Актуальность темы, выбранной мною, состоит в том, что выходя на перемене в школьный коридор, мы наблюдаем, как много школьников ходит с наушниками. А другая часть учеников, уже сняв наушники громко, чуть ли не крича, беседуют друг с другом. Наблюдая за подростками, можно заметить, что после прослушивания музыки звуки окружающей среды воспринимаются плохо. Неоднократно я замечал это и на себе. Поэтому было принято решение более подробно выяснить, какое влияние на слух могут оказать наушники.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kovaleva.doc | 716 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
Влияние наушников на здоровье человека
Ковалев Григорий Владиславович
Класс: 9А
Руководитель: Горячкина Ирина Анатольевна,
учитель высшей квалификационной
категории
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. Теоретическая часть | 5 |
1.1 История возникновения наушников | 5 |
1.2 Устройство наушников и критерии выбора | 6 |
1.3 Классификация наушников | 7 |
1.4 Технические характеристики наушников | 7 |
Глава II.Практическая часть | 8 |
2.1 Исследование влияния наушников на здоровье человека | 8 |
2.2 Выводы и рекомендации | 11 |
Заключение | 14 |
Библиография | 16 |
Приложения | 17 |
Введение
Современный ритм жизни диктует свои правила. Канули в лету времена, когда почту доставляли почтовые кареты, когда в музыкальных салонах дворцовых гостиных или на селе слушали только живую музыку. В моду вошли компьютеры, электронная почта, плейеры, музыкальные центры, электронные книги наушники. Смотря телевизор, часто приходится убавлять звук во время принудительной рекламы. В транспорте, за стенами соседских квартир льется, стучит, грохочет громкая музыка. У каждого свои амбиции, свои правила, своя жизнь…только, если задуматься, мы же сами себе ее и усложняем в первую очередь. До недавнего времени мало кто задумывался об опасности, которую представляет лучший спутник современного человека — плеер.
Актуальность темы, выбранной мною, состоит в том, что выходя на перемене в школьный коридор, мы наблюдаем, как много школьников ходит с наушниками. А другая часть учеников, уже сняв наушники громко, чуть ли не крича, беседуют друг с другом. Наблюдая за подростками, можно заметить, что после прослушивания музыки звуки окружающей среды воспринимаются плохо. Неоднократно я замечал это и на себе. Поэтому было принято решение более подробно выяснить, какое влияние на слух могут оказать наушники.
Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от проблем со слухом. И если отбросить разного рода травмы, то шумовая нагрузка, получаемая в свободное время (дискотеки и особенно портативные звуковоспроизводящие устройства), — основная причина повреждения звукочувствительных клеток внутреннего уха. Отчего, собственно говоря, и начинаются проблемы со слухом. Проблема снижения слуха у подростков волнует всех медиков мира.
Цель: выяснить, какое влияние оказывают разные типы наушников на слух человека.
Гипотеза: неправильно подобранные наушники оказывают отрицательное влияние на слух человека.
Задачи:
Методы исследования:
Объект исследования – разные типы наушников.
Предмет исследования – отрицательное влияние наушников на слух человека.
Глава I Теоретическая часть
Наименование «наушники» является разговорным синонимом термина «головные телефоны». Именование наушников как «головные телефоны» возникло, скорее всего, при буквальном прочтении английского термина headphones (англ. Head — голова, phone — телефон).
Кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил их на оголовье, доподлинно неизвестно. А вот использовать в наушниках электродинамические громкоговорители (DT48, выпускались с 1937 года) первым догадался знаменитый немецкий электроакустик Байер, создатель компании Beyerdynamic.
Такое родное слово «наушники» даже термином называть не хочется. Суть описываемого предмета раскрыта только с одной стороны: сидит на ушах, но что делает - непонятно… О «головных телефонах» этого не скажешь. Все ясно — это главные телефоны, скажем, телефон генерала и его адъютанта…
Да, телефон — это «прибор для передачи на более или менее значительные расстояния внятно произнесенных звуков посредством проводов, по которым пробегает электрический ток» — определение дано еще в конце позапрошлого века. Считается, что телефон изобрел Александер Грэм Белл (Alexander Graham Bell). Сам он об этом говорил так: «Я изобрел телефон только потому, что не знал электротехники. Никто, хотя бы элементарно знакомый с электротехникой, телефон изобрести бы не смог». А правда еще интереснее.
Материалы из коллекции Центрального музея связи им. А. С. Попова, одного из старейших научно-технических музеев мира, свидетельствуют, что 26 октября 1861 года Филипп Рейс (Philipp Reis), преподаватель школы для глухонемых, предложил членам Физического общества г. Франкфурта изобретенный им электрический аппарат для проверки возможностей человеческого слуха. Следует отметить, что именно Рейс впервые применил название «телефон» (telephone, от греч. tele — вдаль, далеко, и phone — звук). Однако, так как аппарат мог передавать по электрическим проводам лишь отдельные, определенные звуки, он не получил практического применения и в историю вошел как «музыкальный телефон» Рейса.
Но через несколько лет это изобретение попало в руки А. Беллу, который в то время преподавал физиологию органов речи в университете Бостона. Ознакомившись с идеей, практичный Белл задумал использовать принцип телефона Рейса в другом приборе, который бы превращал звук в световые сигналы и мог передавать по одному телеграфному проводу одновременно семь телеграфных сообщений. Число семь было не случайным и увязывалось с количеством нот в октаве. С каждой стороны аппарата, передающей и принимающей, Белл парами использовал по семь гибких металлических пластинок; каждая пара настраивалась на определенную частоту. Как-то раз в процессе настройки конец одной из пластинок на передающей стороне системы случайно приварился к контакту. При этом помогавший А. Беллу механик Уотсон, пытаясь устранить неисправность, выражался громко и нецензурно. Сам Белл тем временем «налаживал» приемные пластинки в другой комнате, и смог уловить едва слышные ругательства своего помощника. Вот так, в результате случайности, он в 1877 г. смог получить ряд патентов — на телефон целиком и на элементы его конструкции.
Устройство динамического наушника закрытого типа: внутри корпуса расположен электродинамический громкоговоритель. В целях предотвращения возникновения резонансных колебаний объем под диффузором заполняется демпфирующим материалом. Диффузор защищен акустически прозрачной решеткой. К краю корпуса и одновременно к ушной раковине примыкает мягкий амбушюр.
Универсальные критерии выбора — качество звучания и цена, однако кроме них стоит не менее серьезно рассматривать эргономические свойства наушников. Ведь для профессионала они на какое-то время становятся частью тела (см. Приложение 1).
1.3 Классификация наушников
Выделяют следующие критерии классификации наушников:
Глава II Практическая часть
2.1 Исследование влияния наушников на здоровье человека
Повредить слух, используя наушники, к сожалению, гораздо проще, чем с помощью обычных громкоговорителей. Многие любители громкого воспроизведения используют звуковую изоляцию и слушают музыку на запредельных уровнях громкости - очень часто встречаются люди в транспорте или метро, которые слушают музыку в наушниках на такой громкости, что, стоя рядом, без труда можно разобрать, какую именно композицию они слушают. Даже при одинаковых эффективных уровнях громкости (т. е. при таких уровнях, которые приводят к идентичным слуховым ощущениям), слушать музыку в наушниках гораздо опаснее, чем при помощи акустических систем, поскольку излучатели расположены в непосредственной близости от слухового канала, который не защищен протяженным воздушным слоем от резких динамических перепадов и прочих неприятных неожиданностей. Одним из неоспоримых преимуществ прослушивания в наушниках перед акустическими системами является способность различать гораздо большее количество мелких музыкальных деталей. Однако, нужно помнить, что без соблюдения определенных мер предосторожности человек рискует утратить эту способность навсегда.
Понимание того, как правильно и безопасно для себя использовать наушники, не рискуя повредить свой удивительно сложный и элегантный слуховой аппарат, будет глубже, если хотя бы в общих чертах представлять себе, как он функционирует. Рассмотрим очень упрощенную модель (см. Приложение 4).
Звуковые волны, распространяясь в пространстве, представляют собой воздух, достигают ушной раковины человека. После определенной обработки, которую производит ушная раковина, звук попадает в слуховой канал, который является волноводом, передающим звуковые колебания на барабанную перепонку. Под влиянием звука барабанная перепонка начинает вибрировать, а вместе с ней вибрирует и тонкая косточка, прикрепленная к ней. Две другие косточки, соединенные с первой, осуществляют усиление этих вибраций и их передачу к так называемой улитке - основному детекторному элементу внутреннего уха. Внутри улитка наполнена жидкостью, через которую звуковые вибрации передаются на чувствительные волоски, преобразующие вибрации в нервные импульсы, поступающие в слуховой отдел головного мозга.
Как уже отмечалось ранее, звук представляет собой колебания воздуха, распространяющиеся в пространстве, поэтому, чем громче звук, тем большее давление оказывается на чувствительные элементы слухового аппарата человека. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух. В качестве примера можно привести простой факт: в ряде европейских стран принят закон, в соответствии с которым наниматель обязан предложить своим сотрудникам защиту (обеспечить защитными наушниками) в случае, если на производстве, где они работают, уровень шума превышает 85 дБ. При уровне шума 90 дБ и выше такая защита должна использоваться в обязательном порядке.
Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп- или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ - это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках.
В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Мышцы слухового прохода ограничивают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо при воздействии громких, низких и высокочастотных звуков. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, что приводит к повреждениям специальных волосковых клеток, ответственных за передачу импульсов в мозге. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на втором месте – низкие [2].
Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте [7].
Человеческое ухо очень чуткий орган. Мы можем различать звуки, которые имеют частоту звука от 16 герц до 20 тысяч герц. Подобные частоты приводят к колебаниям барабанных перепонок. В свою очередь слуховые нервы передают сигнал в мозг.
Когда человек злоупотребляет наушниками и включает очень громкий звук, то среднее ухо травмируется, может лопнуть барабанная перепонка и произойти кровоизлияние в слуховой аппарат. Так же у человека угнетается слуховой анализатор и расшатывается центральная нервная система. Поэтому результатом громкого прослушивания музыки через наушники может быть не только потеря слуха, но и чрезмерная раздражительность. Иногда появляется необоснованная усталость и слабость. Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной 2 основных слуховых болезней — потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах».
Самая главная причина, почему наушники вредят нашему слуху, это их устройство – звук идёт концентрированно и целенаправленно прямо в барабанную перепонку, причём обычно на протяжении долгого времени. Живя в городе или любом другом населенном пункте, каждый день нам приходится сталкиваться с ещё более громкими звуками, но, не смотря на то, что под их давлением барабанная перепонка вгибается внутрь, всё же слух адаптируется к постоянным агрессивным шумам. К тому же сами по себе эти громкие звуки почти безобидны: они идут рассеянно, и обычно коротки по звучанию [9].
2.2 Выводы и рекомендации
Эксперименты с различными типами наушников не проводились, так как это опасно для здоровья человека. Для раскрытия темы было проведено анкетирование среди учащихся 4-9 классов и учителей основной школы с целью изучения, насколько учащиеся и учителя школы информированы о разновидностях наушников, о влиянии их на организм человека. В анкетировании участвовало 62 респондента. Вопросы анкеты приведены в Приложении № 5.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:
Вывод: следовательно, учащиеся нашей школы плохо информированы о возможных последствиях использования различных типов наушников. Поэтому необходимо подготовить и провести серию классных и информационных часов о влиянии наушников на здоровье человека в соответствии с возрастом учащихся школы.
Результаты измерения остроты слуха.
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Для измерения остроты слуха была использована методика из книги М.В.Высоцкая «Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы» (стр.133-135) [10].
Измерения:
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.
В эксперименте приняли участие те учащиеся, которые по результатам анкетирования слушают музыку через вставные и внутриканальные наушники более 1 часа в день – 5 человек.
Результаты измерения остроты слуха речью: 80% испытуемых имеют пониженную остроту слуха. Данные учащиеся не имеют отклонений слуха по медицинским показаниям.
Так же есть и другие варианты измерения слуха.
Вывод: можно предположить, что снижение остроты слуха у испытуемых происходит под влиянием прослушивания музыки через вставные и внутриканальные наушники длительное время. Необходимо данным учащимся строго придерживаться рекомендаций, которые приведены в данной работе.
Рекомендации:
Заключение
Тема влияния наушников на слух становится всё более актуальнее, т.к. количество школьников пользующихся наушниками отдавая дань моде, неуклонно растёт. Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от проблем со слухом. И если отбросить разного рода травмы, то шумовая нагрузка, получаемая в свободное время (дискотеки и особенно портативные звуковоспроизводящие устройства), — основная причина повреждения звукочувствительных клеток внутреннего уха. Отчего, собственно говоря, и начинаются проблемы со слухом. Проблема снижения слуха у подростков волнует всех медиков мира.
Медики считают, что самые тихие звуки, которые способно уловить здоровое ухо, это 10 — 15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор — в 30 — 35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой 90 дБ и выше. Ученые выявили, что чем громче молодежь слушает электронные гаджеты с наушниками, тем выше вероятность потерять слух раньше, чем наступит старость. Статистика свидетельствует, тугоухость в России молодеет. Если раньше контингент больных составляли те, кому за 70, то сейчас средний возраст страдающих заболеваниями ушей колеблется от 30 до 40 лет.
Прежде чем покупать модные наушники, трижды задумайтесь над тем, а хотите ли вы, чтобы вы получили тяжелые и необратимые повреждения слуха? Тугоухость - это приговор для обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего инструмента, так и не научившись на нем играть. Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим инструментом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой. Например - Фил Коллинз, объявивший о прекращении концертной деятельности из-за прогрессирующего снижения слуха. Что же говорить о детях и подростках, которые только начинают овладевать музыкальным инструментом?
Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие «затычки» в течение полуторачасовой поездки в институт на общественном транспорте.
Кроме этого, использование наушников на дороге – смертельно опасно. Эксперты отмечают, что в момент, когда человек передвигается пешком по улице, при этом, слушая музыку в наушниках, он сильно отвлекается от ситуации в окружающем мире, поскольку мозг больше сосредотачивается на музыке, а не на внешних стимулах. Число пострадавших от наушников за последние семь лет увеличилось втрое, 70% случаев заканчивались смертью. Очень опасно носить наушники во время физических упражнений.
В своей работе я попытался проанализировать действие наушников на слух человека и считаю, что необходимо рассказывать и молодым людям, что неправильное использование наушников наносит непоправимый вред, и каждый из нас может и даже обязан принять простые меры предосторожности.
Что касается меня, не смотря на большое изобилие модных наушников, конечно, полностью отказаться от использования наушников в повседневной жизни я не смогу, но правила, которые помогут мне сохранить слух, я буду применять.
Считаю гипотезу о вреде наушников на слух доказанной.
Никогда не забывайте о вреде наушников, он может стать причиной потери слуха. Берегите свое здоровье и слух смолоду!
Библиография
Литературные источники:
Интернет источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.dj-shop.ru/articles/stat_11.html
http://www.dcm-russia.com/page.php?id=308
http://pisaka-health.blogspot.com/2011/02/blog-post_05.html
http://www.avreport.ru/articles/stereofonicheskie-naushniki/
http://yp-p2.narod.ru/headset.htm
Приложение № 1
Устройство наушников и критерии выбора
За 70 лет, прошедших с момента появления первых динамических наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные части остались теми же — это оголовье, чашки (англ. earcups) с излучателями (диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов наушников.
В этом аспекте одним из ключевых элементов конструкции наушников является оголовье. Из какого материала оно выполнено — не принципиально; сегодняшний пластик по прочности не уступает металлу. Важно другое. Оголовье и частично амбушюры определяют величину контактного давления (contact pressure) наушников — параметр, измеряемый в ньютонах и появившийся в спецификациях сравнительно недавно. Пара оголовье - амбушюры обеспечивает равномерное распределение нагрузки на различные части головы пользователя. Если велико давление на «темечко» или на уши — очень скоро наступит утомление. Если же, наоборот, оголовье слишком свободно, то даже очень плотно прилегающие амбушюры не смогут обеспечить должный комфорт.
Не менее важен узел крепления оголовья и чашек. Наилучший вариант — шарнир, позволяющий чашкам вращаться и по горизонтали и по вертикали. В этом случае настройка положения амбушюров происходит как бы автоматически.
Когда мир был завоеван стереофонией, произошло еще одно важное событие — появились наушники открытого типа (Sennheiser HD 414, 1968 год) с открытыми сзади, т. е. акустически прозрачными чашками. В связи с этим появился и новый тип амбушюров — supra-aural (мягкие подушечки), применяемый в открытых наушниках наравне с circum-aural (валики) [5].
Основные критерии выбора наушников:
Первый критерий, на который стоит обратить внимание – это частотные характеристики. Если качество стоит для вас на первом месте, внимательно изучите частотные характеристики. Как правило, средними значениями являются 18–20000 Гц. Если диапазон у наушников более узкий – это заметно скажется на качестве звука.
Второй критерий – чувствительность. Именно он влияет на то, какую громкость обеспечивают наушники. Если вы ими часто пользуетесь на улице, в общественном транспорте и других шумных местах, обратите особое внимание на эту характеристику. Модели наушников-вкладышей с низкой чувствительной не смогут обеспечить громкое звучание, поэтому прослушивание музыки в шумных местах не будет комфортным.
Следующий критерий, оказывающий влияние на выбор наушников – способ подключения. Выделяют два типа: проводной и беспроводной. В первом случае вы будете стеснены наличием проводов, однако сможете ощутить всю полноту звука. Во втором случае вы будете обладать полной свободой передвижения, однако беспроводные технологии зачастую не способны сравниться в качестве передаваемого звука.
И самый основной критерий – это форма наушников и крепление, о котором мы говорили ранее. Никакие наушники с высочайшим качеством звука не принесут удовольствия от прослушивания, если они натирают уши или плохо крепятся.
Приложение №2
Классификация наушников
Вставные | Внутриканальные |
Мониторные | Накладные |
Приложение № 3
Технические характеристики наушников
Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Наушники с больши́м диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц— 20 000 Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц. Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 5 Гц — 125 кГц.
Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.
Здесь важно соответствие значения модуля полного электрического сопротивления наушников и выходного сопротивления источника звука. Большинство наушников рассчитано на сопротивление в 32 Ома. Наушники с сопротивлением в 16 Ом имеют повышенную излучаемую акустическую мощность. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением импеданса.
Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.
Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1% в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10%[3].
Приложение № 4
Строение органа слуха
Уровни звукового давления, соответствующие некоторым ситуациям
Приложение № 5
Анкета (для учащихся и учителей)
а) мониторные – большие, закрывают все ухо; б) вставные;
в) внутриканальные; г) не знаю никакие.
а) мониторными;
б) вставными;
в) внутриканальными.
а) 20 минут; б) 30 минут;
в) 1час; г) 2-3 часа;
д) никогда не замечаю время.
а) да; б) нет.
а) да, снижается слух;
б) иногда снижается слух;
в) никогда ничего не происходит.
а) длительное прослушивание музыки через наушники;
б) длительное и громкое прослушивание музыки через наушники;
в) громкий разговор и крик окружающих.
а) да; б) нет.
а) да (перечислите хотя бы 3 меры); б) нет.
Приложение № 6
Рекомендации и советы по предупреждению повреждений органа слуха человека.
Предупреждение повреждений органов слуха, используя наушники:
Пять полезных советов, как предотвратить потерю слуха:
Основные симптомы болезней, связанных с повреждениями слуха.
Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений. Нужно обратить внимание на следующие симптомы, при обнаружении которых необходимо срочно обратиться к врачу:
Помните о том, что после длительного прослушивания громкой музыки через наушники вы можете на время потерять способность воспринимать тихие звуки, а это может быть опасно, например, для автомобилистов или велосипедистов.
Все люди, которые предпочитают прослушивание через наушники, в той или иной степени подвержены риску повредить слух, поэтому мы рекомендуем вам периодически проверять его [6].
Вода может клеить?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Одна беседа. Лев Кассиль
Почему люди кричат, когда ссорятся?