Цель работы: определение значения уровня интенсивности звука по сравнению с нормативным в школе и в жизни.
Задачи:
1. Изучить характеристики звука и шума.
2. Определить нормативный уровень интенсивности звука.
3. Установить виды источников звука в школе и в повседневной жизни.
4. Определить уровень шума в различных школьных помещениях.
5. Соотнести нормативный уровень интенсивности звука с полученным.
6. Провести социологический опрос и проанализировать полученные результаты.
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_zvukov_i_shumov.rar | 837.3 КБ |
Окружная исследовательская конференция
Направление: ФИЗИКА
Тема: «Воздействие звуков и шумов на организм человека»
Автор: Томина Елена Витальевна
ученица 11А класса ГБОУ СОШ с.Алексеевка
руководитель: Лизункова В.А.
Нефтегорск, 2015
Оглавление
Воздействие звука на психику человека.
Меры борьбы с шумовыми загрязнениями
Список использованных источников.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают?
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез!
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.
Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Существует огромное количество различных источников звука и шума. Чувствительность нашего уха очень велика – диапазон интенсивностей от порога слышимости до порога осязания огромен. Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности.
Существуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для помещений, в том числе и для школ. Проведенное мною исследование по теме позволяет не только соотнести нормы уровня интенcивности звука с практическими, но и предположить возможные способы по приближению к нормативному уровню интенсивности звука.
Цель работы: определение значения уровня интенсивности звука по сравнению с нормативным в школе и в жизни.
Задачи:
В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). В воздухе при температуре 0˚С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде – около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с. Упругие волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, а волны, частота которых превышает 20000 Гц,- ультразвуком. [5]
Звуковые волны несут с собой энергию, которую сообщает им источник звука. Величину кинетической энергии (W), протекающей за одну секунду (t) через один квадратный метр(S) поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны назвали потоком энергии. Она выражает меру интенсивности (I), или, как говорят, силы звука.
Интенсивность звука – величина, объективно характеризующая волновой процесс. Единица интенсивности звука – ватт на квадратный метр (Вт/м2).
При распространении звука в газе атомы и молекулы колеблются вдоль направления распространения волны. Это приводит к изменениям локальной плотности ρ и давления p. Звуковые волны в газе часто называют волнами плотности или волнами давления.
В простых гармонических звуковых волнах, распространяющихся вдоль оси OX, изменение звукового давления p (x, t) зависит от координаты x и времени t по закону
p (x, t) = p0 cos (ωt ± kx)
Два знака в аргументе косинуса соответствуют двум направлениям распространения волны. Соотношения между круговой частотой ω, волновым числом k, длиной волны λ, скоростью звука υ такие же, как и для поперечных волн в струне или резиновом жгуте:
[2]
Чтобы вызвать звуковое ощущение, волна должна обладать некоторой минимальной интенсивностью. Минимальное изменение давления, которое может фиксироваться человеческим ухом, определяет порог слышимости. При частоте 1000 Гц порог слышимости составляет 10-5 Па, т.е. человеческое ухо фиксирует амплитуду колебания молекул порядка 1 нм. Величина интенсивности звуковых волн, при пороге слышимости составляет I0 = 10-12 Вт/м2. Для разных людей порог слышимости неодинаков: как правило, с возрастом он увеличивается. Кроме того, чувствительность человеческого уха различна для разных частот. Наиболее чувствительно оно к частотам от 1000 до 4000 Гц.
При очень большой интенсивности волны перестают восприниматься как звук, вызывая в ушах ощущение давящей боли. Максимальное изменение давления, которое в состоянии фиксировать человеческое ухо, определяет болевой порог. Болевой порог соответствует изменению давления 10 Па. Величина интенсивности звуковых волн, при болевом пороге составляет I б. п. = 1 Вт/м2.
Чувствительность нашего уха очень велика. Болевой порог отличается по интенсивности звука от порога слышимости на 12 порядков. На столько же порядков отличается диаметр Земли от толщины человеческого волоса.
