В исследовательской работе отражается насущная проблема использования информационно-коммуникационных технологий работниками ДОО. Работа интересна тем, что доказывает необходимость использования современных технологий в работе ДОО, а также направлена на два аспекта: оснащенность среднестатистического ДОО необходимыми средствами ИКТ и самосовершенствование работников ДОО в сфере ИКТ.
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ в ДОО | 626.11 КБ |
Гуманитарно-педагогический колледж ГОУ ВО МО ГГТУ
Исследовательский проект
На тему: «Использование информационно- коммуникативные технологий в дошкольных образовательных организациях»
Подготовила студентка
ГПК ГГТУ
Паршина Александра Ивановна
Научный руководитель
Акопян Эльза Владимировна
Г.О. Орехово-Зуево 2016 г.
Рецензия консультанта Борисовой Олеси Андреевны старшего воспитателя МДОО №44 г. Орехово-Зуево на исследовательскую работу: «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных организациях»
Автор работы поднимает насущную проблему, использования информационно-коммуникативных технологий работников ДОО, что делает данную работу актуальной в наши дни. Эта работа интересна тем, что она доказывает необходимость использования современных технологий в работе ДОО. Эта работа направлена на два аспекта оснащенность среднестатистического ДОО необходимыми средствами ИКТ и самосовершенствование работников ДОО в сфере ИКТ.
В данной работе содержится несколько частей: так в ведении студентка показывает, что данная проблема насущна для нашего времени, акцентируя особое внимание на отношение некоторых педагогов к своей работе. Далее автор работы формулирует проблему, которую пытается решить в своей исследовательской работе. А в главе 2, раздела 2.1 рассказывает о том, почему ИКТ важно использовать в ДОО, почему в наши дни средства информационных технологий являются одним из важных аспектов развития дошкольников. В разделе 2.2 студентка умело включает в свою работу документы о санитарных гигиенических требованиях, и сведениях о необходимости их выполнения, а также высказывает свою точку зрения на проблему халатного отношения некоторых воспитателей в образовательном процессе с применением информационно-коммуникативных технологий. В исследовательском проекте автор обращает внимание на то, что развивающих компьютерных технологий достаточно много и воспитатели могут их использовать в зависимости от развития той или иной группы детей, а также отражает задачи, стоящие перед воспитателями. Нельзя не отметить, что студентка использует иллюстрации, сделанные в процессе написания исследовательской работы. В разделе 2.4 серьезное внимание студентка уделяет статистическими данным, внимательно изучает оснащенность ДОО компьютерами и развивающими играми, подробно знакомиться с их устройством. Также в этой главе автор отмечается значительный рост оснащенности информационно – коммуникативными технологиями в ДОО на 2015 году, акцентирует свою внимание на соответствующих документах, которые, начиная с 2008 по 2013 год увеличивали рост финансирование ДОО и позволили снабдить учебное заведение необходимыми технологиями. В разделе 2.5 не менее серьезно изучается воспитательский состав с точки зрения владения информационно-коммуникативными технологиями, выявляться уровень владения различными информационными технологиями и производится сравнительный анализ 2013 и 2015 года. В последнем разделе 2.6 студентка концентрирует внимание на взаимосвязи ФГОС с мастерством воспитателей, так же производит анализ, подкреплённый общими компетенциями в сфере информационных технологий: ОК 4; ОК 5; ОК 8. И подводя итоги раздела, делает вывод, что воспитатель, получивший высшую квалификационную категорию, повышает не только свое мастерство, но и получает знания, с которыми он может, умело, использовать ИКТ в образовательной деятельности.
Также, хотелось бы отметить, что у данного исследования имеется ряд положительных сторон, которые делают эту работу отличной от других аналогичных. Например, данная работа позволяет расширить кругозор не только людям, работающим по направлению дошкольного образования, но и родителям, которые получают возможность ознакомится с технологиями, осваиваемые их детьми из-за ясного изложения материала. Так же данное исследование стимулирует воспитателей, еще не освоивших информационно-коммуникативные технологии наверстать упущенное и приступить к программе, дающей небольшое опережение в формировании разностороннего развития детей.
Безусловно, работа имеет практическое значение для самой студентки. Опыт полученный в процессе проводимых исследований поможет ей в дальнейшем совершенствовать свои знания и умения, и конечно же соответствовать своим компетенциям ФГОС, а также в будущем сможет служить наглядным примером для работников ДОО.
Конечно, у работы есть свои замечания, например, небольшой избыток теоретической информации, в будущем хотелось бы видеть более выраженный акцент на практическую сторону излагаемой проблемы.
