Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение начальная общеобразовательная школа пгт. Оричи Оричевского района
Кировской области
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение дополнительного образования детей Оричевский районный
Дом детского творчества
Районный заочный конкурс « Интеллект будущего»
Дом-музей летчика-космонавта СССР,
дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных
в д. Березкины Оричевского района
Выполнила: Савиных Елена
ученица 4 класса
Руководитель
Зонова Тамара Анатольевна
учитель начальных классов
Панагушина Елена Аркадьевна
педагог Дома творчества
2015 г.
Содержание
Введение. 3
I. Обзор литературы. 4
1.1.Биография космонавта. 4
1.2. Родители. 7
1.3 Деревня Березкины. 7
II. Методы исследования. 8
2.1. Этапы работы. 8
III. Результаты исследования. 9
3.1.История создания дома-музея. 9
3.2. Музей в настоящее время. 10
3.3. Беседа с мамой, классным руководителем, местными
жителями . 11
3.4.Результаты опроса. 12
3.5. Результаты анкетирования. 13
Выводы 14
Список используемой литературы. 15
Приложения 16
Введение
Однажды мы с мамой посетили в деревне Березкины Оричевского района дом-музей летчика-космонавта В.П. Савиных. Наш земляк является пятидесятым космонавтом нашей страны и 100-м посланцем планеты Земля. Он участвовал в трех космических полетах, выходил в открытый космос. И это простой оричевский парень.
День весенний расцветает,
И поют поля,
Что таких сынов рождает
Русская земля!
Этот голос поля древний
Он с собой унес
И Березкины- деревню,
Где мальчишкой рос.
Потому ль волшебной силой
Он налиться смог,
Что живет в большой России
Этот уголок ?!
Я заинтересовалась историей этого музея. Музей существует более 25 лет и хорошо известен в Оричевском районе, а мы, учащиеся, так мало знаем об его истории и становлении.
Цель: каждый образованный человек должен знать и гордиться историей своей страны, своего поселка или деревни, своей школы, уважать людей, с которыми он живет, учится, работает.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющиеся материалы о жизни и научной деятельности выдающегося кировчанина, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных;
2. Изучить и проанализировать историю создания и деятельность дома-музея летчика-космонавта Виктора Петровича Савиных в д. Берёзкины Оричевского района;
3. Выяснить, что знают сегодняшние школьники и взрослые о жизни и деятельности нашего земляка, сотого космонавта Земли;
4. В понятной и доходчивой форме донести до сверстников выдающийся вклад земляка в дело освоения космического пространства.
Гипотеза : я считаю, жизнь и деятельность летчика-космонавта В.П. Савиных– является прекрасный примером для молодежи нового поколения.
Объект исследования: дом-музей летчика-космонавта Савиных В.П.
в деревне Березкины Оричевского района
Предметом исследования: является организация и проведение заочной экскурсии в дом-музей при помощи медиа материалов, отражающих содержание экспозиций музея.
Значимость работы: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в работе Оричевского краеведческого музея, а также при проведении классных часов в школе.
I. Обзор литературы
1.1.Биография космонавта
7 марта 1940 года, в неприметной маленькой деревушке Березкины у молодоженов Савиных родился первенец, назвали его Виктором. Родители были довольны и счастливы. Но, недолго пришлось им наслаждаться счастьем: через год грянула война. Отец Виктора в числе десятков своих сельчан ушел на войну буквально в первые дни. Малолетнему сыну пришлось испытать и голод, и холод военной поры. Дети военных лет... Мальчишка на попечении бабки и деда. Немудрящая еда-завариха да картошка. Мама всегда в работе.
Витя рано начал помогать матери. С 5 лет пас коров. В шесть с половиной лет Витю отдали в школу. Хотя мать пробовала протестовать, но упрямый мальчик настоял на своем. Был он не высок ростом, худ, подвижен. Был очень любознательным, любил природу, тянулся к знаниям. Особенно мальчику нравились точные науки: математика, физика, химия. Очень любил литературу. Дети того времени нужду знали, и цену труда понимали, и учиться любили. Учителя как могли, готовили своих учеников к жизни, учили не бояться никакой работы: и заготовка дров на лесных делянках, и распиловка дров для школы, и посадка деревьев, и уборка картошки. Несбыточных мечтаний Виктор не имел. Ставил ближайшую цель, но двигался к ней решительно, чувствуя уверенность в силах. Когда она достигалась, ставилась новая реальная цель. Эта жизненная позиция сохранилась на протяжении всей очень интересной жизни космонавта.
