В работе выявлены закономерные связи между показателями темперамента и успешности изучения математики школьниками.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psihologiya_shumskiy.doc | 311 КБ |
Донская Академия наук юных исследователей
Красносулинский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
\
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Исследовательская работа
Выполнил:
Шумский Егор,
ученик 8 класса.
МБОУ СОШ № 3 г. Красный Сулин
Руководитель:
Чернышев Э.Н., учитель МБОУ СОШ №3 г.Красный Сулин
Красный Сулин
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………........................ | Стр. 2 |
Понятие темперамента и общие характеристики его типов………………………… | Стр. 3 |
Влияние темперамента на успешность изучения математики..…………………….. | Стр. 6 |
Заключение……………………………………………………………………………… | Стр. 12 |
Литература………………………………………………………………………………. | Стр. 13 |
Приложения……………………………………………………………………………... | Стр. 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?. Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся по математике? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно [1]. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение. С этой точки зрения выбор математики обусловлен следующим: 1.Математика наиболее «мощно» из всех школьных наук влияет на развитие человека. 2.В силу своей глобальности на математику влияет наибольшее, нежели на другие предметы, количество внешних факторов. 3.Математика как формальная наука позволяет судить о взаимосвязи успешности ее изучения и характеристик личности человека; для других наук доля эмоционального более велика, нежели для математики.
Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся по математике».
Цель работы - выяснить,- влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся по математике.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в 7-9-х классах с целью определения типов темперамента у обучающихся.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5.Провести исследование уровня сформированности у обучающихся способности к установлению причинно-следственных связей.
6.Выявить (в ходе опроса учителей математики) факторы успешности математического образования.
7Сравнить данные о темпераменте школьников с данными успешности математического образования.
8.Систематизировать данные, сделать выводы.
9. Оформить исследовательскую работу.
10. Представить выполненную работу к защите.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование, тестирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Объект исследования: обучающиеся 7, 8 и 9 классов МБОУ СОШ № 3.
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности по математике (из дневник.ру), анкеты, опросные листы и др.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что уровень выраженности типа темперамента обучающегося непосредственным образом влияет на его успешность в изучении математики.
Мы познакомились с несколькими статьями в Интернете, которые дают нам представление о типах темперамента, их основных чертах, влиянии на поведение, на деятельность.
В результате опроса учителей математики нашей школы мы определили следующие показатели успешности школьника в изучении математики:
1 | Средний балл по математике (из дневник.ру) за вторую четверть 2013-2014 учебного года. |
2 | Участие школьника в конкурсах и олимпиадах по математике. |
3 | Уровень способности школьника устанавливать причинно-следственные связи (на математическом материале). |
Признаем, что этот список неполон, но позволяет оценить успешность изучения математики.
Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕГО ТИПОВ
В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов (Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение. Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные)
«Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древнегреческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме («соотношение частей» — это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвиник), человек становится в меру активным, живым и общительным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лимфа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегматик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми. Какие же психологические особенности присущи каждому из типов? [4]
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны..
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Меланхолик
Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические (Астенический синдром – это состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению) переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Паспорт меланхолика.
Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого [3].
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам.
Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся по математике.
Мы провели свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения математике в нашем 7, 8 и 9 классах МБОУ СОШ № 3 г.Красный Сулин.
Для определения типа темперамента мы выбрали адекватную нашим возможностям и специфике исследуемых психологическую методику [2, 7].
Методика «Определение типа темперамента»
Инструкция: Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.
Методика «Определение типа темперамента»
Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает Ваш образ поведения.
Ситуация № 1 1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением. 2. Настроение всегда ровное, спокойное. 3. Настроение обычно приподнятое, веселое жизнерадостное. 4. Настроение часто подавленное, часто грустит.
Ситуация № 2 1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность. 2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны. 3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый. 4. Суетливое поведение, всегда тороплюсь, резкие жесты, часто говорю «взахлеб».
Ситуация № 3 1. При неудачах стараюсь достичь поставленной цели, не ищу других, более легких путей.2. При неудачах очень переживаю, не хочу вновь браться за дело. 3. При неудачах стремлюсь найти другой, более легкий путь решения проблемы. 4. Быстро забываю о неудачах и вновь берусь за любую работу.
