Актуальность
Каждый из нас хоть раз пробовал пчелиный мед. Многие из нас ощущали на себе и укусы пчел. Все знают поговорку « Трудиться, как пчелка». А многое ли мы знаем из пчелиной жизни? Кто может представить, какой труд возлагается на столь маленькое существо? Пчелу знают абсолютно все , потому как обитает она на всех материках, исключая только самые холодные регионы. Это трудолюбивое насекомое часто ставится в пример людям. Пчелы собирают для нас мед и не подозревают об этом. Они приносят столько пользы для человека, что ее трудно переоценить. Однажды с папой я побывал на пасеке у дяди Вовы. Так у меня появилось желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых
Вложение | Размер |
---|---|
Тайный мир пчел | 740 КБ |
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Оричевский районный
Дом творчества
Тайный мир пчел
Работу выполнил:
Суворов Георгий
4класс
Руководитель
Панагушина Елена Аркадьевна
педагог Дома творчества
2015
Содержание
Введение
1.1 История пчелы 4
1.2 Внешнее строение медоносной пчелы 5
1.3 Состав пчелиной семья, образ жизни пчел 6 -7
1.4 Дары пчел человечеству 8- 9
1.5 Анализ литературных источников 10
II. Методы исследования
2.1Этапы работы 11
2.2Методика исследования 11
III. Результаты исследования
3.1. Социологическое исследование(анкетирования ) 12
3.2 Дневник наблюдений 13-19
Выводы 20-21
Рекомендации 21
Список используемой литературы 22
Приложение № 1 Строение пчелы и строительство сот 23
Приложение № 2 Продуктивность пчелиной семьи 24
Приложение № 3 Работа пчел при разных погодных условиях 25
Приложение № 4 Выселение рабочими пчелами трутней из улья 25
Введение
Актуальность. Каждый из нас хоть раз пробовал пчелиный мед. Многие из нас ощущали на себе и укусы пчел. Все знают поговорку « Трудиться, как пчелка». А многое ли мы знаем из пчелиной жизни? Кто может представить, какой труд возлагается на столь маленькое существо? Пчелу знают абсолютно все , потому как обитает она на всех материках, исключая только самые холодные регионы. Это трудолюбивое насекомое часто ставится в пример людям. Пчелы собирают для нас мед и не подозревают об этом. Они приносят столько пользы для человека, что ее трудно переоценить. Однажды с папой я побывал на пасеке у дяди Вовы. Так у меня появилось желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых
Цель. Изучить образ жизни пчел
Задачи.
2.Собрать информацию о жизни пчел
3.Выяснить:
4.Провести наблюдение за развитием пчелиной семьи
5.Вести дневник наблюдений и оформить проект
Гипотеза – предполагаю, что пчелы играют огромную роль в природе и жизни человека, а продукты пчеловодства имеют большое разнообразие. Объект исследования: медоносная пчела
Предмет исследования: устройство, распределение обязанностей, роение в пчелиной семье, продукты пчеловодства.
Место исследования : пасека в с.Спас - Талице
Время проведения исследования: июль- август 2014-2015
I. Обзор литературы
1.1. История пчелы
Пчела – необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость , плодородие, трудолюбие, экономность, порядок и чистоту. Известно – что пчелы древнейшие обитатели нашей планеты. Ученые считают, что появились они на свет 60-80 миллионов лет назад. В Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного художника древности. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а также принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога и против злого духа.
О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки. На стене изображён человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск. Воск приравнивался к золоту.
1.2. Внешнее строение медоносной пчелы
Пчелы относятся к группе семейств жалящих насекомых. Всего в природе около 30 тыс. видов. Среди них самая интересная - медоносная пчела (она была одомашнена около 6 тыс. лет тому назад).
Обычая медоносная пчела состоит из головы, на которой расположено пара усиков, грудной части, брюшка с жалящим отделом. Усиками пчела определяет, какой цветок перед ней находится. На туловище расположены три пары лапок, а сверху две пары крыльев. Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду.
Рис.1 части тела пчелы
Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание. ( Приложение №1 рис.23)
Каждая лапка заканчивается небольшим крючком, чтобы было удобно держаться за цветки и стебли.
На голове расположены два сложных глаза , в которых находится много маленьких глазиков. В верхней части головы расположены еще два глазика для большого обзора. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый.
