Работа содержит исследование средств общения людей от древности до современности, включая актуальные устройства сегодняшнего дня - гаджеты.
Цель работы - выяснить возможности развития средств общения людей.
Задачи:
- провести теоретический анализ эволюции средств общения,
- исследовать возможность совмещения сфер виртуального общения и права,
- выяснить, какие прогнозы реальны и возможны по мнению подростков и взрослых специалистов.
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_lopuhovoy.docx | 57.35 КБ |
VI региональная научно-практическая конференция
«Духовность и современность»
Секция «Социология и право»
Общение людей: от необходимости до возможностей
Работу выполнила:
Лопухова Полина,
ученица 9 «а» класса МАОУ «Гимназия №3»
Фрунзенского района г. Саратова
Научные руководители:
Базанова И.В., педагог-психолог, социальный педагог,
Вишневская М.П., преподаватель информатики и ИКТ
Саратов
2016 год
Содержание стр.
1. Введение………………………………………………………………….. 2
2. Общение как социальная потребность человека………………………. 2
3. История развития средств общения людей……………………………. 3
4. Прогнозы специалистов………………………………………………… 5
5. Совмещение сферы использования коммуникационных технологий и области права……………………………………………………………….. 7
6. Прогнозы пользователей:
Социологическое исследование отношения подростков к развитию средств общения……………………………………………………………………… 8
7. Выводы…………………………………………………………………… 11
8. Заключение……………………………………………………………….. 12
Литература
Приложения
1. Введение
Согласно исследованиям ученых, человек научился говорить около
100 000 лет назад. По сути, именно тогда зародились коммуникационные технологии. А многочисленные изобретения, появившиеся в последующем, были призваны передать человеческую речь на расстоянии, преобразовывая ее в записанные слова, сигналы семафора, звуковые знаки азбуки Морзе и др.
Современное время – эпоха гаджетов. Заменят ли они речь, языки, жесты? Смогут ли люди в будущем свободно общаться или будут всецело зависеть от техники? Каковы пути развития средств общения людей и какова правовая безопасность виртуального общения? Мы решили сопоставить факты, прогнозы специалистов и мнения современных пользователей. С этой целью мы провели анализ научной информации по поводу психологической природы общения людей, истории развития средств коммуникации, мнений специалистов и собственное социологическое исследование отношения подростков к развитию их общения в будущем.
Цель работы - выяснить возможности развития средств общения людей.
Задачи:
- провести теоретический анализ эволюции средств общения,
- исследовать возможность совмещения сфер виртуального общения и права,
- выяснить, какие прогнозы реальны и возможны по мнению подростков и взрослых специалистов.
Работа состоит из двух частей: теоретической, которую составляют главы 2,3,4,5, и практической – глава 6, а также разделов: Введение, Заключение, Список литературы из 7 источников, Приложения.
2. Общение как социальная потребность человека
Общение – это процесс установления контактов между людьми. Человек живёт в обществе и должен взаимодействовать с другими. От этого взаимодействия во многом зависит его жизнедеятельность и безопасность. Кроме того человек нуждается в эмоциональной, оценочной, обучающей поддержке. Поэтому психологи считают общение важнейшей социальной потребностью человека [1].
По сути – это процесс обмена информацией. А средства общения - это способы кодирования, передачи и получения информации. Большинство этих средств созданы самим человеком. В их числе – все знаковые системы, включая письменность, рисунки, схемы, сигналы, технические приборы. Даже речь человека – это не врождённое умение, а приобретаемое и обучаемое. Речь и язык речи – это тоже знаковая система [2].
По статистике ООН, в мире существует до 7 тысяч языков [3]. Может ли развитие коммуникационных систем снизить остроту проблемы понимания людей? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к истории, эволюции средств общения. А затем – к прогнозам их развития в ближайшем будущем.
