В материале представлены данные о истории строительства каменных зданий в Первоуральске, архитектурном стиле исторических сооружений, фотографии образцов лепных украшений, а также предлагаются пути решения проблемы сохранения исторического наследия.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_referata.docx | 239.84 КБ |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Первоуральский политехникум»
III Областная научно-практическая конференция студентов
«Путь к успеху-2016: Образование. Наука. Профессия»
Тематическое направление
«Историческое и культурное наследие России»
Тема: «Лепные украшения в архитектуре Первоуральска»
Ф.И.О. исполнителей:
Кириллов Михаил Михайлович,
Калинин Михаил Сергеевич
студенты I курса ГАПОУ СО «ППТ»,
профессия «Мастер отделочных строительных работ»
Руководители:
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель физики первой кв. кат.,
Мансурова Светлана Ивановна,
мастер производственного
обучения высшей кв. кат.
Ревда
2016 год
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Изучение лепного декора в архитектуре Первоуральска………………………4
1. Начало формирования архитектурного облика современного Первоуральска........................................................................................................4
2. Неоклассицизм в архитектуре Первоуральска………………………….6
3. Эстетика лепного декора социальных объектов...……………………...9
4. Современные технологии сохранения и реставрации лепных украшений……………………………………………………………………….12
5. Презентация результатов исследования………………………………14
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….16
Введение.
Лепные украшения в архитектуре, наверное, редко кого оставляют равнодушным. Нас, будущих мастеров отделочных строительных работ заинтересовала лепнина, используемая для украшения фасадов и интерьеров в архитектуре нашего родного города.
К сожалению, декор, который когда-то украшал облик Первоуральска, находится в плачевном состоянии и продолжает разрушаться под действием атмосферных осадков и человеческого невнимания.
Целью нашей работы является привлечение внимания общественности к проблеме сохранения исторического наследия как единства архитектурного стиля социально значимых объектов города.
Задачи:
Объектом исследования является архитектурный стиль с точки зрения исторической и социальной значимости.
Предметом исследования является лепной декор в истории архитектуры Первоуральска.
Изучение лепного декора в архитектуре Первоуральска.
В конце 20-х годов прошлого века правительство СССР приступило к осуществлению масштабных планов индустриализации страны. Создание новых промышленных центров предполагало строительство особых городов для работников строящихся предприятий. Именно тогда в лексиконе советских архитекторов и экономистов появился термин «соцгород». По замыслу разработчиков социалистический город – это самостоятельное замкнутое поселение со стабильно заданными размерами и фиксированным числом населения, зависящим от количества рабочих мест на градообразующем предприятии. В таком городе все, включая квартиры в жилых домах, принадлежит государству.
Эскизные проекты Первоуральского соцгорода были разработаны сразу же после начала строительства Новотрубного завода. Сердце города – современный перекресток Чкалова – Герцена. Здесь, в канун 16-й годовщины Октябрьской революции, были положены первые камни в фундамент первого «социалистического» дома. Этот дом (Герцена №7), построенный по типовому проекту и начисто лишенный декора, представлял собой яркий образец стиля «конструктивизм», аскетизм архитектурных форм которого в те годы формально ассоциировался с демократичностью и новым типом социальных отношений. Вскоре рядом с первенцем строители Трубстроя возвели еще два четырехэтажных здания.
В начале 40-х Первоуральск живет в ожидании масштабной реконструкции. Но планам этим из-за войны не дано было осуществиться.
Капитально соцгород начал застраиваться только в конце 40-х – начале 50-х годов. Основной объем строительства был «в руках» Новотрубного завода. Можно с уверенностью сказать, что современный облик соцгорода – заслуга Новотрубного. Это его руководство давало задание проектным институтам и, в конечном счете, решало, что, где и как строить. Это по его схемам возводились новые кварталы улиц Ватутина. Чкалова, Герцена, Ильича, Трубников, Володарского Школьной, Металлургов и Медиков.
