Проект состоит из 2 частей, Мониторинга кислотности снежного покрова, проведенного в разных районах города Мончегорска и экспериментальной работы по теме: «Моделирование прямого влияния кислотности почвенного раствора на рост и развитие лиственных растений»
Вложение | Размер |
---|---|
"Исследование проблемы влияния кислотности почвенного раствора на рост и развитие растений" | 831.5 КБ |
Слайд 1
Межпредметная исследовательская работа по химии и биологии учащихся 8 классов ВСОШ №2 (рук. Усова Р.И., Щербак А.А.) г. Мончегорск 2008-2009 год Исследование проблемы влияния кислотности почвенного раствора на рост и развитие растенийСлайд 2
Актуальность рассматриваемых проблем Уникальное значение лесов Кольского полуострова для формирования климата Европы. 2. Восполнение кислорода в атмосферном воздухе, содержание которого в северных широтах низкое. 3. Сохранение урожая северных грибов и ягод, в которых содержатся практически все необходимые для живых организмов микро- и макроэлементы. 4. Очень медленное воспроизведение зелёных насаждений в районах Крайнего Севера в связи с суровыми климатическими условиями
Слайд 3
Мониторинг кислотности снежного покрова города Мончегорска Работа № 1
Слайд 4
Цели исследования Исследовать кислотность проб снега, взятых в различных местах города Мончегорска. Выявить возможную зависимость закисления снега от некоторых источников загрязнения окружающей среды. Установить возможную связь между ростом и развитием растений и уровнем кислотности почвенного раствора .
Слайд 5
Задачи исследования : учиться применять полученные на уроках знания для решения практических проблем жизнедеятельности человека; учиться самостоятельно планировать исследовательскую работу, наблюдать, оформлять результаты наблюдения, делать выводы и использовать их для дальнейшей деятельности.
Слайд 6
Предмет и объект исследования Предмет исследования: влияние кислотности почвенного раствора на рост и развитие растений Крайнего Севера. Объекты исследования: пробы снега из различных мест г. Мончегорска; опытные образцы побегов традесканции, помещённые в растворы различной кислотности.
Слайд 7
Собираем пробы фотографии
Слайд 8
Методика исследования Выбор мест для взятия проб снега: вдали от населённого пункта (контроль); во дворе большого дома (или нескольких домов); у обочины дороги (возможно в нескольких местах с разной интенсивностью движения автотранспорта) рядом с другими объектами возможного кислотного или щелочного загрязнения окружающей среды. 2. Взять несколько проб снега в каждом месте. Для этого: снять свежий слой снега; опустить пробирку отверстием вниз в толщу снега и вынуть её со снегом. 3. Дать снегу растаять и постоять талой воде некоторое время в закрытой пробирке (до приобретения комнатной температуры). 4. Отметить наличие возможного осадка в каждой пробирке. 5. Измерить рН надосадочной жидкости, не встряхивая пробирку. 6. Рассчитать среднее значение рН проб снега для каждого места. 7.Занести полученные данные в таблицу №1.
Слайд 9
Таблица №1 Кислотность снежного покрова в зависимости от места взятия пробы № п/п Место взятия проб Количество проб рН Всего с осадком Min – Max Среднее 1. Гора Монча (контроль) 4 1 6,1- 6 6,05 2. Городской парк 4 2 6,2 – 6 6,1 3. Школьный двор 4 4 6,2 – 6 6,1 4. Горнолыжная база 4 2 6,1 – 6,2 6,15 5. Автотрасса 4 4 5,5 – 5,8 5,65 6. Двор густонаселённого дома 4 4 5,8 – 5,9 5,35 7. Территория комбината «СН» 4 4 3,8 – 4,9 4,35
Слайд 10
Наши выводы по исследованию «Мониторинг кислотности снежного покрова г. Мончегорска 1. Кислотность снежного покрова зависит от места взятия проб, поэтому пробы различаются значениями рН. 2. Наиболее чистыми пробами являются пробы, взятые в глубине парка и в районе горы Монча. Они практически имеют нейтральную среду. 3. Пробы, взятые вблизи дорог с интенсивным движением имеют незначительно повышенную кислотность: 4. Проба снега, взятого во дворе густо населённого дома. также показывает увеличение кислотности снежного покрова: 5. Наибольшей кислотностью обладают пробы, взятые на территории комбината: 6. Сравнение данных результатов в сравнениями с результатами 10-летней давности показало, что уровень кислотности снежного покрова несколько уменьшился .
Слайд 11
Содержание отчёта по данному исследованию План подготовки сообщения по данному исследованию. Вопросы: Отличаются ли взятые пробы снега по значению рН ? Сказывается ли место взятия проб на значении рН ? (сравнение с контролем): близость к домам; выхлопы автотранспорта; другие источники? Как происходит закисление снежного покрова? Какие химические процессы при этом протекают? Записать уравнение возможных реакций. Что происходит с накопившейся за зиму в снежном покрове кислотой после таяния снега? Возможна ли нейтрализация кислоты до попадания её в почву, в почве? Если да, то приведите уравнения возможных реакций. Какое влияние может оказать кислота на экосистемы нашей местности? Какие рекомендации можно дать в связи с полученными данными?
Слайд 12
Экспериментальная работа по теме «Моделирование прямого влияния кислотности почвенного раствора на рост и развитие лиственных растений» Работа № 2
Слайд 13
Методика исследования 1.Приготовить семь стаканов с растворами серной кислоты с рН от 1,0 до 7,0(контроль). 2. Отобрать 7 примерно одинаковых побегов традесканции. 3. Поместить побеги в приготовленные растворы и содержать при одинаковых внешних в конце условиях. 4.Вести наблюдения в течение двух недель, фиксируя наблюдаемые изменения в таблице №1. В ходе наблюдений особое внимание необходимо уделить состоянию нижней части побега: ослаблению и обесцвечиванию стебля и листьев с фиксированием в конце каждой недели размера обесцветившегося участка, появлению некротических пятен на листьях, появлению придаточных корней. 5.Ответить на вопросы и сделать соответствующие выводы. 6.Сделать фотографии побегов традесканции эксперимента. 7. Подготовить сообщения по результатам исследования.
Слайд 14
Шкала измерения кислотности почв рН 4 и менее 4 – 5 5 - 6 Около 7 7 – 7,5 8 -9 Более 9 почвы сильно- кислые кислые слабо-кислые нейтра-льные слабо-щелоч-ные щелоч-ные сильнощелоч-ные
Слайд 15
Состояние побегов традесканции Дата Изменения в состоянии растений в связи с рН 0,5 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 Первая неделя с Ослабление и обесцвечивание стебля, появление некротических пятен. Стебель и листья выглядят нормально. Придаточные корни не появляются Появились придаточные корни в подводной части стебля Вторая неделя с Побеги погибли к началу второй недели Побеги погибли к началу второй недели Побег выглядит угнетённым В конце эксперимента побеги высадили в цветочные горшки
Слайд 16
Содержание отчёта по данному исследованию Какова динамика наблюдаемых изменений? Какие изменения наблюдаются у побегов традесканции в связи с разной кислотностью растворов? Чем можно объяснить наблюдаемые изменения? У каких побегов развиваются придаточные корни в нижней части, погружённой в раствор?(иногда корни развиваются и на той части растения, которая находится над раствором. Прокомментируйте этот факт, если он имеет место.) 5. Какое значение рН является для традесканции критическим, т.е. начиная с какой кислотности раствора нижняя часть побега отмирала и корневая система на ней не развивалась?
Слайд 17
Исследовательская работа по теме «Моделирование прямого влияния кислотности почвенного раствора на рост и развитие лиственных растений»
Слайд 18
Наши выводы по исследованию «Моделирование прямого влияния кислотности почвенного раствора на состояние лиственных растений» 1. Кислотность почвенного раствора оказывает существенное влияние на рост и развитие растений. 2. Значения рН от 5 и ниже явились критическими для побегов традесканции. В сосудах со значениями рН равными 0,5 побеги практически погибли к концу третьего дня эксперимента, при значении рН от 2 до 4 побеги погибли к началу второй недели. 3. В слабокислой среде (рН от 4 до 5 ) побеги выстояли до конца эксперимента, но придаточных корней не дали. 4.Критическим значением для развития растений является значение рН от 0,5 до 5
Слайд 19
Наши предложения 1.Осуществление комплексной переработки сырья на комбинате «Североникель». 2. Улавливание газообразных отходов металлургического производства на 100%. 3. Высадка кустарников, деревьев на территориях, пострадавших от технологической деятельности комбината «СН». 4. Озеленительные работы в черте города. 5. Бережное отношение к зелёным насаждениям. 6. Личное участие каждого из нас в природоохранной работе. 7. Формирование экологической культуры. 8. Высадка цветковых растений на территории школы. 9. Озеленение школьных помещений. 10. Использование раскислителей. 11. Установка на территории комбината приборов – анализаторов воздуха.
Слайд 20
До новых встреч
«Течет река Волга»
Твёрдое - мягкое
Колумбово яйцо
Бабочка
Денис-изобретатель (отрывок)