Все туловище покрыто тоненькими ворсинками.
1.3. Состав пчелиной семьи, образ жизни пчел
Медоносные пчелы живут большими семьями, сообществами. Их поэтому стали называть общественными насекомыми. Разнообразна и сложна жизнь пчелиной семьи. Пчелиная семья состоит из:
Рис.2 состав пчелиной семьи
А) матка – пчелиная самка, не участвующая в процессе производства меда, выполняющая функцию размножения. В семье находится в единственном числе. Матка - самая крупная особь из всего состава пчелиной семьи. Длина ее тела 20-25 мм. Особенно длинно брюшко, поэтому оно и не закрывается целиком крыльями, как у рабочих пчел. Живет матка до 5 лет. Хорошие матки летом в благоприятных условиях могут откладывать в сутки 1 500 яиц, а лучшие до 2000 яиц и более. Если в семье появится другая матка, обе матки вступают в бой при первой же встрече, и одна из них погибает;
Б) трутни – пчелиные самцы. Выполняют исключительно функцию оплодотворения матки. После выполнения этой функции они изгоняются из улья и погибают от голода. Размерами трутни крупнее рабочих пчел, и у них нет жала. Длина его тела 15-17 мм;
В) рабочие пчелы- основная масса пчел семьи, участвующая в обеспечении семьи питанием и в заботе о потомстве. В хорошей семье зимой их насчитывается обычно 20-25 тыс., а летом от 60 до 80 тысяч и более. Живут в среднем 6 недель. Молодые пчелы в первые два дня жизни никаких работ не выполняют. В возрасте 3-4 суток приступают к чистке ячеек, затем к кормлению личинок, а сначала функционирования восковых желез ( от 5 суток) к строительству сотов. На сбор меда пчелы переключаются обычно в возрасте 18-20 суток. Перед этим они несут службу по охране гнезда. (Приложение №1 рис24.)
Жизненный цикл пчелы : яйцо –личинка-куколка-взрослое насекомое
Рис.3цикл развития пчелы
Перед наступлением осенних холодов пчелы убивают или просто выгоняют из ульев самцов, матка перестает откладывать яйца и вся семья собирается в плотный клуб, в котором даже во время морозов температура будет держаться на уровне 12-15 градусов. На зиму в ульях оставляют соты, в которых содержится не менее 2 кг. меда.
Роение пчел
К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время в улье появляется молодая матка. Перед ее выходом из ячейки старая матка с частью пчел покидает улей. Этот процесс называется роением.
Рис 4, 5 роение пчел
1.4. Дары пчел человечеству
Ценным пищевым продуктом является мед, а воск, прополис и пчелиный яд используются в медицине.
Рис. 6 мед
МЕД пчелиный сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое медоносной пчелой из нектара растений. Корм для пчел, ценный продукт питания для человека. В цветочном меде 13-20% воды, 70-80 % углеводов (фруктоза, глюкоза и др.) Органические кислоты , ферменты, минеральные и ароматические вещества, витамины, фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.
Пчелиный воск, жироподобное вещество, выделяемое восковыми железами рабочих пчел и употребляемое ими для отстройки сотов. Используется во многих отраслях промышленности, в медицине, косметики.
Рис.7 пчелиный воск
Прополис (пчелиный клей) клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделке щелей. Содержит эфирные масла, воск и пыльцу. Применяется в медицине и ветеринарии.
Лечебные свойства:
- обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза);
- противозудное;
- противомикробное;
- тонизирует организм, повышает иммунитет;
- укрепляет эмаль зубов Рис. 8 прополис
- обезболивает и размягчает мозоли
Пчелиный яд секрет нитевидной железы жалящего аппарата рабочей пчелы. Содержит биологически активный белок, ферменты, свободные аминокислоты и другое. Препараты пчелиного яда оказывают противовоспалительное , болеутоляющее действие. Применяется в виде растворов, мазей при заболеваниях суставов, мышц, сосудов и другое.
Рис.9 пчелиный яд
Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальных пыльцеуловителей.
1.5 Анализ литературных источников
Изучая данную тему в энциклопедической литературе, я выяснил, что:
II. Методы исследования
2.1.Этапы работы
Выполнение работы проводилось в несколько этапов:
1 этап – подготовительный: знакомство с литературой, изучение истории происхождения пчел.
2 этап -экспериментальный: социологическое исследование, наблюдение за развитием пчелиной семьи.
3 этап – отчетный: подведение итогов, оформление исследовательской работы.
4 этап – информационный: ознакомление учащихся нашего класса с результатами исследования.
2.2. Методика исследования
1. Работа с литературой (энциклопедии, журналы), с интернетом.
2. Социологическое исследование (анкетирование и опрос). « Знают ли мои одноклассники что-либо о жизни пчел и ее продуктах».
3. Практическая работа. Наблюдение., опрос, беседа и т.д
4. Изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках, а также полученных в результате проведения собственных наблюдений.
III. Результаты исследования
3.1. Социологическое исследование(анкетирование)
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о жизни пчел и ее продуктах. С целью выяснения этих знаний я провел анкетирование: В анкетировании приняло 40 учащихся
Таблицы № 1
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Знаете ли вы что-либо о пчелах? | 10 | 30 |
2 | Какие продукты пчеловодства вы знаете? | 31 мед | 9 прополис |
3 | Где используют продукты пчеловодства? | 30 в медицине | 10 в косметике |
4 | Любите ли вы мед? | 35 | 5 |
5 | Знаете ли о пользе пчел? | 15 | 25 |
Вывод: результаты анкетирования показали, что
Вывод :необходимо больше пропагандировать полезные свойства мёда и убеждать людей в неоценимой пользе данного продукта и самих пчел.
3.2. Дневник наблюдений
Изучив теоритические сведения, факты, содержащиеся в разных источниках, я перешел к познанию тайн жизни пчел путем наблюдения.
Наблюдения проводились в июле и августе 2014 и 2015 года
наблюдения по нескольким направлениям:
1. Одежда пчеловода
2.Реакция пчел на дым
3.Пчелиный дом и как узнать медоносную пчелу
4.Пчела танцует
5.Работа пчел в различных погодных условиях
6.Роение пчел
2 июля 2014. Одежда пчеловода должна быть чистой, без посторонних запахов, чтобы при работе в улье не раздражать пчел и не подвергаться ужалиниям, что подтверждает мои теоретические знания об остром обонянии пчел. Лицо и голову закрывают специальной тюлевой сеткой
Рис. 10 одежда пчеловода
3 июля 2014.Беседуя с пчеловодом , я узнал что с помощью дыма можно проникнуть в гнездо любой, даже самой злобной, семьи и выполнить необходимую работу. Дымарь -лучший помощник пчеловода. Дым для пчел сигнал опасности, пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им и становятся менее раздражительными и почти не жалят, но своего гнезда они не покидают
Рис.11 дымарь, без него пчеловоду не обойтись
10 июля 2014 . На пасеках медоносные пчелы живут в ульях – домах для пчелиных семей, сделанных людьми. Дядя Вова построил улья своими руками
Рис 12,13 улей для пчел
Сняв крышку одного из них я увидел мешковину. Оказывается это необходимо для утепления домика
Рис.14,1 открытый улей и рамки для пчел
Затем располагаются верхние вынимающиеся рамки, в которых пчелы и производят мед. Все рамки сделаны из деревянных реек, в них -вощина (искусственные соты)
И вот я наблюдаю небольшую часть пчелиной семьи
На фотографии мы видим матку , которая в соты откладывает личинки с нектаром, а старшие рабочие пчелы запечатывают ячейку восковой воздухопроницаемой крышечкой , что подтверждает мои теоретические знания.
Рис.15 в центре матка окруженная свитой пчел
А дальше мне дядя Вова рассказал, что в двухнедельном возрасте у пчел начинают функционировать восковыделительные железы и они начинают свою строительную деятельность: ремонтируют поврежденные и строят новые соты из воска
Рис.16 ремонт рамки с сотами
10 августа 2014. Пчелы постарше по возрасту выполняют еще ряд важных дел: принимают нектар у пчел сборщиц, раскладывают его по свободным ячейкам и перерабатывают в мед. Утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу и заливают ее медом. Это хорошо видно на фотографии.(рис 17,18)
Рис 17,18 сборка мёда пчёлами
Жизненный процесс внутри улья в летний период до осени непрерывный.
Поразительная навигационная память медоносец. Улетая за 14 км, они возвращаются в леток с навыком снайпера – прицельно точно.
Рис. 19 пчелы возвращаются в улей
15 августа 2014. Переставив днем улей ,далее , чем на полметра от первоначального местоположения, то, увидели, что прилетев домой, пчелы в гнездо не попали. В зоне прежнего жилища началась свалка обозленных насекомых. А утром я увидел, что пчел нет. Семья улетела искать себе отдельный новый дом.
В результате трудной непрерывной работы пчел получается рамка с сотами наполненных медом
Рис.20 рамка с сотами
17августа 2014. Во время осмотра пчел я обратил внимание на то, что некоторые пчелы быстро двигаются по рамке и ,как будто, что- то изображают. Потом мне дядя Вова рассказал, что это прилетела пчела-разведчица и рассказала рабочим пчелам, где им искать цветочный нектар. Так называемые танцы пчел на сотах являются важнейшим средством их общения.
Рис . 21 Рис.22
круговой танец пчелы виляющий танец пчелы
6 августа 2015. В жаркую погоду при температуре 20—25° пчелы массово выбираются из улья и охлаждаются на его поверхности, при 28° лёт пчел ослабевает.
13 августа 2015.Пчелы чувствуют приближение грозы или ненастья. Они заблаговременно начинают собираться в улей и лет пчел замедляется. (Приложение № 3 таб. 2)
18 августа 2015.С наступлением вечера жизнь в улье не замирает, а продолжается. Я наблюдал как пчелы чистили улей, вытаскивая наружу мертвых пчел, ос, мусор. (Приложение 3, рис. 27,28)
25 августа 2015. Роение – это естественное размножение пчёл. Пора, когда семья делиться, превращается в две семьи, происходит в конце лета. (Приложение №2, рис26)
Выводы по результатам наблюдения за жизнью пчёл:
Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.
Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.
Но чтобы пчелы давали человеку мед и другие продукты, опыляли растения, необходимо заботливо ухаживать за ними. Общение с пчелами на природе укрепляет здоровье пчеловода, помогает глубже изучать и понимать окружающий его мир, становиться духовно богаче и добрее. “У плохого человека пчелы не водятся”, - гласит народная мудрость. Помогая своим знакомым на пасеке, я понял, что разводить пчёл дело непростое оно требует наблюдательности, знаний и умений. Пчеловод должен уметь выращивать, сохранять, размножать семью пчёл. Только так можно стать грамотным пчеловодом.
Выводы :
1.Пчелы – древнейшие обитатели нашей планеты.
2. При подготовке к работе был собран большой объем информации о медоносных пчелах. В моей работе я использовал сведения из жизненного опыта пчеловода и полученного лично мною, проводя наблюдения за пчелами, сведения о жизни пчел из литературных и других информационных источниках.
3.Я узнал, что пчелы удивительные насекомые, вероятно самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение непрерывного развития пчелиной семьи
Я выяснил:
4. Провел наблюдения за развитием пчелиной семьи
5. Вел дневник наблюдений и оформил проект
Итак, я добился своей цели – изучил образ жизни пчел
Моя гипотеза подтвердилась: пчелы играют огромную роль в природе и жизни человека, а продукты пчеловодства имеют большое разнообразие.
Работая по этой теме, мне приходилось читать книги, в результате этого я узнал много нового и интересного об этом волшебном насекомом.
Рекомендации:
1.Не бойтесь пчел, а берегите и ухаживайте за ними, так как они самые полезные для человека насекомые из всех насекомых земного шара.
2. «Если хочешь долго жить и сохранять молодость, обязательно ешь мед» (слова знаменитого врача средневековья Авиценны)
Я думою, что мои исследования по этой теме помогут ребятам шире узнать тайный мир пчел
V. Список используемой литературы
Приложение №1
Строение пчелы и строительство сот
Рис 23.Строение пчелы
Рис 24.Строительство сот.
Приложение № 2
Продуктивность пчелиной семьи
Рис. 25. Продуктивность пчелиной семьи вошедшей в роевое состояние и обычной семьи
Рис.26 Роение пчёл
Приложение № 3
Работа пчел при различных погодных условиях
Таблица № 2
Приложение № 4
Выселение рабочими пчелами трутней из улья
Рис.27,28
Весенняя сказка
Рисуем осенние листья
Лист Мёбиуса
Весенние чудеса
Агния Барто. Сережа учит уроки