Человек и природа тесно связаны между собой. Почти все, что нужно человеку, он берет от природы. Человек – дитя природы, часть ее. Он всегда будет действовать по ее законам. Но, создавая удобные для себя условия существования – города, заводы, железные и автомобильные дороги – человек одновременно ухудшает условия существования животных и растений, да и свои собственные. Мир находится на пороге экологической катастрофы. Залог здоровья человека — это чистая окружающая среда.
В связи с этим особый интерес на упаковке товаров представляет экологическая маркировка – специальная система знаков и обозначений, вызванная к жизни осознанием необходимости сохранения окружающей природной среды и достижения гармонии человека с природой посредством природоохранной деятельности.
Проблема недостаточной информированности граждан об экологических знаках на упаковке товаров, их смысле является актуальной для российского общества.
Поэтому в своей работе мы решили обратить внимание на эту проблему.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_znaki_na_upakovke.doc | 173 КБ |
ekoznaki.pps | 551.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Городского округа «Жатай»
Исследовательская работа
по экологии
на тему: «Экологические знаки в продуктах питания»
Выполнил: Семенцова Лилия,
ученица 10 класса
Руководитель проекта: Кузьмина И.В.,
учитель физики
Жатай - 2016
Введение
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Ф.М. Достоевский
Человек и природа тесно связаны между собой. Почти все, что нужно человеку, он берет от природы. Человек – дитя природы, часть ее. Он всегда будет действовать по ее законам. Но, создавая удобные для себя условия существования – города, заводы, железные и автомобильные дороги – человек одновременно ухудшает условия существования животных и растений, да и свои собственные. Мир находится на пороге экологической катастрофы. Залог здоровья человека — это чистая окружающая среда.
В Конституции Российской Федерации зафиксировано право гражданина на благоприятную окружающую среду. Но если мы сами не будем предпринимать никаких реальных действий для сохранения окружающей среды, сможем ли мы воспользоваться своим правом уже через несколько лет?
Но что можем сделать мы – простые люди для этого? Разве можем мы повлиять на производителей товаров и услуг, чтобы при производстве они приносили меньший вред окружающей среде? Оказывается, можем.
Мы ежедневно совершаем покупки в магазинах. Заботясь о своем здоровье, стараемся обращать внимание на состав продуктов. Но обращаем ли мы внимание на то, вредит ли производство данной продукции окружающей среде?
Обилие товаров ошеломляет красочным оформлением и многообразием. Мы можем способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, стимулируя производителя повышать уровень экологической безопасности своего производства.
Многие люди стремятся приобрести экологически чистые продукты. Но как их отличить из массы товаров на наших прилавках?
В связи с этим особый интерес на упаковке товаров представляет экологическая маркировка – специальная система знаков и обозначений, вызванная к жизни осознанием необходимости сохранения окружающей природной среды и достижения гармонии человека с природой посредством природоохранной деятельности.
Она является средством предоставления потребителям доступной информации, позволяющей сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывая также наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду в процессе его производства.
Но незнание ее смысла и наличие текста на иностранном языке делают экологическую маркировку малоэффективной. Анкетирование части родителей и учащихся нашей школы показало, что подавляющее большинство покупателей не знакомы со смыслом и значением экологической маркировки товаров, не четко осознают смысл экологической безопасности продуктов. Хотя 68% опрошенных готовы покупать экологически безопасную продукцию, даже если она будет стоить немного дороже обычной. Таким образом, потребитель, имея явное стремление покупать здоровые, экологические продукты, не имеет возможности осуществить осознанный выбор, так как не разбирается в знаках экологической маркировки.
Проблема недостаточной информированности граждан об экологических знаках на упаковке товаров, их смысле является актуальной для российского общества.
Поэтому в своей работе мы решили обратить внимание на эту проблему.
Проблема: недостаточная информированность потребителей о значении и смысле экологической маркировки товаров.
