Актуальность нашего исследования состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и многие из них просто не умеет считать устно. Это снижает качество знаний по очень важному предмету, снижает интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя! Ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное.
Цель проекта: изучить методы и приемы быстрого счета и показать необходимость их эффективного использования.
Задачи проекта:
· изучить историю возникновения вычислений
· рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас
· освоить правила быстрого счета и научить пользоваться ими учащихся нашей школы.
· создать брошюру « Приемы быстрого счета» о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта.
· создать брошюру «Система быстрого счета по Трахтенбергу»
· оформить альбом «Приемы быстрого счета»
Мы изучили историю возникновения вычислений, создали брошюру «История вычислений». Изучили старинные способы быстрого счета: русский крестьянский способ умножения, «метод решетки» умножения чисел, интересный способ умножения чисел, которым пользуются в Японии. С большим интересом мы познакомились с системой быстро счета Якова Трахтенберга, еврейско-русского математика, который, находясь в заключении в фашистском концлагере, разработал систему быстрого счета. Создали брошюру «Система быстрого счета по Трахтенбергу».
Мы изучили много приемов быстрого счета и познакомили с ними учеников нашего класса. Оформили книжку - памятку «Приемы быстрого счета».
Практическая часть включает в себя изучение динамики развития вычислительных навыков учащихся 7 класса. Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки. С учащимися нашего класса мы изучили много способов быстрого счета. В декабре провели фестиваль «Приемы быстрого счета». Были проведены три работы проверки вычислительных навыков учащихся.
Средний балл первичной диагностической работы – 10,1, средний балл второй проверочной работы – 15,3, средний балл итоговой работы – 20,1.
Таким образом, мы видим, что наша первоначальная гипотеза о том, что знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно увеличить скорость и качество счета, подтверждается
Вложение | Размер |
---|---|
"Приёмы быстрого счёта" | 48.83 КБ |
"Приемы быстрого счёта" презентация | 736.42 КБ |
МКОУ «Захаровская СШ» Клетского района Волгоградской области
Математический проект
«Приемы
быстрого счета»
Авторы: Фомина Ирина, Рыжкова Ангелина
Руководители: Могутова Татьяна Михайловна
Дерюшкина Оксана Валерьевна
2015 – 2016 учебный год
Содержание.
Актуализация проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Гипотеза исследования
План работы над проектом
История возникновения вычислений
Старинные способы быстрого счета
Метод «решетки»
Умножение в Японии.
Система Трахтенберга
Египетский способ умножения
Прием перекрестного умножения
Счет на пальцах
Сложение с использованием свойств действий с числами
Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел
Применение свойств вычитания
Поразрядное вычитание
Умножение чисел от 10 до 20
Умножение на 11
Умножение на 22, 33, ..., 99
Умножение на 5; 50; 0,5;0,25
Умножение на 125; 12,5; 1,25; 0,125
Умножение на 1,5; 2,5; 3,5 …
Умножение на число, оканчивающиеся на 5
Способы быстрого деления
Деление на 5, на 50, на 25
Деление на 0,5; 0,25; 0,125
Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
Возведение в квадрат числа, начинающегося на 5
Угадывание задуманного числа
Без карандаша и бумаги
Первичная диагностика вычислительных навыков учащихся
Знакомство учащихся с приемами быстрого сложения и вычитания
Знакомство учащихся с приемами быстрого умножения и деления
Фестиваль «Приемы быстрого счета» для учащихся 5-8 классов
Повторная диагностика
Оформление альбома «Приемы быстрого счета»
Работа над презентацией
Наш проект называется «Приемы быстрого счета.
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и многие из них просто не умеет считать устно. Это снижает качество знаний по очень важному предмету, снижает интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя! Ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное.
Поэтому мы хотим помочь учащимся нашей школы научиться считать быстро и правильно и показать им, что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным, увлекательным занятием.
Гипотеза исследования:
Если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и им будет легче решать практические задачи.
Цель проекта:
изучить методы и приемы быстрого счета
и показать необходимость их эффективного использования.
Задачи проекта:
План работы над проектом:
Мероприятия | Время проведения |
Составление плана работы над проектом | 1.09. – 5.09. 2015 года |
Изучить историю возникновения вычислений | 10.09. – 30.09. 2015 года |
Познакомить с правилами вычислений в разные времена, в разных странах | 1.10. – 16.10.2015 года |
Изучить приемы быстрого счета | 19.10. – 30.10.2015 года |
Провести первичную диагностику вычислительных навыков учащихся | 29.10.2015 года |
Создать памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта. | 2.11. – 13.11. 2015 года |
Знакомство учащихся с приемами быстрого сложения и вычитания | 16.11 – 5.12.2015 года |
Знакомство учащихся с приемами быстрого умножения и деления | 7.12. – 26.12.2015 года |
Провести фестиваль «Приемы быстрого счета» для учащихся 5-8 классов | 23.12.2015 года |
Провести повторную проверку вычислительных навыков учащихся. | 27.12.2015 года |
Подведение итогов работы над проектом | 12.01.2016 ГОДА |
Работа над презентацией | 15.01. – 30.01.2016 года |
Оформление альбома «Приемы быстрого счета» | 1.02. – 15.02.2016 года |
Теоретическая часть.
Мы изучили историю возникновения вычислений.
У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.
Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги.
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами.
Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.
Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы,
как у пришельцев,
и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.
У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке
Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса.
И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели
для каждой цифры свой знак.
Вот как они выглядели
От пальцевого счета пошли пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног).
В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие – 60, третьи – 20, 2, 5, 8.
Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета.
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы.
Этот способ обозначения цифр называется цифирью
Мы изучили старинные способы быстрого счета. Приведем пример одного из них.
Русский крестьянский способ умножения
Пример:
умножим 47 на 35,
Нам очень понравился «метод решетки» умножения чисел
Найдем произведение чисел 25 и 63.
вертикально 63.
произведения чисел.
числа по диагоналям.
Получили результат: 1575
А какой интересный способ умножения чисел, которым пользуются даже в наше время в Японии:
Найдем произведение чисел 32 и 21
Крайние правые - единицы - 2
По диагонали – десятки - 7
Крайние левые – сотни - 6
Получили результат 672.
Мы с большим интересом познакомились с методами Якова Трахтенберга.
Яков Трахтенберг- еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета. Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок. Система Трахтенберга позволяет умножать большие числа на небольшие.
Рассмотрим умножение чисел на 11 по методу Трахтенберга.
Правило умножения на 12: нужно удваивать поочередно каждую цифру и прибавлять к ней поочередно ее «соседа».
Пример: 63247 · 12
Необходимо записывать цифры множимого через интервал и каждую цифру результата писать точно под цифрой числа 63247, из которой она образовалась.
63247 · 12 = 758964
Мы изучили много способов быстрого сложения, вычитания, умножения и деления чисел. Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
Сложение с использованием свойств действий с числами
12+63+28=(12+28)+63=40+63=103.
549+94= (500+100)+(49-6)=600+43=643.
504+497=(500+500)+(4–3)=1000+1=1001.
Поразрядное вычитание:
Пример1:
574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=300+30+1=331.
Пример 2:
647–256=(500-200)+(140-50)+(7-6)=300+90+1=391.
Применение свойств вычитания
934 – (123 + 634)= (934 – 634) – 123 = 300 – 123 = 177
(567 + 148) – 367 = (567 - 367) +148 = 200 +148 = 348
Умножение чисел от 10 до 20
Чтобы найти произведение чисел
от 10 до 20 необходимо:
к одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, умножить на 10 и прибавить произведение единиц чисел.
Пример 1. 16∙18 = (16+8) ∙ 10 + 6 ∙ 8 = 288,
Пример 2. 17 ∙ 19 = (17+9) ∙ 10 + 7 ∙ 7 = 309.
Умножение на 11
Примеры:
72 ∙ 11 = 7 (7 + 2) 2 = 792;
35 ∙ 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385.
Пример:
94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Умножение на 125; 12,5; 1,25; 0,125
32 · 125 = 32 : 8 · 1000 = 4000.
24 · 12,5 = 24 : 8 · 100 = 300.
64 · 1,25 = 64 : 8 ·10 = 80.
16,8 · 0,125=16,8 : 8 = 2,1.
Умножение на 1,5; 2,5; 3,5 …
16·1,5 = 16+8= 10+14=24
16·2,5 = 16·2 + 8 = 32+8= 40
16·3,5 = 16·3+8=48+8 = 40+16=56
Деление на 5, на 50, на 25
При делении на 5, на 50, на 25 воспользуемся следующими выражениями:
a : 5 = a ∙ 2 : 10
a : 50 = a ∙ 2 : 100
a : 25 = a ∙ 4 : 100
135 : 5 = 135 ∙ 2 : 10 = 270 : 10 = 27
3750 : 50 = 3750 ∙ 2 : 100 = 7500 : 100 =75
6400:25 = 6400 ∙ 4 : 100 = 25600 : 100 = 256
Деление на 0,5; 0,25; 0,125
Чтобы разделить число на 0,5, нужно это число умножить на 2:
32 : 0,5 = 32 · 2 = 60 + 4 = 64
Чтобы разделить число на 0,25, нужно это число умножить на 4:
32 : 0,25 = 32 · 4 = 120 + 8 = 128
Чтобы разделить число на 0,125, нужно это число умножить на 8:
32 : 0,125 = 32 · 8 = 240 + 16 = 256
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25
Примеры:
Возведение в квадрат числа, начинающегося на 5
Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.
Примеры:
56² = (25+6), приписать 6² =36, 56² = 3136
58² = (25+8), приписать 8² = 64, 58² = 3364
53²= (25+3), приписать 3² = 09, 53² = 2809
Узнали много игр с числами. Вот одно из них.
Угадывание задуманного числа
(x+5 ) · 3 - 7- 8 = 3x +15 – 15 = 3x
Чтобы угадать задуманное число, результат, написанный на бумажке или сказанный вам устно, разделить на 3.
Работая над проектом, мы узнали имена людей, которые могли считать очень быстро, обладали огромными способностями.
Приведем примеры:
Немецкого ученого Карла Гаусса называли королем математики.
Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивлял своего отца.
Однажды в школе, Гауссу в то время было 10 лет, учитель предложил классу перечислить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса был готов ответ :
1+2+3+…..+97+98+99+100=101·50=5050.
Как он складывал числа от 1 до 100?
Группируем: (1+100)+(2+99)+….=50 пар по 101,
а сумма S=101·50 = 5050.
Практическая часть.
Практическая часть включает в себя изучение динамики развития вычислительных навыков. Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки.
Диагностика проводилась в несколько этапов:
Для первичной диагностики была подготовлена проверочная работа, состоящих из 30 примеров на сложение, вычитание, деление и умножение. По согласованию с учителем, мы провели его в своем классе.
Время выполнения работы – 10 минут.
Образец работы:
Главное условие – все вычисления ребята должны проводить в уме, а записывать только результат.
Затем мы изучили с одноклассниками приемами быстрого сложения, вычитания, умножения и деления чисел. Провели еще одну проверочную работу.
В декабре мы провели фестиваль «Приемы быстрого счета». Мы познакомили учащихся с историей возникновения вычислений, с некоторыми интересными способами быстрого счета, еще раз рассмотрели много методов, позволяющих считать быстро и правильно. После проведения фестиваля мы провели итоговую проверочную работу.
Результаты всех трех работ приведены в таблице:
Фамилия, имя | Работа №1 | Работа №2 | Работа №3 | |
1. | Алишихова Муминат | |||
2. | Войтов Саша | |||
3. | Карпушова Светлана | |||
4. | Кийков Вениамин | |||
5. | Кузнецова Даша | |||
6. | Магомедова Патимат | |||
7. | Мальцев Сережа | |||
8. | Макагонов Саша | |||
9. | Мирзаева Мадина | |||
10. | Сухоруков Витя | |||
11. | Ульянова Инна | |||
12. | Ульянов Данила | |||
13. | Цымлов Захар | |||
14. | Шмагин Ярослав |
Средний балл первой работы –
Средний балл второй работы –
Средний балл итоговой работы -
Таким образом, мы видим, что наша первоначальная гипотеза о том, что знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно увеличить скорость и качество счета, подтверждается
Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень …Мы рассмотрели лишь немногие способы быстрого счета.
Все рассмотренные нами методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления
Устный счет – гимнастика ума!
Вычислительная техника с каждым днем становится все более совершенной, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.
Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета.
Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений.
Результаты работы над проектом:
Использованные ресурсы:
Слайд 1
МКОУ « Захаровская СОШ» Клетского района Волгоградской области Приемы быстрого счета. Авторы: Фомина Ирина, Рыжкова Ангелина Руководители : Могутова Татьяна Михайловна Дерюшкина Оксана Валерьевна « Устный счет - гимнастика для ума»Слайд 2
Научиться считать! Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать. «Счет и вычисления – основы порядка в голове» Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)
Слайд 3
Актуальность проекта Актуальность нашего исследования состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и многие из них просто не умеет считать устно. Это снижает качество знаний по очень важному предмету, снижает интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя! Ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное. Поэтому мы хотим помочь учащимся нашего класса научиться считать быстро и правильно и показать им, что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным, увлекательным занятием .
Слайд 4
Гипотеза исследования Если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и им будет легче решать практические задачи . Объект исследования: различные алгоритмы счета Предмет исследования: процесс вычислений. Субъект исследования: учащиеся 7 класса.
Слайд 5
Цель проекта : изучить методы и приемы быстрого счета и показать необходимость их эффективного использования .
Слайд 6
Задачи проекта: изучить историю возникновения вычислений; оформить брошюру «История создания чисел» рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас; освоить правила быстрого счета и научить пользоваться ими учащихся нашего класса; Создать брошюру «Приемы быстрого счета» о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта ; Создать брошюру «Система быстрого счета по Трахтенбергу » оформить альбом «Приемы быстрого счета»
Слайд 7
План работы над проектом Мероприятия Время проведения Составление плана работы над проектом 1.09. – 5.09. 2015 года Изучить историю возникновения вычислений 10.09. – 30.09. 2015 года Познакомить с правилами вычислений в разные времена, в разных странах 1.10. – 16.10.2015 года Изучить приемы быстрого счета 19.10. – 30.10.2015 года Провести первичную диагностику вычислительных навыков учащихся . 29.10.2015 года
Слайд 8
План работы над проектом Мероприятия Время проведения Создать памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта. 2.11. – 13.11. 2015 года Знакомство учащихся с приемами быстрого сложения и вычитания 16.11 – 5.12.2015 года Знакомство учащихся с приемами быстрого умножения и деления 7.12. – 26.12.2015 года Провести фестиваль «Приемы быстрого счета» для учащихся 5-8 классов 23.12.2015 года Провести повторную проверку вычислительных навыков учащихся. 27.12.2015 года
Слайд 9
План работы над проектом Подведение итогов работы над проектом 12.01.2016 ГОДА Работа над презентацией 15.01. – 30.01.2016 года Оформление альбома «Приемы быстрого счета» 1.02. – 15.02.2016 года
Слайд 10
История возникновения чисел У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись. Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги .
Слайд 11
Древние шумеры. Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки .
Слайд 12
Древний народ майя. Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно .
Слайд 13
История возникновения чисел Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке
Слайд 14
Древние индийцы. Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели
Слайд 15
Арабские цифры Арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так. Они похожи на многие наши цифры. Арабы нуль, или «пусто», называли « сифра ». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся
Слайд 16
Системы счета Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета . Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы . Этот способ обозначения цифр называется цифирью .
Слайд 17
Большие числа Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ : Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леодр , десять леодров – ворон, десять воронов – колода . Такой способ обозначения чисел был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.
Слайд 18
Русский крестьянский способ умножения Пример: умножим 47 на 35 запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту; левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем); деление заканчивается, когда слева появится единица; вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа; далее оставшиеся справа числа складываем – это результат; Старинные способы быстрого счета 35 + 70 + 140 + + 280 + 1120 = 1645 .
Слайд 19
Метод «решетки» ( Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми) Метод решетки: Найдем произведение чисел 25 и 63. Горизонтально запишем числа 25, вертикально 63. Чертим решетку, проводим диагонали. На пересечениях находим произведения чисел. Складываем числа по диагоналям. Получили результат: 1575
Слайд 20
Как умножают в Японии? Так умножают в младших классах Японии . Найдем произведение чисел 32 и 21 Чертим 3 полоски, через промежуток 2. Под углом чертим 2 и 1 полоски. Считаем количество точек пересечения: Крайние правые - единицы - 2 По диагонали – десятки - 7 Крайние левые – сотни - 6 Получили результат 672 .