В Первоуральске улица Ватутина – это, пожалуй, самая красивая магистраль города. Четкая привязка к местности, прекрасное видение перспективы. По большому счету – это памятник архитектуры. По мнению бывшего главного архитектора Первоуральска Андрея Владимировича Саднова: «Такую цельную, с единым стилем улицу редко встретишь даже в больших городах. Улица Ватутина – просто учебник для архитекторов».
Облик улицы Ватутина начал формироваться в начале 50-х годов прошлого века. Прямая и широкая, она начиналась строиться в стиле «советского неоклассицизма», с юга на север. На красную линию улицы выходили регулярные прямоугольники кварталов, а их углы иногда акцентировались высокими, относительно основных зданий, надстройками (рис. 1). Жилые кварталы, отходящие от главной улицы на восток и запад, имели свои внутренние композиционные оси, симметричные главной магистрали. За зданиями располагались большие городские дворы с замкнутым или полузамкнутым пространством.
Рис. 1 Надстройка на угловом доме на улице Ватутина
Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма
Неоклассицизм в России возник как петербургский стиль. Неоклассицизм — первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.
Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Неоклассицизм перешагнул через рубеж 1917 г. И продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными для советской архитектуры 1930—1950-х гг. (рис. 2).
Рис. 2 Дом в стиле советского неоклассицизма на улице Ильича
Что касается лепного декора, то его история, согласно заявлениям историков и археологов, началась еще в Древнем Египте около 5000-го года до нашей эры. Таким образом, лепнина уже на протяжении семи тысячелетий украшает дворцы и храмы, театры, дома и усадьбы (рис. 3).
Рис. 3 Роскошные пилястры колон дома на улице Ватутина
История декоративной лепнины, как и история отечественной архитектуры в целом, не была закончена с крушением Российской империи. Разруха, оставшаяся после Первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской, была преодолена лишь в начале 1920-х годов. Но реалии Страны Советов были уже совсем другими. Теперь наступило время архитектурного авангарда – эпохи рационализма и конструктивизма. Эта холодная и предельно рационалистичная архитектура полностью избавилась от любых “излишеств”, в том числе и от лепного декора. Но длилась эта эпоха крайне недолго.
Постепенно СССР становился одной из наиболее мощных держав мира, на глазах обретавшей имперское величие, требовавшее воплощения соответствующими архитектурными методами. По этой причине советская архитектура резко претерпела практически полный переход к монументальному классицизму.
Принятый в 1932-м году проект Дворца Советов, так и неосуществленный, но незабываемый, стал своеобразным рубежом отсчета сталинского ампира – имперского ответвления классицизма.
Теперь стиль любой официальной архитектуры должен был определяться стилем Дворца Советов. Этот проект объединил в себе максимальную парадность и демонстрирование государственного величия. Пышные колонны, барельефы с изображениями государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, венками и розетками – такое возвращение декоративной лепнины стало действительно триумфальным (рис. 4).
Рис. 4 Бывший дворец культуры горняков в стиле сталинского ампира
Характерным признаком социалистического архитектурного строительства конца 40-х и 50-х годов ХХ века является использование лепного декорирования для социальных объектов: многоквартирных жилых домов, дворцов культуры, библиотек, школ, больниц, стадионов и т.п.
Трудящиеся небольшого городка после рабочего дня могли любоваться эстетикой архитектурных линий зданий, разнообразием лепных украшений фасадов и малых архитектурных форм (рис. 5).
Рис. 5 Беседка на трибуне городского стадиона
Жильцы коммунальных квартир являлись обладателями интерьеров с лепниной. Дети рабочих обучались в прекрасном здании совершенного архитектурного стиля с лепными украшениями в виде раскрытых книг в обрамлении венков (рис. 6).
Рис. 6 Элемент фасада школы № 32
Любой желающий мог часами наслаждаться чтением любимых книг в прекрасном читальном зале городской библиотеки, богато украшенным лепниной с растительным орнаментом (рис. 7).
