В работе приводится исследование особенности эмоциональной сферы воспитанника ГБНОУ "ГМЛИ".Эмоциональная сфера подростка своеобразна, потому что в этом возрасте человек проходит кризисный период своей жизни, этот период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Он может протекать очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников). Эмоциональную сферу у подростков, обучающихся в ГМЛИ, можно назвать особенной, поскольку подростки проживают вдали от дома, семьи, родителей и друзей, проживают круглосуточно в лицее-интернате, в условиях ограниченного личного пространства, в комнатах по три, четыре человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа по психологии | 53.16 КБ |
sorokina_e._gmli.pptx | 1.36 МБ |
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций «Кузбасские истоки»
психология
Исследовательская работа
Особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ»
Сорокина Евгения
9 класс
ГБНОУ «ГМЛИ» г Кемерово
Научный руководитель:
Колотилина В.В.
педагог-психолог первой квалификационной категории
ГБНОУ «ГМЛИ» г Кемерово
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей эмоциональной сферы обучающихся лицея интернатного типа в психологии 4
1.1. Особенности эмоциональной сферы подростка 4
1.2. Специфика лицея интернатного типа 15
Глава 2. Исследование особенностей эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» 16
2.1. Организация и проведение исследования особенностей эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» 16
2.2. Результаты исследования и их описание 17
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 19
Приложение 21
Введение
Эмоциональная сфера подростка своеобразна, потому что в этом возрасте человек проходит кризисный период своей жизни, этот период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Он может протекать очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников). Эмоциональную сферу у подростков, обучающихся в ГМЛИ, можно назвать особенной, поскольку подростки проживают вдали от дома, семьи, родителей и друзей, проживают круглосуточно в лицее-интернате, в условиях ограниченного личного пространства, в комнатах по три, четыре человека. Это и определило актуальность нашего исследования, а также объект, предмет, гипотезу, цель и задачи.
Объект: особенности эмоциональной сферы подростка.
Предмет: особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ».
Гипотеза: эмоциональная сфера обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» отлична от эмоциональной сферы обучающихся общеобразовательной школы (ООШ) в силу специфики ОУ.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ».
Задачи исследования:
Методики исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей эмоциональной сферы обучающихся лицея интернатного типа в психологии
Эмоции – (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [15].
В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и другие). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, несопоставимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об эмоциях оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.
Большое значение в конкретно-научном изучении эмоций имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих эмоции выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является так называемая периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге, согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюции эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические переживания (от греч. hedone – наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты – особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (например, бегство, агрессию).
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоции человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития эмоций человека – чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций.
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности; в том числе они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (например, страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций эмоций, состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной нервной системе и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат эмоций. Сопровождающие эмоции физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний [2].
Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и другие); 3) когнитивный, в том числе рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в том числе эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и так далее); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов эмоций включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса-Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).
Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы — эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) эмоции, чувства, настроения — структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами эмоций, но этот перечень является скорее интуитивной псевдоклассификацией [1].
Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.
1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и другие) связаны с удовлетворением потребностей личности; отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и другие) – с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и другие) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К.Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и так далее), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности [5].
К ситуативным эмоциям относят:
Эмоциональный тон ощущений – простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т.д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится самоощущение.
Эмоции – это эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие «фундаментальные» эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.
Аффект – это сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, который возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.
К устойчивым эмоциям относят:
Настроение – сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т.д. Настроение – это эмоциональная реакция не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.
Чувства – высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности, характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.
Страсть – сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть – это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. [11].
Функции эмоций
Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, то есть чувств; выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача [9].
Для подросткового возраста (14-16 лет) характерны следующие особенности: - половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения; - изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; -смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками; - открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; -познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире; - появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей [12].
О переходном возрасте обычно говорят, как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и тому подобное.
А.С. Никифоров пишет, что эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста – побочные и не всеобщие свойства отрочества. Существует общая закономерность, действующая в фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызвать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребёнка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Однако взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия [10].
А.Н. Лук считает, что наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, то есть на какие стимулы реагирует субъект, в подростковом возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства, обусловлены отчасти её конституциональными свойствами, а отчасти условиями воспитания. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности – фактор психологически неблагоприятный [7].
К.Е. Изард пишет, что подростковый возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. [5].
Так называемые немотивированные поступки, частые в отроческом возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, следует чётко разграничивать напряжённость; а нередко – и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения [8].
