Исследовательский проект "Лингвистический портрет слова "карандаш"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.27 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа
Проект
Научно – практической конференции
«Первые шаги в науку»
Направление «Языкознание»
Тема: Лингвистический портрет слова «карандаш»
Выполнил: ученик 6 класса Обухов Игорь
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Резанова Любовь Сергеевна
С. Газимурский Завод, 2016 г.
Содержание
Введение
Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.
Карандаш известен каждому человеку. В своей жизни мы часто пользуемся им, не задумываясь о его «портрете». Некоторые могут сказать: «Зачем исследовать карандаш? Все и без этого про него всё знают». Но мы уверены, что это обычное слово способно помочь человеку совершить увлекательное путешествие в прошлое языка, страны, народа, стоит только внимательно изучить его, обратившись к различным словарям, литературным источникам, проследив путь от слова к тексту и от текста к слову, иными словами, нарисовав «портрет слова». Таким образом, мы считаем, что выбранная нами тема является актуальной и значимой.
Цель проекта: создание лингвистического портрета слова «карандаш».
Задачи:
- изучить основную литературу по теме - словари, справочники, энциклопедии, художественные издания;
- определить происхождение слова «карандаш»;
- проанализировать семантические свойства данного слова;
- проверить реализацию слова в словарях синонимов и антонимов;
- проанализировать употребление слова во фразеологизмах;
- рассмотреть употребление слова в фольклоре и художественной литературе;
- обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «карандаш».
- создать лингвистический портрет слова.
Тип проекта: исследовательский.
Объект исследования – филология.
Предмет исследования - слово «карандаш».
Гипотеза – слово «карандаш» имеет свой лингвистический портрет.
Методы исследования:
- изучение литературы и Интернет – ресурсов по теме;
- анализ языковых единиц;
- обобщение и систематизация материала.
План исследования:
Результат исследования – лингвистический портрет слова «карандаш».
Практическая значимость проекта. Данная работа может быть использована на уроках русского языка, в качестве материла для газетной публикации, для стендового оформления в кабинете русского языка.
Презентация проекта – на уроке русского языка, на научно – практической конференции.
Разработка дальнейшей перспективы работы: пополнение лингвистического портрета слова через исследование в русской и зарубежной литературе, в печатных текстах СМИ, в других языках.
II. Лингвистический портрет слова «карандаш»
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
м.
1) Тонкая палочка графита, сухой краски и т.п., обычно вделанная в деревянную
оправу и употребляемая для письма, черчения и рисования.
2) а) Техника рисования такой палочкой.
б) Рисунок, изображение, выполненные в такой технике.
3) Предмет, используемый для гримирования и в косметических целях.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
Заимствовано в XV в. в форме карадаш (со значением "графит") из тюркского языка, где карадаш — сложение кара "черный" и даш "камень". Вставное н — неясного происхождения.
Автокарандаш, виброкарандаш, записывалка, карандашик, кляузник, пастель, писало, рашкуль, сангвина, сангина, стеклограф, термокарандаш.
Карандаш в стакане — о худом человеке в обуви большого размера.
Писать карандашом — работать ломом.
Брать на карандаш. Разг. Записывать что-либо; делать запись, заметку о чём-либо. — Давайте думать, сколько вам надо подкинуть плугов, чтобы выбраться из этого фактического тупика, давайте подсчитывать и брать всё на карандаш, а на покосе учтём наши ошибки, по-иному расставим силы (Шолохов. Поднятая целина).
Пустить карандаш. Жарг. угол. Заставить кого-л. заплатить за угощение.
Загадки
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку — красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создашь!
— Так во всю ругал резинку… (Карандаш)
Черный Ивашка, деревянная рубашка:
Где пройдется, там след остается. (Карандаш)
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (Карандаш)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Он признался ножу: —
Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог. (Карандаш)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на нолю —
Где была пустота.
Там, глядишь, красота! (Карандаши)
Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Любим нос везде совать:
И чертить и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаши)
Пословицы
Плохой карандаш лучше плохой памяти.
Карандаш – чтобы писать, а молот – чтобы ковать.
Скороговорки
Подарил Макар Роману карамель, а Роман Макару карандаш.
Карандаш. В. Берестов
Я — малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш — наоборот.
До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую - покажу.
На лугу зеленый клён,
Черный грач сидит на нём.
Речки синий поясок,
Жёлтый рядышком песок.
Белый парус, как плакат,
Солнца красного закат
И коричневые тропки
По овражку, где ручей...
Вынимаю из коробки
Семь цветных карандашей.
Агния Барто
Урок в саду
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шел урок
Заключение
В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу, что карандаш…
В результате проведённого исследования был составлен лингвистический портрет слова «карандаш», таким образом была доказана выдвинутая гипотеза, цель проектной работы достигнута.
Список использованных источников
http://www.x-vim.info/s_66b0a173aed.html - 2016.
Пятёрки
Подарок
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Снеговик
Компас своими руками