3. История развития средств общения людей
3500 гг. до н.э. Глиняные таблички
До появления бумаги основным материалом для передачи информации» была глина: шумеры и представители других древних народов лепили плоские глиняные таблички и, пока верхний слой не застыл, деревянной или костяной палочкой выводили на нем знаки. Сначала писцы использовали пиктограммы, позже перешли на клинопись.
26-37 гг. н.э. Металлические зеркала
Римский император Тиберий, обосновавшись на острове Капри, управлял империей с помощью набора металлических зеркал, отражавших солнечный свет: с их помощью он посылал сигналы на континент. Впоследствии, уже в XIX веке, эта технология легла в основу работы гелиографа – оптического телеграфа, который посредством световых вспышек мог передавать информацию на расстояние до 50 км.
105 г. Письма на бумаге
Изобретение бумаги приписывают китайскому сановнику Цай Луню, прославившемуся во времена правления династии Хань. Вообще бумага существовала и до этого: делали ее из пеньки или шелка. Однако именно Цай Лунь предложил наиболее простую технологию производства материала для письма – из растолченных волокон шелковицы, золы, тряпок и пеньки. В VII веке бумага проникла в Корею и Японию, в VIII веке – на Запад.
XIV-XVI вв. Вампум
Североамериканские индейцы общались с помощью вампумов – шнуров, унизанных разноцветными цилиндрическими бусинами из раковин, которые обычно носили как пояс. Комбинируя бусины, индейцы давали сигналы своим врагам или союзникам. Например, рисунок красного топора на черном фоне означал объявление войны, а скрещенные темные руки на белом фоне – надежду на мирный договор.
1520-е гг. Пушки и флаги
Фернан Магеллан во время первого в истории кругосветного плавания ввел в обиход сигнальную систему, основанную на пушечных выстрелах и поднятии флагов. В его экспедицию входили пять кораблей, и члены команды далеко не всегда могли докричаться друг до друга, чтобы согласовать свои действия. Более того, «веселый роджер», появившийся примерно в XVII веке, поначалу был не эмблемой пиратов, а сигналом, что на судне началась эпидемия и приближаться к нему опасно.
1774-1896 гг. Телеграф
Попытку создать электрический телеграф одним из первых предпринял швейцарец Георг Лесаж. Позже свои изобретения в этой области представили немец Самуил Томас фон Земмеринг, россиянин Павел Шиллинг, англичане Уильям Кук и Чарльз Уитстон и, конечно, американец Сэмюэл Морзе. Именно он придумал самый известный телеграфный код, в котором буквы представлены в виде последовательностей точек и тире. А в конце XIX века русский ученый Александр Попов впервые применил беспроводной радиотелеграф.
1876 г. Телефон
Очередной великий шаг в сторону современных коммуникационных устройств сделал американец Александр Белл, изобретатель телефона. Первый в истории телефонный звонок он сделал в соседнюю комнату – чтобы вызвать к себе своего ассистента Томаса Уотсона. Кстати, именно Уотсон предложил оборудовать телефон устройством, которое будет издавать звуковой сигнал в момент вызова: самому Беллу это почему-то в голову не пришло.
1946 г. Компьютер
Хотя работать над первой универсальной электронной цифровой вычислительной машиной ЭНИАК начали еще в годы Второй мировой войны, полноценным средством коммуникации компьютер стал лишь с появлением глобальных сетей, то есть после 1969 года, когда в США провели первый сеанс связи между двумя узлами ARPANET – предшественницы Интернета. Уже в 1970-х компьютеры использовались для пересылки электронной почты, тогда же возникли прототипы чатов.
1959 г. Пейджер
Прототип любимого гаджета новых русских полиция Детройта взяла на вооружение еще на заре 1920-х, но датой рождения пейджера принято считать 1956 год, когда компания Motorola выпустила компактный приемник персонального вызова. Название он получил от слова page – «паж», «мальчик на побегушках». Первые пейджеры предназначались для сотрудников клиник, которых могли в любой момент вызвать к пациенту, а позже они стали доступны всем.