В моем представлении, работы выполнена хорошо. Под руководством научного руководителя Акопян Эльзы Владимировны студенткой проделаны самостоятельные исследования и проявлена искренняя заинтересованность к излагаемой проблеме.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. | 5 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
I.Вступительная часть………………………………………………………………………………… | 6 |
1.1.Обозначение проблемы……………………………………………………………………….. | 6 |
II. Содержание научно-исследовательской работы.………………………………………………... | 7 |
2.1. ИКТ - актуальное направление дошкольного воспитания………………………………… | 7 |
2.2. Сложности внедрения ИКТ и законодательная база, направленная на их преодоление…………………………………………………………………………………………… | 8 |
2.3. Практическое применение ИКТ на примере воспитательного процесса, организованного в МДОО № 44 г. Орехово-Зуево…………………………………………………. | 9 |
2.4. Статистический анализ динамики внедрения ИКТ в МДОО № 44 г. Орехово-Зуево…………………………………………………………………………………………………… | 12 |
2.5. Социологическое исследование с целью выявления уровня владения ИКТ, педагогами коллектива МДОО № 44 г. Орехово-Зуево………………………………………………………….. | 14 |
2.6. Выполнение требований ФГОС. ОК - основа продуктивной работы с ИКТ…………………………………………………………………………………………………….. | 16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………………. | 17 |
«Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОО»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не оставляет сомнений. Люди, работающие в сфере образования, в теории владеют знаниям об использование информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), но не у всех образовательных учреждений есть возможность на практике ознакомиться с средствами ИКТ. Это зависит от разных факторов: удаленность от центра, количество детей в ДОО и, пожалуй, один из важных факторов - наличие осведомленного специалиста. Многие образовательные организации допускают подобную ошибку, не имя квалифицированного специалиста, вынуждены ограничиваться общепринятыми технологиями, поэтому, я полагаю, моя работа позволит глубже взглянуть на проблему оснащения информационно-коммуникационными технологиями и даст стимул некоторым организациям, несмотря на местоположение своего региона, идти в ногу со временем.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Обозначение проблемы
Информационные технологии идут в ногу со временем, ИКТ используются в различных направлениях. В наши дни мы не представляем свою жизнь без этого, они везде и во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, духовной жизни, а самое главное в социальной сфере. ИКТ связывают людей на расстоянии, помогают получать им новые знания и закреплять уже имеющиеся. Об этом все знают. Но многие не задумываться, какие же информационно - коммуникативные технологии используются в дошкольных учреждениях? Как эффективно они используются и насколько педагог владеет данными новшествами? Ведь не стоит забывать, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию.
Я обучаюсь по специальности «Специальное дошкольное образование» в подмосковном городе Орехово-Зуево. В теории я была знакома с различными средствами информационных технологий, применяемых в дошкольных организациях, но так как я проживаю в небольшом городе, мне стало интересно провести исследование, какие же информационные технологии используются в среднестатистическом ДОО, как они помогают во всестороннем развитии детей, как быстро внедряются в образовательный процесс ДОО и самое главное, какова статистика владения знаниями ИКТ у воспитателей. Для проведения моих исследований я обратилась за помощью в МДОО д/с №44 г. Орехово-Зуево.
II. Содержание научно-исследовательской работы
2.1 ИКТ - актуальное направление дошкольного воспитания
Информационные технологии помогают дать знания совсем юным россиянам. Моя специальность «дошкольное образование» и я думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях – это актуальное течение современного дошкольного воспитания. Казалось бы, детям не должны навязывать использование информационных технологий, так как это может плохо отразиться на их здоровье. Но сейчас время технологий, дети с двух лет начинают познавать различные виды ИКТ такие как: телевизор, планшет, компьютер и т.д. Уже в этом возрасте, как это рассмотрено в работе [1]: «Информационные технологии начинают формировать у детей аналитическое, логическое и образное мышление. При использовании компьютерных технологий образования более эффективно вырабатываются умения и навыки синтеза, алгоритм достижения результата, выбора средств достижения цели, способность к интеллектуальной рефлексии». И на момент, когда дети приходят в дошкольные учреждения их тяжело завлечь обычными картинками, эффектнее будут выглядеть двигающаяся анимация, и это не последнее преимущество использования интерактивных материалов в дошкольных организациях. Иначе это называют динамикой образовательной деятельности, которая способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творческой мысли детей. Так же, информационно-коммуникативные технологий позволяют увеличить восприятие материала за счет количества иллюстраций, нельзя не отметить, что использование интерактивных материалов обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей и помогает развить произвольное. На мой взгляд, одно из важнейших преимуществ ИКТ то, что их использование побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности самостоятельно или вместе с родителями и служит наглядной иллюстрацией высказывания немецкого философа и социолога Георга Зиммеля взятого из интернет-ресурса [5]: «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего не знает».
2.2 Сложности внедрения ИКТ и законодательная база, направленная на их преодоление
Но в познавании информационных технологий дошкольниками есть один недостаток из-за которого информационные технологии не имеют особой популярности в ДОО – санитарно-гигиенических требования, приведённые в соответствии с СанПиНом 2.2.2.542-96 [3]: «Гигиенические требования к ВДТ (видео дисплейные терминалы) и ПЭВМ (персональная электронная вычислительная машина). Организация работы». Внедрение ЭВМ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Например, не каждый ДОО может позволить организовать рабочее место, в связи с отсутствием свободных площадей, поэтому, несмотря на финансовую поддержку государства, получается, что в детском саду средства ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Так как некоторые не имеют необходимых условий, а другие не считают нужным выделять 10-20 минут режимного времени на образовательный процесс с применением ИКТ. Я полагаю, что именно из-за отношения некоторых воспитателей, информационные технологии не могут приобрести желаемого масштаба в ДОО. Казалось бы, проще оставить все как есть, но нет. Будущее России неразрывно связанно с современными технологиями, поэтому были созданы различные предпосылками для появления информационно-коммуникативных технологий на базе дошкольных образовательных организаций например такие проекты, как: Проект Министерства образования и науки России "Актуальные задачи современной модели образования" от 19.05.2008 г. №3567/0 где, необходимыми условиями формирования современной модели образования стали являться модернизация системы знаний; и постоянное обновление технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. И реализация программы «Электронная Россия», действующая в 2002-2010, направленная на все государственные и муниципальные учреждения России. Но решающим документом стала разработка "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, где одним из требований к педагогической деятельности являлось владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2.3 Практическое применение ИКТ на примере воспитательного процесса, организованного в МДОО № 44 г. Орехово-Зуево
Благодаря данным программам, в теории вопроса, воспитатель в своей работе может использовать в различных направлениях следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, электронные и смарт доски. Конечно, необходимо выделить определённые виды интерактивных материалов, которые облегчают процесс преподнесения информации воспитанникам, у которых в связи с их возрастными особенностями более развито наглядно-образное мышление. Таким образом, фотографии, видеоролики, видеофрагменты, презентации, детские развивающие компьютерные игры, возможность создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов могут привлечь пассивных слушателей, сделать образовательную деятельность более наглядной, помогут активизировать познавательный интерес у воспитанников, реализовать дифференцированный подход в обучении, активизировать мыслительные процессы детей и, скорее всего, даже дисциплинировать самого воспитателя.
Все приведенные выше виды и средства информационных технологий помогают в формировании всестороннего развития детей. Например, физическую культуру помогут развивать динамичные видео материалы, транслируемые проектором на экран доски. Более продуктивному творческому развитию будет способствовать применение проиллюстрированных музыкальных материалов, а воспитать тягу к труду помогут различные мастер-классы профессионалов, которые легко и доступно объяснят самые интересные карвинг, оригами или же приемы декупажа, которые могут быть транслируемы на электронные доски. Так же средства ИКТ помогут воспитать интерес к художественному-народному творчеству, а добиться этого можно, включая различные народные мелодии, показывая народные сказки и т.д.
В отдельную категорию выносят информационно-образовательные технологии в виде игр развивающих кругозор детей. На базе МДОО д/с №44 г. Орехово-Зуево я ознакомилась со всеми имеющимися информационно-образовательными технологиями, к ним относят: научный конструктор робот-художник «4М», знакомство воспитанников с робототехникой вызывает неподдельный интерес и заставляет детей сосредоточиться на конкретной деятельности. На рис.1 запечатлён робот в процессе рисования, так же при другом механизме сборки робот меняет длинные крепления, которыми мог рисовать, на плоские крепления-лапки. Данная игра направлена на развитие инженерных способности детей, заставляет применить детей творческий подход, а также развивает мелкую моторику рук, ведь дети сами могут собирать робота от моторчика до пластиковых креплений.
Рис.1
Так же в коллекции ДОО имеются «Лазерное шоу 110 занимательных опытов в домашней лаборатории». Данная развивающая игра направлена на воспитание аккуратности и привития концентрации внимания, что помогает совершенствовать воображение, абстрактное и логическое мышление. Занятия, включающие сборку элементов данной игры предназначены для детей старшей группы (5-6 лет), но в условиях заранее подготовленной конструкции данная развивающая игра так же может применяться в средней группе (3-4 года), для ознакомления с физическими свойствами в искусственно созданной среде. На рис.2 изображен данный набор, который только предстоит собрать воспитанникам. В него входит механизм, дающий представление о свете, защитные очки, различные вариации магнитов, многочисленные емкости для разнообразных опытов, а также лазерная указка.
