Проект на НПК учащихся "Проверка вычислений с помощью 9 и 11"
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_vychisleniy_s_pomoshchyu_9_i_11.doc | 106 КБ |
ОКРУЖНОЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СЕКЦИЯ «МАТЕМАТИКА»
ПРОВЕРКА ВЫЧИСЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ 9 И 11
Автор:
Яхункин Денис, учащийся 8 класса
ГБОУ СОШ им. И.Ф.Самаркина
с.Новая Кармала
Руководитель:
Самаркина Елена Александровна,
учитель математики
Красный Яр, 2016г.
Оглавление
Введение -------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава 1. Проверка вычислений с помощью 9-----------------------------------------стр. 5
Глава 2. Проверка вычислений с помощью 11-----------------------------------------стр. 14
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------стр. 19
Библиография-------------------------------------------------------------------------------стр. 20
Введение
Актуальность: В наше время все чаще при проверке домашних заданий на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел родители используют калькуляторы. Наиболее полную проверку можно произвести, только вторично произведя полностью вычисление другим методом или же произведя проверку обратным действием (сложение можно проверить вычитанием, деление – умножением и т.д.) Но проверка повторным вычислением очень трудоёмка. При обычных расчетах можно рекомендовать другие способы проверки, дающие хорошие результаты и не требующие много времени.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что применение способов проверки правильности полученных результатов позволяет сократить, упростить процесс проверки и сводит к устным вычислениям без использования калькулятора.
Объект исследования: Проверка правильности выполненных вычислений.
Предмет исследования: Проверка вычислений с помощью 9 и 11.
Цель: Изучить способы проверки правильности выполненных вычислений с помощью 9 и 11.
Задачи:
Новизна: В ходе выполнения работы я пополнил свои знания способами проверки вычислений.
Методы исследования: Сбор материала, обработка данных, сравнение, анализ, обобщение.
Область практического применения: Работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках, на внеурочной деятельности по математике, родителями при проверке домашних заданий.
Глава 1. ПРОВЕРКА ВЫЧИСЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ 9.
1. МЕТОД НАХОЖДЕНИЯ ОСТАТКА ОТ ДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА НА 9.
Вспомним признак делимости числа на 9: для того, чтобы число делилось на 9, необходимо, чтобы сумма цифр этого числа делилась на 9.
Пример: Число 12348 на 9 делится, т.к. сумма цифр числа 1+2+3+4+8=18 делится на 9.
Число 12345 на 9 не делится, т.к. сумма цифр числа 1+2+3+4+5=15 на 9 не делится.
Можно сказать какой будет остаток при делении числа 12345 на 9. Для этого достаточно разделить сумму цифр 15 на 9; получаем 15:9=1 и 6 в остатке. К полученной сумме цифр 15 мы можем опять применить признак делимости числа на 9, т.е. сложить цифры числа 15, и посмотреть, будет ли эта сумма делится на 9: 1+5=6 на 9 не делится. Таким образом, мы можем, складывая цифры произвольного числа, свести сумму цифр к однозначному числу. Если это число не будет равно 9, то число на 9 не делится и дает при делении на 9 остаток, равный полученному числу. При подсчете суммы можно не обращать внимание на встречающиеся в числе девятки или на группы цифр, дающие в сумме 9. Иногда можно воспользоваться, заменяя для упрощения вычислений 9 на 0 или наоборот.
Пример: Найти остаток от деления числа 342 699 723 на 9.
3+4=7; 7+2=9 (отбрасываем); 0+6=6, две следующие цифры во внимание не принимаем, т.к. это девятки; последующие две цифры тоже во внимание не принимаем, т.к. они в сумме дают 9 (7+2); 6+3=9. В итоге получили 9 или 0 (отбросив 9). Это эквивалентно.
Ответ: число 342 699 723 делится на 9 без остатка.
2. ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ 9 СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ.
Мы можем представить число А в виде А=9а+в (число а остается неизвестным).
Рассмотрим, чему равна сумма двух чисел, представленных в таком виде
А1+А2=(9а1+в1) + (9а2+в2) =9(а1+а2) + (в1+в2).
Если нам известны остатки слагаемых от деления их на 9, то остаток суммы от деления её на 9 будет равен сумме остатков слагаемых (приведенных к однозначному числу).
Используем это свойство для проверки правильности выполнения сложения.
Пример: 3834+2031+2959+3541=12355
Для проверки правильности нахождения суммы чисел находим сумму всех цифр слагаемых 3+8+2+4+2+3+1+2+9+5+9+3+5+4+1=61, и сводим её к однозначному числу 6+1=7.
Находим сумму цифр суммы, тоже сведенную к однозначному числу 1+2+3+5+5=16, 1+6=7.
Если сумма цифр всех слагаемых, сведенная к однозначному числу, равна сумме цифр суммы, сведенной к однозначному числу, то сложение выполнено верно.
Аналогично проверяется и правильность выполнения вычитания.
Находим остатки уменьшаемого, вычитаемого и разности.
Далее выбираем один из двух вариантов:
12 345 15 1+5=6
- 278 8
12 076 7 8+7=15 1+5=6 6=6
Разность найдена правильно.
35 415 0 ( при подсчете суммы отброшены девятки)
- 1 360 1
34 055 8 8+1=9, в уменьшаемом 0, что эквивалентно 9.
Результат верен.
Если при нахождении разности между остатками уменьшаемого и вычитаемого окажется, что остаток уменьшаемого меньше остатка вычитаемого, то предварительно прибавляем к нему 9.
123 431 5 1+2+3+4+3+1=14 1+4=5
- 27 681 6 2+7+6+8+1=24 2+4=6 6 > 5
95 750 8 9+5+7+5=26 2+6=8
5+9=14 14-6=8 8=8
Первый метод тем и удобен, что не приходится прибегать к вспомогательным операциям.
3. ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ 9 УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ.
Необходимым требованием правильности выполнения умножения является равенство произведения остатков от деления сомножителей на 9 остатку произведения от деления на то же число:
Пример:
5429 5+4+2+9=20 2+0=2
×2435 2+4+3+5=14 1+4=5
13 219 615 1+3+2+1+9+6+1+5=28 2+8=10 1+0=1
2×5=10 1+0=1 1=1 – вычисления верны
Пример:
27 936 2+7+9+3+6=27 2+7=9 (или 0)
× 723 7+2+3=12 1+2=3
20 197 728 2+1+9+7+7+2+8=36 3+6=9
Возможны два варианта:
Внимательно просмотрев его, можно сделать следующий вывод: если
при проверке остаток от деления первого сомножителя на 9 равен 0 (или 9), то нет смысла искать остаток от деления второго сомножителя на девять. Сразу приступаем к нахождению остатка от деления произведения на
9. При правильном выполнении умножения этот остаток должен быть равен 0 (или 9).
125 721 1+2+5+7+2+1 = 18, 1+8 = 9;
× 459 остаток не находим;
5770 939 5+7+7+5+9+3+9=45, 4+5=9 — произведение найдено верно.
Возникает вопрос — если мы не принимаем во внимание второй сомножитель, насколько применим метод проверки 9 в данном случае? Ведь я могу поставить вместо второго сомножителя (459) любое другое число (например, 365), и проверка покажет, что произведение найдено правильно. Проверка 9 не дает 100%-ной гарантии правильности вычислений.
Проверка правильности выполнения деления аналогична. Для проверки находим остатки от деления делимого, делителя и частного на 9. Произведение остатков
делителя и частного должно равняться остатку делимого:
824 901 : 3571 =231,
2+3+1=6
3+5+7+1 = 16 1+6 = 7
8+2+4+9+1 =24 2+4 = 6
6×7 = 42 4+2 = 6;
6 = 6 — частное найдено правильно.