1973 г. Мобильный телефон
Первый мобильный телефон также создала компания Motorola: он назывался DynaTAC, был размером с кирпич и весил около 1,4 кг. На его панели располагалось всего 12 клавиш: 10 – с цифрами, 2 – для вызова и отбоя. Рядовым покупателям мобильные телефоны начали продавать только через 10 лет. По габаритам они немного уступали своему прародителю: их вес составлял чуть меньше килограмма, зато цена превышала 3500 долларов.
1992 г. Смартфон
Сегодня смартфоны стали нормой жизни: с их помощью стало легче следить за здоровьем, читать, путешествовать, вести бизнес, постоянно оставаясь на связи с абонентами. С помощью смартфонов можно решать задачи, на которые раньше были способны только ноутбуки и персональные компьютеры.
Первый смартфон совмещал функции мобильного телефона, пейджера и факса, а управление им осуществлялось с помощью сенсорного экрана и клавиатуры QWERTY. С его помощью можно было проверить электронную почту, узнать мировое время, свериться с календарем и даже поиграть в игры. Его розничная цена составляла 899 долларов [4].
4. Прогнозы специалистов
Мы сравнили мнения ведущих специалистов в области коммуникационных технологий по поводу будущего развития средств общения [5]:
Григорий Бакунов, директор по распространению технологий компании «Яндекс»:
Будущее – за текстовыми и голосовыми сообщениями Глобальной революции не будет, совершенствуются технические характеристики.
Нужно учитывать три фактора. Первый – способ передачи информации. Ничего глобально нового здесь не произойдет. Сотовые сети будут развиваться и дальше, поэтому увеличится скорость передачи данных. Второй фактор – способ восприятия информации и взаимодействия с устройствами. Резко снизится потребление информации с мониторов в пользу других устройств. Уверен, что мы до сих пор не исчерпали возможности уже существующих технологий. Наконец, третий фактор – способы взаимодействия людей друг с другом. Основным, как и прежде, останется текст, чуть в меньше степени – голос. Видеосвязь, как и передача мыслей на расстоянии, сейчас не очень востребована, и вряд ли тут что-то изменится.
Петр Татищев, сооснователь GreenfieldProject
Будущее – за исполнением «заказов» человека, информационным обслуживанием
Люди не прекратят общаться между собой напрямую, но их «персональные цифровые сети» также будут взаимодействовать: усилится связь с человека с инфраструктурой. Например, мое персональное цифровое устройство будет знать, что пульс и давление моего ребенка, который находится в школе, в норме, но он давно не ел и нужно отправить ему уведомление о том, что пора в столовую. После этого управляющий компьютер столовой тоже получит уведомление о том, что ребенок идет на обед, дополненное информацией о его гастрономических предпочтениях, ограничениях, бюджете и так далее.
Александр Ганюшин, преподаватель кафедры теории коммуникации факультета журналистики МГУ
Будущее за техническим усложнением и уменьшением габаритов, простотой управления
Наиболее совершенная форма коммуникации – это непосредственное общение лицом к лицу. Прогресс ищет компромиссы на тот случай, если у людей нет возможности находиться поблизости. Развитие стремится к тому, чтобы устройства усложнялись с технической точки зрения, но становились менее заметными. По этому пути развитие пойдет и дальше. Ещё одна важная тенденция – это разработки в области augmentedreality, или дополненной реальности. Пользователи стремятся наладить контакт не только друг с другом, но и с окружающими их предметами. На YouTube можно найти ролики о том, как человек стоит посреди кухни, а с ним «разговаривают» товары: пакет молока напоминает, что пора пополнить запасы, и так далее. Пока это, конечно, похоже на психоз: у тебя в голове звучит хор голосов, и все они чего-то от тебя хотят. Но вполне можно представить, что со временем мы получим функциональную, полезную технологию.
5. Совмещение сферы использования коммуникационных технологий и области права.
