Цель :
Вложение | Размер |
---|---|
-zachem_nuzhny_znaki_prepinaniya.ppt | 2.8 МБ |
prakticheskaya_chast_proekta.docx | 323.89 КБ |
-prakticheskaya_chast.pptx | 78.63 КБ |
Слайд 1
Работу выполнила ученица 4 «В» класса Иванова ГенриеттаСлайд 2
Вопросы проекта Что такое знаки препинания? Какие функции выполняют знаки препинания? Когда и как появились знаки препинания? Зачем нужны знаки препинания?
Слайд 3
Алгоритм работы над проектом Изучить систему знаков препинания. Выяснить функции знаков препинания. Познакомиться с историей зарождения знаков препинания. Сделать выводы. Оформить результаты работы.
Слайд 4
« Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего.» А.П.Чехов в письме Н.А. Хлопову
Слайд 5
Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И я считаю, что знаки препинания в письменной речи просто необходимы.
Слайд 6
Пробовали ли вы когда-нибудь читать текст без знаков препинания? Для того чтобы понять его смысл, уйдёт очень много времени. Расставив же грамотно знаки препинания, вы без труда поймёте, что хотел передать нам автор.
Слайд 7
На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
Слайд 8
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.» К.Г.Паустовский
Слайд 9
Что такое знаки препинания? Знаки препинания – элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова; указания на грамматические и логические отношения между словами; указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Слайд 10
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
Слайд 11
В русском языке 10 знаков препинания Точка . Запятая , Точка с запятой ; Многоточие … Двоеточие : Вопросительный знак ? Восклицательный знак ! Тире - Скобки ( ) Кавычки « »
Слайд 12
В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.
Слайд 13
Какие функции выполняют знаки препинания? В современной письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции: выделение законченных смысловых отрезков текста – предложений – с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности : - точка, - вопросительный знак, -восклицательный знак, -многоточие;
Слайд 14
указание на отношения между частями предложения : - запятая, - точка с запятой, - двоеточие, -тире; разделение слов на смысловые части: -дефис; выделение прямой речи, цитат: -кавычки;
Слайд 15
указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям : -кавычки, -вопросительный и восклицательный знаки; указание на пропуски текста: -многоточие.
Слайд 20
Итак, основным значением знаков препинания является разделение. Мы знаем, что точка отделяет предложения друг от друга, означает конец мысли, а запятая выделяет фразы, означает паузу. Помимо разделения, знаки препинания нужны для передачи эмоции. Вопросительный знак – вопросительную интонацию, а восклицательный – удивление, изумление.
Слайд 22
Когда и как появились знаки препинания? Современная система пунктуации складывалась постепенно усилиями разных грамматиков.
Слайд 23
В IV веке до н. э. Аристотель писал: «Расставить знаки в творениях Гераклита — (великий) труд, потому что неясно, что к чему относится». На основании этого фрагмента традиционно определяют время появления знаков препинания (Аристотеля и Гераклита разделяют полтора века).
Слайд 24
Впрочем, другая традиция приписывает их изобретение филологу Аристофану Византийскому (III–II века до н. э.).
Слайд 25
Как бы то ни было, к началу I века до н. э. греки применяли всего три знака — точки, располагавшиеся внизу, в середине или вверху строчки. Одна из них соответствовала нынешней точке, другая — запятой, третья — двоеточию.
Слайд 26
Однако в Средневековье все греческие системы были забыты, и в конце VIII века ученые, составившие «академию» при дворе Карла Великого, вынуждены были изобретать пунктуацию заново. Вопросительный знак, например, выглядел поначалу как точка с тильдой (волнистой чертой, указывавшей на колебания тона при произнесении). А восклицательный появился лишь в XIV веке. Сначала он имел вид наклоненной вправо черты (указывавшей на повышение тона) и двух точек под ней.
Слайд 27
На рубеже XV–XVI веков венецианский книгопечатник Альд Мануций привел систему знаков препинания к современному виду.
Слайд 28
Оказывается, до конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на отрезки.
Слайд 29
Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е – запятая. Позднее появилась точка с запятой и вначале употреблялась также в значении знака вопроса.
Слайд 30
Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
Слайд 31
В 1619 году(в «Грамматике» Метелия Смотрицкого) появился первый парный знак препинания – круглые скобки.
Слайд 32
К концу XVIII века получили употребление тире (одним из первых его начал применять Николай Михайлович Карамзин), кавычки и многоточие (впервые в России употреблённое Н.М.Карамзиным).
Слайд 33
Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов в своём труде ''Российская грамматика'', написанном в 1755 году.
Слайд 34
Зачем нужны знаки препинания?
Слайд 35
С помощью знаков препинания мы можем передать смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Слайд 36
Знаки препинания нужны для создания интонации. Ведь одно и то же предложение можно прочитать по-разному, если в конце предложения стоят разные знаки препинания. Например: Осень наступила . Осень наступила ? Осень наступила !
Слайд 37
Запятая играет свою главную роль: пауза в предложении; для передачи правильного смысла в сложных предложениях: перечисление; выделение вводных фраз, обращений, уточнений.
Слайд 38
Знаки препинания помогают нам грамотно оформить свою речь. В устной форме это выражено в виде пауз, выделение голосом отдельных слов, в письменной – в виде знаков препинания.
Слайд 39
В нашей жизни существуют различные знаки препинания. И все они необходимы нам для того, чтобы наша речь была ясной точной и выразительной.
Слайд 40
"О пользе знаков препинания" Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский.
Слайд 1
Практическая часть к проекту «Зачем нужны знаки препинания» Выполнила Ученица 4 «В» класса Иванова ГенриеттаСлайд 2
Все знают, что залог успешной учёбы – это правильное, беглое, безошибочное, выразительное чтение при такой скорости, чтобы было понятно, что читаешь.
Слайд 3
Цель практической части проекта: Доказать, что без знаков препинания невозможно прочитать текст правильно, без ошибок и выразительно, а значит невозможно его понять. Это приведёт к тому, что ребята будут безграмотными и не смогут получить нужного образования.
Слайд 4
Суть практической работы Из 4 «В» класса Столбовской школы были выбраны 5 человек: Зиновина Юля; Булычов Даниил; Небратенко Николай; Савинова Ангелина; Шуваева Элеонора. С этими ребятами работа проводилась индивидуально, в доброжелательной обстановке, в полной тишине, чтобы участникам эксперимента ничего не мешало и не отвлекало. Эксперимент проводился в четыре этапа (на каждый этап отводился отдельный день)
Слайд 5
Первая часть практической работы Участникам эксперимента были выданы листочки с текстом без знаков препинания. Цель этой части эксперимента: проверить навык чтения участников на предложенном тексте за 1 минуту. После прочтения текста, ребята отвечали на вопросы по тексту, чтобы выявить степень понимания прочитанного. Затем вместе подсчитывалось количество прочитанных букв.
Слайд 6
Приложение №1 «Результаты первой части эксперимента» № п / п Фамилия и имя участников эксперимента Способ чтения Количество букв прочитанных за 1 минуту Правильность чтения Вырази – тель - ность чтения Понима - ние прочи-танного 1 Булычёв Даниил 2 Зиновина Юлия 3 Небратенко Николай 4 Савинова Ангелина 5 Шуваева Элеонора
Слайд 7
Анализ таблицы №1 Из таблицы мы видим, что ребята прочитали текст невыразительно и ничего из прочитанного не поняли. Участники эксперимента отмечали, что текст без знаков препинания читать невозможно, так как из прочитанного ничего не понятно.
Слайд 8
Вторая часть практической работы Участники читают этот же текст на время, за которое они прочитают весь текст. По окончанию чтения так же проверяется: понятен ли текс, который они прочитали.
Слайд 9
Приложение №2 «Результаты второй части эксперимента» № п / п Фамилия и имя участников эксперимента Способ чтения Правильность Выразительность Время 1 Булычёв Даниил 2 Зиновина Юлия 3 Небратенко Николай 4 Савинова Ангелина 5 Шуваева Элеонора
Слайд 10
Анализ таблицы №2 Из таблицы мы видим, что на прочтение этого текста было затрачено очень много времени, но, после прочтения, текст остался не понятен участникам. При этом текс читали по буквам и слогам (что не допустимо в 4 классе!), невыразительно, допуская ошибки.
Слайд 11
Третья часть практической работы На третьем этапе эксперимента участникам раздали этот же текст, но уже со знаками препинания. Цель третьей части: Проверить навык чтения участников эксперимента на тексте со знаками препинания. Сравнить полученные результаты третьей части с результатами первой части практической работы.
Слайд 12
Приложение №3 «Результаты третьей части эксперимента» № п / п Фамилия и имя участников эксперимента Способ чтения Количест-во слов в минуту Правиль-ность Выразите-льность Понимание прочитан-ного 1 Булычёв Даниил 2 Зиновина Юлия 3 Небратенко Николай 4 Савинова Ангелина 5 Шуваева Элеонора
Слайд 13
Анализ таблицы №3 Из таблицы мы видим, что у ребят хороший навык чтения. Они читали выразительно, без ошибок, на все вопросы по тексту ответили правильно. Как заметили сами участники эксперимента, читать текст со знаками препинания намного легче.
Слайд 14
Четвёртая часть практической работы Дети читают этот же текс со знаками препинания. Цель четвёртой части эксперимента: Посмотреть за какое время будет прочитан текст, соблюдая все требования к чтению. Сравнить результаты четвёртой части и второй части практической работы. Сделать выводы.
Слайд 15
Приложение №4 «Результаты четвёртой части эксперимента» № п / п Фамилия и имя участников эксперимента Способ чтения Правиль-ность Выразитель-ность Понимание прочитан-ного Время 1 Булычёв Даниил 2 Зиновина Юлия 3 Небратенко Николай 4 Савинова Ангелина 5 Шуваева Элеонора
Слайд 16
Анализ таблицы №4 По результатам таблицы мы видим, что ребята справились отлично с заданием. Они читали: целыми словами, бегло, без ошибок, выразительно и при такой скорости чтения текст оказался понятным. Они ответили на все вопросы по тексту. Как заметили участники эксперимента: «Текст со знаками препинания читать намного легче и интереснее, потому что всё понимаешь, что читаешь!»
Слайд 17
Вывод практической части По результатам проведённой работы, видно , что читать и понимать прочитанное намного лучше и удобнее со знаками препинания, чем без них. После проведённого эксперимента, его участники и мои одноклассники стали относиться к знакам препинания с большим вниманием и уважением.
Слайд 18
Приложение №5 ярославмудрыйблагочестивыйимудрыйкнязьрусиярославлюбилученье онприказалстроитьшколыгдедетейучиличитатьиписатьярославбыл добрыйисправедливыйкнязьонприказалнаписатьтакуюкнигувкоторойназначалисьдурнымлюдямнаказаниязаихдурныеделачтобыони никогонемоглиобидетьникогонеубивалибыинебраличужого э такнига называласьрусскаяправдаизлыелюдибоялисьсправедливогокнязяадобрыелюбилиегоуярославабыломногосыновейонразделилмеждунимивсюсвоюземлюикаждомусынудалпонесколькогородовпередсмертьюкнязьпозвалксебевсехсвоихсыновейисказалимдетимоискорояумрупослемоейсмертинессорьтесьдругсдругомвсегдалюбитедругдругаеслибудетелюбитьдругдругаибогбудетвасвсехлюбитьивовсёмбудетпомогатьвамеслижестанетессоритьсясебесделаетезлоинародувашемубудетхудо житьвместосебяоставляювамстаршегобратавашегоизяславаон старшевасвсехслушайтесьегокакменяслушалисьвовсёмблагословилярославсвоихсыновейискончалсянародоченьлюбилсвоегодоброгоисправедливогокнязяиназывалегомудрымзавсётодоброкотороесделалкнязьярославрусской земле
Слайд 19
Приложение №6 Ярослав Мудрый Благочестивый и мудрый князь Руси, Ярослав, любил ученье: он приказал строить школы, где детей учили читать и писать. Ярослав был добрый и справедливый князь: он приказал написать такую книгу, в которой назначались дурным людям наказания за их дурные дела, чтобы они никого не могли обидеть, никого не убивали бы и не брали чужого. Эта книга называлась «Русская Правда». И злые люди боялись справедливого князя, а добрые – любили его. У Ярослава было много сыновей. Он разделил между ними всю свою землю и каждому сыну дал по несколько городов. Перед смертью князь позвал к себе всех своих сыновей и сказал им: «Дети мои! Скоро я умру. После моей смерти не ссорьтесь друг с другом. Всегда любите друг друга. Если будете любить друг друга, и Бог будет вас всех любить и во всём будет помогать вам. Если же станете ссориться, себе сделаете зло и народу вашему будет худо жить. Вместо себя оставляю вам старшего брата вашего Изяслава. Он старше вас всех: слушайтесь его, как меня слушались во всём!» Благословил Ярослав своих сыновей и скончался. Народ очень любил своего доброго и справедливого князя и называл его «Мудрым» за всё то добро, которое сделал князь Ярослав р усской земле.
Весенние чудеса
Знакомимся с плотностью жидкостей
Как зима кончилась
Снег своими руками
Весёлые польки для детей