Ткачество-это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития
Вложение | Размер |
---|---|
togoy_timur_proektno-issledovatelskaya_rabota._tkatskiy_stanok.docx | 917.53 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Направление: технология
Ткачество. Ткацкий станок для плетения ненецких
национальных женских поясов и поясов мужских кисов
Проектно – исследовательская работа
Работа выполнена учеником 11 класса
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Тогой Тимуром Альбертовичем
Научный руководитель – учитель технологии Зорин Борис Спиридонович
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург
с Самбург
2016 год
Содержание
Стр. | ||
Содержание…………………………………………………… | 2 | |
Аннотация…………………………………………………….. | 3 | |
Введение. Актуальность выбора темы……………………… | 5 | |
1 | Поисковая часть………………………………………………. | 7 |
1.1 | Критерии отбора лучшей идеи………………………………. | 7 |
1.2 | Первоначальные идеи | 8 |
1.3 | Описание устройства и работы станка… …………………… | 9 |
2 | Технологическая часть……………………………………….. | 11 |
2.1 | План работы по практической реализации проекта………… | 11 |
2.2 | Технологическая карта……………………………………….. | 11 |
3 | Экономический расчёт……………………………………….. | 13 |
4 | Маркетинговое исследование………………………………… | 15 |
5 | Экологическое обоснование проекта………………………… | 15 |
Заключение……………………………………………………. | 16 | |
Список используемой литературы…………………………… | 16 |
Аннотация
Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры.
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.
В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство».
Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.
В тундре, в чумах наши бабушки, прабабушки тоже занимались ткачеством. В основном они ткали женские пояса для ягушки и пояса для мужских кисов. Станков ткацких в наших чумах было почти у каждой хозяйки. Их передавали от поколения к поколению. Для наших предков, сегодняшних бабушек и прабабушек, тогдашних детей, это было интересным делом. С удовольствием дети помогали мамам и бабушкам ткать изделие.
Сейчас тоже занимаются ткачеством, но, к сожалению таких женщин занимающихся этим ремеслом становится всё меньше. Многие молодые женщины заказывают мастерицам, которые изготавливают пояса и приобретают за деньги.
Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение.
Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты.
Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники.
Введение
Актуальность выбора темы
Кто начинал делать станки для плетения поясов, уже сейчас никто и не помнит. Уже таких специалистов в нашей тундре осталось мало. Многие наши ребята на уроках технологии и дополнительных занятиях изготовили ткацкие станки из древесины, украшенные геометрической резьбой. Нашими работами пользуются в интернате некоторые воспитатели с детьми. Девочки старших классов, женщины нашего села тоже хотели бы иметь такое же изделие у себя дома. Я думаю, если есть спрос, значит, не исчезнет наше традиционное ткачество. Нам надо продолжать работу наших предков. Для этого необходимо иметь хорошие станочки, привлекательные внешним видом и качеством не уступающие станкам, изготовленным нашими дедами.
Проблема в том, что такого станочка у меня нет.
Варианты решения проблемы:
Гипотеза – разработать и изготовить станок могу в школьной мастерской с помощью учителя без больших затрат.
Целью данной проектно-исследовательской работы является: возрождение народного промысла ткачество и распространение опыта в среде наших школьников.
Задачами данного исследования являются:
- изучение истории возникновения ткачества, распространение его в нашем селе;
- поиск, изучение и освоение технологии работы на ткацком станке для плетения женских поясов;
- распространение и пропаганда данных навыков среди учащихся школы;
- пропагандировать преимущество использования народных промыслов в оформлении женской одежды ямальской тундры;
- поиск новых конструкции и самому сконструировать и изготовить ткацкий станок для изготовления поясов.
Потребители: воспитанники интерната.
Предполагаемые результаты проектно-исследовательской работы: станочек для плетения женских поясов.
Серийность изготовления – 1 шт.
Межпредметные связи:
Методы и приёмы исследования: исследование и анализ проблем, с которыми сталкиваются жители села и тундровые женщины, проведение маркетинговых исследований, обобщение и выбор идеи проекта, изготовление станка.
Объект исследований: станок для плетения ненецких национальных женских поясов.
План исследования: Перед началом своей практической работы, я решил провести маркетинговые исследования. Какие станки пользуются большим спросом?
В результате опроса выяснилось, что многие женщины хотели бы иметь деревянные станочки, украшенные резьбой или выжиганием. Для изготовления изделия не требуется много материала.
Проанализировав проблемы, с которыми сталкиваются женщины нашего села и тундровые женщины мною были рассмотрены три варианта для изготовления станка.
1 вариант 2 вариант
3 вариант
Я выбрал для изготовления станка второй вариант. Конструкция получается более изящной, с геометрической резьбой и формы планок лучше. Планки с обеих концов простроганы на конус, что удобнее устанавливать основы для пояса. В первом варианте использована пластмасса. Из экологического соображения этот вариант мне не подходит. Третий вариант для меня слишком простой и несложный в изготовлении, формы планок прямоугольная, что не удобно мастеру заправлять основы пояса.
Требования, предъявляемые к проектированию станка:
1.Конструктивные:
а) конструкция должна соответствовать назначению изделия;
б) прочность и надежность в эксплуатации;
в) вес должен быть минимальный;
г) удобство использования.
2. Технологические;
а) минимальный расход материалов их доступность и долговечность;
б) стандартность технологии, наличие необходимого оборудования;
в) при изготовлении должны исключаться сложные виды работ.
3. Экологические: изделие должно быть изготовлено из экологических материалов.
4. Эргономические: при создании и использовании изделия должна исключаться возможность травматизма.
1. Поисковая часть.
1.1Критерии отбора лучшей идеи
№ п/п | Составляющие дизайна | Вариант | Критерии выбора |
1 | Материал | Древесина (кедр). | 1) Не дорог; 2) технологичен в обработке; 3) обладает высокой прочностью; 4) имеется в наличии. |
2 | Форма | Детали прямоугольной формы | Удобство в использовании. |
3 | Метод обработки деталей | Пиление, строгание, шлифование, геометрическая резьба, сверление | 1) Технологичность; 2) наличие инструментов; 4) невысокие затраты электроэнергии. |
4 | Способ отделки | Лакирование. | 1)Технологичность; 2) малый расход лака; 3) соответствует гигиеническим требованиям; 4) высокая прочность покрытия. |
1.2 Первоначальные идеи
Сначала я проанализировал проблемы, с которыми сталкиваются наши женщины, приобретая станок на рынке.
Затем я определил требования к проектированию и изготовлению станка
1. Материал конструкции станка.
1. Станок я изготовлю из древесины кедра.
2.Технология изготовления.
Технология изготовления доступна. Все технологические операции возможно выполнить в школьной мастерской.
3.Используемые инструменты и оборудования:
Верстак, рубанок, ножовка, стусло, нож-косяк, станок сверлильный, сверло, шило, шлифовальная шкурка.
Станок удобен в обращении.
Предполагает строгое соблюдение всех правил техники безопасности и санитарии в процессе выполнения проекта.
1.3 Описание устройства и технология работы на станке
Начинаю работу с изготовления продольных брусков станка. В продольных брусках на кромках и в одной пласти выполню геометрическую резьбу и просверливаю отверстия для установки планок основы пояса. В поперечных планках просверливаю отверстия диаметром 5 мм для будущей основы пояса.
В качестве поперечных брусков используют планки сечением 16×7 мм и длиной 240 мм. С обоих концов планки прострогаю на конус. Это придает красивый вид станку и удобно устанавливать основы в отверстия. Затем их закругляю с помощью рубанка и шлифовальной шкурки.
После того, как все детали ткацкого станка изготовлены, на продольных планках выполнена геометрическая резьба, рамку соединяю на клею. После просыхания клея изделия покрываю лаком.
В качестве челнока использую заготовку сечением 30 × 4 мм и длиной 250 мм. Для того, чтобы челнок лучше передвигался между нитками, его боковые края обработаю на конус. Концы челнока заостряю. Для более удобного наматывания ниток сделаю в челноке надсечку.
Независимо от различий в конструкции ручные ткацкие станки похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.
Технология ткачества состояла из 5 основных операций:
1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;
2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;
3) введение утка в пространство между двумя частями основы;
4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;
5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал или в частности, женщины в чуме наматывают на верёвочке за пояс.
Процесс работы горизонтального ткацкого станка заключается в следующем:
Нити основы, сматываясь с пряжного мотка, пропускают через рамку станка между поперечными брусками. Затем нити основы проходят через отверстия поперечных планок, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок с уточной нитью. К опушке ткани уточная нить прибивается краем челнока.
Каждый раз, когда станок, перемещаясь, образует ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого краем челнока прибиваем уточную нить к опушке ткани. Процесс прокладки и прибивки утка повторяется, пока не завершается плетение пояса.
За день хорошая мастерица может плести пояс длиной до 3 – 4 м.
Общий вид станка для плетения ненецких национальных поясов
Позиция | Наименование | Количество | Материал | Размеры, мм |
1 | Продольная планка | 2 | Древесина | 7×16×240 |
2 | Поперечная планка | 15 | Древесина | 12×22×430 |
Примечание:
Размеры деталей станка можно выбрать произвольно
2. Технологическая часть
2.1. План работы по практической реализации проекта
1. Разработка конструкции станка.
2. Выполнение эскиза изделия.
3. Выполнение чертежей деталей изделия.
4. Составление технологической карты
5. Подготовка материалов и инструментов.
8. Отделка.
9. Контроль качества и испытание изделия.
2.2 Технологическая карта
изготовления станка для плетения
ненецких национальных женских поясов
№ детали | № п/п | Наименование операции | Эскиз | Оборудование, приспособления, инструменты |
1 | 1 | Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку (16×26×450) мм и прострогать базовую пласть. | Верстак, рубанок, линейка | |
2 | Прострогать базовую кромку под углом 90 градусов к базовой пласти. | Верстак, рубанок, линейка, угольник | ||
3 | Разметить и прострогать вторую кромку по линии разметки. | Верстак, рубанок, рейсмус, угольник | ||
4 | Разметить и прострогать по толщине, зашлифовать заготовку. | Верстак, рубанок, рейсмус, угольник | ||
5 | Разметить на заготовке геометрические узоры, выполнить резьбу. |
| Верстак, нож-косяк | |
6 | Разметить на заготовках центры отверстий и просверлить. |
| Станок сверлильный, сверло, шило, карандаш, линейка | |
2 | 1 | Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку (10×18×240) мм и прострогать базовую пласть. | Верстак, рубанок, линейка | |
2 | Прострогать базовую кромку под углом 90 градусов к базовой пласти. | Верстак, рубанок, линейка, угольник | ||
3 | Разметить и прострогать вторую кромку по линии разметки. | Верстак, рубанок, рейсмус, угольник | ||
4 | Разметить и прострогать по толщине. | Верстак, рубанок, рейсмус, угольник | ||
5 | Разметить на заготовках конусы и прострогать. |
| Верстак, рубанок, шаблон, линейка, карандаш | |
6 | Разметить на заготовках центры отверстий диаметром 5 мм и просверлить. |
| Верстак, лобзик, шлифовальная шкурка. | |
7 | Закруглить концы заготовки до диаметра 5 мм. |
| Верстак, нож-косяк, шлифовальная шкурка | |
1,2 | Произвести сборку изделия. |
| ||
| Проконтролировать качество изделия. |
Время изготовления – 8 часов.
3. Экономический расчёт
Себестоимость изделия
С = Мз + Эз + Аз + З, где
С – себестоимость,
Мз – материальные затраты,
Эз – энергетические затраты,
Аз - амортизационные затраты,
З – зарплата.
Материальные затраты.
Конструкция станка содержит несколько деталей. На её изготовление израсходуется:
(а×в×с) × 2 = (16×26×450) × 2= 374400 мм3 = 0.00037 м3
(а×в×с) × 6 = (10×18×240) × 15 = 648000 мм3 = 0.00065 м3
Всего материала необходимо:
0.00037+0.00065 = 0.00102 м3
При цене 1 м3 пиломатериала 8000 рублей стоимость необходимого материала для станка составляет:
С1 = 0.00102×8000 =8.16 рубля.
Для отделки использован лак. Израсходовано 100 грамма лака- 0.1 кг.
Стоимость 1 кг лака составляет 120 рублей.
Тогда С2 = 0.1×120=12 руб.
Материальные затраты составляют:
Мз = С1 + С2 = 8.16+12 =20.16 руб.
Энергетические затраты
При работе израсходована электроэнергия. 8 часов работали 16 ламп освещения мощностью 40 Вт = 0.004 кВт.
Всего израсходовано
8×16×0.04 = 5.12 кВт×ч электроэнергии.
Работали 12 учащихся. На одного учащегося израсходовано:
5.12 : 12 = 0.43 кВт×ч .
Цена 1 кВт×ч составляет 1.58 руб. Тогда, стоимость израсходованной электроэнергии за освещение составляет:
Сэ1 = 0.43× 1.58 = 0.68 руб.
Работа на сверлильном станке – 6 мин. = 0.1 часа, N = 0.4 кВт.
Сэ2 = 0.1×0.4×1.58 =0.06 руб.
Всего израсходовано электроэнергии на сумму
Эз = 0.68 + 0.06 = 0.74 руб.
Зарплата (З)
Минимальная зарплата – 4090 руб. в месяц
4090 : 24 : 6 ≈28.4 руб. за час.
Время работы – 8 часов.
Всего на зарплату
З = 28.44 × 8 = 227.52 руб.
Амортизационные затраты
(АЗ) 4% от стоимости инструмента и оборудования – 4,0 руб. (данные предоставил учитель).
Себестоимость изделия
С = М З + ЭЗ + АЗ + З + Н
С = 20.16 + 0,74 + 4 + 227,52 = 252,42 руб.
Себестоимость станка = 252,42 руб.
4. Маркетинговое исследование
Стоимость готового изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.
Согласно проведенным расчетам, затраты составили:
– на материалы – 20.16 руб.;
– на электроэнергию – 0,74 руб.;
– на повременную оплату – 227,52 руб.
При условии приобретения всех материалов для изготовления станка, оплатив затраты на электроэнергию, определив амортизационные затраты, учитывая выплаты заработной платы, себестоимость изделия составит 252, 42 рубля.
Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, амортизационных затрат, так как школьное оборудование предоставляется бесплатно, себестоимость изделия равна
20.16 +0,74 = 20 рублей 90 копеек.
Учитывая, что аналогичные изделия не продаются, можно прийти к выводу, что:
а) изготовление станка в школьных мастерских очень выгодно;
б) станок по качеству не уступает станкам, изготовленным мастерами.
в) покупательная возможность позволяет мне выставить цену 1000 руб.
г) производство станка на занятиях экономически обосновано, реализация реально возможна не только в нашей школе, но и за ее пределами.
5. Экологическое обоснование проекта
Материал, способы и технология изготовления, а также расходные материалы в процессе осуществления проекта не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду.
Заключение
При выполнении проектно-исследовательской работы решены все поставленные задачи:
-изучена история возникновения ткачества;
- проведены исследование и анализ проблем, с которыми сталкиваются жители села и тундровые женщины, занимающиеся плетением поясов.
- изучена и освоена технология работы на ткацком станке для плетения женских поясов;
- проводится пропаганда данных навыков среди учащихся школы;
- изучены новые конструкции станка. Разработан, сконструирован и изготовлен экономичный, технологичный и практический в использовании станок для изготовления поясов.
- на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный процесс изготовления изделия.
- согласно разработанной технологической документации изделие изготовлено в пределах установленного срока.
- проверка качества изделия показала хорошие результаты. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению станка достигнута.
Разработанную технологическую документацию можно использовать на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования.
Цель достигнута, я справился с основными задачами, выбрал подходящие инструменты, оборудование и, соблюдая правила техники безопасности, изготовил станок для плетения женских поясов.
Изделие изготовлено собственными силами, оно не дорого, все технологические операции посильны, выполнено из экологически чистых материалов.
Таким образом, изучив материалы по ткацкому станку, я сумел не только его изготовить, но снарядить и запустить в работу. Я готов показать процесс работы на станке желающим заниматься плетением пояса в нашей школе.
Список литературы
1. Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. - Каргополь, 2004.С. 242-249.
2. Фотографии станков.
Флейта и Ветер
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Март, 2019
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Подарок