Исследовательская работа, цель которой, выяснить, чем отличались социально-бытовые и культурные условия проживания у разных славянских племен.
Вложение | Размер |
---|---|
vostochnye_slavyane_rabota.doc | 68.5 КБ |
Восточные славяне:
социально-культурные различия
Выполнил:
Забобонин Константин,
обучающийся 6Г класса,
МКОУ ШР «СОШ №4».
Руководитель:
Коробцова О.Л.,
учитель истории,
МКОУ ШР «СОШ №4».
г. Шелехов
2015 год
Оглавление
Введение ……………………………………………………..с. 3
Места расселения и жилища древних славян…………………….с. 4
Основные занятия славянских племен…………………………….с .6
Древний славянский пантеон……………………………………….с. 7
Украшения славянских женщин……………………………………с. 8
Выводы ………………………………………………………………с. 9
Источники информации ……………………………………………с. 10
Введение
В древние времена территорию Украины, части Белоруссии и Западной России населяли восточнославянские племена. Восточные славяне (в ходу также обозначение русские славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) три народа: русский, украинский и белорусский народы.
Официально выделяют 12 отдельных племён. У каждого племени были свои украшения, предметы быта, жилища, верования. Так же были особенные занятия, отличающиеся от других.
Перед собой я поставил цель - выяснить, чем отличались социально-бытовые и культурные условия проживания у разных славянских племен.
Для того, чтобы выяснить различия восточных славян, необходимо было решить следующие задачи:
Тема исследования понятна, так как изучается повседневный быт моих далеких предков. С другой стороны информации по теме оказалось очень много. Исследования разными учеными как отдельных вопросов (верования, жилище, украшения, особенности быта и др.), так и общая информация о восточных славянах. Проводимое мной исследование, привело к тому, что у меня появляются новые навыки в поиске нужной информации.
Для начала я выбрал, то, что буду сравнивать у восточнославянских племен, то есть линии сравнения:
- места расселения;
- жилище;
- почитаемые боги;
- продукты питания;
- основные занятия;
- украшения.
Объектом моего исследования является история восточнославянских племен. Предметом исследования – описание жилища, украшений, верований у разных восточных славян.
Места расселения и жилища древних славян
«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан.
Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга.
Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река.
Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области).
Дреговичи — район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии.
Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи.
Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии.
Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу.
Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.
Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.
Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.
Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?
Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это – деревянная рубленая изба, на юге – хата-мазанка.
Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Историки пишут, что разница между двумя основными видами традиционного славянского дома прослеживается при раскопках поселений, в которых жили люди ещё до нашей эры.
Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до ХIV—ХV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5–1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй.
Жилища славян представляли собой полуземлянки или жилища наземного типа, обычно очень тесные (у вятичей 4 на 4 м) имели внутри печки каменки. Самые похожие на современные дома (если судить по некоторым текстам) были срубленные наземные жилища у ильменских словен.
У вятичей были до половины закопаны в землю срубы, с покрытой дёрном крышей. С чем это связано? Конечно же, с природно-климатическими условиями.
Полуземляночное жилище древних славян, например, живших в VI–VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3–4 м. Земляной котлован для него бывал различным по глубине; крыша дома подчас опиралась непосредственно на грунт. Древнейшие славянские полуземлянки – почти исключительно срубные. Например, в VIII—Х веках в племени северян предпочитали глинобитные стены (судя по некоторым позднейшим находкам, их умели и любили разрисовывать), а в племени вятичей – деревянные.
Исследователи единодушны в том, что уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Археологические находки свидетельствуют, что на всей тогдашней территории расселения восточных славян конструкция печи оставалась примерно одинаковой. Это была печь-каменка вроде тех, что и сегодня ещё можно встретить в старых деревенских банях.
Основные занятия славянских племен.
Предки псковских кривичей занимались в V—VIII вв. подсечно-огневым земледелием. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, которых считают предками ильменских словен. Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у ильменских словен в V веке. Первые городища у полян и северян возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в. Для вятичей основными занятиями были охота и земледелия, и рядом располагались пашни. Они жили в лесах и не строили высоких домов и это всё благодаря природным условиям. Через их земли не проходили торговые пути, как у полян, поэтому у них не было крупных городских центров. Конечно же, и основные занятия зависели от природно-климатических условий. Например, благодаря удобному месторасположению, поляне успешно торговали с другими народами, у вятичей были непроходимые леса и обильное количество животных в этих лесах помогли вятичам серьёзно заняться охотой.
Древний славянский пантеон
В славянских языческих религиозных верованиях среди богов существовала иерархия, свойственная многим народам, поклонявшимся нескольким богам. Свой пантеон богов был и у древних славян, хотя из общего числа у разных славянских племен были "свои" боги, наиболее почитаемые родом-племенем.
Самым древним верховным мужским божеством у славян был Род. В христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут, как о Боге, которому поклонялись все народы.
Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных (четыре ипостаси бога Солнца) и богов функциональных.
Верховным божеством славян был Род.
Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит).
Функциональные боги: Перун — покровитель молнии и воинов; Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес — черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственна своя ипостась бога Солнца (Хорc/Коляда, Ярило, Даждьбог/Купайла и Сварог/Световит), особо почитаемый на протяжении всего сезона.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
Главным богом восточных славян был столь важный для них бог домашнего скота Велес (Волос). Одними из первых, кому первоначально славяне начали приносить жертвы, стали упыри и берегини.
У разных племен особо почитались разные боги. Конечно же, одним из главных образов культуры восточных славян являлись их верования. А основные древнеславянские боги были в воплощении деревьев, животных, природных явлений. Например, главным богом у полян был громовержец Перун. У некоторых племён он олицетворялся дубом. Дулебы Бужане поклонялись змеям. Я вятичей были Стрибог и Ярило. Молились они так же с помощью дуба и идолов. И вообще дерево дуб у восточных славян было священным. Об этом свидетельствует национальное блюдо «хворост», которое должно было олицетворять ветви дерева. А также и некоторые обряды, дошедшие до наших племён.
Широко известен и культ солнца. Можно вспомнить всем известные блины. А также некоторых славянских богов: Хорс, Даждьбог. В основном в Хорса верили те, которые жили на юге, где много солнца. И где много лесов, соответственно славяне поклонялись деревьям. Это очередной раз доказывает влияние природы.
Украшения славянских женщин.
Среди всех украшений я остановился только на одном – височные кольца. Височное кольцо — бронзовые, серебряные, золотые женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу.
ВЯТИЧИ – восточнославянское племя, локализуемое «Повестью временных лет» на р. Ока. Этнографическим признаком этого племени служат семилопастные височные кольца.
ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Чаще других встречаются перстнеобразные височные кольца.
ДРЕГОВИЧИ - восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По курганным материалам ареал дреговичей ограничен исследователями на севере верховьями р. Неман и средним течением р. Березина. Наиболее часто встречающимся типом женских височных украшений являются перстнеобразные кольца. Этнографическим признаком дреговичей в курганном инвентаре служат крупные металлические бусы, покрытые зернью.
КРИВИЧИ - восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести времен-ных лет», в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Этнографическим признаком кривичей служат браслетообразные завязанные височные кольца, распространённые преимущественно в смоленско-полоцком регионе.
ПОЛЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», в Киевском Поднепровье. Ареал курганов, которые считаются полянскими, полосой охватывает бассейн обоих берегов Днепра между Росью и Сожей. Наиболее распространённым типом женских височных украшений у полян являлись перстнеобразные кольца. В целом обряд погребения и инвентарь курганов полян очень близки таковым волынян, древлян и дреговичей, что объясняется общим происхождением этих восточнославянских группировок от племени дулебов.
РАДИМИЧИ - восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по р. Сож. Этнографическим признаком радимичей в курганном инвентаре являются семилучевые височные кольца, ареал которых в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна р. Сож.
СЕВЕРЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по Десне, Сейму и Суле. Этнографическим признаком северян в курганных древностях этого времени служат спиральные височные кольца.
СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ - восточнославянское племя, центром расселения которого было Приильменье. Этнографическим признаком словен в археологических материалах традиционно считаются ромбо- и овальнощитковые височные кольца.
Разные племена имели свои характерные формы. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха. Их делали из серебра, бронзы, меди. Подлинного расцвета и разнообразия височные кольца достигают в культуре славян эпохи средневековья (VIII-XII вв.).
Выводы
Таким образом, проведя небольшое исследование, я убедился в том, что несмотря на общее в социально-бытовых и природно-климатических условиях, существовали и отличительные особенности в жизни восточных славян.
Отличие жилища у восточных славян во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. Поэтому на юге массовым народным жилищем была полуземлянка, а на дождливом севере, появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй. Одинаково и на юге, и на севере уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом.
У древних славян был свой пантеон богов, хотя из общего числа у разных славянских племен были "свои" боги, наиболее почитаемые родом-племенем.
Самым древним верховным божеством у славян был Род, которому поклонялись все народы. Дерево дуб у восточных славян было священным. Широко известен и культ солнца.
Предки славян занимались земледелием, скотоводством, торговлей, развиты были ремесла. Основное занятия зависело от особенностей климатических и природных условий
Среди всех украшений я остановился только на одном – височные кольца, женские головные украшения. Так как при раскопках для археологов височные кольца служат этнографическим признаком так как женщины разных славянских племен носили разные височные кольца.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Повесть временных лет— наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Автор летописи - монах Нестор, на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Русские племена не возникли сами собой в готовом виде со всеми присущими им особенностями языка, быта, культуры, а явились результатом сложного процесса. Рассказ летописца о расселении славянских племён на Руси — это последний акт сложного процесса формирования русских племён. В «Повести временных лет» нашли отражение лишь последние часы существования племенного быта. Когда летописец повествовал о восточно-славянских племенах, они уже переставали существовать. Сейчас же в интернет-источниках информации о восточных славянах очень много, все выводы историков о том периоде сделаны во многом только на основании археологических раскопок. Сложность заключалась в том, чтобы отобрать нужную мне информацию и ответить на главный вопрос: какие были отличия славян в быту, культуре, что было общее и в чем можно увидеть отличие. Ценность моей работы заключается в том, что я создал сравнительную таблицу, указав особенности быта, верований славян, женских украшений.
Источники информации:
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
Височные кольца. - https://ru.wikipedia.org –Викепедия.
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Самодельный телефон
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем белые грибы пастелью
Госпожа Метелица