Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией. Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, для общения. Количество пользователей Интернета увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первой причиной компьютерной или Интернет зависимости, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. С популярностью виртуальной реальности растёт и Интернет зависимость. Люди проводят за компьютером все своё время и при этом его не замечают.
Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют многих ученых, профессоров и докторов наук. Эти вопросы заинтересовали и нас, и мы решили разобраться, что так притягивает в интернете наших одноклассников - учеников 6,7 классов, сколько времени они проводят за компьютером, и нет ли у них признаков интернет зависимости?
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание работы | 96 КБ |
internet_zavisimost._shag_v_budushchee.pptx | 1.1 МБ |
ГОРОДСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
« ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Интернет зависимость
Исследовательская работа
Автор:
Радочина Екатерина Павловна,
ученица 7Г класса, МБОУ СОШ №7
Руководитель: Музыка Екатерина Николаевна,
учитель информатики МБОУ СОШ №7
Сургут
2015
Оглавление
Введение
Глава I. Хобби или зависимость?
История возникновения «Интернет – зависимости»
Симптомы и причины Интернет - зависимости
Профилактика Интернет – зависимости
Введение
Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией. Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, для общения. Количество пользователей Интернета увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первой причиной компьютерной или Интернет зависимости, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. С популярностью виртуальной реальности растёт и Интернет зависимость. Люди проводят за компьютером все своё время и при этом его не замечают.
Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют многих ученых, профессоров и докторов наук. Эти вопросы заинтересовали и нас, и мы решили разобраться, что так притягивает в интернете наших одноклассников - учеников 6,7 классов, сколько времени они проводят за компьютером, и нет ли у них признаков интернет зависимости?
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений: по статистике: в мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему.
Объектом нашего исследования являются учащиеся 6, 7 классов МБОУ СОШ №7 города Сургута.
Предметом является тест на определение «Интернет - зависимости».
Методы: Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся 6-х, 7-х классов.
Гипотеза: Если проводить много времени в Интернете, то можно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
Целью нашей работы явилось выявление Интернет зависимости у учащихся в подростковом возрасте.
Цель обусловила постановку следующих задач:
Глава I. Хобби или зависимость?
История возникновения «Интернет – зависимости»
Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов.
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра Интернет - зависимости, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать Интернет – зависимым.
Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.
Однако эта ситуация имеет и обратную сторону – чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.
С появлением компьютеров появились и отрицательные последствия в жизни подростков: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общению.
Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Влияние всемирной паутины на сознание и психику ребенка мало изучено и нам еще только предстоит столкнуться с его отдаленными последствиями. Но истина такова: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, дороги обратно уже нет, и с этим надо научиться жить. Неумение переключаться от мира виртуального в мир реальный, перенос в реальность продолжения компьютерной игры – еще одна серьезная опасность. Ребенок привык, что он всегда может сделать в игре «рестарт», т.е. начать жизнь сначала. И пытается это перенести в реальную жизнь.
Формы Интернет - зависимости
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же. Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.
Симптомы и причины Интернет - зависимости
Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Почему же возникает Интернет – зависимость? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно выделить некоторые «преимущества», которые стали доступны с появлением Интернета: анонимность общения (виртуальное общение предполагает общение не в живую, а путем переписки, без указания местожительства, настоящего имени и фамилии человека), возможность «приукрашивания» собственной личности (размещение фотографий, отредактированных в фотошопах) и т.д. Для некоторых Интернет стал спасительным кругом, дав возможность найти новые знакомства, общаясь сколько хочешь с кем хочешь, при этом представившись кем угодно.
Интернет позволяет уйти от реальности, создав новый образ, новую личность, что создает угрозу для успешной реализации в реальной жизни.
Многие люди, страдающие различными комплексами (низкая самооценка, боязнь новых знакомств и т.д.) с радостью уходят в виртуальную жизнь, без которой они уже не представляют жизнь реальную. Для них Интернет стал безопасной средой, где можно воплощать свои самые заветные мечты и желания. Но, важно отметить, что Интернет увлекает не только тех, у кого есть какие-то психологические проблемы, все больше и больше людей становятся «заложниками виртуальной жизни».
Профилактика Интернет – зависимости
Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается детей.
Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость Один из таких тестов мы и использовали в нашей исследовательской работе.
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
1. Находить время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Необходимо быть для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета.
3. Знать чем занимается ребенок в сети.
4. Позаботиться о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
Глава II. Анкетирование
Итак, переходим непосредственно к нашему исследованию. Нами было проведено анкетирование среди учащихся 6–7 классов по выявлению интернет зависимости. Всего было опрошено 44 ученика на параллели 6-х классов и 52 ученика на параллели 7-х классов. Анкетирование состояло из двух частей, в первой части мы хотели выяснить сколько времени проводят учащиеся за компьютером в течении дня.
В результате мы получили следующие данные: среди учеников 6-х классов только 13% сидят за компьютером менее одного часа в день, 54% проводят за компьютером более трех часов в день; среди учащихся 7-х классов 25% сидят за компьютером менее одного часа в день, 55 % проводят за компьютером более трех часов в день.
Вторая часть анкетирования состояла из теста, разработанного психиатром Кимберли Янг, направленного на выявление интернет-зависимости. Тест состоял из двадцати вопросов (см. приложение №1). Обработав ответы, мы получили следующее:
21% опрошенных учеников шестых классов не имеют интернет зависимости, 12% опрошенных шестиклассников много времени проводят в интернете, но могут контролировать себя, у 67% интернет оказывает сильное влияние на их жизнь.
У 25% опрошенных семиклассников нет интернет зависимости, 42% могут контролировать себя, у 33% интернет оказывает сильное влияние на их жизнь.
Заключение
Анализ результатов исследования показал: 50% опрошенных нами учащихся проводят много времени за компьютером, но, не смотря на это, большая часть из них либо не имеют интернет зависимости, либо могут контролировать себя.
Итак, подводим итоги: наши результаты показали, что половина учащихся проводят за компьютером 24 часа в неделю! Есть повод задуматься, ведь норма «сетевого» времяпровождения, не приводящая к интернет зависимости составляет от 8 до 19 часов в неделю для взрослого человека. Мы считаем, что необходимо уже сейчас начинать бить тревогу, и что то менять в жизни наших одноклассников. Многие из них не понимают серьезность последствий от долгого времяпровождения за компьютером. Как же можно отвлечься от компьютера, что лучше всего поможет восстановить силы? Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие увлечения, как правило, выводят человека из зависимости. В связи с вышесказанным мы, кроме общих рекомендаций по устранению интернет зависимости, составили список интересных мест, которые можно посетить в Сургуте. Такие листовки (см. приложение №2) мы раздали нашим одноклассникам. Надеемся, что наша работа поможет им изменить свои привычки.
Литература
Приложение №1
Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно . Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с друзьями?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Подсчитайте результаты.
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Приложение №2
1. Амулет, Молодёжный центр технического моделирования «Амулетг. Сургут, ул. Энтузиастов, 1
Мульти Центр - познавательные и развивающие игры на компьютерах. Конструктор с движущимися моделями;
Клуб настольных интеллектуальных игр - коллекционные карточные игры, настольные интеллектуальные игры;
Робототехника - технология сбора моделей. Совмещение компьютерного программирования с интерактивными подручными пластмассовыми средствами (моторы, лампы, датчики, конструкторы);
Студия стендового моделизма "Стелс" - сборка стендовых "из коробочных" моделей самолетов;
Авиамодельный клуб "Аэлита" - изготовление радиоуправляемых и кордовых моделей самолетов. Запуск в небо, обучение управлению моделями;
2. МБОУ дополнительного образования Центр детского научно-технического творчества «Информатика+»
г. Сургут, Основной корпус - ул. 50 лет ВЛКСМ, 4; дополнительный корпус - ул. Дзержинского, 6/1
Центр «Информатика+» обучает детей с дошкольного возраста (6 лет) по 11 класс. Количество обучающихся более 700.
Занятия проводятся шесть дней в неделю (с понедельника до субботы), каждый из учеников посещает Центр два раза в неделю, если обучается по одному направлению. Продолжительность занятий: 35-45 минут - в начальных классах, 60 минут - в среднем звене и 1 час 30 минут - в группах старшего школьного возраста (начиная с 7 класса).
3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
г. Сургут, пр. Комсомольский, 21/2
Слайд 1
Выполнили: ученицы 7 «Г» класса Радочина Екатерина Турыгина Полина Руководитель: Музыка Е.Н . Интернет-зависимостьСлайд 2
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений , по статистике: в мире интернет зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему. Актуальность темы
Слайд 3
Цель исследования :
Слайд 4
Задачи:
Слайд 5
Интернет-зависимость, что это?
Слайд 6
Формы интернет-зависимости
Слайд 7
Симптомы Постоянное желание проверять электронную почту, а также все сайты, где зарегистрирован человек; Долгое времяпрепровождение в сети; Невозможность оторваться от экрана; Проблемы с работой, учебой; Частое безразличие к членам семьи; Предпочтение пребыванию в сети другим различным мероприятиям; Ощущение пустоты и одиночества без Интернета; Множество знакомств, заведенных в различных ресурсах Интернета.
Слайд 8
Стадии
Слайд 9
Причины Родители мало уделяют времени на общение с ребёнком; Отсутствие хобби и занятий не связанных с интернетом или компьютером; Ребенок плохо ладит со сверстниками и не находит ни с кем общий язык; Внушение себе, что в интернете общение происходит более удобно и интересно, непосредственно для него самого.
Слайд 10
К чему приведет интернет- зависимость.
Слайд 11
Лечение Как такого «лекарства» от этой болезни нет, пока человек сам не решит, что ему хватит и пора заканчивать, не какие внешние воздействия практически не смогут повлиять на зависимость от интернета СКАЖИ СЕБЕ НЕТ …
Слайд 12
Опрос: Сколько вы проводите времени в интернете?
Слайд 13
Опрос: Сколько вы проводите времени в интернете?
Слайд 14
6 класс
Слайд 15
7 класс Всего: 52 человека
Слайд 16
Рекомендации Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете , Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете , Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета, Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим, Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете.
Как нарисовать небо акварелью
Осенняя паутина
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Знакомые следы
Сказка "Узнай-зеркала"