Цель исследования: привлечь внимание граждан к проблеме сохранения благоприятной окружающей среды через повышение информированности об экологических знаках на упаковке товара.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить информацию об экологических знаках, их классификации.
2. Провести анкетирование учащихся и их родителей.
3.Исследовать упаковку различных товаров на наличие экомаркировки.
4. Сравнить экологические знаки на упаковке товаров импортного и отечественного производства.
5.Офрмить презентацию по теме.
6.Выпустить информационные буклеты об экологической маркировке и распространить их среди учащихся и их родителей.
7.Выступить на классных часах для родителей и учащихся нашей школы.
Тип проекта: индивидуальный, информационно-исследовательский, средней продолжительности.
Гипотеза: Выбор потребителей заставляет производителей менять производство в сторону уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду.
Глава 1. Теоретическая часть.
Что такое экологическая маркировка.
Изобилие товаров в сегодняшних магазинах и супермаркетах вынуждает производителей разрабатывать все новые и новые модели упаковок. Появление красочных и оригинальных упаковок направлено на то, чтобы обратить на себя внимание покупателя. Для того чтобы покупатель легко мог найти и узнать безопасную для здоровья и окружающей среды продукцию, была создана экологическая маркировка - рекламирование товаров, производство которых не наносит ущерба окружающей среде.
Знак используется на упаковке для того, чтобы потребителю было проще ориентироваться, и, взглянув на упаковку или сопровождающую бумагу, уже понимал, что он приобретает товар или услугу, цикл производства, потребления и утилизации которых наносит минимально возможный вред окружающей среде. Вместе с этим товар не представляет угрозы для здоровья самого человека.
Какой бы ни была новейшая разработка, на любом продукте всегда будут изображены знаки, несущие потребителю различную информацию о товаре. Отечественные и международные, понятные и не очень, они тоже имеют свою классификацию, законодательную базу применения и историю.
Первый и старейший в мире экологический знак – «Голубой ангел». Он был создан в 1977 году по инициативе федерального министерства внутренних дел Германии. К настоящему времени им отмечены 4000 наименований продукции, начиная от компьютеров и заканчивая мебелью, несмотря на довольно высокие требования, учитывающие все этапы производства.
Успешным опытом Германии воспользовались многие страны для разработки собственных программ экологической маркировки и сертификации.
Сейчас в развитом мире существует большое количество экологических знаков.
Экологические знаки как символика должны быть просты и понятны. Иногда экологические знаки создаются в какой-то отдельно взятой стране, но чаще всего они все же общепонятны, и экологические организации, разработавшие экологические знаки, так же дополнительно тратят средства на то, чтобы их узнавали в разных странах. Экомаркировку могут получить очень многие товары и услуги. Главное требование - стремление к снижению нагрузки на окружающую среду и качественный продукт или услуга. Экомаркировкой отмечают:
Виды экологических знаков.
Сейчас в мире существуют около 30 различных экологических знаков. Они подразделяются на три группы.
1. Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Вот некоторые из наиболее известных знаков в этой группе:
«Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) | «Цветок ЕС» (Страны Евросоюза) | «Голубой ангел» (Германия) | «Экознак» (Япония) | Знак соответствия основным требованиям Евросоюза |
«Зеленый знак» (США) | «Экологический выбор» (Канада) | Знак соответствия Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (Россия) | Экологические знаки, ставящиеся на упаковку товаров в России |
2. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды. Примером этого вида знаков может быть экологический знак «Зеленая точка», разработанный в Германии;
он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. За пределами Германии знак ставится на продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Есо Emballage» и включены в ее систему утилизации.
3.Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
На упаковке многих товаров встречаются и другие экологические знаки:
В России существует обязательное государственное сертифицирование и контроль за качеством выпускаемой продукции с помощью государственных организаций. Помимо Госстандарта в нашей стране обязательна проверка любого продовольственного товара экспертами санитарного надзора. Результат такой экспертизы - гигиенический сертификат.