Ситуация № 4 1. Быстро утомляюсь, люблю мечтать и фантазировать. 2. Работаю азартно, но надолго меня не хватает, могу быстро бросить начатое дело. 3. Работаю упорно, стремлюсь довести начатое дело до конца. 4. Берусь за любую работу, могу сразу хвататься за несколько дел.
Ситуация № 5 1. В общении веду себя эмоционально, громко смеюсь, жестикулирую. 2. Постоянно стремлюсь к общению с окружающими людьми, стараюсь «расшевелить» их, поднять настроение. 3. Общаясь с людьми, проявляю скромность и деликатность. 4. Не стремлюсь к общению с окружающими, не люблю шумные компании, но часто общаюсь с близкими друзьями.
Ситуация № 6 1. Делю с другими людьми и радость, и горе. 2. Не откровенничаю с незнакомыми людьми, свои чувства доверяю только близким друзьям. 3. Все свои чувства стараюсь переживать в одиночку. 4. Бурно переживаю свои чувства, могу поделиться им с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремлюсю к этому.
Ситуация № 7 1. Замечания выслушиваю спокойно, не спорю, но могу повторить одну и ту же ошибку. 2. Бурно реагирую на замечания, спорю, оправдываюсь. 3. Все замечания внимательно выслушиваю, ошибки сразу стараюсь исправить. 4. Очень огорчаюсь из-за любых замечаний, переживаю.
Ситуация № 8 1. После выполнения работы долго чувствую себя усталым, не могу взяться за другую. 2. Редко устаю, но с трудом перестраиваюсь на другую работу. 3. Легко перестраиваюсь на другую работу, но могу при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца. 4. После выполнения трудного задания могу быстро взяться за другое дело.
Ситуация № 9 1. Бурно переживаю обиды и огорчения, но быстро их забываю. 2. Легко переживаю обиды и огорчения, быстро их забываю. 3. Тяжело переживаю обиды и огорчения, долго их помню. 4. Глубоко переживаю обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.
Ситуация № 10 1. Люблю шутки и юмор, не обижаюсь, если попадаюсь на розыгрыш.
2. Редко шучу, часто обижаюсь на шутки. 3. Люблю и ценю хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитаю не участвовать. 4. Люблю подшучивать над людьми, часто не задумываюсь, приятно ли им это.
Ситуация № 11 1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумываю и рассчитываю, а если планы нарушаются, то часто не могу перестроиться. 2. Берусь за любое дело. Могу легко перестроиться. 3. Быстро намечаю план работы и легко перестраиваюсь при изменении условий работы. 4. С трудом составляю план работы из-за своей нерешительности, предпочитаю использовать уже готовый. Часто не знаю, что делать дальше, если изменяются условия.
Ситуация № 12 1. Обладаю острой впечатлительностью. 2. Не стремлюсь к смене впечатлений, хорошо чувствую себя в привычной среде. 3. Люблю яркие впечатления, их постоянную смену, проявляю активности в их приобретении. 4. Активно стремлюсь к смене впечатлений, очень часто бываю в гостях, на выставках, на экскурсиях и т.д.
Бланк ответов: За каждый соответствующий ответ - 1 балл. Подсчитайте сумму.
Ситуация | Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик |
№ 1 | 3 | 2 | 1 | 4 |
№2 | 1 | 2 | 4 | 3 |
№3 | 4 | 1 | 3 | 2 |
№4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
№5 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№6 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№7 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№8 | 4 | 2 | 3 | 1 |
№9 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№10 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№11 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№12 | 4 | 2 | 3 | 1 |
Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка [3, 5]. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. По- этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Выраженность темперамента у различных учеников различна. К высокому (В) уровню выраженности темперамента мы отнесли школьников, у которых преобладающий тип темперамента определен в 11-12 ситуациях, среднему (С) – в 8-10 ситуациях, низкому (Н) – в 4-7 ситуациях.
Результаты исследования представили в таблице:
№ пп | ФИ ученика | Класс | Тип темперамента | Уровень выраженности темперамента (В, С, Н) | Ср. балл (умножен на 10) | Участие в мат. конкурсах (по 1 баллу за каждый) | Уст. прич-след. связей | Итого баллов (балл успешности) |
1 | Лозовской Александр | 7 | Сангвиник | В | 33 | 0 | 4 | 37 |
2 | Белокрылов Егор | 7 | Холерик | В | 41 | 0 | 5 | 46 |
3 | Грибанова Ксения | 7 | Сангвиник | С | 50 | 2 | 8 | 60 |
4 | Омельченко Ирида | 7 | Сангвиник | В | 44 | 1 | 2 | 47 |
5 | Гурина Татьяна | 7 | Меланхолик | Н | 39 | 1 | 3 | 43 |
6 | Кролевецкая Виктория | 7 | Сангвиник | В | 37 | 1 | 2 | 40 |
7 | Путиенко Александр | 7 | Флегматик | С | 32 | 0 | 0 | 32 |
8 | Ломакин Богдан | 7 | Меланхолик | С | 40 | 0 | 4 | 44 |
9 | Яхшиева Яна | 7 | Флегматик | В | 43 | 2 | 9 | 54 |
10 | Виталий Новодранов | 7 | Сангвиник | В | 45 | 2 | 9 | 56 |
11 | Мищенко Кристина | 7 | Сангвиник | С | 50 | 2 | 8 | 60 |
12 | Лебединский Даниил | 7 | Холерик | С | 34 | 1 | 3 | 38 |
13 | Комиссаров Даниил | 7 | Холерик | Н | 42 | 2 | 7 | 51 |
14 | Берина Анастасия | 7 | Холерик | С | 43 | 1 | 5 | 49 |
15 | Беспалова Анна | 7 | Сангвиник | В | 36 | 1 | 1 | 38 |
16 | Берина Юлия | 7 | Сангвиник | В | 44 | 0 | 4 | 48 |
17 | Поталова Анастасия | 7 | Сангвиник | В | 47 | 1 | 7 | 55 |
18 | Коваленко Александра | 7 | Холерик | С | 47 | 1 | 10 | 59 |
19 | Силакова Диана | 7 | Сангвиник | В | 33 | 0 | 0 | 33 |
20 | Харченко Мария | 8 | Флегматик | В | 41 | 0 | 3 | 44 |
21 | Гайдамакина Анастасия | 8 | Сангвиник | Н | 31 | 0 | 1 | 32 |
22 | Силакова Анастасия | 8 | Флегматик | Н | 32 | 0 | 1 | 33 |
23 | Альянова Анастасия | 8 | Сангвиник | В | 49 | 1 | 8 | 59 |
24 | Бабаян Павел | 8 | Сангвиник | В | 35 | 2 | 0 | 37 |
25 | Загоскин Сергей | 8 | Холерик | С | 39 | 1 | 4 | 44 |
26 | Белоконев Михаил | 8 | Сангвиник | С | 41 | 1 | 5 | 47 |
27 | Демидчик Владислав | 8 | Холерик | С | 46 | 4 | 10 | 60 |
28 | Шумский Егор | 8 | Флегматик | С | 47 | 4 | 9 | 60 |
29 | Дигавцова Ксения | 8 | Сангвиник | В | 34 | 1 | 0 | 35 |
30 | Майорова Мария | 8 | Сангвиник | Н | 33 | 0 | 0 | 33 |
31 | Нягу Лилия | 8 | Флегматик | Н | 49 | 0 | 10 | 59 |
32 | Лещишина Олеся | 8 | Сангвиник | Н | 46 | 0 | 9 | 55 |
33 | Коростышева Евгения | 8 | Меланхолик | Н | 41 | 1 | 6 | 48 |
34 | Подгорная Кристина | 8 | Меланхолик | Н | 32 | 0 | 0 | 32 |
35 | Отажонов Камран | 8 | Сангвиник | Н | 39 | 1 | 8 | 48 |
36 | Базгалев Евгений | 8 | Холерик | С | 32 | 1 | 1 | 34 |
37 | Евсеев Александр | 8 | Сангвиник | С | 38 | 0 | 5 | 43 |
38 | Калашникова Юлия | 8 | Сангвиник | В | 34 | 0 | 4 | 38 |
39 | Леплявкина Виктория | 8 | Сангвиник | В | 48 | 2 | 8 | 58 |
40 | Иванков Антон | 9 | Флегматик | В | 34 | 0 | 0 | 34 |
41 | Овсепян Ани | 9 | Холерик | С | 34 | 0 | 1 | 35 |
42 | Гришаков Артем | 9 | Холерик | В | 31 | 0 | 1 | 32 |
43 | Овсепян Юра | 9 | Холерик | С | 31 | 0 | 0 | 31 |
44 | Романовская Мария | 9 | Сангвиник | В | 50 | 2 | 10 | 62 |
45 | Руденко Алексей | 9 | Сангвиник | Н | 34 | 0 | 0 | 34 |
46 | Харченко Алексей | 9 | Холерик | С | 33 | 0 | 0 | 33 |
47 | Нягу Юлия | 9 | Меланхолик | С | 50 | 0 | 9 | 59 |
48 | Ефремов Вадим | 9 | Флегматик | В | 32 | 0 | 0 | 32 |
49 | Носинский Александр | 9 | Меланхолик | Н | 31 | 0 | 0 | 31 |
50 | Чиркина Анастасия | 9 | Меланхолик | В | 43 | 1 | 4 | 48 |
51 | Болбеков Виталий | 9 | Сангвиник | В | 32 | 0 | 1 | 33 |
52 | Дах Иванна | 9 | Флегматик | С | 49 | 1 | 9 | 59 |
53 | Малютин Владислав | 9 | Флегматик | С | 37 | 0 | 3 | 40 |
54 | Фоменко Анастасия | 9 | Меланхолик | С | 48 | 1 | 7 | 56 |
Распределение по типам темперамента и уровням его выраженности:
Сангвиник (средний балл 46) | |||||
Высокий Ср. 45 | Лозовской-37 Омельченко-47 Кролевецкая-40 Новодранов-56 Беспалова-38 БеринаЮ-48 Потапова-55 Силакова-33 Альянова-59 Бабаян-37 Дигавцова-35 Калашникова-38 Леплявкина-58 Романовская-62 Болбеков-33 | Средний Ср. 53 | Грибанова-60 Мищенко-60 Белоконев-47 Евсеев-43 | Низкий Ср. 40 | Гайдамакина-32 Майорова-33 Лещишина-55 Отажонов-48 Руденко-34 |
Флегматик (средний балл 45) | |||||
Высокий Ср. 41 | Яхшиева-54 Харченко-44 Иванков-34 Ефремов-32 | Средний Ср.48 | Путиенко-32 Шумский-60 Дах -59 Малютин-40 | Низкий Ср.46 | Силакова-33 НягуЛ-59 |
Меланхолик (средний балл 47) | |||||
Высокий Ср. 48 | Чиркина-48 | Средний Ср.53 | Ломакин-44 НягуЮ-59 Фоменко-56 | Низкий Ср. 39 | Гурина-43 Коростышева-48 Подгорная-32 Носинский-31 |
Холерик (средний балл 44) | |||||
Высокий Ср. 39 | Белокрылов-46 Гришаков-32 | Средний Ср. 43 | Лебединский-38 БеринаА-49 Коваленко-59 Загоскин-44 Демидчик-60 Базгалев-34 ОвсепянА-35 ОвсепянЮ-31 ХарченкоА-33 | Низкий Ср. 51 | Комиссаров-51 |
Средний балл 43,3 | Средний балл 49,3 | Средний балл 44,0 |
В исследуемой группе учеников наибольшую долю представляют сангвиники с ярко выраженным типом темперамента.
Таким образом, мы выяснили, что успешными в изучении математики являются учащиеся с разными типами темперамента. Разброс среднего балла успешности (44-47) не является существенным. Таким образом, тип темперамента не является определяющим в успешности изучения математики. Очевидно, что у представителей каждого темперамента выработался свой индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком) в изучении математики, что и является определяющим фактором успешности.
Вместе с тем, более успешными в изучении математики являются школьники со средним (С) уровнем выраженности темперамента. Средний балл успешности (49,3) у этих учеников значительно превосходит средний балл у учеников, имеющих высокий (В) или низкий (Н) уровень выраженности темперамента (43,3 и 44,0 соответственно). Таким образом, уровень выраженности темперамента является определяющим фактором в успешности изучения математики. Мы предполагаем, что средний (умеренный) уровень выраженности темперамента позволяет избежать очень ярких его проявлений, обеспечивает баланс способностей человека, сформированных у него изначально и в процессе развития.
Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения математике, он более влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Однако, умеренность выраженности темперамента является определяющим фактором в успешности изучения математики. Вследствие этого для очень ярко или слабо выраженных типов темперамента необходима усиленная работа по изучению математики, проявление волевого начала личности.
Так, например, для холериков характерна «штурмовщина» при подготовке к экзаменам. Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами и уровнями выраженности темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Обращаю внимание, что сделанные выводы характерны для группы школьников 14-16 лет, среди которых присутствуют представители различных типов и уровней выраженности темперамента; при этом условием трансляции выводов считаем наличие в исследуемой группе большой доли ярко выраженных сангвиников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из выполненной мной работы я узнал много нового и полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти вопросы, поможет мне в моей дальнейшей жизни, так как затрагивает сферу межличностных отношений. Рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришел к в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия, активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов. Последствия моего исследования заключаются не в том, чтобы предложить переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые могут быть связаны с данным темпераментом.
В ходе работы я определил не только вид темперамента у большинства обучающихся 7-9 классов школы №3 и сопоставил полученные результаты с различными показателями успешности школьников в изучении математики.
По результатам исследований мной установлено следующее:
1.Успешность изучения математики не зависит от типа темперамента.
2.У обучающихся со средним уровнем выраженности темперамента наблюдается более высокая успешность вы изучении математики.
3.Наиболее высока успешность изучения математики у сангвиников.
У каждого вида темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи успешнее решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам. Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
На основании проведенных исследований нами подготовлены рекомендации по учету вида темперамента в математическом образовании. Рекомендации используются в классах школы № 3.
ЛИТЕРАТУРА
1.Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г.
http://www.treko.ru/show_ (с. 751-752).
2.Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/ |
4.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/ |
5.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/
6.Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе |
http://www.referat.ru/referats/view/13671
7. Методика определения типа темперамента http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
по учету типа темперамента в учебной деятельности
У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.Таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив.
Особого внимания требуют ученики флегматического температура – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их одноклассники.
У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Приложение 2
ТЕСТ
для определения способности устанавливать причинно-следственные связи
(на математическом материале)
Автор – Чернышев Э.Н.
8-9 класс | ||||
1 | Арифметический квадратный корень из отрицательного числа не существует потому, что… | по определению можно извлекать арифметический квадратный корень только из неотрицательного числа. | квадраты положительных чисел положительны. | не существует отрицательного числа, являющегося квадратом другого числа. |
2 | Треугольник со сторонами 3см, 4 см и 5 см является прямоугольным потому, что… | в этом треугольнике наибольший угол лежит против большей стороны, а если 1800:(3+4+5)∙5=900. | квадрат большей стороны равен сумме квадратов двух других сторон. | при построении треугольника с такими сторонами один из углов будет прямым. |
3 | Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника потому, что… | эти треугольники равны по трем сторонам (третий признак равенства треугольников) | удвоенная половина от целого равна этому целому. | диагонали параллелограмм а точкой пересечения делятся пополам. |
4 | Уравнение не имеет действительных корней потому, что … | нельзя (по определению) извлекать арифметический квадратный корень из отрицательного числа. | значением арифметического квадратного корня может быть только неотрицательное число. | число не является корнем уравнения потому, что это число отрицательное. |
5 | В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны потому, что… | равны высоты треугольников, содержащих основания. | равны диагонали и боковые стороны | около этой трапеции нельзя описать окружность. |
6 | Синус острого угла прямоугольного треугольника всегда меньше единицы потому, что… | тангенс острого угла прямоугольного треугольника больше единицы. | так сказано в определении синуса острого угла прямоугольного треугольника. | каждый катет треугольника меньше гипотенузы |
7 | Если внешний угол при вершине, противолежащей основанию равнобедренного треугольника равен 1000, то угол при основании равен 500 потому, что … | внешний угол треугольника равен сумме двух несмежных с ним углов треугольника и углы при основании равнобедренного треугольника равны. | в равнобедренном треугольнике углы при основании равны половине наибольшего из внешних углов этого треугольника. | сумма углов треугольника равна 1800, а внешний угол треугольника является смежным с одним из углов треугольника. |
8 | Выражение имеет иррациональное значение потому, что… | в знаменателе имеется арифметический квадратный корень. | в числителе находится рациональное число. | содержит множитель , который является иррациональным числом. |
9 | Диагонали делят параллелограмм на четыре равновеликих треугольника потому, что… | диагонали параллелограмма пересекаются. | медиана делит треугольник на два равновеликих треугольника. | основания этих треугольников равны, значит равны и площади. |
10 | Уравнение не имеет действительных корней потому, что… | дискриминант этого уравнения является иррациональным числом. | значение выражения является положительным числом. | числа не являются корнями данного уравнения. |
Швейня
Зимняя сказка
Привередница
Сказки пластилинового ослика
Именинный пирог