Первая любовь для юношей и девушек связана с ощущением счастья, это приятное событие для человека в этом возрасте. Однако учителями, а также обучающимися, которые не имеют отношений, влюбленность может восприниматься помехой в освоении предметов, обучения и становится тем, что важнее учебы. В этой связи возникает необходимость изучения возможных рисков в успеваемости, с которыми могут столкнуться старшеклассники, состоящие в отношениях.
В научно-исследовательской работе приводятся результаты исследования особенностей обучения юношей и девушек (успеваемости), состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ». Работа отмечена дипломами на XIV Областной (II Международной) научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся 9-11 классов образовательных учреждений Кемеровской области «Эрудит – 2016» дипломом за творческий подход и актуальность выбранной научной проблематики.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya.docx | 51.31 КБ |
sektsiya_estestvennye_nauki.pptx | 821.9 КБ |
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат»
Особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ»
Авторы:
Тымко Виктория Павловна,
Горбачева Александра Олеговна
Обучающиеся 10 класса
Научный руководитель:
Колотилина В.В.,
Педагог-психолог
1 квалификационной категории
Кемерово, 2016
Введение__________________________________________________3
Глава 1. Исследование понятия «любовь» в отечественной и зарубежной психологии________________________________________4
1.1. Исследование понятия «любовь» в отечественной психологии__4
1.2. Исследование понятия «любовь» в зарубежной психологии____6
Глава 2. Исследование особенностей обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ»_____9
2.1. Описание организации, выборки и методов исследования______9
2.2. Результаты исследования и их описание____________________9
Заключение_______________________________________________17
Список использованной литературы__________________________19
Приложение____________________________________________20
Введение
В большинстве случаев будущие семейные пары знакомятся именно в подростковом и юношеском возрасте. Многие юноши и девушки уже начинают задумываться о семье и искать свою «вторую половинку», чтобы пройти свой жизненный путь вместе. В ГБНОУ «ГМЛИ» обучаются юноши и девушки, которые проживают в общежитии лицея, они видятся почти каждый день, справляют вместе многие праздники и другие значимые события в течение трех лет. Зачастую в лицее образуются пары, которые в дальнейшем становятся семьями. Первая любовь, как и влюбленность, для людей юношеского возраста связана с ощущением счастья и радости, это приятное событие для человека в этом возрасте. Однако учителями, а также самими обучающимися, которые не имеют отношений, влюбленность может восприниматься помехой в освоении предметов, может отвлекать от уроков и становится, таким образом, тем, что важнее учебы. В этой связи возникает необходимость изучения возможных рисков в успеваемости, с которыми могут столкнуться старшеклассники, состоящие в отношениях.
Объект исследования: романтические взаимоотношения в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ».
Гипотеза исследования: существуют особенности обучения у юношей и девушек, которые состоят в романтических отношениях: им легче удается обучение.
Цель работы: изучить особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ».
Задачи исследования:
Глава 1. Исследование понятия «любовь» в отечественной и зарубежной психологии
В современном изменяющемся мире проблема любви актуальна для мужчин и женщин, для юношей и девушек. Любовь (влюблённость) – одно из главных событий, происходящих в жизни человека. Всё мировое искусство пронизано темой любви, любовных переживаний. На протяжении столетий любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине была и остаётся предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденной жизни. В ранней юности углубляются и приобретают особую остроту избирательные формы отношений, появляется любовь, имеющая ряд специфических характеристик и являющаяся уникальным событием в жизни человека. Именно поэтому юношескую любовь называют «томлением сердца», а ранняя юность рассматривается как время поисков любви.
Романтическая любовь ранней юности является важным фактором личностного развития, и позитивно влияет на процесс личностного самоопределения. Она наполняет внутреннюю жизнь богатством переживаний, становится предметом осмысления, находит отражение в создаваемой в этом возрасте «концепции собственного будущего».
С позиции определенного жизненного опыта романтическая любовь в ранней юности оценивается как первая любовь, которая в силу присущих ей специфических особенностей (особой эмоциональности, наличии большого количества иллюзий, наивности, незрелости, романтичности) становится важным событием в жизни человека.
В понятие «любовь» люди вкладывают разный смысл. И любит каждый человек по-своему. Большой энциклопедический словарь определяет любовь как «интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность…» [3].
Большинство психологов определяют любовь как синдром чувств: как набор переживаний, в который входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности концентрации внимания (К. Дайон и К. Дайкок); как набор характеристик, в числе которых уважение, сочувствие, сопереживание, понимание, забота, интимность (3. Рубин); ответственность, обязательства (Р. Стернберг); самопожертвование (Р.Э. Шорт); восхищение и знание (Э. Фромм) [1].
Русские писатели, философы всегда проявляли большой интерес к проблеме любви. Н.Г. Чернышевский, характеризуя любовь русского мужчины к женщине, говорил о том, что «…русский мужчина готов пылко любить, но скорее в мечте, чем в реальности, а в отношении к любимой женщине нерешителен, медлит, сомневается, морализирует, проявляет чисто женскую застенчивость и пассивность» [5].
Н. Бердяев описывает два типа любви, свойственные русскому характеру: любовь-сладострастие и любовь-жалость [4].
В.С. Соловьев обращает внимание на то, что любовь лишает человека эгоизма. Он описывает любовь нисходящую, восходящую и равную в зависимости от вкладов каждого партнёра в эмоциональные отношения [5].
Но может возникать ситуация, когда человек интерпретирует свое чувство к другому человеку как любовь, но которое на самом деле к любви не имеет отношения, это, так называемые, ловушки любви. Вот некоторые из них:
а) Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.
б) Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
в) Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония – основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
г) Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь [6]. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
1.2. Исследование понятия «любовь» в зарубежной психологии
В зарубежной психологии существует ряд классификаций любви к лицам противоположного пола:
Э. и В. Уолстеры предложили подразделять любовь на страстную и товарищескую, Э. Фромм – на зрелую и незрелую, Т. Шибутани – на собственническую и бескорыстную, Р. Стернберг классифицировал любовь на: романтическую, симпатию, пустую, безрассудную, товарищескую, увлечение, совершенную [1].
Например, Т. Кемпер называет 7 типов любви в зависимости от сочетания факторов власти и статуса:
1) романтическая любовь. В ней оба члена пары обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу;
2) братская любовь. Она основывается на взаимном, высоком статусе и характеризуется низкой властью – отсутствием возможности к принуждению;
3) харизматическая любовь. В ней один партнер обладает и статусом, и властью, а другой – только статусом;
4) «измена». В ней один партнер обладает и властью, и статусом, а другой – только властью. В этом случае для партнера, вступившего в новые отношения, прежний партнер сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус;
5) влюбленность. В таких отношениях один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой – не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или «безответная» любовь;
6) «поклонение». В этом случае один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой – не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
7) любовь между «родителем и маленьким ребенком». Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) – низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти [1].
Особенности мужской и женской любви
Мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, более активны в любовных отношениях, преодолевают больше трудностей на пути к любимым, сильнее страдают от неверности любимой, медленнее выходят из состояния влюблённости, принимают заботу со стороны любимых, как должное, их занимает больше физическая сторона любви, острее переживают разрыв.
Девушки раньше и сильнее влюбляются в парней своего и более старшего возраста. У них более реалистичное и прагматичное отношение к любви, поскольку они в конечном итоге оказываются «крайними», ответственными за последствия интимных отношений, уход и воспитание детей в силу культурных традиций, эмоциональные реакции у них более сильные, чем у мужчин, часто теряют голову, сильнее привязываются к объекту любви, доверчивы, испытывают потребность заботиться о партнёре, опекать его, часто переживают чувство мучительного страдания и иступлённого восторга, в целом более склонны к самораскрытию чувств. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще и быстрее испытывают разочарование в партнере, реально видя его недостатки, женщины чаще выступают инициаторами разрыва. В период установившихся любовных отношений женщины склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает.
Что привлекает в отношениях мужчин и женщин:
1. Для мужчин большое значение имеет внешняя привлекательность и молодость партнёрши, что обеспечивает возбуждение и сексуальное удовлетворение.
2. Женщин влечёт к мужчинам надежным, обладающим высоким социальным статусом, большими материальными ресурсами, добившимся профессиональных успехов, способным сделать удачную карьеру и обеспечить ее и детей. Женщины более придирчивы в выборе партнёра даже для кратковременных отношений, т.к. всегда оценивают его в расчёте на долговременные отношения [1].
Глава 2. Исследование особенностей обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ»
2.1. Описание организации, выборки и методов исследования
Выборку исследования составили 100 человек обучающихся 10ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» юношеского возраста от 15-17 лет. Из них: 26 учащихся мужского пола и 74 учащихся женского пола. Стаж отношений от 1 недели до 5 лет, средний стаж отношений составляет 8 месяцев.
Выбор именно этой возрастной группы обусловлен тем, что возраст является возрастом половой идентификации, в котором зачастую люди начинают испытывать чувство первой любви и начинать романтические отношения.
В исследовании мы использовали следующие методы и методики:
2.2. Результаты исследования и их описание
Исследование содержит не только вопросы, относящиеся к испытуемым, которые имеют пары, но также к испытуемым, не состоящим в романтических отношениях. Среди опрошенных было выявлено 34 человека, которые имеют пару. Продолжительность отношений разная: от нескольких недель (минимальный стаж – 1 неделя), до нескольких лет (максимальный стаж отношений – 5 лет). Наиболее частый ответ на вопрос о месте проживания партнера, является: «приезд в Кемерово для получения образования». Места обучения или работы парня (девушки) носят различный характер.
Участники исследования, как состоящие в отношениях, так и не имеющие таковых отвечали на вопросы об учебе, их ответы представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Представленность ответов об успеваемости в школе испытуемых, не имеющих отношения
Как вы считаете, какая у вас успеваемость в школе? | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
А) У меня есть тройка по одному предмету | 21(31) |
Б) У меня есть тройка по двум предметам | 11(17) |
В) У меня есть тройки по двум предметам и более | 2(3) |
Г) Я хорошист (бОльшую часть оценок составляют «4ки») | 3(4,5) |
Д) Я учусь на 4 и 5 (примерное одинаковое соотношение этих оценок) | 26(40) |
Е) Я отличник/ца (бОльшую часть оценок составляют «5ки») | 3(4,5) |
Как видно из таблицы 1, 40% испытуемых, не имеющих отношений, учатся на 4 и 5. 31% имеют тройку по одному предмету. По двум и более предметам тройки имеют только 3% учащихся, а 4,5% считают себя отличниками.
Таблица 2
Представленность ответов об успеваемости в школе испытуемых, имеющих отношения
Как вы считаете, какая у вас успеваемость в школе? | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
А) У меня есть тройка по одному предмету | 10(29) |
Б) У меня есть тройка по двум предметам | 2(6) |
В) У меня есть тройки по двум предметам и более | 0(0) |
Г) Я хорошист (бОльшую часть оценок составляют «4ки») | 0(0) |
Д) Я учусь на 4 и 5 (примерное одинаковое соотношение этих оценок) | 15(44) |
Е) Я отличник/ца (бОльшую часть оценок составляют «5ки») | 7(21) |
Как видно из таблицы 2, 44% обучающихся, состоящих в отношениях, ответили, что они учатся на 4 и 5, 29% имеют тройку по одному предмету, 21% опрошенных – отличники.
Таким образом, сравнивая в процентном соотношении количество отличников среди тех, кто состоит в романтических отношениях и тех, кто не имеет их, можно отметить, что в первом случае отличников значительно больше. Возможно, в успеваемости романтические отношения сыграли определенную роль.
Таблица 3
Представленность ответов об изменении в успеваемости в школе испытуемых, имеющих отношения
Как Вы считаете, произошли ли какие-либо изменения в учебе, после того, как у Вас появилась «вторая половинка»: | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
А) Я стал больше времени уделять учебе | 10(29) |
Б) Я начал получать более высокие оценки, чем раньше | 8(23) |
В) Учебная программа мне дается легче | 0(0) |
Г) Я начал быстрее выполнять домашнюю работу, но также качественно | 0(0) |
Д) Успеваемость осталась прежней | 13(38) |
Е) Я стал меньше времени уделять учебе | 3(10) |
Ж) Успеваемость снизилась | 0(0) |
З) Я стала пропускать занятия | 0(0) |
Сравнив результаты анкетирования, можно заметить закономерность: участники исследования, состоящие в отношениях, заметили изменения в учебе. Из таблицы 3 видно, что отношения, по мнению участников исследования, не влияют отрицательно на учебный процесс: 38% юношей и девушек успеваемость осталась прежней. При этом, испытуемые, не состоящие в отношениях, имеют более низкую успеваемость в учебе. Возможно, именно романтические отношения мотивируют учащихся на тягу к знаниям. Так, 29% отметили, что стали больше времени уделять учебе и 23% начали получать более высокие оценки, чем раньше. Но 10% стали меньше времени уделять учебе.
Участникам исследования также задавался вопрос об отношении партнеров друг к другу (см. таблицу 4 и 5). Результаты позволяют нам говорить о том, что наиболее выбираемыми категориями оказались: «забота» (61,7% выборов), «любовь» (55,8% выборов), «внимание» и «тепло» (53% выборов), «уважение» (50% выборов). А наименее выбираемыми стали :«недоверие», «обиды», «жестокость» (3% выборов), «стыд за его(ее) поведение» и «претензии» (5,8% выборов).
Таблица 4
Характер эмоциональных отношений
10. Ваше отношение к партнеру | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
Любовь | 19(55,8) |
Уважение | 17(50) |
Признательность | 6(17,6) |
Благодарность | 6(17,6) |
Внимание | 18(53) |
Тепло | 18(53) |
Забота | 21(61,7) |
Критика | 3(8,8) |
Обиды | 1(3) |
Жестокость | 1(3) |
Претензии | 2(5,8) |
Помощь | 9(26,4) |
Поддержка | 9(26,4) |
Долготерпение | 8(23,5) |
Зависимость | 3(8,8) |
Щедрость на подарки | 6(17,6) |
Стыд за его(ее) поведение | 2(5,8) |
Ревность | 6(17,6) |
Недоверие | 1(3) |
Исходя из этого, можно сделать вывод, что гораздо больший процент выборов, сделанных испытуемыми, описывает отношение к партнеру, для которого характерна положительная «окрашенность», разделяемая в обществе. Однако в отношениях имеют место обиды, недоверие и жестокость. Возможно, это обусловлено тем, что отношения имеют недостаточно длительную историю, либо у партнеров разные жизненные ценности или представления об отношениях, о способах взаимодействия в них, стилях общения с лицами противоположного пола и т.д.
Таблица 5
Отношение партнера к Вам
10. Отношение партнера к Вам | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
Уважение | 22(64,7) |
Признательность | 10(29) |
Благодарность | 12(35) |
Внимание | 17(50) |
Тепло | 23(67,6) |
Забота | 21(61,7) |
Критика | 2(5,8) |
Обиды | 2(5,8) |
Помощь | 9(26) |
Грубость | 1(3) |
Игнорирование | 1(3) |
Зависимость | 1(3) |
Щедрость на подарки | 4(11,7) |
Давление | 3(8,8) |
Ревность | 6(17,6) |
Холодность | 1(3) |
Поддержка | 8(23,5) |
Претензии | 1(3) |
Недоверие | 1(3) |
Долготерпение | 5(14,7) |
Из представленных результатов в таблице 5 можно заметить, что больше половины опрошенных выбирали положительные качества. Это говорит о чистом и искреннем отношении к партнеру и партнера к нему. Но также есть и те, кто выбрал отрицательные. Возможно, это обусловлено тем, что партнер не ценит, не уважает свою «вторую половинку». Также этому могут служить и вредные привычки, неумение общаться и корректно выражать свои эмоции, что губительно влияет на отношения.
В таблицах 6 и 7 представлены ответы испытуемых на вопрос анкеты о положительных и отрицательных изменениях, которые были ими замечены в период их жизни, когда у них появились романтические отношения.