Широчайшее использование ИКТ требует грамотного правового регулирования и сопровождения. Сфера совмещения коммуникационных технологий и права – новая сфера для юристов. Особенность её заключается в том, что стремительное развитие ИКТ в конечном счете активизирует взаимодействие правовых систем. Возникла даже специфическая область применения права – киберправо.
Решение правовых проблем информационных технологий предусматривает два направления:
1. Первое подразумевает правовое обеспечение создания ИТ и урегулирование производственных отношений в структуре экономики страны. Здесь внимание сосредоточено на правовом обеспечении экономических и организационных проблем на стадии научной и производственной деятельности, которая образует передовую отрасль современной экономики.
2. Второе направление определяется проблематикой использования информационных технологий в экономической, социальной, культурной и иных сферах [6,7] .
По мнению специалистов [6], даже простой перечень проблем, требующих безотлагательного решения, достаточно велик:
Таким образом, юридическое обеспечение сферы ИКТ-общения необходимо от стадии научно-производственной разработки технических средств связи до правового регулирования их использования. Многие специалисты считают необходимым формирование законодательной базы в этой сфере [7].
6. Прогнозы пользователей
Социологическое исследование отношения подростков к развитию средств общения
В целях изучения отношения подростков к проблеме развития общения и их прогнозов в этой сфере я провела социологическое исследование среди моих сверстников.
Форма проведения исследования – анкетный опрос в виде письменных ответов, устных ответов (интервью), а также опрос через соцсети. Анкета содержала 10 вопросов. Текст анкеты представлен в «Приложения» (приложение 1).
Выборку составили 120 человек: 60 девочек и 60 мальчиков из числа учащихся МАОУ «Гимназия №3», а также учеников других ОУ Саратова.
Результаты исследования представлены в виде диаграмм (Диаграммы №1, 2, 3, 4).
Анализ полученных результатов:
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
-экономические (финансовые) затраты-93чел.(80,3%),
- технические проблемы-81чел. (67,5%),
- потерю времени на общение вместо основной деятельности (учёбы, спорта, хобби)-79чел. (65,8%),
-психологические риски (возможность формирования зависимости)- 73чел. (60,8%),
- эмоциональные разочарования: обман в общении, доверии ( т.к. «работа в маске»)- 69чел.(57,5%),
- из-за широкого общения в сети и возможности получения
информации по телефону часто нет реальных друзей в близком
круге-49чел. (40,8%)
- распространение безграмотности-28чел. (24,2%).
Проблем в правовом поле подростки не замечают.
Диаграмма №4
- развитие телепатических форм, т.е. передачи мысли на расстоянии,
- вживление как имплантов технических средств в ухо, пальцы и проч.,
- глобализация системы: общение с другими мирами, с животными, растениями,
- минимизация размеров до едва заметных, невесомых телефонов, компьютеров и др.
- возможность общаться с бытовой техникой,
-возможность общаться с книгами, учебниками.
7. Выводы:
жизни;
8. Заключение
Виртуальная и действительная реальности — вещи амбивалентные (двойственные). Коммуникационные технологии по сути всего лишь инструменты, помогающие общению, но не способные его заменить.
Сфера совмещения коммуникационных технологий и права новая для юристов. Особенность её заключается в том, что развитие информационно-коммуникационных технологий в конечном счете активизирует взаимодействие правовых систем.
В число актуальных вопросов правового регулирования киберпространства входят:
- обеспечение информационной безопасности,
- защита персональных данных,
- правовой статус личности в виртуальном пространстве,
- ответственность субъектов сетевого интернет-общения.
Большинство специалистов считают необходимым формирование законодательной базы в этом направлении. Ведь, как признают сами учёные, так необходимый всем интернет пока еще мало исследован с точки зрения юридической специфики.
Данная работа – это мои первые шаги в научных исследованиях. Рассчитываю, что кто-то тоже заинтересуется этой темой, и вместе можно пройти дальше или открыть новые пути.
Литература
Как нарисовать черёмуху
Весенняя сказка
Привередница
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт