Перед началом работы автор ставила перед собой цель – подробно изучить территорию Сибири и Дальнего Востока и предложить, как один из вариантов, социального и экономического развития этого региона, строительства железнодорожной магистрали вдоль Тихоокеанского побережья и в дальнейшем строительства тоннеля под Беринговым проливом.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voytsehovskaya_gbou_sosh_2105_osnovnoy.doc | 88.5 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2105
(г. Москва, Кондрашевский тупик, д.3 «А», тел. 8-499-261-10-02)
Перспективный план строительства Азиатско – американской железнодорожной магистрали.
РОССИЯ (Дальний Восток) – США (штат Аляска)
Секция: География (экономическая география)
Автор: Войцеховская Инна Сергеевна
Руководитель: учитель географии Рязанова Ж.А.
г. Москва
2014 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Географическое положение……………………………………………………………………..………3
2. Особенности природы……………………………………………………………………..……….4
3. Природные ресурсы……………….…………………………………………...……………………4
4. Население…………………………………………...………...………………………...…….………….5
5. Структура магистрали …………………………………………………………………………….6
6. Проект комбинированного моста через реку Лена в районе Якутска …….6
7. Тоннель под Беринговым проливом ……………………………………………………….8
Заключение …………………………………………………………………………………………………9
Библиография …………………………………………………………………………………………...11
Приложения ……………………………………………………...………………………………………12
Введение
Особенность экономико-географического положения России в том, что большая ее часть расположена в азиатской половине материка Евразия. Восток страны имеет важное геополитическое значение благодаря близости к Японии, Южной Корее, США, Канаде. Отношения с этими и рядом других стран строятся на основе экспортных отраслей Дальневосточного экономического региона, что связано с богатым природно-ресурсным потенциалом Дальнего Востока. Нет другого экономического района, в недрах которого было бы такое количество промышленных запасов десятков видов ценнейших полезных ископаемых, площадь лесов которого была бы больше, чем на Дальнем Востоке, имеющего столь богатые возможности для добычи рыбы и морепродуктов. Проект Азиатско - американской железнодорожной магистрали должен дать развитие и освоение северо-восточной части континента.
Основная часть
1. Географическое положение.
Значительная часть территории России состоит из земель, расположенных в северной, северо-восточной части Евразии. Дальний Восток – часть России, расположенная к востоку от Сибири, является крупнейшим по территории экономическим районом страны (6215,9 тыс. км²). Этот регион сильно удален от Центральной России. Проект Азиатско - американской железной дороги должен дать развитие и освоение северо-восточной части континента. Приложение №1.
Широкий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов позволяет осуществлять внутрироссийские каботажные перевозки по Северному морскому пути и интенсифицировать международные связи. Здесь Россия имеет морские границы с США и Японией. Приложение №2.
2. Особенности природы.
Так как Дальневосточный экономический район расположен на окраине материка Евразия, где происходит контакт материковой и океанической земной коры на стыке Евроазиатской и Тихоокеанской литосферных плит, то это объясняет особые экстремальные условия территории: тектоническую подвижность, процесс активного горообразования, землетрясения и вулканизм, моретрясения и цунами. Поэтому при строительстве железнодорожной магистрали, промышленных и социальных объектов необходимо учитывать эту стихийную опасность. Азиатско - американская железнодорожная магистраль будет проходить на территории Дальневосточного района России с юга на северо-восток. Приложение №3.
На большей территории Дальнего Востока умеренный климат, в северных частях субарктический и арктический. На западе района резко континентальный климат и умеренный муссонный, морской - на востоке. Строительство железной дороги будет вестись в сложнейших природно-климатических условиях. Вся территория лежит в зоне отрицательных среднегодовых температур, существенно различающихся в зависимости от высотной поясности. Расчетно-минимальные температуры в районах прохождения трассы ниже минус 50°C. Инженерно-геологические условия строительства характеризуются значительной сложностью и в связи с развитием многолетнемерзлых грунтов. Наледи оказывают неблагоприятное влияние на искусственные сооружения и земляное полотно, а наличие льдистых грунтов и льдов в основании земляного полотна приводит к неравномерным просадкам при оттаивании. Всё это необходимо учитывать при строительстве магистрали. Приложение №4.
3. Природные ресурсы.
Дальневосточный район очень богат полезными ископаемыми.
На его долю приходится основная часть добываемого в стране золота, алмазов, оловянных руд, значительная часть вольфрама, сурьмы, а также ртути, слюды, плавикового шпата, открыты месторождения каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), железной руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов (Якутия).
Суда Дальнего Востока ведут лов рыбы в 8 промысловых районах Мирового океана из 20, на долю которых приходится около половины всех биологических ресурсов океанических водоёмов, при этом сырьевая база характеризуется большим разнообразием.
Гидроэнергетический потенциал рек Дальнего Востока составляет около 1/7 всех гидроресурсов страны.
Леса - один из самых важных элементов природно-ресурсного потенциала региона. Они занимают значительную долю Дальнего Востока, но располагаются неравномерно. Традиционно лесозаготовки велись в южных районах, так как здесь сосредоточены основные запасы ценных пород древесины, развита инфраструктура, более благоприятные климатические условия. По мере эксплуатации лесных запасов в южных районах лесная заготовка смещается к северу. Приложение №5.
4. Население.
Дальний Восток - самый малонаселённый район России - 7,6 млн. человек. Существенно отличается плотность населения северной части (1 чел/км²) от южной (13 чел/км²). Южная часть наиболее освоена и заселена, по ней проходит Транссибирская магистраль, а северная часть связана с основной территорией России лишь по морю и по воздуху, поэтому району так необходима Азиатско - американская железнодорожная магистраль. Приложение №6(1,2).
5. Структура магистрали.
Азиатско - американская железнодорожная магистраль будет проходить на территории Дальневосточного района России с юга на северо-восток. Приложение №7(1,2).
Она позволит соединить широтные национальные магистрали России: Транссиб и БАМ (Приложение №8), с одной стороны, и Северный морской путь – с другой (Приложение №9).
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ) будет являться частью Азиатско - американской железнодорожной магистрали. Пассажирское сообщение и грузовое движение на линии Беркакит – Алдан – Томмот (360 км.) в настоящее время осуществляется до станции Томмот, находящейся в одноименном городке в Южной Якутии, на берегу реки Алдан, затем она будет продолжена до Якутска (ещё 433 км). Официальное название - железнодорожная линия Беркакит – Томмот - Якутск (Приложение №10), проходящая по пересечённой местности и в условиях вечной мерзлоты, крупные мостовые переходы - через реки Алдан и Амгу, а также планируемый мостовой переход через Лену. Железнодорожная станция в Нижнем Бестяхе на правом берегу Лены будет играть роль опорного пункта для дальнейшего строительства железной дороги к Магадану. На строительстве задействовано 10 подрядных организаций, около 2 тыс. человек, 600 единиц техники.
6.Проект комбинированного моста через реку Лена в районе Якутска.
Проект строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через Лену в районе поселков Табага и Хаптагай. Якутск связан с внешним миром только паромной переправой летом, или зимником зимой. В течение весны и осени, перемещающийся лёд на реке делает переправу невозможной. Этот мост длиной около 3 км. станет вторым железнодорожным мостом через Лену и самым сложным и дорогим объектом. Вместе с участком железной дороги длиной около 50 км. на левом берегу Лены мост обеспечит Якутск железнодорожным сообщением с югом Якутии и остальной Россией, прекратив «островное» положение местных жителей. Кроме того, по мосту будет открыто круглогодичное автомобильное движение между Якутском и федеральной дорогой М56 «Лена». Приложение №11(1,2,3).
Ожидаемый экономический эффект от строительства дороги до Якутска:
1) Снижение транспортной составляющей в продукции, производимой в Якутии.
2) Переход центральной и южной части республики на круглогодичное сообщение, снижение потребности в досрочном завозе.
3) Перевод нагрузки по досрочному завозу в районы Крайнего Севера с порта Осетрово на порт Якутск с решением проблемы завоза в одну навигацию.
4) Изменение схемы ввоза и вывоза грузов, снижение стоимости внутрирегиональных перевозок (по примерным оценкам, строительство железной дороги в местах, где доставка товаров осуществляется только северным завозом с ограниченными сроками навигации, снижает стоимость доставки груза примерно в 20 раз, а если учесть и косвенные затраты - примерно в 200 раз).
5) Достройка железной дороги будет способствовать интенсификации освоения месторождений полезных ископаемых, а зона хозяйственного освоения составит около 600 тысяч квадратных километров.
Планируется продвижение магистрали в горнопромышленные районы Северо-Восточной Якутии и Магаданской области с выходом к Охотскому морю у Магадана, затем на Чукотку. Завершение строительства, ввод в строй железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот - Якутск - Магадан - Уэлен, в сочетании с опережающим развитием транспортной инфраструктуры в целом обеспечит мультипликативный эффект программ освоения и развития Востока страны, позволит ускорить освоение месторождений, поступление средств в бюджеты всех уровней от реализации конечного продукта этих проектов и, самое главное, обеспечит повышение качества жизни населения. В результате реализации транспортной стратегии к 2025 году будет завершено создание всесезонной единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»; 22 района республики (из 35), занимающих 48% территории, где проживает свыше 90% населения, будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами; 96% выпускаемых товаров и услуг будет находиться в зоне круглогодичного транспортного обеспечения.
7. Тоннель под Беринговым проливом.
Чтобы продолжить Азиатско-американскую железнодорожную магистраль на территории США необходимо проложить тоннель под Беринговым проливом протяжённостью 90-100 км., соединив тем самым Чукотку (Россия) и Аляску (США). Приложение №12(1,2).
Тоннель через Берингов пролив будет состоять из трёх тоннелей - двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности. Каждые 250 метров оба основных тоннеля соединяются между собой особой системой вентиляции, расположенной сверху служебного тоннеля. Эта система воздушных шлюзов позволяет свести на нет поршневой эффект, образуемый движущимися поездами, распределяя воздушные потоки в соседний тоннель. Все три тоннеля имеют две развязки, позволяющие поездам беспрепятственно перемещаться между тоннелями. Приложение № 13. Для строительства тоннеля были разработаны 11 специальных проходческих щитов с диаметром ротора 8 метров. Эти машины во время работы одновременно укрепляют стены бетонными сегментами, образующими полутораметровые кольца, охватывающие ствол тоннеля. Чтобы направлять машины, оператор будет смотреть в экраны компьютеров и видеомониторы. Перед началом тоннельных работ спутниковые обсерватории помогут рассчитать во всех подробностях точный путь. Лазерный луч, направляемый на светочувствительную точку комбайна, поможет водителю выбирать правильное направление.
Завершится магистраль на территории США в городе Фэрбанкс, где получает выход на город-порт Сьюард. Это коренным образом изменит транспортно - географическое положение севера Дальнего Востока. Приложение №14. Общая протяжённость Азиатско - американской железнодорожной магистрали должна составить около 7 тыс. км. Финансовые затраты с Российской стороны составят приблизительно 95 млрд. долларов, а достройка недостающих участков железной дороги на территории США выглядит существенно менее затратной, но тоже довольно дорогой.
Заключение.
С приходом Азиатско - американской железнодорожной магистрали дальнейшее развитие получит горнодобывающая промышленность - основная отрасль нашей экономики. На пути следования магистрали расположены богатейшие месторождения каменного угля, железной руды, золота, платины, молибдена, асбеста, графита, фосфора и многого-многого другого. Приложение №15(1,2). Например, уже на этапе рабочего движения можно будет вывозить до одного миллиона тонн кангаласского угля за пределы Якутии. Железная дорога поможет строительству многих предприятий. Появятся современные населённые пункты, новые рабочие места, новые перспективы, новые возможности. Дальний Восток полноправно вступит в мировое экономическое сообщество, где наличие железной дороги является непременным залогом для дальнейшего развития. Значительно повысится интерес со стороны иностранных инвесторов. Наличие железной дороги - один из основных гарантов успешного бизнеса. Так же можно и нужно развивать иностранный туризм как высокоэкологичную экспортную отрасль. Активные виды туризма на Дальнем Востоке: водный туризм, альпинизм, велотуризм, треккинг, горные лыжи, сноуборд или эко - тур «на край Земли» (Горячее кольцо вулканов, природные жемчужины юга Камчатки, Чукотка, Остров Врангеля). Приложение №16(1,2,3,4,5,6).
Значение проекта строительства Азиатско - американской железнодорожной магистрали:
1) Реализация проекта такого масштаба потребует кооперации нескольких заинтересованных государств (США, России, Китая, Японии, Южной Кореи). Совместное строительство позволит снизить международную напряжённость.
2) Во время строительства будут опробованы и изобретены многие технологии и разработки в области машиностроения, транспорта и т. д.
3) Магистраль станет крупнейшим транспортным коридором в мире. Она придёт на смену другим транспортным путям (например, морской путь из Китая и Японии в США).
4) Строительство магистрали даст доступ к богатым ресурсам Аляски и Якутии.
5) Россия станет крупнейшим в мире транспортным узлом. При условии модернизации существующих путей сообщения и обеспечения безопасного и высокоскоростного движения данная магистраль будет вне конкуренции на фоне морского сообщения. Между Россией и США в разы увеличится поток туристов в обоих направлениях.
Библиография:
1. Справочник по географии для старшеклассников и поступающих в вузы.
Из-во «АСТ-Пресс Школа» 2007 г.
2. География России Атлас II часть 9 класс.
3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь
Научное из-во «Большая Российская энциклопедия» 2000 г.
4. Сайты в сети Интернет:
http://www.rusadventures.ru/regions/123.aspx
http://wikipedia.ru
Лиса-охотница
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Хитрый коврик
Ель
Прекрасная химия