“Листок жизни” – первая российская экомаркировка была разработана Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году. «Листок Жизни» может получить любая, как пищевая, так и непищевая потребительская продукция, успешно прошедшая сертификацию. «Листок жизни» подтверждает экологичность продукта и экологическую безопасность всех этапов его производства. Эта маркировка признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации.
Московская система добровольной сертификации «Экологичные продукты». Экологичный продукт — это продукт животного или растительного происхождения, произведенный из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением всех установленных санитарных и ветеринарных норм и правил, а также вода питьевая, расфасованная в емкости, отвечающие (соответствующие) по показателям безопасности уровням, установленным к продуктам для питания детей раннего возраста.
2. Практическая часть
2.1 Изучение наличия экологических знаков на различных группах товаров
Цель: выявить и изучить экологические знаки на упаковке товаров.
Ход работы.
№ п/п | Категория товаров | Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров | Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки | Знаки, призывающие к охране окружающей среды |
1 | Продукты питания (соки, каши, воды и др.) Фото 1,2,3,4,5,6 |
Заключение
В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что население нашего города проявляет интерес к сохранению и поддержанию экологической безопасности. Но недостаток знаний приводит к недооценке экологических знаков на товарах.
Повышение информированности граждан делает возможным повышение спроса на экомаркированную продукцию. Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупатель может способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, которая не будет нести вреда ни его здоровью, ни окружающей среде.
Поведение потребителя может стимулировать производителя внедрять новые технологии, повышающие уровень экологической безопасности производства.
В результате исследования мы сделали вывод, что пока на нашем рынке присутствует очень мало продукции с подобными знаками, хотя и российские, и зарубежные экознаки можно встретить на упаковках продукции в магазинах Жатая. Их не так много, но есть смысл поискать и приглядеться.
Необходимо также прививать людям экологические знания, любовь к природе, воспитывать чувство высокой ответственности за сохранение и приумножение природных богатств, бережливое их использование, чтобы каждый человек мог ощутить свою причастность к делу защиты окружающей среды. Чтобы люди поняли, что забота о состоянии окружающей среды – это дело каждого. Маленькое дело лучше большого безделья.
Мы рекомендуем гражданам обращать внимание на экологические знаки на упаковке товаров, быть более ответственными и выбирать продукцию, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде. Не только знать, но и делать!
У нас сегодня есть возможность быть информированными о качестве используемого товара – пользуйтесь ею, будьте экологически грамотны и … здоровы.
Работа наша на этом не закончена. Планируется дальнейшее исследование по этой теме.
Рекомендации
В ходе реализации проекта мы планируем привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме выбора экологически чистого товара. Для этого был проведен классный час, где по результатам анкетирования стало понятно, что не все знали об экологических знаках, невнимательно смотрели на упаковку.
Список использованной литературы:
1. Вринчук В.В. Экологическое право (право окружающей среды) М.2008
2. Гордышевский С.М.,Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности продукции и качества жизни [Электронный ресурс] / С.М. Гордышевский// Санкт-Петербургский Экологический союз
3. Деловой экологический журнал №3/2003, С.45-50.
4. Знаки соответствия и экологическая маркировка на упаковках товаров. [Электронный ресурс]. bio-lavka.kiev/litvsyachinasoo.shtml
5. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - Ростов н/Д.: издательский центр "Март", 2000.
6. Реймерс Н.ф.Природопользование. Словарь-справочник.М.2008
7. Экомаркировка: Вопрос-Ответ .[Электронный ресурс]ecounion/ru/site
8. Экологическая маркировка .[Электронный ресурс] ozpp/consumer/useful/article9.html. (доступ 05.05.07)
9. www.city.davis.ca.us/city/pworks/gguide/plastic.htm
10. www.ecounion.ru
Слайд 1
Экологические знаки в продуктах питания Выполнил: Семенцов а Лили я учениц а 10 класса Руководитель проекта : Кузьмина И.В. у читель физики МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» Республика Саха (Якутия)Слайд 2
Цель исследования : Привлечь внимание граждан к проблеме сохранения благоприятной окружающей среды через повышение информированности об экологических знаках на упаковке товара
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Подобрать и изучить информацию об экологических знаках, их классификации. 2. Провести анкетирование учащихся и их родителей. 3.Исследовать упаковку различных товаров на наличие экомаркировки. 4. Сравнить экологические знаки на упаковке товаров импортного и отечественного производства. 5.Оформить презентацию по теме. 6.Выпустить информационные буклеты об экологической маркировке и распространить их среди учащихся и их родителей. 7.Выступить на классных часах для родителей и учащихся нашей школы.
Слайд 4
Экомаркировка Это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм
Слайд 5
Экознаки Некоторые знаки, отражающие экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств
Слайд 6
Экологические знаки разделяют на 3 группы: 1. Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. 2. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды. 3.Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
Слайд 7
«Голубой Ангел» (Германия) «Экологический выбор» (Канада ) «Эко-знак» (Япония)
Слайд 8
Экологический знак Международного экологического фонда Экологические знаки, ставящиеся на упаковку товаров в России
Слайд 9
2 ГРУППА ЗНАКОВ Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды Экологический знак «Зеленая точка», разработанный в Германии. Он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. Знак, означающий замкнутый цикл: создание -применение – утилизация. Ставится на упаковку или товар из полимерных материалов и информирует о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки. К сожалению, в России маркировка с помощью этого знака бесконтрольна, поэтому так же, как «Зеленая точка», в большинстве случаев не имеет смысла.
Слайд 10
3 ГРУППА ЗНАКОВ Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде а) Знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ. б) Знак "Опасное для окружающей среды" в Европейском Союзе. Этот знак используется на компьютерах для того, чтобы показать, что они выполнены со строжайшими требованиями по отношению к условиям работы и влиянию на внешнюю среду и что они потребляют минимум электроэнергии.
Слайд 11
Практическая часть Изучение наличия экологических знаков на различных группах товаров
Слайд 12
Изучение наличия экологических знаков на различных группах товаров
Слайд 13
АНКЕТА Знаете ли вы, что такое экологическая маркировка товара. а) да б) нет в) что-то слышали об этом
Слайд 14
2. Что для вас значит экологическая безопасность продукции а) продукция безопасная для здоровья человека б) минимально отрицательное воздействие продукции на окружающую среду
Слайд 15
3.Готовы ли вы покупать экологически безопасную продукцию, даже если она будет дороже обычной? а) да б) нет в) пока не знаю
Слайд 16
4. Обращаете ли вы внимание на знаки на упаковке, знакомы ли они вам? а) да б) нет в) большей часть знакомы, но не все
Слайд 17
5. Расположите по значимости факторы, влияющие на ваш выбор при покупки товаров а) качество товара, его натуральность б)экологическая безопасность в) яркая упаковка г) реклама
Слайд 18
Выводы: Недостаток знаний приводит к недооценке экологических знаков на товарах. 2. Повышение информированности граждан делает возможным повышение спроса на экомаркированную продукцию. Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупатель может способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, которая не будет нести вреда ни его здоровью, ни окружающей среде. 3. Поведение потребителя может стимулировать производителя внедрять новые технологии, повышающие уровень экологической безопасности производства. 4. Пока на нашем рынке присутствует мало продукции с экознаками, хотя и российские, и зарубежные экознаки можно встретить на упаковках продукции в магазинах Жатая. Их не так много, но есть смысл поискать и приглядеться.
Слайд 19
Если вы хотите сохранить свое здоровье, внимательно изучайте этикетки товаров и выбирайте продукты, содержащие минимальное количество искусственных пищевых добавок. Список вредных для здоровья пищевых веществ с буквенным кодом Е постоянно пополняется!
Крутильный маятник своими руками
Карты планет и спутников Солнечной системы
Кто самый сильный?
Как нарисовать небо акварелью
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев