О детстве и жизни в царскосельском лицее А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin.pptx | 2.97 МБ |
Слайд 1
Муниципальный этап областного Пушкинского фестиваля «Мой Пушкин ». Тема: «Детство и юность А.С. Пушкина » Выполнил : ученик 6 класса МБОУ СОШ с. Большое Попово Докторовского филиала Баранов Александр Руководитель: Баранова Л.А., у читель историиСлайд 2
Дом на Немецкой улице, где родился А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, в день праздника Вознесения.
Слайд 3
Родители А.С. Пушкина Отец - Сергей Львович Пушкин Мать - Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала
Слайд 4
Сергей Львович Пушкин - отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии «нрава пылкого и до крайности раздражительного ». Он был душою «общества ». Одиночества Сергей Львович не выносил, к деревенской жизни питал отвращение.
Слайд 5
Надежда Осиповна была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.
Слайд 6
Сестра А.С. Пушкина - Ольга Брат – Лев . Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти
Слайд 7
Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку.
Слайд 8
Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка поэта. Бабушка ,Мария Алексеевна, «была ума светлого и по своему времени образованного: говорила и писала прекрасным русским языком»… Это она и няня спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями
Слайд 9
Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ», вынянчившая их детей, а потом и внуков. К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Арина Родионовна Яковлева .
Слайд 10
Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметики, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно.
Слайд 11
Учили маленького Сашу и танцам. Каждое воскресенье, запряженная тройкой лошадей, скромная карета возила его в знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю .
Слайд 12
Когда М. А. Ганнибал приобрела подмосковное сельцо Захарово, Пушкины стали ездить туда каждое лето. Здесь будущий поэт впервые узнал русскую деревню, русскую природу. Это знакомство принесло много счастья ребенку, и летние пребывания в с. Захарове сделались для него на всю жизнь золотым воспоминанием детства. Усадьба Захарово
Слайд 13
Саша и Василий Львович Пушкины Большую роль в формировании характера маленького Пушкина сыграл его дядя – Василий Львович Пушкин. Общий любимец московского и петербургского общества, неизменно добродушный и всегда веселый, он везде был желанным гостем.
Слайд 14
Василий Львович Пушкин Василий Львович подкупал всех своей простотой и сердечной наивностью: над ним посмеивались, но его везде и все любили. И . И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков были его друзьями. Он познакомил маленького Сашу с корифеями русской литературы .
Слайд 15
В восемь лет Саша начал сочинять на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Все его первые литературные опыты писались на французском языке. Первым и единственным критиком их была сестра поэта . . Сестра А.С. Пушкина - Ольга
Слайд 16
Дом коллегии иезуитов В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум.
Слайд 17
Александр I Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина
Слайд 18
Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей.
Слайд 19
В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу.
Слайд 20
Б есплатное обучение, покровительство царя, блестящая карьера в будущем – всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен.
Слайд 21
В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей.
Слайд 22
19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал.
Слайд 23
Высочайшая грамота Александра I, дарованная Лицею Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала "Высочайшая грамота" – указ царя об открытии Лицея. Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола.
Слайд 24
Царскосельский лицей . Большой зал «Вы будете иметь влияние на благо целого общества, любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями», — такими словами их, двенадцатилетних, встречали в этот день в строгой торжественной обстановке в Большом зале.
Слайд 25
У став Лицея гласил, что в этом "новом святилище наук" телесные наказания запрещаются. Это было необыкновенно и ново, потому что в те годы во всех учебных заведениях школьников секли розгами самым унизительным образом.
Слайд 26
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович (1765-1814 ) первый директор лицея
Слайд 27
«Правила внутреннего распорядка» гласили: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».
Слайд 28
Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку.
Слайд 29
Учебный день в Лицее начинался рано. В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем все воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах , а с 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед и короткий перерыв.
Слайд 30
С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
Слайд 31
Комната №14 в которой жил Пушкин. Соседняя комната №13 (справа) принадлежала другу А. С. Пушкина Ивану Пущину У каждого была своя комната ("келья" как называл ее Пушкин), в которой каждому лицеисту полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. Обстановка в комнате способствовала полному погружению в науки.
Слайд 32
Учебный день был довольно насыщенный. Но именно такой продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.
Слайд 33
Лицеисты жили затворниками, как в монастыре. Их не отпускали ни зимой, ни летом за пределы Царского Села. Но жизнь всё-таки врывалась к ним, и они знали многое, что тогда происходило в России и в Европе.
Слайд 34
Пётр Яковлевич Чаадаев. На старшем курсе лицеистам была предоставлена уже большая свобода, чем прежде. Они в одиночку, без надзора гувернёров, могли бродить по Царскому Селу, бывать у знакомых, посещать домашний театр графа Толстого. В это время Пушкин подружился с лейб-гусарами, полк которых стоял в Царском Селе . Один из этих лейб-гусаров, П. Я. Чаадаев, оказал на Пушкина большое влияние.
Слайд 35
\ В классе воспитанников рассаживали по успеваемости: чем она ниже, тем дальше сажали нерадивого ученика. Известно, что Пушкин не был успешен в точных науках, но на уроках французского языка и российской словесности неизменно занимал первые места.
Слайд 36
В обязательном порядке выпускник должен был владеть верховой ездой, шпагой, быть искусным в танце, игре на музыкальном инструменте, а также должен уметь рисовать. Рисунок А.С. Пушкина
Слайд 37
При переходе воспитанников из начального в окончательный курс ( для первого выпуска 4 и 8 января 1815 года) полагались переводные экзамены. Экзамены — открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга.
Слайд 38
К экзамену тщательно готовились. Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин. Гавриил Романович Державин.
Слайд 39
"Я не в силах описать состояние души моей, – вспоминал впоследствии Пушкин, – когда дошёл я до стиха, где упомянуто имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел обнять... меня искали, но не нашли".
Слайд 40
П осле лицейского экзамена 1815 года, когда стихи юного поэта услышал Г. Р. Державин, Пушкиным заинтересовались крупнейшие поэты того времени. Приезжали в Лицей специально для того, чтобы познакомиться с молодым гением, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский и Н. М. Карамзин.
Слайд 41
В лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин , Антон Дельвиг , Вильгельм Кюхельбекер. Антон Антонович Дельвиг . Иван Иванович Пущин Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Слайд 42
9 июня 1817 года состоялся первый выпуск лицеистов, после выпускных экзаменов был разбит колокол, который все шесть лет использовался для созыва учеников на занятия, а его осколки лицеисты разобрали в качестве талисманов. Так повторялось и в последующие годы.
Слайд 43
В 1817 г. Пушкин окончил лицей, и началась новая взрослая жизнь:
Слайд 44
Список используемой литературы : «Жизнь и творчество А.С.Пушкина » Москва, Детская литература, 1982г. А . С. Пушкин «Лирика» Москва, Детская литература, 1978г. Б. Шатилов. «Пушкин в лицее» Биография: Детство Пушкина (1799—1811) www.gorod-pushkin.info
Простые летающие модели из бумаги
О путнике
Спасибо тебе, дедушка!
Яблоко
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью