Автору, в своей работе захотелось ответить на ряд вопросов:
- Из чего раньше изготавливали краски?
- Сможет ли она сама их изготовить в домашних условиях?
- Можно ли изготовить экологически чистые краски?
И определить достоинства и недостатки «самодельных» красок.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_gerasimovoy_sofi.zip | 2.69 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Автор:
Герасимова Софья,
ученица 2В класса
Научный руководитель:
Клюжева В.П.,
учитель
начальных классов
Томск - 2016
Оглавление
1 | Теоретическая часть | 3 |
1.1 | Актуальность | 3 |
1.2 | Практическая значимость | 3 |
1.3 | Объект исследования | 3 |
1.4 | Цель исследования | 3 |
1.5 | Задачи исследования | 3 |
1.6 | Гипотеза | 3 |
1.7 | Методы исследования | 3 |
1.8 | Материалы | 4 |
1.9 | История появления красок | 4 |
1.10 | Виды красок | 5 |
2 | Практическая часть | 6 |
2.1 | Описание экспериментов | 6 |
2.2 | Результаты экспериментов | 7 |
2.3 | Выводы | 8 |
Литература | 9 | |
Приложение | 10 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Актуальность
Я уже 4 года рисую в художественной студии разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же люди брали? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить в домашних условиях? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Можно ли изготовить экологически чистые краски?
1.2 Практическая значимость
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных.
1.3 Объект исследования
Является процесс получения красок на основе различных пигментов и связующих веществ.
1.4 Цель исследования
Узнать из каких веществ состоят краски, определить достоинства и недостатки «самодельных» красок.
1.5 Задачи исследования
1.6 Гипотеза
Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
1.7 Методы исследования
1.8 Материалы
1.9 История появления красок
Из научной литературы я узнала, что появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ сохранились до настоящего времени. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Первобытные художники замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.
Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян приготовляли из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная - из сажи, зелёная - из тертого малахита, красная - из красной охры, синяя - из кобальта, жёлтая - из жёлтой охры.
Средневековые художники готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали. Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
Очень много интересного рассказала мне мой учитель рисования Соколова Людмила Юрьевна во время интервью. И как в старину художники делали краски, смешивая различные минералы, толкли в ступках, смешивали с медом, яйцом, подбирая различные цвета. Я спросила у Людмилы Юрьевны: «А Вы лично пробовали рисовать самодельными красками?» Она ответила мне, что чем он только не рисовала, и мелками, и угольками, и красками из овощей и фруктов, и в магазинные добавляла различные вещества, для того чтобы цвет получался стойкий и яркий (например, бычью желчь!). Она – настоящий художник!
1.10 Виды красок
Сами краски состоят из двух компонентов: пигмента (краситель) и связующего вещества. Пигментом называют сухое красящее вещество. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в краску. Например, чёрный пигмент получали из древесного угля, красный и жёлтый - из глины, белый – из мела и т. д. Пигмент очень похож на цветную «муку». Чтобы из пигмента приготовить хорошую краску, исходное вещество - мел, уголь, глину – нужно было тщательно растереть: чем мельче «мука», тем лучше краска.
Названия свои - масляные, акварельные – краски получают от названия различных связывающих их веществ. Добавили в пигмент слабый растительный клей или мёд – и получилась акварель – нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой - отсюда и название, ведь «аква» – по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила (белую краску) и клей – получится гуашь, краска, которая образует плотную поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом – её называют темперой. На основе растительных масел готовят масляные краски (табл. 1).
Табл. 1. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей/ Мёд |
Акварель | + | + | ||
Гуашь | + | + | ||
Масляная | + | + | ||
Темпера | + |
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.
Я решила попробовать сделать экологически чистые краски в домашних условиях. Сырье нужно измельчить в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать воду, масло, яйцо. И добавить немного мёда или клея для лучшего закрепления на бумаге. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков и можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о том, как их готовят, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
2.1 Описание экспериментов
Для этого составила план эксперимента. Мне понадобятся пигменты: куркума, хна, глина и уголь. А также связующее вещество: вода, масло, яйцо. Для закрепления – мёд.
:
План эксперимента № 1:
1. Взяла куркуму, разделила на три части.
2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).
План эксперимента № 2:
1. Взяла хну, разделила на три части.
2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).
План эксперимента № 3:
1. Взяла глину, разделила на три части.
2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).
План эксперимента № 4:
1. Взяла таблетки активированного угля, измельчила в порошок и разделила на три части.
2. Одну часть смешала с водой (образец №1) , другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).
2.2 Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски. Результаты экспериментов приведены в табл. 2.
Таблица № 2. Результаты экспериментов.
№ | Сырье | Связующее вещество | Цвет | Консистенция краски | Результат |
1. | Куркума | Вода | Желтый | Жидкая | Быстро высыхает, осыпается |
2. | Куркума | Масло | Светло-коричневый | Жидкая | Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна |
3. | Куркума | Яйцо | Желтый | Густая | Быстро высыхает, не осыпается |
4. | Хна | Вода | Бежевый | Жидкая | Слегка осыпается. |
5. | Хна | Масло | Болотный | Густая | Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна |
6. | Хна | Яйцо | Коричневый | Вязкая | Быстро высыхает, не осыпается |
7. | Глина | Вода | Светло-серый | Жидкая | Ровный цвет |
8. | Глина | Масло | Темно-серый | Жидкая | Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна |
9. | Глина | Яйцо | Серый | Густая | Быстро высыхает, не осыпается |
10. | Уголь | Вода | Черный | Жидкая | Быстро высыхает, слегка осыпается |
11. | Уголь | Масло | Черный | Густая | Быстро высыхает, слегка осыпается |
12. | Уголь | Яйцо | Черный | Вязкая | Не осыпается |
Кроме этого, я нарисовала рисунок красками собственного изготовления.
2.3 Выводы
В соответствии с поставленной целью и задачами мною была изучена литература по истории живописи и разных техник, процессов изготовления красок, изготовления различных красок.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, глину, хну. В качестве связующего вещества – мёд, воду, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с водой и маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.
Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки: они экологически чистые, безвредные и имеют естественные цвета, но они неяркие, трудоемкие в приготовлении и их неудобно хранить.
Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. 22 человека из 26 рисовали природными красками. На вопрос: «Какой краской Вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» анкета показала, что 18 участников используют синтетическую (магазинную) краску, 7 – природную, 1 опрошенный участник – и синтетическую и природную. Я выяснила, что мои одноклассники знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях.
Литература
1. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
2. Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975 г.
3. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
4. Энциклопедия для детей «Химия», М., Аванта, 2000 г.
Приложение
Анкетирование одноклассников
1. Да
2. Нет
1. Да
2. Нет
Воздух - музыкант
Денис-изобретатель (отрывок)
Снегири и коты
Зимовье зверей
За чашкой чая