Рис.2
Одной из самых востребованных и интересных информационных игр является песочный стол-планшет с подсветкой. Он направлен на развитие внимания, памяти, воображения, тренирует мелкую моторику рук, а также применятся в работе с детьми, имеющими сохранное развитие. Для любого ребенка песок – естественная форма выражения. В песке ребенок, сам того не понимая, на подсознательном уровне может выразить свои проблемы, переживания. Работа с песком успокаивает детей, подсветка придает материалу блеск и создает волшебную атмосферу. На рис. 3 изображен данный образовательный атрибут. Именно данная модель оснащена дополнительной защитой проводов и регулируемыми ножками, подстраиваемыми под рост детей. Преимущество песочных планшетов заключается в том, что песок на экране представляет собой упорядоченную и ограниченную субстанцию, которая в тоже время, как это не парадоксально, открывает огромные и неограниченные возможности для творчества детей.
Рис. 3.
2.4 Статистический анализ динамики внедрения ИКТ в МДОО № 44 г. Орехово-Зуево
Рассмотрев ряд не стандартных информационно-образовательных технологий в виде различных игр хотелось бы перейти к статистическим данным. То, что представлено в работе выше конкретным образовательным учреждением МДОО №44 г. Орехово-Зуево было приобретено лишь в начале 2015 года. Казалось бы, кого в наши дни можно удивить песочным столом, простейшими роботами и лазерной указкой, но удивить можно детей. Для них все эти образовательные технологии в новинку. Да, они каждый день могут видеть компьютер, телевизор, планшеты и так далее, но не каждый день они смогут выпускать из своих ручек светящийся песок, не каждый день ребенок пяти лет будет сам собирать робота. Для ребенка не важно, что движения робота не разнообразны, для него важно, что он сам дал кому-то жизнь, что он построил то, что может двигаться без его постоянного вмешательства. Чего уж говорить о лазерном шоу. Дети просто любят играться с указкой, но если в эти игры добавить немного магнитов, воды и емкостей, то получается, что дети снова творят волшебство.
Но вернемся к тому, что так было не всегда. Буквально два года назад ДОО имело всего лишь пару компьютеров и проектор, четыре года назад в собственности дошкольного учреждения было всего три компьютера, если переводить все в статистические данные грфаик.1, то мы сразу видим разительные изменения, а также можем проанализировать, как быстро выше описанные проекты вступали в силу в отдаленных городах Подмосковья.
График. 1
Основываясь на иллюстрации, мы обращаем внимание на то, что по проекту «Актуальные задачи современной модели образования» принятой от 19.05.2008 г. Было закуплено три компьютера в 2011 году, что на данный момент составляло 5% от имеющегося оборудования на данный момент. К 2013 году по программе «Электронная Россия», спонсирующая ДОО с 2002-2013 позволила закупить проектирующее оборудование и передвижной экран, а также приобрести новые элементы оборудования, способствующие лучшей работе компьютеров, данное приобретение составило 40% от результатов 2015-2016 года. На протяжении 2015-2016 годов по имеющимся программам были приобретено различное информационно-образовательное оборудование, которое составило 80%, увеличив наличие ИКТ в два раза. Проведя данное исследование, я сделала вывод, что в ДОО находится масса различных средств информационно-коммуникативных технологий, которые нужно изучить, прежде чем вводить их в свои практические занятия.
2.5 Социологическое исследование с целью выявления уровня владения ИКТ, педагогами коллектива МДОО № 44 г. Орехово-Зуево
В процессе данного исследования меня заинтересовал вопрос, как хорошо владеют данными технологиями воспитатели. Для ответа на свой вопрос я подготовила небольшой опрос для воспитателей, состоящее из пяти вопрос: знакомы ли вы с понятием ИКТ? Какие средства ИКТ используете в ДОО? Какие средства ИКТ хотели бы видеть в ДОО? Как помогают ИКТ в работе? Хотели бы вы проводить вебинары по обмену опытом? Получив результаты, я подсчитала все в процентном соотношение, исходя из количества воспитателей в МДОО №44 г. Орехово - Зуево получился результат, приведённый на диаграмме 3. Данный результат давал понять, что в 2016 году владеют ИКТ лишь 10%, а знакомы 80% и всего 10% незнакомы с внедряемыми технологиями. Такие результаты меня немного огорчили, и я решила провести повторное исследование с теми же вопросами, но за точку отсчёта взять 2013 год. Результаты поразил меня диаграмма 2 . Не владели средствами ИКТ 60%, знакомы были лишь 30%, и владел лишь один человек, что составило 10%.
Диаграмма 2 Диаграмма 3
Сравнив иллюстрации, можно сделать вывод, что на 2016 год в ДОО произошла полная реструктуризация коллектива. Показатели улучшили в два раза. Из десяти воспитателей средствами информационных технологий не владел лишь один, по сравнению с тремя годами ранее, где мы могли наблюдать шесть воспитателей из десяти не имеющих никакого преставления о информационно-коммуникативных средствах, сейчас результат поражает. Воспитатели с радостью рассказывали о том, как же им нравится применять средства ИКТ в своей работе, как это упрощает педагогический процесс. Однако, до стадии свободного владения информационно-коммуникативными технологиями очень далеко. Для дальнейшего прогресса, я думаю, методисту МДОО № 44 необходимо на протяжении всего года уделять особое внимание овладению всеми воспитателями теми развивающими играми, которые имеются в ДОО, предлагать воспитателям участвовать в семинарах и вебинарах по применению ИКТ, а также уделить особое внимание ФГОС.
2.6 Выполнение требований ФГОС. ОК- основа продуктивной работы с ИКТ
Мои рассуждения опираются на приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1354, об утверждении «Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 специальное дошкольное образование» (ФГОС). Педагог в своей работе обязан выполнять компетенции, диктуемые данным документом. Этот документ очень важен в работе ДОО, так как выполнение различных общих и профессиональных компетенций неразрывны, связаны, они вытекают один из другого: невозможно владеть одной компетенцией и упустить из виду другую. Информационно- коммуникативные технологии затрагиваются в общих компетенциях: ОК 4, ОК 5, ОК 8, ФГОС 2015 г [4] которые предусматривают: «ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.»
Таким образом, на практике ОК 4 требует от воспитателя умение осознать ситуацию, проанализировать, дать оценку, что позволит каждому работнику четко представлять те итоги, к которым он должен стремиться. Чтобы выполнить все требования, предусмотренные ОК 4, необходимо владеть средствами информационно-коммуникативных технологий, предусмотренных в ОК 5. Поэтому, воспитатель должен уметь найти необходимую информацию в сетевых источниках, уметь общаться с другими воспитателями при помощи различных социальных сетей, и уметь вести профилактические беседы с родителями через ИКТ, используя всевозможные средства. Для выполнения ОК 4 и ОК 5 воспитателю необходимо в совершенстве владеть ОК 8, которая предусматривает постоянное осознанное самосовершенствование.
Итак, я полагаю, что выполнение данных общих компетенций помогут не только овладеть максимальным количеством, исходя из условий ДОО, средств информационно-коммуникативных технологий, но и повысить свою квалификационную категорию, что поможет улучшить финансовое положение не только воспитателя, но и ДОО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог исследовательской работы, хочется отметить с одной стороны практическую направленность, а с другой стороны некоторую перегруженность теоретическим материалом в моей работе. К положительной стороне исследовательского проекта я могу отнести работу по изучению документов, предоставление статистических данных, также мной продемонстрирована практическая работа МДОО № 44 с выявлением как положительных, так и негативных сторон. Например, несмотря на причастность данного сада к средне статическим, нельзя не отметить его хорошую оснащённость, которая способствует всестороннему развитию воспитанников данного ДОО. Это было бы невозможно без участия методиста Борисовой Олеси Андреевной, которая, имея высшую квалификационную категорию, интенсивно внедряет передовые технологии, благодаря чему 50% воспитателей данного ДОО могут использовать отдельные информационно - коммуникативные технологии. Но, к сожалению, не обошлось без негативных моментов, связанных с тем, что всеми информационными технологиями на базе МДОО № 44 владеют лишь 10% педагогов, хотелось бы видеть большую заинтересованность всех воспитателей в повышении своей квалификации, в частности овладении информационно- коммуникативными технологиями. Возвращаясь к недостаткам моей работы, связанных с перегруженностью теоретическим материалом могу сказать, что у меня, к сожалению, на данный момент нет большого практического опыта и часть исследования опирается на различные литературные источники. Но большая часть материала была мною получена от личного общения, как с преподавателями колледжа, так и с воспитателями ДОО.
Библиография
среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 специальное дошкольное образование» - (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172480/270751b4a3a1320e92455d6dac2f983ac4db397a/)
Зимний дуб
Просто так
Как нарисовать китайскую розу
Одна беседа. Лев Кассиль
Мороз Иванович