Вложение | Размер |
---|---|
doklad_avdonin_larion_3g.doc | 71 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
«Здоровьесберегающие технологии и компьютер»
Автор: Авдонин Ларион
Россия, Тюменская область, г. Тюмень.
МАОУ гимназия № 83.
3 «г» класс.
Научный руководитель:
Бастрикова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №83
г. Тюмень, 2016
Оглавление
Приложение…………………………………………………………………..6
Введение
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы родились и растем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.
Младшие школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех "тонкостях” работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.
Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
Использование компьютерных технологий позволяет улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.
Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он?
Цели и задачи моей работы:
изучить правила при работе за компьютером;
выявить особенности организации рабочего места при общении с компьютером;
разработать серию разминок.
Предметом исследования является – здоровьесберегающие технологии на уроках и дома.
Объектом исследования являются – здоровьесберегающие технологии.
Гипотеза: правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.
В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.
Общеизвестно, что излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.
Существуют Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.
Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Влияние компьютера на зрение
Работа на компьютере перегружает наши глаза. Если монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Комфортное рабочее место
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером, необходимо:
Снять усталость помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.
Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин
«компьютерная зависимость». Что же это такое?
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой и сразу садится за компьютер;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.
Заключение
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Список литературы:
Приложение 1
Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.
Разминка может быть общая, музыкальная, танцевальная, для глаз.
I. Разминка общая.
1.И. П. – стоя. Наклоны головы вперёд и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по (против) часовой стрелки.2. И. п. – стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперёд и назад.
3. И. п. – стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперёд и назад по 5 раз.
4. И. п. – стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелки по 5 раз.
5. И. п. – стоя. Прыжки на месте в течение минуты.
6. И. п. – стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз. II. Разминка танцевальная «На море» (под спокойную и медленную музыку).
«Горизонт»
1 – 4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5- 8 повторить линию горизонта справа – налево.
«Лодочка»
4 -чертим «Лодочку» (дуга кверху), глаза повторяют движение, голова прямо.
«Радуга»
1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. [4, стр. 137]
III. Разминка для глаз (из йоги).
И.п. – сидя. Сделайте медленный вдох через нос и закройте глаза. Во время медленного выдоха (тоже через нос) массируйте веки подушечками ладоней (теми, что расположены ближе к запястью). На паузе после выдоха закройте глаза ладонями так, чтобы сквозь них не проникал свет. Задержитесь в таком положении, сколько можете. Затем, не отрывая ладоней от лица, откройте глаза и сделайте вдох через нос. На медленном выдохе через нос уберите ладони от глаз. [4, стр. 140]
Правило второе: когда работаешь - сиди расслабленно.
Комплекс упражнений «Сядем смирно - без движенья».
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье,
(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем,
(Руки дугами внутрь вверх – вдох.)
Потом разведём
(Руки в стороны – выдох.)
И очень глубоко
Все грудью вздохнём.
(Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два,
(Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперёд – вдох, согнуться вперёд, расслабиться – выдох.) За работу нам пора. [1, стр. 124]
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник»
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец! [ 2, стр.105]
Правило четвёртое: пальцы должны быть лёгкими и расслабленными.
Упражнение «Здравствуй, пальчик!»
Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам всё съел.
Оттого и потолстел. [2, стр. 98]
Правило пятое: заботься о зрении при работе на компьютере.
Комплекс упражнений для глаз «Волшебный сон»
Реснички опускаются..
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем..
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются..
Всё чудесно расслабляется..
Дышится легко…ровно..глубоко…
Мы спокойно отдыхаем..
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись!
Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать! [4, стр. 147]
Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку!
Занятия с использованием компьютеров для детей 6-9 лет следует проводить не чаще трёх раз в неделю: во вторник, среду и четверг – в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 6-9 лет – 15 - 20 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. [3, стр. 101]
Правильная посадка при работе за компьютером:
Два петушка
Сказки пластилинового ослика
Сладость для сердца
Красочные картины Джастина Геффри
3 загадки Солнечной системы