В разговорах с людьми, знавшими Виктора в иные периоды его жизни, с неизменным ударением будет звучать слово - большая работоспособность. Она - родом из детства. Пример отца и матери - вечных тружеников. Виктор не считал зазорным для себя выполнять любую работу по дому: с удовольствием мыл полы, ухаживал за огородом и домашней скотиной, дрова пилил и колол.
Трудно было деревенскому школьнику выбрать себе профессию. Кем стать, не знал, хотя желал учиться дальше. На семейном совете решили, что Виктор после 8 классов поедет в Свердловск к родственникам и попытается поступить в техникум железнодорожного транспорта. После успешно сданных экзаменов в школе, Виктора всей семьей проводили в самостоятельную дорогу. Один экзамен сдал на тройку и решил вернуться домой, так как пришлось бы учиться без стипендии. Лето проработал в родном колхозе, а осенью пошел учиться в 9 класс.
Через 2 года, после окончания средней школы, поехал в Пермь, поступать в тот же техникум. Поступил с легкостью, окончил его. По распределению попал на Свердловское отделение железной дороги. Назначили бригадиром на строительство мостов и тоннелей.
Через полгода пришла повестка в армию. Но не только физически, духовно возмужал юноша в армии, яснее определился дальнейший жизненный путь. В 1964 году поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Учился Виктор с большой охотой. Подтверждение тому - Ленинская стипендия, которую он получал в институте все 6 лет. Очень много успевал - учеба, спорт, тренерская работа. Спорту Виктор уделял все свободное время. Занимался лыжами, знаком с плаваньем, увлекался фехтованием. Эту любовь к спорту пронес на протяжении всей своей жизни.
На последних курсах учебы в институте обзавелся семьей. Жена Лилия Алексеевна родилась в Перми. Закончила Московский институт физкультуры. Родилась дочка Валя. Каждое лето внучка проводила в деревне Березкины, у бабушки с дедом. Любая деревенская работа спорилась у нее в руках.
Работал в КБ Королева. Занимался работой над проектированием и созданием приборов для космических кораблей и станций. В 1978 был зачислен в отряд космонавтов, пройдя жесточайший медицинский отбор.
Участвовал в трех космических полетах, побывал на трех орбитальных станциях «Салют-6» (1981 г.), «Салют-7»(1985г.), «Мир»(1988г.). Общая длительность полетов - 254 дня в космосе. Выходил в открытый космос во время второго полета (5 часов).
Виктор Петрович Савиных имеет почетные звания: "Летчик-космонавт СССР", дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством", почетный гражданин Кировской области и другие награды. В настоящее время ученый, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, президент московского университета геодезии и картографии.
1.2. Родители
При посещении музея в деревне Березкины я долго всматривалась в фотографии мамы космонавта, Ольги Павловны. Какой добрый и прямой взгляд у этой женщины. Сразу видно - хорошая и гостеприимная хозяйка, добрая мать, умелая работница.
«И себя не жалела - Леля-двужильная», - так говорили о ней в селе - «семью до голода не допустила, а себя довела. Уработается так, что руки-крюки, пальтецо не может даже расстегнуть, свекровка помогает. А с солнцем опять в поле».
В самые трудные годы Ольга Павловна сохраняла корову - муж на войне, надо вырастить сына.
Когда сгорел дом, Ольге Павловне на помощь строить новый дом соседи охотно шли: - «Не лихотлива баба и справедлива. А если что не так, не за спиной, в глаза скажет»,- так говорили местные.
В 1956 году заболел муж, на коленях выстояла у постели любимого. Лучше любой санитарки научилась обходиться с больным. А Петр Кузьмич - ни стона, ни вздоха... Какой урок для сыновей жизненная стойкость отца, самоотверженность матери.
Не растеряла Ольга Павловна своей душевной красоты. Запаса доброты хватало на всех: мужа, сыновей, односельчан.
Отец, Петр Кузьмич работал в животноводстве, был бригадиром. Строгим, немногословным был, знал свое дело. Но очень любил свою семью, воспитывал сыновей примером всей своей жизни.
1.3.Деревня Березкины
Недалеко от железнодорожной станции Быстряги спряталась небольшая деревушка с красивым названием Березкины. Образовалась деревня в 1782 году. Заселение этих мест шло со стороны села Пищалья, а еще из Истобенска и Шалегово, со стороны реки. От Пищалья недалеко Разбойный Бор, через эти места уходили войска атамана, может, кто и осел в глухих в те поры лесах. Народ жил тут предприимчивый, подвижный. Землю пахали и скот пасли.
В 40-х годах 20 века 27 дворов было в Березкиных, и все как единая семья. Хозяйство свое у всех большое - корова, теленок, поросята, куры. До сотни человек на сенокос из деревни выходило.
«Раньше на Троицу вся деревня убиралась под метелку. И улица главная была пригожа без асфальта. У каждого дома высаживались березки. Народ в Березкиных жил решительный, боевой и работящий. А позднее, когда организовался колхоз, ни один клочок земли не пропадал. Рос лен, картофель, садили овощи. Кругом были поля», - вспоминают местные жители. В лесной округе места благодатные - малина, черника, брусника. И грибов полно.
Сейчас шесть жилых домов в деревне, из них почти все дачники. Поля в округе заросли, речушка превратилась в маленькое болотце. Жаль, что такие деревни медленно исчезают. Мне очень понравились Березкины: плакучие березки ветками качают, маленький пруд рядом, дома такие аккуратные. Местные жители с удовольствием с нами пообщались - Головина Олимпиада Яковлевна и ее очень красивая и ласковая кошка.
II. Методы исследования
2.1 Этапы работы
Вся работа состояла из ряда этапов:
1. Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования, изучение архивных материалов, представленных в музее.
2. Экспериментальный этап: беседа со взрослыми, опрос, анкетирование.
3. Аналитический этап: анализ литературы и результатов исследования.
4. Отчётный: оформление проекта.
5.Информационный: выступление перед учащимися и родителями своего класса с данной работой.
III. Результаты исследования
Свою работу мы начали со знакомства с литературой и документами, отражающими работу музея, далее очередного посещения музея и организации встреч с жителями деревни Березкины, одноклассницей.
Еще одна интересная и необычная работа – «Характер подачи материала о космонавте и доме-музее в периодической печати с первого полета до настоящих дней» на примере газеты «Искра». Материал систематизировался по годам, по тематике.
3.1. История создания дома-музея
Как дом тот достался, мало кто и помнит. У Ольги Павловны во время войны пожар был. Да большой пожар - за два часа старый дом сгорел дотла. Соседи из горящего дома вытаскивали все, да в окошко выбрасывали. Едва вытолкали скотину - корова обгорела. Ларь с мукой вытащили. Это ведь пища на всю зиму, а значит жизнь. Ольга Павловна с сыном на руках осталась без крыши над головой. Новый дом построили, семья Савиных переехала в него в 1945 году.
23 сентября 1989 г. в доме, где прошли детские и юношеские годы космонавта, был открыт дом-музей. Консультантом при создании музея выступал сам космонавт. Каждый год музей пополнялся новыми экспонатами, позволяющими сделать обстановку крестьянского дома 40-50-х годов более реалистичной.
Меньшая часть дома – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома, а большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было «обрядить» скот, выполнить другие работы.
Опишем жилую половину дома или по-местному, избу. Слово «изба» употребляется в русских летописях. Начиная с самых древнейших времен, очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Печь стоит влево от входа. Русская печь массивна и своеобразна. В избе было все предельно скромно и строго, каждое место имело определенное назначение. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Ткали на ткацком станке, который также есть в музее.
