школьников интересуются обучающими играми. При этом подавляющее большинство компьютерных «игроманов» - мальчики, которые заняты онлайн-игрушками от 1 до 8 часов в день. Четверть опрошенных девочек вообще равнодушна к играм, зато практически все девочки (более 98%) активно общаются в социальных сетях, просмотр фильмов 5%, проводя там ежедневно от 2 до 5 часов. Выводы опроса неутешительны: компьютерная зависимость наблюдается примерно у 85% школьников. На вопрос: «Какой вред наносит здоровью чрезмерное увлечение компьютером?» 26% опрошенных ответили «никакого», 50%– «портит зрение», 17% сказали о нарушении осанки, остальные затруднились ответить. При этом 15% школьников считают, что онлайн-игры развивают жестокость, а около 70% школьников понимают, что ежедневные компьютерные игры могут вызвать психологическую зависимость. Но вот парадокс: сами себя они зависимыми не считают.
4.2. Социологический опрос родителей по проблеме гаджет зависимости детей.
Мнения родителей и детей в ходе опроса разделились: около 40% родителей считают, что длительное просиживание ребенка за компьютером вредно, еще столько же считают, что полезно, а остальным 20% вообще безразлично: «Играет – ну и пусть, лишь бы не баловался». Чуть больше половины родителей (55%) не контролирует своих детей в выборе компьютерных игр, 24% периодически интересуются, какими играми увлечен их ребенок, и лишь каждый пятый родитель постоянно обращает внимание, чем занимается ребенок.
4.3. Сравнительный анализ данных медицинских осмотров по уровню снижения показателей по зрению и нарушениям осанки обучающихся. За 2013-2014 год- из 312 учащихся 25 учащихся имеет нарушения осанки, что составляет 8 %, 11 учащихся имеют диагноз сколиоз, кифоз, что составляет 4%. 25% имеют нарушения зрения, из них спазм оккомодации 41 учапщихся-13%, миопия 31 учащийся-9%, гиперметропия 3 учащихся -0,9% , 2%-атрофия зрительного нерва, косоглазие и др. За 2014-2015 год из 318 учащихся 37 учащихся- 11,6 % имеют нарушения осанки, в том числе 20 учащихся имеют сколиоз, что составляет 6,3% и 5,3% учащихся имеют кифоз. 94 учащихся -29,5% учащихся имеют нарушения зрения. Из них 34- 10,7 % спазм аккомодации, 50-15,7% -миопия, 7-2,2% гиперметропия,2 ученика -0,9 % прочие заболевания. За 2015-2016 год из 310 учащихся 37- учащихся имеют нарушения осанки-12%, 25 ученикам поставлен диагноз сколиз и кифоз 3,8%. Нарушения зрения имеют 85,что составляет 27,7%. Из них 8,7 % имеют спазм аккмодации,18% миопию, гиперметропию 2%.
4.4.Оценка влияния гаджет-аддикцией на снижение уровня здоровья школьников по показателям зрения и осанки. За 2013-2016 года обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается ежегодно на 1,5% Увеличение числа случаев и повышение степени миопии ежегодно от 3% до 6% свидетельствуют о влиянии на эти процессы учебной нагрузки и условий выполнения зрительной работы. Напряженная, длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях (низкий уровень освещенности, неправильная поза, мелкий шрифт и др.) является решающим моментом в возникновении близорукости и нарушений осанки у школьников и связана с развитием гаджитомании.
5.Заключение
Существенную часть времени школьники проводят за использованием различного рода гаджетов, что позволяет говорить о возможной аддикции. Установлена связь между использованием мультимедийных устройств и сниженным уровнем здоровья по показателям зрения и осанки, что подтверждает исходную гипотезу об отрицательном влиянии чрезмерного пользования гаджетами на здоровье подростков. Нарушения зрения и осанки, негативно сказываются на обучаемость подростка, могут существенно затруднить процесс его дальнейшей социализации, вследствие чего возможно формирование психологического комплекса или даже серьёзного психического расстройства. Мы надеемся, что данная работа поможет учащимся узнать к чему может привести чрезмерное увлечения различными гаджетами, какие заболевания они могут вызывать, научит минимизировать наносимый ими вред и даст понять, что даже в наш информационный век не нужно ставить различные технические средства во главу человеческой жизни.
6. Программа действий.
1.Планируется продолжить изучение влияния гаджет-аддикции на психоэмоциональное развитие.
2. Планируется продолжить изучение влияния гаджет-аддикции на качество обучения успеваемость, досуг школьников.
3. Проведение дальнейшего мониторинг здоровья по результатам медицинских осмотров.
4. Проведение эксперимента с группой обучающихся школы по искоренению гаджет зависимости.
7.Список литературы.
1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В. И. Бушкович. Анатомия Человека.- 12-е изд., перераб. И доп.-СПб.: Издательский дом СПбМАПО ,2010.-720с., ил.
2. Сапин М.Р. Атлас по анатомии человека: Учебное пособие.
Издательство “Медицина”, 2006.-252с. ил.
3. Большой энциклопедический словарь (под ред. Прохорова А.М.) Изд. 2-е, перераб., доп.
4. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.Издательство: АСТ Москва.
5 Статья Е. Мурашовой: «Кого боятся подростки?» http://www.snob.ru/selected/entry/45522
6.Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.
3 Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1. – С. 13-17.
4 Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.
8. интернет ресурсы:
Тест на определение степени зависимости.
http://nashi-de-ti.net/qadjet-zavisimost-y-deteu/
http://www.medicalj.ru/diseases/psychiatrics/111- schizoid-personality-disorder
http://www.lookatme.ru/mag/industry/industry-lists/199459-idiseases
http://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/roditeljam-na-zametku-vlijanie-gadjetov-na-zdorovye-detey/
1.Сайт журнала "Здоровье": http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети
2.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?
3.http://l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.
4.http://www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Лягушка-путешественница
5 зимних аудиосказок
Попробуем на вкус солёность моря?
Зимний дуб