В работе раскрываются результаты и закономерности исследований радиационной среды в школе №1018 и её окрестностях. Анализируются причины некоторых отличий в степени радиационного фона в разных участках микрорайона Ново-Переделкино. Работа написана в 2013 году и опубликована в 2014 году в окружном сборнике работ конференции "Экология глазами детей".
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_seroshtana_kirilla_7_kl._shkola_1018_office_word.docx | 17.45 КБ |
В КАКОЙ РАДИАЦИОННОЙ СРЕДЕ МЫ ЖИВЁМ?
Сероштан Кирилл, ученик 7 Б класса школы 1018
Руководитель – Пахомов В.И.
Слово «радиация» у людей часто вызывает негативные эмоции: страх, ужас,а иногда и паническое состояние.
В сознании сразу же рисуются жуткие картины Хиросимы, Чернобыля и относительно недавней трагедии цунами в Японии. В литературе постоянно раскрывается опасность радиоактивного заражения местности, как источника онкологических заболеваний, заболеваний нервной системы и крови, как главного фактора, вызывающего мутации в окружающей среде, то есть нарушение наследственных структур – хромосом и генов. Поэтому не случайно, радиационное воздействие на организм человека и окружающую среду воспринимается исключительно как вред и опасность.
Я решил разобраться с вопросом, правда ли радиация приносит только вредное воздействие.
В литературных и интернет-источниках встретил сообщения, что существуют показатели радиации, которые безопасны для человека. Кроме этого встретил информацию, что учёный Лон Даки доказал, что радиация в определённых дозах даже полезна, потому что повышает иммунитет, он же впервые наблюдал несколько случаев излечивания рака у молодых людей под воздействием облучения слабыми дозами радиации. Это противоречит сложившемся взглядам, поэтому я заинтересовался этим вопросом, а поскольку как известно радиация есть везде, то решил сделать проект по теме «В какой радиационной среде мы живём?
Цели проекта:
- исследовать степень опасности радиационного фона в окружающей нас среде
Для реализации этих целей поставил задачи:
- изучить литературные и интернет источники по проблеме проекта;
- провести опрос учащихся 6 Б класса, выявляющий представления воздействии радиации на человека и проанализировать его результаты;
- подготовить сообщение с подборкой фактов о полезном значении радиации на организм человека;
- проанализировать динамику изменения взглядов одноклассников на вредность радиации;
- провести исследования радиоактивного фона в школе, своём доме, на улице, в лесопарке и в точках скопления машин;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Прежде всего я познакомился с литературными и интернетисточниками по проблеме своего проекта и понял, что опасные дозы радиации для человека начинаются со значения свыше 1 зиверта. До 1 этого значения она считается безопасной для человека.
Я решил измерить радиоактивный фон в тех местах, в которых чаще всего сам бываю и в которых часто находятся другие ученики – в школе как в рекреациях, так и в кабинетах, на пришкольном участке, у себя дома – в квартире и в подъезде, в нескольких точках на улице Лукинская, в Баковском лесопарке на улице Чоботовской и как предполагается в наиболее опасном месте - на Переделкинском рынке, где на стоянках стоят машины из разных районов Московской области и даже других областей России, Белоруссии и Украины.
Исследования радиации в некоторых точках этих территорий проводились учениками нашей школы 8 лет назад, но поскольку ситуация может меняться и даже маленький источник радиации может вызывать значительные излучения, то эти исследования представляются мне важными. Другие исследования радиации в нашей местности мною не были найдены.
Измерения проводились с помощью дозиметра Эксперт.
В каждой точке отмечалось 4 значения, потом определялось их среднее арифметическое. Все значения записывались в таблицу. На основании средних показателей в каждой точке были сделаны диаграммы и цветом показаны на плане этажей школы основные значения радиационного фона.
Анализ радиационного фона в школе нигде не выявил превышение естественных показателей фона.
Сравнивая значения фона отдельно в кабинетах и рекреациях отмечу, что в кабинетах он немного выше, чем в рекреациях, хотя эти отличия можно признать незначительными.
Эти показатели и в других точках сравниваются по столбчатой диаграмме . Самые низкие дозы радиации по моим измерениям оказались в Чоботовском лесу Баковского лесопарка, а самые высокие – на рынке, что подтвердило нашу гипотезу о наиболее безопасных и наиболее «опасных» точках нашего микрорайона.
Также я пытался выяснить представления по проблеме моего проекта у учеников своего класса. Составил анкету, в которой было 4 вопроса. Анкетирование провёл до экологического классного часа, где выступил с сообщением, в котором рассказал и о безопасных значениях радиации и о своих исследованиях, и после него. У меня получились такие результаты (диаграммы). В анкетировании приняло участие 43 человека.
На вопрос «Считаете ли Вы, что радиация приносит только вред?» первоначально 37 человек ответило ДА , а только 6 НЕТ, но после классного часа, мнение ребят поменялось почти на противоположное. Я рад, что мне удалось убедить их в неправильности бытующего мнения.
В результате работы над проектом я пришёл к выводам:
1.По проблеме проекта прочитал 17 книг, познакомился с материалами 23 сайтов и окончательно убедился в том, что малые дозы радиации могут оказывать полезное воздействие на организм человека.
2.Провёл анкетирование до своего выступления и после и убедился, что мнения ребят класса сильно изменились почти на 36 процентов
3.Провёл радиационные измерения в разных точках микрорайона Ново-Переделкино, проанализировал их результаты и пришёл к выводам, что:
- превышение безопасного фона нигде не обнаружено;
- наибольшие значения отмечены на рынке, наименьшие – в лесопарке.
Поэтому подтвердилась первоначальная гипотеза о том, что мы живём в безопасной радиационной среде. Но я хотел бы дополнить, что этот вывод относителен, потому что невозможно было провести исследования во всех точках, поэтому нельзя судить об абсолютной верности этого вывода. Например, район железнодорожной станции Переделкино, что тоже можно считать предполагаемой зоной опасных значений радиоактивного фона мои исследования не проводились. Кроме этого экологическая ситуация может меняться каждый день и нет никакой гарантии, что случайно не появится какой нибудь источник радиоактивного заражения.
Рекомендации по итогам проекта:
1. В бытовых условиях полезно иметь дозиметр и измерять хотя бы продукты, которые покупаются на рынке
2.Всегда и с точки зрения радиационной безопасности гулять в лесопарковых зонах.
3.Использовать гигиенические меры по снижению радиоактивного заражения – водные процедуры прежде всего, увеличить содержание овощных и фруктовых продуктов, которые содержать большое количество клетчатки и т.п.
Литература
Общественный форум- диалог «Атомная энергия, общество, безопасность».
Санкт- Петербург, Российский Зелёный Крест, 2008.
Ежегодник ЮНЕП. Последние научные данные и разработки в области изменения окружающей среды. Найроби, 2010.
Сборник материалов слёта экологов-участников общественного экологического мониторинга. М., «Клуб гражданских инициатив», 2003
С.В.Паскеевич, Д.С.Вишневский «Чернобыль реальный мир». М., 2012.
Т.Я.Ашихмина Школьный экологический мониторинг. М., Агар, 2000.
Интернет-источники :
http://www.profvideo.net/stat/vse_o_radiacii.php http://www.rostmaster.ru/lib/therapsos/therapsos-0065.shtml http://znayuvse.ru/ekologiya/chto-takoe-radiatsiya
Этот древний-древний-древний мир!
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Кто грамотней?