Не покладая рук колхозники трудились с утра и до позднего вечера. Женщины рассказали о буднях, которые шли один за другим: «Вставали рано, в 3 утра, затем растапливали печь, обряжали скотину, готовили, пекли хлеб, пироги. А потом в поле, на работы. Лишь ненадолго прерывались на обед. Вечером, после ужина, работа не прекращалась. Обрядив скотину, женщины садились за прялку, а мужчины готовили инструмент. Спали примерно по 4 часа». Нелёгкая доля выпала на жителей деревень. Но люди не падали духом, не унывали, были всем довольны.
3.2. Музей в настоящее время
После полета в космос Виктор Петрович построил для родителей еще один дом рядом, большой, двухэтажный. В 2012 году передал его Нововятскому детскому дому, они организовали в нем летнюю дачу, и каждый год дети приезжают туда отдыхать. Весь огород, который был, они распахали и сажают там овощи и фрукты для своего детского дома.
В 2014 году дому-музею исполнилось 25 лет. Раньше в музей много народу приезжало, все больше школьники с учителями, из Котельнича, Оричей, Кирова, Орлова. Приезжали участники Молодежных Циолковских чтений, в деревне Березкины поднимались в воздух проекты участников конкурса «Я изобрел летательный аппарат», сам Виктор Петрович лично запускал воздушного змея.
В настоящее время музей стали посещать реже. Но и сегодня музей–часть воспитательной работы подрастающего поколения. В настоящее время Оричевским краеведческим музеем разработан экскурсионный маршрут Оричи-Березкины-Пищалье, который востребован среди учеников школ, родителей и жителей Оричевского и близлежащих районов. Многочисленные отзывы посетителей музея доказывают это. Для одних музей – память о родном крае; для других – знакомство с земляком, прославившим Оричевскую землю. (Приложение 1).
Мы вместе с мамой и Светланой Александровной разработали буклет о доме-музее летчика-космонавта В.П.Савиных. Надеюсь, данное пособие заинтересует жителей Оричевского и других районов. Почитав данный буклет они захотят посетить музей, особенно дети и узнать побольше о жизни космонавта.
3.3. Беседа с мамой, классным руководителем,
местными жителями.
.Моя мама мне рассказала, что оричанам очень повезло, что у нас есть такой замечательный, известный всему миру земляк - космонавт 100 Виктор Петрович Савиных и что есть такой дом-музей, рассказывающий о детстве космонавта, его родителях и близких. Во время учебы в школе (1980-1990 годы Оричевская средняя школа) класс, в котором училась моя мама, дважды посещал деревню Березкины. В один из таких походов мама космонавта, Ольга Павловна, которая еще жила в доме, пригласила весь класс к себе в гости и угостила вкусными ватрушками. А с какой гордостью и любовью она рассказывала про своего сына, моя мама помнит до сих пор.
Тамара Анатольевна Зонова, мой учитель, тоже несколько раз со своими учениками посещала дом-музей летчика-космонавта. Вспоминает, что в доме все по-деревенски добротное, ничего лишнего. Ведь семья Савиных - простая русская крестьянская семья, где все жили и работали по принципам: почитай и уважай старших, от работы не бегай, будь честным, добивайся поставленной цели. Необходимо продолжать проведение экскурсий в данный музей, для детей важно, знать историю своей малой Родины. Еще Тамара Анатольевна с удовольствием и восторгом вспоминает встречу Виктора Петровича в 1986 году с учениками Оричевской средней школы. Выступление космонавта слушали с замиранием сердца, впитывали каждое слово. Знатного земляка провожали стоя продолжительными аплодисментами. Тамара Анатольевна показала мне и ребятам из моего класса березки, которые посадил космонавт во дворе нашей школы в 1986 году. (Приложение 2)
В поселке Мирный Оричевского района живет одноклассница В.П.Савиных Людмила Васильевна Норкина. Раньше она работала учителем начальных классов. С помощью Людмилы Васильевны я познакомилась с музеем земляку-космонавту, который открыт в Мирнинской средней школе. Витя Савиных запомнился ей как добрый, отзывчивый товарищ. «Если что-то не понятно было в школе - я бежала к Вите, он объяснит и подскажет всегда. Он умел учиться», - вспоминает Людмила Васильевна. А музей в деревне Березкины должен жить, считает одноклассница В.П.Савиных. Ведь это память не только о трудной деревенской жизни, но и возможность соприкоснуться с детством и юностью великого человека, который прославил наш родной Оричевский район. Быть может сегодняшние мальчишки, услышав эту историю, тоже поставят перед собой цель - в будущем стать летчиком, а может быть и космонавтом.