Значение нравственных мотивов как одного из существенных компонентов формирующейся личности возрастает в подростковом возрасте, когда усиливаются процессы социального развития школьника. Нравственные мотивы входят в группу социальных мотивов учения, где наряду с ориентацией на нравственные нормы и категории общества представлена ориентация на сверстников и учителя, то есть на ближайшее социальное окружение, которое, отражаясь в сознании, также становится побудительной силой учения [14].
Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутренний) и означает: 1) школа-интернат или общежитие при общеобразовательной школе и других учебных заведениях для учащихся [15].
Лицей-интернат – нетиповое образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся на его территории, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» было создано 1 сентября 2000 года как нетиповое, инновационное учреждение в целях реализации права граждан на образование, совершенствования системы образования Кемеровской области, создания условий для удовлетворения образовательных потребностей развития, самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей преимущественно из сельской и приравненной к ней местности Кемеровской области [4].
Спецификой лицея является:
• инновационный тип общеобразовательного учреждения (повышенный уровень нагрузки в сравнении с общеобразовательной школой);
• статус образовательного учреждения, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности лицея на рынке образовательных услуг;
• урбанизация среды проживания и обучения (смена среды проживания с сельской на городскую);
• кратковременность обучения;
• учреждение интернатного типа (проживание по 3-4 человека в комнате в условиях ограниченного личного пространства, вдали от семьи, родителей, друзей);
• социальная защита учащихся.
Вновь прибывшим ученикам, так как они проживают вдалеке от родителей и находятся среди множества людей, которые в начале поступления в лицей являются, по сути, посторонними. Им необходимо адаптироваться к новым условиям и некоторым детям нужно больше времени для этого, чем другим, что объясняется индивидуально-личными особенностями.
В лицее-интернате существуют определённые требования к ученикам, которые должны строго их выполнять. Такие, например, как соблюдать дисциплину: не пропускать уроки, быть пунктуальными, в учебном корпусе носить лицейскую форму, поддерживать чистоту в комнате, осуществлять бытовое самообслуживание.
Также для образовательных учреждений инновационного типа характерны повышенные требования к ученикам в освоении учебных предметов, увеличенная учебная нагрузка. Поступление в лицей осуществляется на конкурсной основе, который представляет собой отбор лучших учащихся в своих школах в форме тестирования и последующих собеседований у учителей-предметников. Именно поэтому до 100% их выпускников попадают в самые престижные вузы страны и зачастую становятся призерами олимпиад различного уровня. Некоторым предметам в лицеях обучают преподаватели вузов, которые способны не только изложить материал, но и обучить решению задач повышенной сложности.
Глава 2. Исследование особенностей эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ»
2.1. Организация и проведение исследования особенностей эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ»
Для того чтобы выявить особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ», мы решили провести опрос среди учащихся общеобразовательной школы и лицея интернатного типа. Опрос проводился посредством анкетирования. В исследовании приняли участие 50 человек обучающихся лицея-интерната и 50 человек обучающихся общеобразовательной школы.
Были использованы следующие методики:
2.2. Результаты исследования и их описание
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Представленность изученных показателей в исследуемых группах
Показатель | Лицей (ср.зн.) | Школа (ср.зн.) | P |
Психологический климат | 86,66667 | 71,74000 | 0,00000 |
Эмоциональный комфорт | 26,72000 | 24,12000 | 0,026141 |
Как видно из таблицы 1, средние показатели психологического климата статистически значимо выше у обучающихся ГБНОУ «ГМЛИ». Показатели по шкале СПА «Эмоциональный комфорт» также выше у лицеистов.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза исследования подтвердилась, однако с некоторыми допущениями.
В гипотезе мы предположили, что эмоциональная сфера обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» отлична от эмоциональной сферы обучающихся общеобразовательной школы (ООШ) в силу специфики ОУ, полагая при этом, что в лицее интернатного типа обучающимся 9ого класса приходится адаптироваться к новым условиям обучения и проживания, новым педагогам, знакомиться и общаться с разными людьми, при этом проживая по 3-4 человека в комнате в условиях ограниченного личного пространства, вдали от родственников, семьи и близких друзей. Процесс адаптации, как мы полагали, может вызывать психологический дискомфорт, эмоциональную нестабильность и т.п. Однако, полученные данные говорят о том, что действительно эмоциональная сфера обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» отлична от эмоциональной сферы обучающихся общеобразовательной школы, но показатели психологического климата и эмоционального комфорта у них выше, чем у школьников. Здесь педагоги и воспитатели круглосуточно заботятся о воспитанниках, следят за соблюдением режима труда и отдыха, в течение первого полугодия проводятся мероприятия, направленные на знакомство обучающихся друг с другом, сплочение классов, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации. Мы можем также предположить, что эмоциональный комфорт обучающихся в лицее связан с уровнем общей культуры личности лицеиста, с корпоративной культурой лицея, с погружением учащихся в лицейскую среду, с осознанием принадлежности к лицейскому братству.
Заключение
Эмоциональная сфера подростка своеобразна в силу кризисности возраста. Развитие человека в этот период зависит от индивидуальных особенностей, а также от окружающей среды, в которой живёт подросток. Подростковый период становления человека может протекать эмоционально нестабильно, причем не только для самого подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).
Эмоциональная сфера у подростков, обучающихся в ГМЛИ, обладает особенностями, поскольку в силу специфики образовательного учреждения обучающимся приходится адаптироваться к новым условиям проживания. Мы предположили, что эмоциональная сфера обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» отлична от эмоциональной сферы обучающихся общеобразовательной школы (ООШ) в силу специфики ОУ.
Исследование показало, что благоприятность психологического климата и уровень эмоционального комфорта выше у обучающихся лицея, чем у школьников. Это, вероятно, вызвано осуществлением психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ГБНОУ «ГМЛИ», участием педагогов в жизни лицеистов, совместным проживанием обучающихся друг с другом, тем, что проводят много времени вместе в школе и дома, заботятся друг о друге, дружат, получают поддержку от воспитателей, приобретённых в лицее друзей, классных воспитателей и руководителей. Важной частью периода адаптации также является проведение мероприятий в течение первого полугодия, направленных на знакомство обучающихся друг с другом, сплочение их в классах, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации.
Список использованных источников и литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем классе. Для этого прочтите высказывания и отметьте ту цифру, которая, по Вашему мнению, стоит ближе к Вашей оценке.
№ | Свойства психол. климата А | Оценка | Свойства психол. климата Б |
1 | Холодный | 1 2 3 4 5 | тёплый |
2 | равнодушный | 1 2 3 4 5 | увлечённый |
3 | неудачный | 1 2 3 4 5 | успешный |
4 | Угрюмый | 1 2 3 4 5 | развлекающий |
5 | Скучный | 1 2 3 4 5 | интересный |
6 | Вредный | 1 2 3 4 5 | полезный |
7 | враждебный | 1 2 3 4 5 | поддерживающий |
8 | Далёкий | 1 2 3 4 5 | близкий |
9 | бесплодный | 1 2 3 4 5 | продуктивный |
10 | раздельный | 1 2 3 4 5 | совместный |
11 | отвергающий | 1 2 3 4 5 | принимающий |
12 | огорчающий | 1 2 3 4 5 | радующий |
Слайд 1
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» Научно-практическая конференция исследовательских прикладных работ «Мы будущее Кузбасса » Секция «Естественные науки » Особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ » Автор : Сорокина Женя, 9 «Б» класс Научный руководитель: Колотилина В.В., Педагог-психолог 1 квалификационной категории Кемерово 2016Слайд 2
Объект: особенности эмоциональной сферы подростка . Предмет: особенности эмоциональной сферы обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ ». Гипотеза: эмоциональная сфера обучающихся 9ых классов ГБНОУ «ГМЛИ» отлична от эмоциональной сферы обучающихся общеобразовательной школы (ООШ ) в силу специфики ОУ.
Слайд 3
Специфика лицея-интерната определяется следующими факторами: • инновационный тип общеобразовательного учреждения; • специфика контингента воспитанников; • урбанизация среды проживания и обучения; • учреждение интернатного типа с круглосуточным пребыванием воспитанников; • кратковременность обучения (четыре года: 8-11 классы); • социальная защита учащихся.
Слайд 4
Эмоции – (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Слайд 10
Методы исследования : 1 . Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса , Р. Даймонда ); 2. Модифицированный вариант методики изучения психологического климата в коллективе по А.Ф. Фидлеру ; 3. Для математической обработки данных применялся программный пакет STATISTICA ( t- критерий Стьюдента).
Слайд 11
Результаты исследования :
Слайд 14
Благодарю за внимание!
Бабочка
Рисуем тыкву
Домик зимней ночью
Валентин Берестов. Аист и соловей
Философские стихи Кристины Россетти