Цель моей исследовательской работы выяснить, что такое плесень и откуда она появляется.
Вложение | Размер |
---|---|
plesen.docx | 1017.1 КБ |
Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ «Питание и здоровье человека»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ «Плесень на продуктах питания»
Выполнил:
Кашаев Семен
Учащийся 2 В класса
ГБОУ СОШ № 17
Руководитель работы:
Печерская Е.А. ,
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2016 г.
Введение
Я очень люблю землянику. Летом мы каждый год ездим ее собирать в лес и варим варенье. И этот год не был исключением. Зимой мама открыла банку варенья. На поверхности варенья я увидел непонятное вещество бело-серого цвета. Мама выбросила содержимое банки в ведро и сказала, что варенье покрыла плесень. Я спросил у мамы: «А что такое плесень? Почему мы не можем убрать плесень и кушать варенье, где ее нет?» Мама затруднилась с ответом. И тогда я решил сам узнать, что же такое плесень.
Начиная эту работу, я задал себе такие вопросы: «Что такое плесень? Почему образовалась плесень на варенье? Можно ли употреблять такое варенье в пищу, сняв налёт и не опасно ли это для здоровья? Вопросов, конечно, было много. В своей работе я попытался найти на них ответ.
Цель моей исследовательской работы выяснить, что такое плесень и откуда она появляется.
Объект исследования: плесень на разных продуктах питания.
Предмет исследования: условия ее размножения на продуктах.
Гипотеза я предполагаю, что плесень это живой организм, который может появиться на разных продуктах и при разных условиях.
Задачи:
Практическая значимость: знать условия хранения продуктов, забота о своем здоровье.
Методы:
Основная часть.
Свою работу я начал с анкетирования одноклассников по теме «Плесень»
(приложение № 1)
1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?
2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
3. Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?
4. Как уберечь продукты питания от плесени?
5. Знаете ли вы, что такое плесень?
Вот какие результаты я получил после обработки анкет
- в продуктах питания 77%
- в подъезде – 6 %
- на даче в доме – 10%
- я её не замечал(а) – 7%
2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
- выброшу весь продукт – 20%
- срежу заплесневелую часть, остальное съем – 33%
- я не употребляю в пищу продукты с плесенью, за этим следит мама – 47%
3.Как вы считаете, причиняет ли плесень вред для здоровья человека плесень?
- да-48%
- нет- 32%
- не знаю-20%
4. Как уберечь продукты питания от плесени?
- мыть-37%
- закрывать или накрывать продукты- 28%
- не знаю- 35%
5. Что такое плесень не смог объяснить никто.
Выводы по итогам опроса:
Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Только 7 % моих одноклассников никогда не видели плесень. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей. Я решил, что нужно больше рассказать своим друзьям о вреде плесени. Но, прежде чем это делать, я сам должен изучить биологию плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор, узнать что-то новое.
Чтобы ответить на возникшие вопросы я посетил библиотеку, где изучил научную и медицинскую литературу, обратился к интернет –ресурсам, где пополнил свои знания. Проанализировав все источники, я узнал, что такое плесень.
Плесень (плесневые грибки) – представитель особого царства живой природы. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов, включая ложномучнистую росу, шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи. Плесневые грибки принадлежат классу оомицетов, сумчатых и несовершенных грибов. Плесень имеет сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными.
Плесень - простонародное название грибка, который бывает:
- плесневым (растет на камне, бетона, краске),
- грибком синевы (растет в клетчатке дерева),
- грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине),
- дрожжевым грибком (на пищевых продуктах).
Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор, которые летают по воздуху, выискивая подходящее для обитания место (температура воздуха выше 20°C, относительная влажность — более 90%). Попадая в подходящую среду, спора при необходимой температуре и уровне влажности, начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами.
Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей – мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень так же может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля.
Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая "борода", черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине.
Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки – спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу.
Как плесень «питается»? В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают ее, у плесени часто все происходит наоборот.
Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить себе пищу самостоятельно - так, как это делают зеленые растения.
Причины появления плесени. Что влияет на рост плесени?
Из вышеизложенного материала я запомнил, что основными причинами появления плесени считаются следующие условия - температура + 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь.
Я предполагаю, что причин появления плесени в банке с вареньем может быть несколько:
- такая проблема могла возникнуть при некачественной стерилизации банки или крышки под варенье. В таком случае на их поверхности сохранились микробы, которые со временем начали развиваться, особенно при возникновении благоприятных для этого условий. Кроме того, при неплотно закрытой крышке микробы могли попасть внутрь банки и из воздуха, что также способствует развитию плесневого грибка.
- другой причиной появления плесени на варенье могло быть недостаточное время варки. Мама боялась переварить варенье, чтобы сохранить как можно больше полезных веществ.
Можно ли срезать плесень с заплесневелого продукта и употребить его в пищу?
Плесень обитает не только на поверхности продукта. Только часть плесени находится на поверхности пищи – серый мех на забытых макаронах или пушистые зеленые точки на хлебе, белая пыль на сыре, бархатистые кружки размером с монету на фруктах. Если на поверхности пищи появилась обильная плесень, это значит, что ее корни ушли глубоко. В опасных видах плесени ядовитые вещества находятся в корнях и вокруг них. В некоторых случаях ядовитые вещества распространяются по всему продукту.
Практическая часть
Я решил на практике проверить полученную информация, чтобы лучше изучить плесень и понять причину ее появления.
Я провел опыты.
Цель моего первого опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?
Оборудование: кусочек варёной моркови, коробочка.
Описание опыта: положил кусочек вареной моркови в одноразовую коробочку и поставил в шкаф с плотно закрытой дверцей. Наблюдал за происходящим, результаты записывал в дневник наблюдений и фотографировал. Ежедневное наблюдение записано в таблице. (приложение №2)
Через 9 дней наблюдений я смог сделать первые выводы по своему исследованию:
- плесень появилась и растет – значит это живой организм;
- она выросла в полной темноте, для ее питания не нужен солнечный свет – значит это не растение;
- за 6 дней наблюдения я увидел, что кусочек моркови сморщился и уменьшился в размере – плесень питалась за счет кусочка моркови. Плесень не заглатывала пищу, как животное, она не может передвигаться – значит это не животное.
- в природе существуют такие живые организмы, как бактерии. Они имеют различную форму – шаровидную, полочковидную, спирали…
Я рассмотрел плесень под микроскопом и увидел, что моя плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек – значит плесень это не бактерии.
- плесень относится к царству грибов, поскольку маленькие ниточки это грибница, а пушок является телом гриба.
Цель моего второго опыта: выявить условия развития плесневых грибов.
Оборудование: 5 кусочка хлеба, 4 одноразовые коробочки, 3 полиэтиленовых мешочка.
Описание опыта: отрезал 5 кусочков от обычного батона:
- кусочек № 1 положил в коробочку;
- кусочек № 2 намочил водой и положил в коробочку;
- кусочек № 3 поместил в полиэтиленовый мешочек и положил в коробочку;
- кусочек № 4 намочил водой, поместил в полиэтиленовый мешочек и положил в коробку;
- кусочек № 5 положил в мешочек и поместил в морозильную камеру.
Коробочки с образцами под № 1, 2, 3, 4 поставил на шкаф при комнатной температуре (+ 22 0С). Коробочку с образцом № 5 поместил в морозильную камеру с температурой -160С. Наблюдал за происходящим, результаты записывал в дневник наблюдений и фотографировал.(приложение № 11)
Результаты наблюдений при комнатной температуре и в морозильной камере:
Через 9 дней я смог сделать выводы по своему исследованию:
- я получил подтверждение того факта, что плесневые грибы появляются и начинают быстро расти, если условия для их обитания подходящие: температура воздуха выше 20°С, относительная влажность — более 90%;
- Я выяснил, что комфортнее плесени во влажной теплой и тёмной среде. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными
препятствиями развития плесени.
- при низких минусовых температурах плесень не смогла образоваться (образец № 5);
- я вспомнил, как выглядела плесень в банке с вареньем и сравнила ее с той, которая появилась на хлебе – они разные. Значит, на разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени;
- мой эксперимент был прерван, так как появился очень неприятный резкий запах и першение в горле. Это служит доказательством того, что плесень может быть опасна для здоровья человека. Моя мама поступила правильно, выбросив все содержимое банки, а не видимую часть плесени. Мы обычно относимся к плесени пренебрежительно. Срезаем пораженный участок хлебной корки, снимаем белесую верхнюю пленку с варенья и спокойно съедаем то, что осталось… даже не подозревая о том, насколько это опасно. Когда вы имеете дело с заплесневелым объектом, не надо его ворошить. Лучше аккуратно закрыть и выбросить. Самое главное не надышаться споровым материалом. Если лишь часть фрукта поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт.
Из литературы я узнал, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями.
Значит необходимо провести еще один опыт.
Цель моего третьего опыта: выявить, какое из растений дольше препятствует образованию плесени
Оборудование: 4 кусочка хлеба, 4одноразовые пластиковые коробочки, лимон, лист алоэ, чеснок и лук.
Описание опыта: отрезал 4 кусочка от обычного батона:
- для следующего опыта я положил рядом с хлебом: лук, чеснок, корку лимона, листа алоэ. Каждый объект исследования я положил в полиэтиленовый пакет. Результаты занесены в таблицу. Приложение № 15.
Выводы к опыту № 3
- там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже.
- лучшим растением, замедляющим процесс появления плесени, оказались чеснок, лимон и лист алоэ.
Знакомясь с материалом по данной теме, я узнал несколько способов как не допустить образования на продуктах питания плесени.
Заключение
С каждым годом мир становится все более беззащитным перед микробами и плесневыми грибами. Невидимые человеческому глазу, они способны размножаться, заражая здоровые участки продуктов.
Благодаря своей работе, я много узнал о плесени и плесневых грибах.
Я узнал и получил подтверждение, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20 – 30 градусов тепла. Поэтому необходимо соблюдать меры правильного хранения продуктов.
В начале своего исследования я провел анкетирование среди одноклассников и понял, что они очень мало знают о плесени. На уроке окружающего мира я рассказал ребятам о своих наблюдениях и выводах и подарил им стен-газету, которая поможет правильно действовать при обнаружении плесени и не допустить ее появления.
В заключении я хочу прочитать стихотворение Людмилы Тутовой
«Про плесень»
Покрылись овощи и хлебные
Лепёшки какой-то непонятной
Ерундой. То выросли тёмные
Спорангии на ножке, пусть,
Если бы не кончилось бедой.
Налёт из плесени коварен и опасен
И вид у неё, по-моему, ужасен!
Литература
1. «Большая советская энциклопедия» Книга: под редакцией А.М.Прохорова (Издательство: «Советская энциклопедия» 1975 год; 3-е издание; Том 20).
2. Большая энциклопедия природы. Грибы (Издательство: ООО «Мир книги», 2005. Том 8).
3. «Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева (Издательство: АСТ-ЛТД. Москва 1998год; Тома 6 и10).
4. http://www.livt.net/ «Живые существа» Электронная иллюстрированная энциклопедия.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://plesene.net/o_plesene/obrazovaniepleseni/ строение плесени
7. http://fishki.net/comment.php?id=75816 – фотографии макросъемки плесени
8. http://www.stihi.ru/2014/04/22/8166 - стихотворение «Про плесень»
9. http://www.lab-biomed.ru/mold - микробиологический и химический анализ
10. http://www.poedim.ru/pp - правила питания.
Приложение
№ 1. Анкетирование одноклассников
Результаты опыта № 1.
дата | результаты наблюдений |
1 день | Начало эксперимента. Кусочки отварной моркови поместил в коробочку и поставил в темное место. |
2 день | Кусочки частично сморщились |
3 день | Появился легкий, чуть заметный пушок белого цвета, морковь стала липкой |
4 день | Пушок разрастается и увеличивается в размере. Одновременно с этим кусочки уменьшаются в размере – сжимаются и становятся суше. Кусочек моркови рассмотрен под микроскопом |
5 день | Плесень покрыла отдельные части моркови, что видно под микроскопом |
6 день | Морковь уменьшилась в размере, а плесень покрывает свободные части моркови. Под микроскопом видна плесень |
7 день | Плесень увеличивается, стала сероватой. |
8 день | Плесень покрыла весь кусочек моркови целиком. На плесени появились волоски с капельками прозрачной жидкости на концах. Кусочек моркови рассмотрен под микроскопом. |
9 день | Опыт прерван. |
№3. Первый опыт. Начало. № 4. Опыт № 1. День второй
№5. Опыт № 1. День третий.
№ 6. Опыт № 1. День четвертый. Рассматриваю плесень под микроскопом
№ 7. Опыт № 1. День пятый.
Результаты роста плесени, наблюдаю под микроскопом.
№8. Опыт № 1. День шестой.
№9. Опыт № 1. День седьмой. Фот о плесени под микроскопом.
№10. Плесень под микроскопом.
№ 11. Результаты опыта № 2.
Образец №1 | Образец № 2 | Образец №3 | Образец №4 | Образец № 5 | |
1 день | - | - | - | - | - |
2 день | Плесень не появилась ни на одном из образцов | ||||
3 день | Кусочек зачерствел, плесень не появилась | Кусочек зачерствел, плесень не появилась | Кусочек остался мягким, плесень не появилась | Появились капельки жидкости на пакете | Кусочек замерз |
4 день | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Появилась небольшая плесень | Без изменений |
5 день | Кусочек остался без изменений | Кусочек остался без изменений | Кусочек остался без изменений | Появился небольшой пушок и неприятный запах | Кусочек остался без изменений |
6 день | На кусочке образовалась небольшая плесень белого цвета | Появился небольшой пушок | Появился небольшой пушок | Появились небольшие желтые пятна плесени и запах | Кусочек остался без изменений |
7 день | Пятна плесени увеличиваются | Пятна плесени увеличиваются | Пятна плесени увеличиваются | Плесень зеленоватыми пятнами видна невооруженным взглядом | Кусочек остался без изменений |
9 день | Опыт прерван |
№12. Опыт №2. День первый. Начало.
№13. Опыт №2. День третий.
№14. Опыт № 2. День девятый.
№ 15Результаты опыта № 3
Хлеб + лук образец № 1 | Хлеб + чеснок образец № 2 | Хлеб + корка лимона образец № 3 | Хлеб + лист алоэ образец № 4 | |
1 день | - | - | - | - |
2 день | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
3 день | Кусочек остался мягким, плесень не появилась | Кусочек начал черстветь, но плесень не появилась | Кусочек начал черстветь, но плесень не появилась | Кусочек начал черстветь, но плесень не появилась |
4 день | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
5 день | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
6 день | Хлеб мягкий, появилось небольшое пятнышко белого цвета | Хлеб зачерствел, плесень не появилась | Хлеб зачерствел, плесень не появилась | Хлеб зачерствел, плесень не появилась |
7 день | Хлеб мягкий, плесень увеличивается Э появилась в разных частях кусочка | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
8 день | Плесень приобретает зеленоватый цвет, но на самом первом появившемся пятне | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
9 день | Зеленые пятна плесени увеличились, кусочек батона стал чуть влажным | Кусочек черствый, плесени не обнаружено | Кусочек черствый, плесени не обнаружено | Кусочек черствый, плесени не обнаружено |
10 день | Опыт прерван |
№16. Опыт № 3. День первый. Начало опыта.
№ 17. Опыт № 3. День десятый. Опыт завершен.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Лепесток и цветок
Лавовая лампа
Усатый нянь
Галка в чужих перьях