3.4. Результаты опроса одноклассников (20 учеников)
№ | Вопросы | да | нет | Затрудняюсь ответить |
1 | Знаете ли вы кто такой В.П.Савиных | 0 | - | - |
2 | Знаете ли вы что деревня Березкины- родина космонавта | 8 | 1 | 1 |
3 | Посещали ли вы дом-музей летчика-космонавта В.П.Савиных | 1 | 9 | - |
4 | Понравилось ли вам в этом музее | 1 | - | - |
Все учащиеся нашего класса знают, что Виктор Петрович Савиных- летчик-космонавт, наш земляк и родился он в деревне Березкины. К сожалению дом-музей в Березкиных посещали не все ребята, но всем кто там был музей понравился. После моего выступления на классном часе, мы решили, что обязательно поедем в Березкины всем классом в ближайшее время.
3.5. Результаты анкетирования
В анкетировании участвовало 20 человек, из них 10- взрослые.
В анкете были следующие вопросы:
№ | Вопросы |
1 | Сколько раз космонавт Савиных В.П. был в космосе? |
2 | Выходил ли космонавт в открытый космос? |
3 | Каким по счету космонавтом в России является В.П.Савиных, а каким в мире? |
4 | Кем были родители космонавта? |
5 | Часто ли В.П.Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом? |
6 | В каком году открыли дом-музей летчика-космонавта? |
7 | Что больше всего вам запомнилось при посещении музея в Березкиных? |
Результаты анкетирования:
Взрослые правильно ответили почти на все вопросы. Затруднение у них вызвал вопрос о дате открытия музея. В детстве из 10 опрашиваемых взрослых 6 посещали данный музей. Вспоминают добротный дом, «который простоит еще 100 лет», фотографии на стенах, кухонную утварь того времени. Таким образом, люди старшего поколения помнят и гордятся своим земляком.
Дети же ответили правильно лишь на три вопроса:
1.Выходил ли космонавт в открытый космос?
2.Кем были родители космонавта?
3.Часто ли В.П. Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?
Но мне кажется, что ребята ответили правильно на эти вопросы методом угадывания. Таким образом, дети, обучающиеся в 1-4 классах не знакомы с жизнью и деятельностью летчика-космонавта В.П. Савиных. Обсудив данные анкетирования с работниками Оричевского районного музея, было принято решение, провести экскурсии младших классов в Оричевский музей, «в комнату космонавта».
Выводы
Подводя итог своей работы, скажу, что поставленные мною задачи выполнены, цель работы достигнута:
- проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей ;
- изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта;
- проанализировано освещение данной темы в СМИ;
- проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми;
- сделан вывод о большой значимости данного исследования;
- проведен классный час в моем классе, на котором я познакомила своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в деревне Березкины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1
Приложение № 2
Рис.№1 Школа Рис № 2 д. Берёзкины
Рис.№3.,4 Дом музей
Рис 5,6. Внутри дома музея
Рецензия на исследовательскую работу «Дом-музей летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в д. Березкины Оричевского района», выполненную Еленой Савиных, ученицей 4в класса Оричевской начальной школы.
В работе показаны результаты исследования дома-музея в деревне Березкины.
Тема работы актуальна, потому что через изучение истории музея мы узнаем историю своего края, знакомимся с биографией знаменитых людей Оричевского района, прослеживаем ход исторических событий в районе.
Цель работы достигнута, задачи выполнены: проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей; изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта; проанализировано освещение данной темы в СМИ; проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми; проведен классный час в классе, на котором Лена познакомила своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в деревне Березкины.
Классный руководитель 4 в класса
Оричевской начальной школы
Зонова Тамара Анатольевна
Сказка "Колосок"
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Ветер и Солнце
Хрюк на ёлке