Рис. 7 Интерьер городской библиотеки
В праздничные дни трудящиеся семьями посещали настоящие дворцы культуры с лепным декором колон, балконов, потолков, лестниц и т. п. (рис.8)
Рис. 8 Входная группа Дворца культуры «Огнеупорщик»
Даже заводская поликлиника представляла собой образец архитектурного стиля (рис. 9).
Рис. 9 Поликлиника №1
Сохранившиеся образцы лепных украшений продолжают радовать жителей и гостей города спустя более полувека после завершения строительства этих социально значимых сооружений. По нашему мнению, сейчас эти здания представляют историческую ценность как объекты, которые не только использовались по своему прямому назначению, но и формировали художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего мира, прививали любовь к Родине не одного поколения первоуральцев.
Реставрация памятников архитектуры - одна из наиболее актуальных проблем современной архитектуры. Следует учитывать, что каждое вмешательство в ткань памятника всегда сопровождается его утратами, поэтому необходимо увеличить интервалы между ремонтными мероприятиями. Любая ошибка может нанести непоправимый вред культурному достоянию.
В современной активной городской среде следует особое внимание уделять защите конструкций и поверхностей, чтобы сохранить на долгое время уникальные постройки, дошедшие до нас не всегда в Сохранение строительных конструкций, отделки, декора в рамках ухода за памятниками независимо от вида работ - профилактика или реставрация - является сложной задачей. Правильность принятого решения зависит от определения причин, приводящих к утратам. Это и проблемы, вызванные переувлажнением, как следствие - размораживанием, биопоражениями, эрозией, это и агрессивная среда, и индивидуальные характеристики памятника, и небрежное отношение пользователя (рис. 10).
Рис. 10 Разрушение красоты
Чтобы продлить срок службы, материал нуждается в защите. Технический прогресс не стоит на месте, и в последнее время для декорирования помещений стали все чаще использовать лепные украшения, изготовленные не из гипса, а из искусственного материала - полиуретана.
Изделия из вспененного полиуретана, или, как его еще называют, пенополиуретана (ППУ), объединяют в себе практичность, изящество и доступность: с одной стороны, они намного дороже полистироловых, но с другой – дешевле гипсовых. Полиуретан – это очень легкий (почти в 4 раза легче гипса), но в то же время прочный и долговечный материал. Как и полистирол, он не впитывает влагу и посторонние запахи. Лепные украшения из полиуретана обладают такими свойствами, как антистатичность, экологичность, пожаробезопасность и стойкость к атмосферным воздействиям, к тому же они очень легко монтируются.
Срок службы полиуретановых изделий, если они действительно качественные, составляет примерно 10–20 лет, а зачастую даже больше.
Следует отметить, что лепнина российского производства сегодня не уступает импортным аналогам.
Результаты своей работы мы решили представить молодёжной аудитории. Договорились с городской библиотекой провести совместное мероприятие, на которое пригласили студентов политехникума и учащихся городских школ. Выбор места проведения не был случайным. Интерьеры библиотеки богато украшены лепниной (рис. 7)
В качестве иллюстраций к своему рассказу мы использовали богатый фотографический материал, который собрали в ходе исследования (рис. 11).
Рис. 11 Выступление в библиотеке
Мероприятие получилось интересным. Часто горожане в череде повседневных дел просто не замечают, в каком красивом городе они живут. Ребята с интересом слушали, внимательно рассматривали слайды, узнавали знакомые места.
Мы получили приглашение от сотрудников библиотеки выступить ещё раз через месяц.
Заключение.
В ходе исследовательской работы мы поняли, как важно сохранить историческое наследие, которое было создано руками наших дедов и прадедов. Многих ветеранов-строителей уже нет в живых, но построенные ими прекрасные здания по-прежнему являются украшением нашего промышленного города. Наверное, мы ещё больше полюбили свой Первоуральск.
Мы хотим здесь жить, работать и сделать наш город ещё красивее.
Литература.
О путнике
Притча о гвоздях
Зимняя сказка
Стеклянный Человечек
Новый снимок Юпитера