Единицей измерения уровня интенсивности звука является децибел (дБ).
Уровень громкости звука — относительная величина. Она выражается в фонах и численно равна уровню звукового давления (в децибелах — дБ), создаваемого синусоидальным тоном частотой 1 кГц такой же громкости, как и измеряемый звук (равногромким данному звуку). Любые звуки человек характеризует в соответствии со своим восприятием уровня громкости. Звуковые волны с большой амплитудой изменения звукового давления воспринимаются человеческим ухом как громкие звуки, с малой амплитудой – как тихие звуки.[3]
Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума. Иными словами, шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. [4]
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Одни и те же звуки животные и человек воспринимают с разной частотой.
К шуму относятся длительные или кратковременные звуки, которые представляют собой сочетание множества различных тонов, частота, форма, интенсивность и продолжительность действия которых беспорядочно меняются. В зависимости от пределов частоты колебаний, на которые приходится максимальная интенсивность, шумы разделяются на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Шум, содержащий все частоты в широком диапазоне спектра примерно одинаковой интенсивности, называется белым шумом.
Единицы измерения в области шума такие же, как и для звука вообще.
Для измерения уровня интенсивности применяют шумомеры. Установлены нормы уровня интенсивности, обеспечивающие наилучшие условия работы и быта.
Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность –уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Я проанализировала разные источники звуков и шума, которые есть в каждом доме и составила таблицу. (Приложение 1).
Источники шума могут быть как производственные, так и не производственные. (Приложение 2)
По характеру спектра шумы подразделяются на:
По временным характеристика шумы подразделяются на:
Непостоянные шумы подразделяются в свою очередь на:
Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают.
По мнению медиков, звуковой фон в квартире должен быть днем 40-45 дБ, ночью 30-35 дБ. Не следует стремиться к тому, чтобы достичь абсолютной тишины, так как здоровый человек не может жить в этих условиях (речь не идет о глухих людях). Человек за время эволюции приспособился к определенному шумовому фону - разнообразным и ненавязчивым звукам природы. Звуки природы - это тоже шумы, но шумы приятные, как говорят специалисты, «гармонизированные»: шум дождя, шелест листвы. Оказывается, большинство приятных звуков окружающей природы приближается по частоте к собственной частоте колебаний барабанной перепонки уха человека, равной 1000 Гц.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудиология. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление.
Пагубное влияние шума на человека известно давно. Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала (60-127 гг.). 2,5 тыс. лет назад в знаменитой древнегреческой колонии города Сибарисе действовали правила, охраняющие сон и покой граждан: запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумных профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать.
Механизм действия шума на организм сложен и недостаточно изучен. Когда речь идет о влиянии шума, то обычно основное внимание уделяют состоянию органа слуха, так как слуховой анализатор в первую очередь воспринимает звуковые колебания и поражение его является адекватным действию шума на организм.
Группа ВОЗ по изучению влияния шумового загрязнения на здоровье человека начала изучать последствия влияния шума на здоровье европейцев в 2003 году. Оказалось, что, кроме сердечных заболеваний, шумовое загрязнение вызывает у 2% жителей Европы опасные нарушения сна, а у 15% – другие негативные эффекты. Постоянное воздействие дорожного шума является причиной 3% случаев заболевания, которое выражается в постоянном ощущении шума в ушах.
Опубликованные в последние годы исследования показывают, что шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин – даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом. В Великобритании, например, один из четырех мужчин и одна из трех женщин больны неврозами из-за высокого уровня шума. Ученые Австрии установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8 – 12 лет.
Согласно нормативам ВОЗ, сердечно- сосудистые заболевания могут возникнуть, если человек по ночам постоянно подвергается воздействию шума громкостью 50 децибел (дБ) или выше – такой шум издает улица с неинтенсивным движением. Для того, чтобы заработать бессонницу, достаточно шума в 42 дБ; чтобы просто стать раздражительным – 35 дБ (звук шепота).
Одним из важнейших чувств человека является слух. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.
Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов: он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. (Приложение 3). Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на внутренне ухо. Имеется мнение, что действие шума на орган слуха ведет к перенапряжению и при отсутствии достаточного отдыха приводит к нарушению кровоснабжения внутреннего уха.
При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление не происходит, и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Сначала повреждение нервов сказывается на восприятии высокочастотного диапазона звуковых колебаний (4 тыс. Гц или выше), постепенно распространяясь на более низкие частоты. Высокие звуки «ф» и «с» становятся неслышными. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что атрофируются, гибнут, не восстанавливаются.
Первый симптом ухудшения слуха называется эффектом званого ужина. На многолюдном вечере человек перестаёт различать голоса, не может понять, почему все смеются. Он начинает избегать многолюдных встреч, что ведёт к его социальной изоляции. Многие люди с нарушением слуха впадают в депрессию и даже страдают манией преследования.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью.
Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. (Приложение 4).
Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. По статистике сегодня 20 из 150 млн россиян страдают тугоухостью. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков.
Особую опасность представляют плееры и дискотеки для подростков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причина – злоупотребление переносными плеерами и долгое пребывание на дискотеках. Обычно уровень шума на дискотеке составляет 80–100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука плеера составляет 100–114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин. Музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание – это следует учитывать при выполнении домашней работы. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем всё это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки – причина каждого, по крайней мере, десятого инфаркта.
Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через плейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.
Почти так же оглушительно работает отбойный молоток. Правда, для рабочих в таких ситуациях предусмотрена шумовая защита. Если ею пренебречь, то уже через 4 ч непрерывного грохота (в неделю) возможны кратковременные нарушения слуха в области высоких частот, а позднее появляется звон в ушах.
Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ (это небольшой уровень шума) человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в 1,5 раза, а у занятых физическим трудом — почти на 1/3. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Длина инфразвуковой волны весьма велика (на частоте 3,5 Гц она равна 100 метров), проникновение в ткани тела также велико. Фигурально говоря, человек слышит инфразвук всем телом.
Особое влияние инфразвуки оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги. Испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после нервного потрясения.
Звук малой интенсивности вызывает тошноту и звон в ушах, а также ухудшение зрения и безотчетный страх. Звук средней интенсивности расстраивает органы пищеварения и мозг, рождая паралич, общую слабость, а иногда слепоту. Упругий мощный инфразвук способен повредить и даже полностью остановить сердце. В начале 1950-х годов французский исследователь Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, установил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах, возникает ощущение усталости, потом беспокойства, переходящего в безотчетный ужас.
Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклерозов.
В настоящее время в ряде стран установлены предельно допустимые уровни шума для предприятий, отдельных машин, транспортных средств. Например, к эксплуатации на международных линиях допускаются самолёты, создающие шум не выше 112 дБ днём и 102 дБ ночью. Начиная с моделей 1985 г. максимально допустимые уровни шума: для легковых автомобилей 80 дБ, для автобусов и грузовых автомобилей в зависимости от массы и вместимости соответственно 81–85 дБ и 81–88 дБ.
Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.
Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.
Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси. Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:
звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;
звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;
звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;
звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, т.н. "мантры". Например:
"ОМ" – снижает кровяное давление;
"АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.
Они основаны не на смысловом значении, а на воздействии колебаний, возникающих при их произношении. В наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения звуков.
На этих принципах основаны заговоры, заклинания, молитвы.
Определенные тона ультразвука могут нарушать психику человека, буквально сводить его с ума. Есть и такие, которые убивают.
В 1959г. Была создана Международная организация по борьбе с шумом. Борьба с шумом - это сложная комплексная проблема, требующая больших усилий и средств. Тишина стоит денег и не малых. Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее, акустическая наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом.
Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно –планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим способами.
Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.
В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (СНиП 23-03-2003) (Приложение 5)[8]
и Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям САНПИН 2.1.2.1002-00. [6] (Приложение 6)
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.
В случае если результаты акустических измерений сигнализируют о слишком высоких и превышающих допустимые пределы уровнях шума, необходимо принимать все соответствующие меры по их снижению. Хотя методы и средства борьбы с шумом часто сложны, ниже кратко описываются соответствующие основные мероприятия:
1. Уменьшение шума в его источнике, например, применением специальных технологических процессов, модификацией конструкции оборудования, дополнительной акустической обработкой деталей, узлов и поверхностей оборудования или применением нового и менее шумного оборудования.
2. Блокировка путей распространения звуковых волн. Этот метод,
основывающийся на применении дополнительных технических средств, заключается в снабжении оборудования звуконепроницаемым покрытием или акустическими экранами и его подвеске на амортизаторах вибраций. Шум на рабочих местах можно уменьшать покрытием стен, потолка и пола поглощающими звук и уменьшающими отражения звуковых волн материалами.
3. Применение средств индивидуальной защиты там, где другие методы по той или иной причине не эффективны. Однако применение этих средств нужно считать только временным решением проблемы.
4. Прекращение эксплуатации шумного оборудования является самым радикальным и последним методом, принимаемым в учет в специальных и серьезных случаях. На данном месте нужно подчеркнуть возможность сокращения времени эксплуатации шумного оборудования, перемещения шумного оборудования в другое место, выбора рационального режима труда и отдыха и сокращения времени нахождения в шумных условиях. [7]
Одним из видов шума является так называемый «школьный шум». Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще неизвестно, что наносит больший вред.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. А до этого времени на переменах стоит шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.
- здание школы удалено от сельских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов;
- физкультурно-спортивная зона размещена с торца здания школы на удаленном расстоянии от нее;
- уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения в отсутствии обучающихся не превышает гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки
При выполнении экспериментальной части работы я использовала модульную систему экспериментов PROLog и встроенную программу шумомера в смартфоне Samsung GALAXY. Замеры проводились в разных помещениях школы во время уроков и перемен. Во время уроков замеры старалась проводить незаметно для учащихся. Для измерений были выбраны разные этапы урока: объяснение нового материала, проведение письменной работы, лабораторной работы, а также выбрали уроки, на которые ребята пришли после урока физической культуры. Замеры производили в середине школьных кабинетов на равном удалении от учительского стола и двери в рекреацию.
Уровень звука школьного звонка измерялся на разных этажах школьного здания, но в одинаковом удалении от динамика.
Самое большое превышение допустимого уровня шума в школьной столовой (76-83 дБ), на переменах в рекреациях (до 89 дБ), и конечно, в спортивном зале (98 дБ).
Не превышают допустимые нормы: читальный зал (43 дБ) и приемная директора (54 дБ).
Во время эвакуации детей по учебной тревоге уровень шума в гардеробе достиг 98 дБ.
На уроках в 11 классе и при объяснении нового материала, и во время проведения письменной работы, и после урока физической культуры уровень шума практически одинаковый (43, 42, 44 дБ).
Семиклассники создают больше всех шума и на «обычных» уроках (при объяснении нового материала, проведении письменной работы 54, 58 дБ) и после урока физической культуры (62 дБ).
Результаты замеров уровня шума по школе занесены в таблицу.( Приложение 7)
3. Среди учащихся 11 А, 7 Б классов и педагогов школы было проведено анкетирование, с помощью которого мы смогли выявить зависимость восприятия звуков и шумов от возраста, окружающих условий.
Анкетирование. В анкетировании приняли участие 50 человек. Анкетирование проводилось добровольно и анонимно. Старшеклассники отвечали на вопросы 2-х анкет: одна для учащихся, вторая повторяет вопросы анкеты для учителей. Это сделано с целью сравнения отношения взрослых (учителей и старшеклассников) к изучаемой проблеме.
а) сравнив ответы учителей и старшеклассников, я выявила:
- шум оказывает негативное влияние (раздражение, головные боли –80% учителя и 50% учащиеся);
- самые шумные места в школе примерно одинаковые: рекреация во время перемен (56% – учителя, 46% – учащиеся), столовая (30% – учителя, 50% – учащиеся)
- шум на переменах мешает отдыхать 70% учителей и 45% старшеклассников
- 70% старшеклассников считают, что в классе должно быть не более 15 человек, и 60% учителей – не более 20.
«Шум в школе – неотъемлемая часть» школьной жизни (мнение большинства респондентов);
б) сравнила ответы учащихся 7 и 11 классов: семиклассники (70%) больше устают на тех уроках, на которых было шумно; бóльшая часть пятиклассников школы не пользуется наушниками (57%) и только 4 % из них проводят в наушниках более 1,5 часов. Но с возрастом картина меняется: лишь 15% старшеклассников не пользуются наушниками и 45% проводят в наушниках более 1,5 часов; домашние задания выполняют в тишине 70% пятиклассников, а девятиклассников всего 33%.
Таким образом, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.
В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема даже быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.
В результате исследовательской работы мной было установлено, что в школе уровень шумового загрязнения соответствует санитарным нормам в отсутствии детей. Главный источник шума – учащиеся. [7]
Анкетирование учителей и учащихся позволило выявить отношение к шуму.
Определено косвенное влияние шума на состояние здоровья учащихся и учителей. Шум, обладая аккумулятивным эффектом, угнетает нервную систему, вызывает состояние дискомфорта.
Чтобы избежать негативного влияния шума на организм и приблизить уровень интенсивности звука в школе и дома к нормативному, считаю целесообразным:
1. Учащимся на уроках и во время перемен выполнять Устав школы и Правила поведения в части выполнения распорядка дня и соблюдения установленных норм интенсивности шума.
2. Школьникам, предпочитающим прослушивание музыки в наушниках более 1,5 часов в сутки, а также посещающих шумные развлекательные мероприятия более 2 раз в месяц необходимо осознать потенциальный вред для их здоровья избытка сильных звуковых воздействий и задуматься о возможных последствиях для здоровья повышенного шумового фона.
3. Защита жилых и муниципальных зданий от шума – это, прежде всего, защита организма людей от его разрушительного влияния. От качества звукоизоляции зависит комфорт, отдых и сон. Поэтому при строительстве жилых зданий необходимо использовать качественные звукоизоляционные материалы и технологии, соответствующие современным строительным нормам и правилам, а также Госстандартам.
Приложение 1.
Эквивалентные уровни звука бытовых шумов.
Источник звука | Уровни звука, дБ |
Спокойное дыхание | 10 |
Шелест страниц | 20 |
Шепот | 30-35 |
Холодильник | 40-43 |
Компьютер | 37-45 |
Кондиционер | 40-45 |
Вытяжной вентилятор | 50-55 |
Tелевизор, музыкальный центр на средней мощности | 60 |
Электробритвы | 60 |
Разговоры людей | 66 |
Стиральные машины | 68 |
Радиоречь | 70 |
Пылесосы | 75 |
Детский плач | 78 |
Игра на пианино | 80 |
Радиомузыка | 83 |
Домашний кинотеатр на полную мощность | 100-110 |
Слив воды из крана | 44-50 |
Наполнение ванны | 36-58 |
Наполнение бачка водой в туалете | 36-67 |
Приложение 2.
Непроизводственные (коммунальные) шумы | дБ | Производственные шумы | дБ |
|
| Типографии | 74 |
Спокойное дыхание чувствительности уха | 0 | Машинописное бюро | 80 |
Шепот, шорох листьев | 10 | Машиностроительные заводы | 80 |
Тиканье часов на расстоянии 1м | 30 | Токарный станок | 90 |
Речь, шум в магазине | 60 | Строительные предприятия | 95 |
Уличные шумы | 55 | Металлургические заводы | 99 |
Легковые автомобили | 77 | Листоштамповочный пресс | 100 |
Автобусы | 80 | Компрессорные станции | 100 |
Железнодорожный транспорт | 100 | Газотурбинные энергоустановки | 105 |
Воздушный транспорт | 100 | Дисковая пила | 105 |
Гром | 120 | Пескоструйный аппарат | 118 |
Болевой порог | 130 | Реактивный двигатель | 120 |
|
| Клепка/рубка стали | 130 |
Приложение 3.
Таблица зависимости уровня громкости звука от источника звука.
Источник звука | Уровень, дБ |
Порог слышимости | 0 |
Шепот | 20 |
Разговорная речь (1 м) | 60 |
Пение | 80 |
Кузнечный цех | 100 |
Большой симфонический оркестр | 110 |
Болевой порог | 120 |
Порог слышимости.
Приложение 4.
Воздействие шума на человека.
Примеры шумового воздействия | Шумовое воздействие (дБ) | Эффект продолжительного воздействия |
Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м) | 150 | Разрыв барабанных перепонок |
Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила | 120 | Порог боли у человека |
Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз | 100 | Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч) |
Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина | 90 | Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость |
Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер | 80 | Возможна угроза для слуха |
Скоростная автомагистраль (расст. 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор | 70 | Раздражающее действие |
Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц | 60 | Интенсивное воздействие |
Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате | 50 | Слабое воздействие на слух |
Шепот, шелест листьев | 20 | Очень слабое воздействие |
Дыхание | 10 | нет |
Тишина | 0 | Критический уровень |
Приложение 5
Допускается использовать эквивалентные уровни звука LАэкв, дБА, и максимальные уровни звука LAмакс, дБА. Шум считают в пределах нормы, когда он как по эквивалентному, так и по максимальному уровню не превышает установленные нормативные значения. |
Назначение помещений или территорий | Уровень звука LA(эквивалентный уровень звука LAэкв), дБА | Максимальный уровень звукаLAмакс, дБА |
7 Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории учебных заведений, конференц-залы, читальные залы библиотек, зрительные залы клубов и кинотеатров, залы судебных заседаний, культовые здания | 40 | 55 |
Приложение 6
Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий
Наименование помещений, территорий | Время суток | Уровни звука La и эквивалентные уровни звука LАэкв., дБА | Максимальные уровни звука LАмакс. , дБА |
Жилые комнаты квартир | с 7 до 23 | 40 | 55 |
с 23 до 7 | 30 | 45 |
6.1.5. Для жилых зданий, выходящих окнами на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, необходимо принимать шумозащитные меры.
6.1.6. Эксплуатация инженерного оборудования жилых зданий, технологического оборудования помещений общественного назначения не должна превышать предельно допустимые уровни шума и вибрации в жилых помещениях.
Приложение 7
№ п/п | Источник звука | L, дБ |
1. | Объяснение нового материала и письменная работа в 10,11 классах | 43-45 |
2. | Объяснение нового материала в 7 классе | 49-56 |
3. | Лабораторная работа в 8 классе | 70-80 |
4. | На перемене после 1-го урока | 60-70 |
5. | На перемене после 3-го урока | 70-80 |
6. | На перемене после второго урока 2-й смены | 85-90 |
7. | В спортивном зале во время игры в баскетбол | 95-100 |
8. | В столовой во время питания учащихся 1-2 классов | 55-65 |
9. | В столовой во время питания учащихся 3-4 классов | 60-70 |
10. | В столовой во время питания учащихся 5-7классов | 85-95 |
11. | В столовой во время питания учащихся 8-11лассов | 85-90 |
12. | На дискотеке | 110-115 |
13. | Мурлыканье кошки | 15 |
14. | Громкая музыка | 100 |
15. | Пылесос (на расстоянии 3 м) | 70 |
16. | Автомобильное движение по ул. Первомайской | 55-65 |
17. | Разговор (на расстоянии 1м) | 60 |
18. | Дома в комнате | 40 |
Лиса Лариска и белка Ленка
Разноцветное дерево
Груз обид
Растрёпанный воробей
Марши для детей в классической музыке