Рассмотрим проверку правильности вычисления частного в случае, когда число делится с остатком
14 937 381 : 3548 = 421, остаток 301.
случай не требует подробных объяснений, и можно ограничиться приведением соответствующих выкладок:
1+4+9+3+7+3+8+1=36 3+6 = 9
3 + 5+4+8 = 20 2+0 = 2
4+2+1=7
3+0+1=4
2×7+4=18 1+8 = 9
9 = 9 — вычисление проведено верно.
4. ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ 9 ВОЗВЕДЕНИЯ ЧИСЛА В СТЕПЕНЬ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ КОРНЯ n-Й СТЕПЕНИ.
Возведение числа в степень проверяется по тому же правилу, что и произведение. Различие здесь только в том, что сомножители одинаковые. Это позволяет несколько упростить проверку.
Проверка вычислений в общем случае:
Пример:
3592 = 128 881
3+5+9=17 1+7=8
1+2+8 + 8+8+1=28 2+8=10 1+0=1
8×8 = 64 6+4=10 1+0=1
1 = 1 — вычисление выполнено правильно.
Учитывая, что нам приходится возводить в квадрат остаток, который может быть равен от 1 до 8 (если остаток равен 9, то мы ищем остаток результата, который при правильном вычислении должен быть равен 9), найдем квадраты возможных остатков и сведем их к однозначному числу.
12=1
22=4
32=9
42=16 1+6 = 4
52 = 25 2+5 =7
62 = 36 3+6 = 9
72=49 4+9=13 1+3 = 4
82=64 6+4 = 10 1+0=1.
Нетрудно заметить, что остаток от деления квадрата любого числа на 9 может быть равен только одному из четырех чисел: 1, 4, 7 и 9. Поэтому проверку целесообразно начинать с результата: если остаток результата равен 2, 3, 5, 6 или 8, то сразу можно сделать заключение об ошибочности вычислений.
6792 = 461 051
4+6+1+5+1 = 17 1+7 = 8.
Находить остаток от деления основания на 9 нет необходимости: вычисления выполнены неверно.
5382=289 744
2+8+9+7+4+4 = 34 3 + 4 = 7 — число возможное.
Продолжаем проверку:
5+3+8=16 1+6=7
7×7 = 49 4 + 9=13 1+3 = 4
4≠7 — вычисления выполнены неверно.
На проверке вычисления корня п-й степени останавливаться специально нет смысла, так как проверка производится аналогично проверке возведения в степень, что будет показано на примерах.
Рассмотрим примеры проверки возведения в степень и извлечения корня:
384 = 2 085 136
2+8+5+1+3+6 = 25, 2+5 = 7;
3+8=1, 1 + 1=2;
24=16, 1+6 = 7;
7 = 7 — вычисление выполнено верно.
3\/110 592 = 48
1 + 1+5+9 + 2=18, 1+8 = 9;
4+8=12, 1+2 = 3;
33=27, 2+7 = 9;
9=9 — вычисление выполнено верно.
6662 = 443 556
4+4+3+5+5+6 = 27, 2+7 = 9;
6+6+6=18, 1+8 = 9.
Нет необходимости возводить 9 в квадрат, мы все равно получим в итоге 9:
9 = 9 — вычисления выполнены верно.
78 = 5 764 801
5+7+6+4+8+1=31, 3+1=4.
Как быть с 78?
Вычислять восьмую степень 7 — значит повторить вычисления. Но выход есть:
72=49, 4+9=13, 1+3 = 4
для 74 4×4=16, 1+6 = 7; (используем результат предыдущих вычислений и оперируем с остатками);
для 78
7×7 = 49, 4+9=13, 1+3 = 4; здесь также используем результат предыдущих вычислений.
Приводя разбор примеров, я везде нахожу полную
сумму цифр числа с учетом всех девяток. Это делается
только для наглядности, чтобы не было сомнений, цифры какого числа складываются.
5. ОШИБКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ВЫЯВИТЬ С ПОМОЩЬЮ ПРОВЕРКИ 9.
Проверка с помощью 9 проста и выявляет большую часть ошибок, допускаемых при вычислениях. К сожалению, способ не позволяет выявить ошибки в вычислениях, если в результате ошибки получилась величина ,отличающаяся от правильной на число, кратное 9. Какие ошибки пропускает, не обнаруживает метод?
оператору необходимо было найти произведение чисел
25784 × 425 =?
При наборе множимого по ошибке было набрано число 25 874. Фактически было найдено произведение 25 874×425= 10 996 450, но оператор считает, вполне естественно, что найдено произведение
25 784×425=10 996 450.
Проверка не обнаруживает ошибку:
2+5+7+8+4 = 26, 2+6=8;
4+2 + 5=11, 1 + 1=2;
1+9+9+6+4+5 = 34, 3+4 = 7;
2×8=16, 1+6 = 7;
7=7.
Такого же типа ошибки (обмен местами двух цифр) иногда допускают и машинистки при перепечатке числовых данных. Поэтому вычисления, проводимые на каких- либо клавишных вычислительных машинах, нецелесообразно проверить с помощью девятки.
При вычислениях, выполняемых вручную, данный метод проверки правильности результатов является одним из наиболее простых и эффективных. Конкурировать с ним может только метод проверки результатов с помощью 11, который описан в следующем пункте.
Глава 2. ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ 11.
Прием проверки результатов вычислений с помощью остатков от деления чисел, участвующих в вычислительном процессе, на 11 очень похож на принцип проверки вычислений с помощью остатков от деления, используемых при вычислении чисел на 9. Незначительно сложнее предыдущего приема проверки, метод позволяет, выявлять ошибки, связанные с перестановкой цифр. Это делает его более ценным, чем метод проверки с помощью 9. Если вы не сталкивались ни с тем ни с другим методом проверки, то стоит осваивать проверку с помощью способа, описываемого в данном пункте.
Число 1 462 032 делится на 11, так как разность 1- 4+6 - 2 + 0 - 3+2 между суммой цифр, стоящих на четных местах, и суммой цифр, стоящих на нечетных местах, равна 0.
Число 9 213 831 также делится на 11, ибо разность между суммой цифр, стоящих на нечетных и четных местах 3 - 1+9 - 0+9 - 2+1 - 3+8 - 3+1=22, равна числу, делящемуся на 11 (к числу 22 мы можем опять применить признак делимости чисел на 11, т. е. найти разность цифр, стоящих на нечетных и четных местах, 2—2 = 0 и получить в итоге 0). Разность может быть и отрицательная, это не имеет значения:
48 392 817
4 - 8+3 - 9+2 - 8+1 - 7= -22 число делится на 11.
3+0(11 —11=0)+3(47—44 = 3)+4(59—55 = 4) +1==11. Для обладающих элементарными навыками вычислений данный вариант проверки делимости числа на 11
является наиболее простым.
Несколько примеров на нахождение остатка от деления числа на 11:
1) 35 412 539 784 — разбиваем на грани по 2 цифры с правой стороны 3.54.12.53.97.84.
3+10+1+9+9+7=, находя сумму, отбрасываем числа, кратные 11:
3+10=13,
13—11=2;
2+1+9=12,
12—11 = 1;
1 +9+7= 17,
17—11=6;
остаток равен 6;
2) 489 376 645
а) 4+1+4+0+1 = 10 — остаток равен 10,
б) 4—8+9—3+7—6 + 6—4+5=10 — результат тот же;
3) 678 354 193
6+1+2+8+5 = 22, 22 делится на 11, следовательно, число делится на 11 без остатка.
Принципы проверки результатов с помощью остатков деления чисел, используемых в вычислениях, на 11 совершенно аналогичны принципам проверки результатов с помощью 9. При сложении складываем остатки слагаемых и сравниваем с остатком суммы
37.92.95
15.43.21
+ 45.97.68
35.41.69
1.34.75.53
1)
14(37—33 = 4)+
4(92—88 = 4) +
7(95—88 = 7)+
4(15—11=4) +
10(43—33=10) +
10(21 — 11 = 10)+
1(45—44) +
9(97—88 = 9) +
2(68—66 = 2) +
2(35—33 = 2)+
8(41—33 = 8)+
3(69—66 = 3) =64, 64—55=9
1(34—33)+
9(75—66 = 9)+
9(53—44 = 9) =20, 20—11=9,
Проверить правильность вычислений:
4.93.54
-12.42
1.81.12
4+5(93—88 = 5) + 10(54—44 = 10) = 19, 19—11=8,
1 (12—11 = 1) +9(42—33 = 9) = 10,
1+4(81—77 = 4) + 1 (12—11 = 1) =6,
10 + 6=16, 16—11=5,
8 = 5 — вычисления ошибочны.
Проверить результат: 694×375=26 025
Проверить результат: 694×375 = 260 250
1) 6+6(94—88=6) = 12, 12—11 = 1.
2)3+9(75—66 = 9) = 12, 12—11 = 1.
Проверить результат: 312 074:674 = 463, остаток 12.
1) 31.20.74, 9(31— 22 = 9) +9(20—11 =9) +8(74—66) =26, 26--22 = 4,
2) 6.74, 6+8(74—66 = 8) = 14, 14—11=3,
3) 4.63, 4+8(63—55 = 8) = 12, 12—11 = 1,
4) 12—11 = 1,
5) 3×1 + 1=4,
6) 4 = 4 — вычисления выполнены верно.
Проверить результат: 6782 = 459 684
1) 45.96.84, 1(45—44=1)+8(96—88 = 8) +7(84—77 = 7) = 16, 16—11=5,
2) 6.78, 6+1(78—77=1) =7,
3) 7×7=49, 49—44 = 5,
4) 5 = 5 — вычисления правильны.
Проверьте результат: \/546 121=739
1) 54.61.21, 10+6+10 = 26, 26—22 = 4,
2) 7.39, 7+6=13, 13—11=2,
3) 2×2 = 4,
4) 4 = 4 — результат верен.
Метод проверки с помощью остатков от деления используемых в вычислениях чисел на 11 выявляет все ошибки, кроме ошибок, при которых происходит изменение числа на число, кратное 11, или изменение числа в102п раз. Ошибку в 10 раз и вообще в 102п+1 раз метод обнаруживает. Сравнивая возможности данного способа проверки с проверкой девяткой, ясно видно его преимущество.
Заключение.
В процессе работы я познакомился с приёмами проверки вычислений.
При просмотре материала у меня возникал вопрос: неужели все написанное здесь можно запомнить? Неужели все это надо запомнить? Принципы применения основных методов проверки я освоил. Некоторые способы настолько просты, что запоминаются непроизвольно. Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение. Но, безусловно, работа может чему-то научить только заинтересованного человека, читающего ее с карандашом и бумагой в руках.
Данный материал можно использовать учителями на занятиях математического кружка. Применение нетрадиционных способов проверки способствует улучшению развитию навыков самостоятельного мышления, повышает самооценку учащегося, раскрывается интерес к научной деятельности.
Также рекомендую ознакомиться со своей работой всем желающим. Всем, кому интересны способы проверки, надо только тренироваться – и тогда приёмы быстро запомнятся.
Библиография :
1. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл.- М.: Просвещение, 1982
2. Сорокин А.С. Техника счета (Методы рациональных вычислений). -М., «Знание», 1976
3. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. -М.: «Наука», 1970
Как нарисовать лимон акварелью
Круговорот воды в пакете
Золотой циркуль
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Астрономический календарь. Декабрь, 2018