Слайд 21
Система Трахтенберга Яков Трахтенберг еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета. Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок. Система Трахтенберга позволяет умножать большие числа на небольшие.
Слайд 22
Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится . Пример: 529 – 435 = (529 - 5) - ( 435+5 ) = 524 – 440 = = 84 Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной суммы надо вычесть столько же единиц. Пример: 785 + 963 = 785 + (963+7)–7 = 785 + 970 – 7 = = 1748
Слайд 23
Способ быстрого вычитания Поразрядное вычитание: Если число единиц каждого разряда уменьшаемого больше, то вычитаем поразрядно и результаты складываем. Пример1: 574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=300+30+1=331 . Если меньше, то занимаем у высшего разряда: Пример 2: 647–256=(500-200)+(140-50)+(7-6)=300+90+1=391.
Слайд 24
Чтобы найти произведение чисел от 10 до 20 необходимо: к одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, умножить на 10 и прибавить произведение единиц чисел. Пример 1: 16∙18 = ( 16+8 ) ∙ 10 + 6 ∙ 8 = 288 , Пример 2: 17 ∙ 19 = (17+9) ∙ 10 + 7 ∙ 9 = 323 Умножение чисел от 10 до 20
Слайд 25
Умножение на 11 Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11 , надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. Примеры: 72 ∙ 11 = 7 (7 + 2) 2 = 792; 35 ∙ 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385. Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10 , надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения. Пример : 94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Слайд 26
Умножение на 5; 50; 0,5;0,25 Чтобы умножить число на 5 , нужно умножить его на 10 и разделить на 2: 138 · 5 = (138 · 10) : 2 = 1380 : 2 = 690. Чтобы умножить число на 50 , нужно умножить его на 100 разделить на 2: 87 · 50 = (87 · 100) : 2 = 4350. Чтобы умножить число на 0,5, нужно разделить его на 2: 360 · 0,5 = 360:2=180 . Чтобы умножить число на 0,25 , нужно разделить его на 4: 280 · 0,25 = 280 : 4 = 70
Слайд 27
Умножение на 125;12,5;1,25;0,125 Чтобы умножить число на 125, нужно умножить его на 1000 и разделить на 8: 32 · 125 = 32 : 8 · 1000 = 4000. Чтобы умножить число на 12,5 , нужно умножить его на 100 и разделить на 8: 24 · 12,5 = 24 : 8 · 100 = 300. Чтобы умножить число на 1,25, нужно умножить его на 10 и разделить на 8: 64 · 1,25 = 64 : 8 ·10 = 80. Чтобы умножить число на 0,125 , нужно разделить его на 8. 16,8 · 0,125=16,8 : 8 = 2,1.
Слайд 28
Умножение на 0,5; 1,5; 2,5; 3,5 … Чтобы умножить число на 0,5, надо разделить его на 2: 16 · 0,5 = 16 : 2 = 8 Чтобы умножить число на 1,5 , надо к данному числу прибавить его половину: 16·1,5 = 16+8= 10+14=24 Чтобы умножить число на 2,5 , надо умножить его на два и прибавить половину числа: 16·2,5 = 16·2 + 8 = 32+8= 40 Чтобы умножить число на 3,5 , надо умножить его на 3 и прибавить половину числа: 16·3,5 = 16·3+8=48+8 = 40+16=56 и т.д.
Слайд 29
Способы быстрого деления Последовательное деление Если делитель является составным числом, то разлагаем его на два или большее число множителей, а потом выполняем последовательное деление : 720:45 = (720:9):5 = 80:5 = 16, 9324:36 = (9324:9):4 = 1036:4 = 259 945:35 = (945:5):7 = 179:7 = 27
Слайд 30
Деление на 0,5; 0,25; 0,125 Чтобы разделить число на 0,5 , нужно это число умножить на 2: 32 : 0,5 = 32 · 2 = 60 + 4 = 64 Чтобы разделить число на 0,25 , нужно это число умножить на 4: 32 : 0,25 = 32 · 4 = 120 + 8 = 128 Чтобы разделить число на 0,125 , нужно это число умножить на 8: 32 : 0,125 = 32 · 8 = 240 + 16 = 256
Слайд 31
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5 Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25 Примеры: 35² = 3·(3+1), приписать 25, получим 35²= 1225 75² = 7·8 , приписать 25 , 75² = 5625 85² = 8 · 925 = 7225 45² = 2025
Слайд 32
Возведение в квадрат числа, начинающегося на 5 Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0. Примеры: 5 6 ² = (25+ 6 ), приписать 6² =36 , 56² = 3136 5 8 ² = (25+ 8 ), приписать 8² = 64, 58² = 3364 5 3 ²= (25+ 3 ), приписать 3² = 09, 53² = 2809
Слайд 33
Без карандаша и бумаги Немецкого ученого Карла Гаусса называли королем математики . Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивлял своего отца. Однажды в школе, Гауссу в то время было 10 лет, учитель предложил классу перечислить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса был готов ответ : 1+2+3+…..+97+98+99+100=101·50=5050. Как он складывал числа от 1 до 100? Группируем: (1+100)+(2+99)+….=50 пар по 101, а сумма S =101·50
Слайд 34
Угадывание задуманного числа Предложите своим друзьям задумать любые числа. Пусть каждый прибавит к своему задуманному числу 5. Полученную сумму пусть умножит на 3. От произведения пусть отнимет 7. Из полученного результата пусть вычтет ещё 8. Листок с окончательным результатом пусть каждый отдаст вам. Глядя на листок, вы тут же говорите каждому, какое число он задумал. ( x+5 ) · 3 - 7- 8 = 3x +15 – 15 = 3x Чтобы угадать задуманное число, результат, написанный на бумажке или сказанный вам устно, разделить на
Слайд 35
Диагностика вычислительных навыков Практическая часть включает в себя изучение динамики развития вычислительных навыков. Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки. Объект исследования: 7 класс. Время проведения: октябрь - декабрь. Этапы исследования: Изучить известные способы быстрого устного счета; Подобрать материал для тренинга; Провести диагностику; Подвести результаты исследования
Слайд 36
Этапы диагностики Для диагностики был составлен ряд однотипных упражнений, состоящих из 30 примеров на сложение, вычитание, деление и умножение, которые нужно было выполнить за 10 минут устно. Этапы диагностики: Проверка имеющихся навыков устного счета; Изучение способов быстрого сложения и вычитания; Знакомство с новыми приемами умножения; Изучение способов быстрого деления. Повторная проверка умения считать устно. Фестиваль «Приемы быстрого счета» Итоговая проверка вычислительных навыков учащихся
Слайд 37
Результаты трех работ Фамилия, имя Работа №1 Работа №2 Работа №3 1. Алишихова Муминат 11 18 25 2. Войтов Саша 7 12 16 3. Карпушова Светлана 14 22 27 4. Кийков Вениамин 11 16 25 5. Кузнецова Даша 11 16 23 6. Магомедова Патимат 13 20 25 7. Мальцев Сережа 11 17 22 8. Макагонов Саша 5 9 11 9. Мирзаева Мадина 14 22 26 10. Сухоруков Витя 6 8 10 11. Ульянова Инна 14 21 25 12. Ульянов Данила 7 9 11 13. Цымлов Захар 11 16 25 14. Шмагин Ярослав 6 8 11
Слайд 38
Результаты трех проверок: Средний балл первой работы – 10,1 Средний балл второй работы – 15,3 Средний балл итоговой работы – 20,1 Таким образом, мы видим, что наша первоначальная гипотеза о том, что знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно увеличить скорость и качество устного счета, подтверждается.
Слайд 39
Гимнастика ума Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень … Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов. Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления Устный счет – гимнастика ума! Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета . Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений!
Слайд 40
Результаты работы: изучили историю возникновения вычислений рассмотрели правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас освоили правила быстрого счета и научили пользоваться ими учащихся нашей школы . провели фестиваль «Приемы быстрого счета» для учащихся 5 – 8 классов. создали памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта. оформили альбом «Приемы быстрого счета»
Слайд 41
Используемая литература: Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981. «Первое сентября» Математика №3(15), 2007. Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68 Устный счет/Сост. П.М.Камаев . – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып . 3(15). http://portfolio.1september.ru/subject.php
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Эта весёлая планета
За еду птицы готовы собирать мусор
Для чего нужна астрономия?