Таблица 6
Представленность субъективных положительных изменений
12. Как Вы считаете, появились ли какие-либо положительные изменения в Вас, после того, как появилась «вторая половинка»? | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
А) Я стал(а) более сентиментальным(ой) | 6(17,6) |
Б) Я стал(а) оптимистичней смотреть на жизнь | 22(64,7) |
В) Я стал(а) более открытым(ой) к людям | 5(14,7) |
Г) Я стал(а) более доверчивым(ой) | 3(8,8) |
Д) Я стал(а) отзывчивым(ой) | 4(11,7) |
Е) Я стал(а) терпеливее с другими людьми | 6(17,6) |
Ж) Другое: «Ничего» | 1(3) |
Можно сказать, что испытуемые после появления отношений заметили в себе проявление таких качеств, как оптимистичность (64,7% выборов), терпеливость (17,6% выборов), открытость (14,7% выборов), которые они сами отнесли к положительным изменениям. Выбор испытуемыми положительных качеств, показывает, вероятно, что отношения влияют на изменения человека с лучшей стороны.
Но выявились и другие черты, которые были отмечены ими как отрицательные (см. таблицу 7).
Таблица 7
Представленность субъективных отрицательных изменений
13. Как Вы считаете, появились ли какие-либо отрицательные изменения в Вас, после того, как появилась «вторая половинка»? | |
Варианты ответов | Чел.(%) |
А) Я стал(а) более сентиментальным(ой) | 12(35,2) |
Б) Я стал(а) пессимистичней смотреть на жизнь | 5(14,7) |
В) Я стал(а) более замкнутым(ой) | 0(0) |
Г) Я стал(а) менее доверчивым(ой) | 3(8,8) |
Д) Я стал(а) менее отзывчивым(ой) | 0(0) |
Е) Я стал(а) менее тактичным(ой) | 0(0) |
Ж) Другое: 1) Нет изменений 2) Сконцентрирован на учебе 3) Меньше времени уделяется учебе | 12(35,2) 1(3) 1(3) |
Среди таких черт испытуемые отметили: «пессимистичность» (14,7% выборов), «сентиментальность» (35,2% выборов), «доверчивость» (8,8% выборов). Возможно, выбор отрицательных качеств (пессимизм) или отнесение своих эмоциональных особенностей (сентиментальность, доверчивость) к отрицательным обусловлено несчастливостью в отношениях, субъективным понимаем того, что возможно партнер не совсем тот человек, с которым бы хотелось быть рядом, что он не соответствует представлениям об идеальном партнере. Также есть испытуемые, у которых не произошло никаких изменений.
Мы также предположили, что романтические отношения могут сказаться на взаимоотношениях с родителями (таблица 8) и сверстниками (таблица 9).
Таблица 8
Отношения с родителями
Ваше отношение с родителями Вы бы охарактеризовали как: | |
Вариант ответа | Чел.(%) |
А) Теплые доверительные | 28(82,4) |
Б) Скорее равнодушные | 6(17,6) |
15. Как Вы считаете, появились ли какие-либо изменения в отношениях с Вашими родителями (их законными представителями), после того, как появилась «вторая половинка»? | |
Все осталось без изменений | 19(55,8) |
Мы стали ближе (я рассказываю о своих отношениях родителям, мы говорим о будущем и т. п.) | 6(17,6) |
Я стал(а) прислушиваться к их советам, мне важно их мнение и опыт | 5(14,7) |
Я стал(а) редко звонить родителям(законным представителям) | 4(11,7) |
Как видно, большая часть опрошенных (55,8) отметила отношения с родителями как теплые и доверительные, как до появления «второй половинки», так и после. 17,6% участников исследования заметили сближение с ними, 14,7% стали больше прислушиваться к их советам, что, вероятно, говорит о положительном влиянии отношений с лицами противоположного пола. Также многие стали более чуткими во взаимоотношениях с родителями (законными представителями) (таблица 8).
Как видно из таблицы 9, из представленных результатов можно заметить особенность: после появления романтических отношений у испытуемых, общение со сверстниками осталось на прежнем уровне (55,8% выборов), однако есть испытуемые, которые заметили, что стали добрее, стали чуткими (20,6% выборов). При этом такое же количество выбранных вариантов ответов (20,6%) говорит о безразличии к чужому мнению.
Таблица 9
Отношения со сверстниками
5. Ваши отношения со сверстниками Вы бы охарактеризовали, как: | |
Вариант ответа | Чел.(%) |
А) Теплые доверительные | 26(76,5) |
Б) Скорее равнодушные | 8(23,5) |
14. Как Вы считаете, появились ли какие-либо изменения в общении со сверстниками, после того, как появилась «вторая половинка»? | |
В) Нет, все осталось по-прежнему | 19(55,8) |
А) Я стал(а) более добрым(ой) и чутким(ой) к людям | 7(20,6) |
Б) Мне стало безразлично чужое мнение | 7(20,6) |
Г) Я стал(а) реже общаться со многими | 1(3) |
Была получена статистически значимая связь (при p<0,05) между стажем отношений и качеством отношений с родителями и сверстниками. Таким образом, мы можем говорить, что чем больше стаж отношений, тем благополучнее отношения со сверстниками и родителями (таблица 10).
Таблица 10
Показатели взаимосвязи стажа отношений и особенностей отношений с родителями и сверстниками
Параметры | Взаимоотношения с родителями (коэффициент корелляции) | Взаимоотношения со сверстниками (коэффициент корелляции) |
Стаж отношений | 0,37 | 0,45 |
В отношениях с другим человеком юноши и девушки встречаются с необходимостью учиться принимать другого человека, его особенности, которые не всегда «удобны», быть толерантным к характеру любимого человека, учиться поддерживать его, сопереживать и заботиться. Разрешать вопросы, касающиеся ответственность за свои решения и поступки в отношениях, понимания границ своей ответственности в этих отношениях. Возможно, этот опыт влияет на общение с другими значимыми людьми в жизни юношей и девушек: они учатся понимать и принимать другого человека, сопереживать ему, когда это необходимо, а также сохранять конструктивное поведение в ситуациях разногласий или конфликтов.
Заключение
В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Полагаем, что нельзя говорить об отрицательном влиянии романтических отношений на учебу. У большинства опрошенных все показатели изменились в лучшую сторону, что доказывает скорее их положительное влияние. Так, 29% отметили, что стали больше времени уделять учебе и 23% начали получать более высокие оценки, чем раньше. Возможно, именно романтические отношения мотивируют учащихся на тягу к знаниям. Однако есть испытуемые, которые заметили проявление негативных качеств в учебной сфере. Так, 10% испытуемых отметили, что стали меньше времени уделять учебе.
Но нельзя судить однозначно. Возможно, это изменение связано не с появлением отношений, а с личными характеристиками человека, его манерой общения, поведения.
Однако у 38% юношей и девушек отметили, что успеваемость у них не изменилась. Испытуемые, не состоящие в отношениях, имеют более низкую успеваемость в учебе. Возможно, именно романтические отношения мотивируют учащихся на тягу к знаниям, может быть, их дисциплинирует любимый человек, понимание того, что он теперь в некотором плане представляет другого и создает, в том числе, представление о нем своими успехами и достижениями в учебе.
Подводя итог: вероятно, нельзя утверждать, что романтические отношения и влюбленность оказывают отрицательное влияние на обучение и успеваемость, скорее наоборот. В это связи мы можем говорить о том, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Отдельного и подробного изучения заслуживают особенности успеваемости в динамике отношений, особенность успеваемости в зависимости от стажа романтических отношений на большей выборке. Исследования в этой области будут продолжены.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Романтические отношения в юношеском возрасте»
Инструкция: Уважаемый участник исследования! Заполни, пожалуйста, анкету для психологического исследования. Анкета анонимна, указывать свои фамилию, имя и отчество НЕ НУЖНО.
1. Пол: А) мужской Б) женский; 2. Возраст (число полных лет)_____
2. Как Вы считаете, какая у Вас успеваемость в школе?
А) у меня есть «3ка» по одному предмету
Б) у меня есть «3ка» по двум предметам
В) у меня есть «3ки» по двум предметам и более
Г) я хорошист (бОльшую часть оценок составляют «4ки»)
Д) я учусь на 4 и 5 (примерное одинаковое соотношение этих оценок)
Е) я отличник/ца (бОльшую часть оценок составляют «5ки»)
Ж) я круглый(ая) отличник/ца (учусь только на «5»)
3. Ваши отношения с родителями Вы бы охарактеризовали, как:
А) теплые доверительные Б) скорее равнодушные В) конфликтные Г) грубые Д) невзаимные
4. Ваши отношения со сверстниками Вы бы охарактеризовали, как: А) теплые доверительные Б) скорее равнодушные В) конфликтные Г) грубые Д) невзаимные
5. Есть ли у Вас девушка/парень: А) да Б) нет;
6. Как долго Вы встречаетесь?___________________________
7. Вы проживаете в Кемерово
А) постоянно Б) прибыли с целью__________________________
8. Ваш парень (девушка) проживает в Кемерово
А) постоянно Б) прибыл с целью__________________________В) нет
9. Где обучается Ваш парень (девушка):
А) в ГБНОУ «ГМЛИ»
Б) учится в другом губернаторском учебном заведении г.Кемерово (укажите, в каком)_____________
В) учится в другом учебном заведении г.Кемерово (укажите, в каком)____________
Г) учится по месту жительства;
Д) не учится (укажите, чем занимается)________________________
10. Обведите Ваше соответствующее отношение к девушке(парню) и его к Вам (можно выбрать несколько вариантов)
Ваше к партнеру: Любовь. Уважение. Благодарность, признательность. Суровость, холодность. Ненависть, отвержение. Игнорирование, равнодушие. Внимание. Тепло. Забота. Критика. Осуждение. Грубость, жестокость. Обиды, претензии. Давление, стремление подчинить. Помощь, поддержка. Долготерпение. Зависимость, подчинение. Скупость, жадность. Щедрость на подарки. Стыд за его(ее) поведение. Физические наказания. Вечное недовольство. Недоверие. Ревность. Делание назло, во вред.
Характер эмоциональных отношений партнера к Вам. Любовь. Уважение Благодарность, признательность. Суровость, холодность. Ненависть, отвержение. Игнорирование, равнодушие. Внимание. Тепло. Забота. Критика. Осуждение. Грубость, жестокость. Обиды, претензии. Давление, стремление подчинить. Помощь, поддержка. Долготерпение. Зависимость, подчинение. Скупость, жадность. Щедрость на подарки. Стыд за его (ее) поведение. Физические наказания. Вечное недовольство. Недоверие. Ревность. Делание назло, во вред.
11. Как Вы считаете, появились ли какие-либо отрицательные изменения в Вас, после того, как появилась «вторая половинка»:
А) я стал(а) более сентиментальным(ой)
Б) я стал(а) пессимистичней смотреть на жизнь («меня пугает перспектива в будущем расстаться, если мы будем учиться в разных городах, ВУЗах, что отношения не прочные» и т.п.)
В) я стал(а) более замкнутым(ой)
Г) я стал(а) менее доверчивым(ой)
Д) я стал(а) менее отзывчивым
Е) я стал(а) менее тактичным(ой), более сконцентрирован(а) на себе и своих отношениях
Ж) другое (укажите свой вариант)_____________________________
12. Как Вы считаете, появились ли какие-либо положительные изменения в Вас, после того, как появилась «вторая половинка»:
А) я стал(а) более сентиментальным(ой)
Б) я стал(а) оптимистичней смотреть на жизнь («думаю, что всё не так плохо, что у меня всё хорошо получается, впереди счастливая успешная жизнь, учеба в ВУЗе, семья» и т.п.)
В) я стал(а) более открытым(ой) к людям
Г) я стал(а) более доверчивым(ой)
Д) я стал(а) отзывчивым(ой);
Е) я стал(а) терпеливее с другими людьми (более внимателен(внимательна) к другим людям, их интересам привычкам и т.п.)
Ж) другое__________________________________________________
13. Как Вы считаете, произошли ли какие-либо изменения в учебе, после того, как у Вас появилась «вторая половинка»:
А) я стал(а) больше времени уделять учебе
Б) я начал(а) получать более высокие оценки, нежели раньше (успеваемость повысилась)
В) учебная программа мне дается легче (укажите, почему, как Вы думаете)__________
Г) я начал(а) быстрее выполнять домашнюю работу, но так же качественно, как раньше (укажите, почему, как Вы думаете)____________
Д) успеваемость осталась прежней (ни ухудшилась, ни улучшилась)
Е) я стал(а) меньше времени уделять учебе (укажите, почему)_____
Ж) успеваемость снизилась
З) я стал(а) пропускать занятия;
И) другое (укажите свой вариант)_____________________________
14. Как Вы считаете, появились ли какие-либо изменения в общении со сверстниками, после того, как появилась «вторая половинка»:
А) я стал(а) более добрым(ой) и чутким(ой) к людям
Б) мне стало безразлично чужое мнение
В) нет, все осталось по-прежнему
Г) я стал(а) реже общаться со многими;
Д) я стал(а) более эгоистичным(ой)
Е) я стал(а) в отношениях со сверстниками менее терпеливым(ой)
Ж) другое (укажите свой вариант)_____________________________
15. Как Вы считаете, появились ли у Вас какие-либо изменения в отношениях с Вашими родителями (их законными представителями), после того, как появилась вторая половинка:
А) мы стали ближе (я рассказываю о своих отношениях родителям, мы говорим о будущем и т.п.)
Б) я стал(а) редко звонить родителям (законным представителям)
В) все осталось без изменений
Г) я стал(а) вести себя агрессивней с ними (укажите, почему)____________
Д) стал(а) прислушиваться к их советам, мне важно их мнение и опыт;
16. Поменялось ли Ваше мировоззрение?
А) стал(а) более чуток(чутка) к жизни
Б) нет
В) да, я стал(а) более оптимистичней смотреть на жизнь
Г) жизнь начала казаться скучной и однообразной
17. Как Вы считаете: отношения влияют положительно или отрицательно на учебу и жизнь в целом? Почему?___________________
Слайд 1
Особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ» Автор: Тымко Виктория Павловна, Горбачева Александра Олеговна Обучающиеся 10 класса Научный руководитель: Колотилина В.В., Педагог-психолог 1 квалификационной категории Кемерово, 2016 Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат»Слайд 2
Объект исследования: романтические взаимоотношения в юношеском возрасте Предмет исследования: особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ» Цель работы: изучить особенности обучения юношей и девушек, состоящих в романтических взаимоотношениях в ГБНОУ «ГМЛИ»
Слайд 3
Задачи исследования: изучить понятие «любовь» в психологической науке, особенности романтических взаимоотношений в юношеском возрасте; провести опрос обучающихся 10ых классов ГБНОУ «ГМЛИ»; изучить успеваемость обучающихся, которые не состоят в отношениях и обучающихся, которые состоят в отношениях; сравнить успеваемость обучающихся, которые не состоят в отношениях и обучающихся, которые состоят в отношениях; сделать вывод на основе сравнения
Слайд 4
Гипотеза исследования: существуют особенности обучения у юношей и девушек, которые состоят в романтических отношениях: им легче удается обучение
Слайд 6
В анкете «Романтические отношения в юношеском возрасте» приняли участие обучающиеся 10ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» в возрасте от 15-17 лет. Из них: 26 учащихся мужского пола и 74 учащихся женского пола. Стаж отношений от 1 недели до 5 лет. Количество опрошенных – 100 человек.
Слайд 7
* - участники, не имеющие отношений
Слайд 8
* - участники, состоящие в отношениях
Слайд 12
Параметры Взаимоотношения с родителями Взаимоотношения со сверстниками Стаж отношений 0,37 0,45 Показатели взаимосвязи стажа отношений и особенностей отношений с родителями и сверстниками
Слайд 13
Возможно романтические отношения мотивируют учащихся на тягу к знаниям
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Каргопольская игрушка
Твёрдое - мягкое
Браво, Феликс!
«Течет река Волга»
Бородино. М.Ю. Лермонтов