Огромна и неоспорима роль архитектуры в развитии интеллекта общества и сохранении его культуры. Архитектура - самый главный и почти единственный осязаемый материальный свидетель истории народа, страны, культуры своего времени. Целью данной работы было изучение и сравнения архитектурных сооружений России и Великобритании; понятие дома, семейного очага в обеих культурах. Актуальность данной работы заключается в возможности использования полученных данных для представления более полной картины о культуре и традициях страны изучаемого языка и родной страны, а так же воспитание общей и эстетической культуры учащихся. Так архитектура действительно выступает как наиболее надежная форма гарантии интеллектуальной безопасности, страхующая общество от потери культурного потенциала самим своим существованием. Архитектура, благодаря своей относительной долговечности, позволяет обществу временно снижать свой культурный процесс, гарантируя в целом исторический прогресс интеллекта.
Вложение | Размер |
---|---|
Научная статья | 74.5 КБ |
Районная научно- практическая конференция учащихся «Паруса науки» Россия, Краснодарский край, г. Армавир, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Сравнение архитектуры домов в Великобритании и России
Бадалова Эльвира Ровшановна, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
8 класс
Научный руководитель: Муратова Олеся Михайловна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3
Введение
Дом, также как пища, вода и одежда, является существенным понятием в жизни каждого человека. Но человек и отличается от животных, потому что он хочет иметь не просто убежище, а то место, где он сможет удовлетворить все свои желания и потребности: спать, есть, укрываться от непогоды, растить детей, поклоняться Богу, и т.п. Итак, он хочет иметь не просто жилье, а дом, семейный очаг. Существует много пословиц, придающих значение дома для человека: «Восток или Запад, дома лучшее», «Нет места подобно дому», «Мой дом - моя крепость», и другие. Такие поговорки существуют на любом языке и в любой культуре. Дом является моделью микроуровня Вселенной, так что каждый может найти определенную структуру в этом. Любой дом имеет зоны со специальным предопределением, священными объектами, и есть всегда определенные правила проживания в доме. Эти зоны, объекты и правила отличаются в зависимости от культуры, в зависимости от мировой точки зрения определенного общества, религии страны, традиций и исторического наследия. Вот почему существует так много типов домов и образов жизни в мире. Для того чтобы разобраться в этом, нам поможет понимание таких понятий как архитектура, садоводство, культура быта.
Архитектурой или зодчеством называют искусство проектирования и строительства различных зданий, сооружений, комплексов, необходимых для жизни и разнообразных видов деятельности людей. Они также должны воплощать в себе вкусы и основные художественные направления общества, то есть выполнять и эстетические функции.
Развитие архитектурных традиций происходило на протяжении нескольких тысячелетий — первые из построек, обнаруженных археологами, датируются III тысячелетием до нашей эры.
Поначалу они были максимально простыми, предназначавшимися для жилья. С течением веков здания становились все сложнее и сложнее. Строители стали использовать свои знания для возведения гробниц — курганов, и наконец, появились гигантские усыпальницы, не имеющие аналогов во всем мире — пирамиды.
Образовались новые очаги культуры на севере Африки, в Междуречье, на побережье и островах Средиземного моря, в Америке. В различных уголках планеты архитектура развивались по своим правилам, но в чем- то можно обнаружить и сходство. Например, зиккураты народов Востока чем-то напоминали пирамиды Древнего Египта, а также культовые сооружения тольтеков, ацтеков, майя и других народов, населявших американский континент.
С развитием цивилизации начался новый этап развития архитектурных традиций — строительство городов, позднее выделенный в отдельную область искусства. Люди, жившие в городах, стремились сделать свою жизнь как можно легче, удобнее. Дома старались делать не только комфортными, но и красивыми. По жилищу можно было определить, какой социальный статус занимает тот или иной горожанин: бедняки продолжали жить в жалких домишках, а представители городской знати выстраивали целые дворцы, которые зачастую занимали площадь, равную целому городу.
Огромна и неоспорима роль архитектуры в развитии интеллекта общества и сохранении его культуры. Архитектура - самый главный и почти единственный осязаемый материальный свидетель истории народа, страны, культуры своего времени.
Глава 1. Архитектурные и садоводческие традиции Великобритании и России.
1.1. Великобритания.
В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно малоэтажного строительства.
В сельских местностях в прошлом был распространен так называемый саксонский дом, характерный и для других стран Западной Европы. В нем все хозяйственные и жилые помещения объединены под одной крышей. В настоящее время хозяйственные постройки окружают двор с трех сторон или выстроены в ряд параллельно ему. Что касается парков, садов, лужаек, газонов перед домами, то тут очень важную роль играет и христианская теология. Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада—Эдема. Адам до грехопадения был садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывал хлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство — один из чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попытка вернуться в рай, воссоздать его приблизиться к Богу.
Такая концепция появилась в средние века в монастырских садах. Возделывая эти сады, монахи проводили время в размышлениях и созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь. Эти сады появились в Англии после нормандского завоевания (1066г.). В 15 и 16 веках монастырские сады испытывали ренессансное влияние. Позже, в 18-19 веках на месте монастырских садов расположились парки нового времени, оставив лишь монастырские постройки и полностью уничтожив средневековый сад.[1]
Очень важно отметить и акцентировать внимание на том, что никогда прежде в Англии вкус эпохи, общественное миропонимание, философия и эстетические воззрения так ярко не проявлялись, как в садово-парковой архитектуре 19 века.
И впервые, Англия стала законодательницей мод и вышла на первую главенствующую ступень в Европе и Америке. ».[4]
1.2. Россия
Качество и степень однородности архитектуры определяет лицо и уровень развития общества, и фазу его демократизации.
О культуре какого либо времени судят по самому надежному материальному свидетельству - архитектурным памятникам той эпохи, которые являются отражением образа жизни и интеллекта того общества. Возможности развития этого общества заключены в его архитектуре.
Материальное осязание начала истории нашего государства приходит, например, через архитектуру Новгородской Софии и Юрьева монастыря древнего Новгорода. Разве можно найти что-нибудь более наглядное? О культуре рубежа XVI-XVII веков мы судим по сохранившимся соборам Московского кремля. XVIII-XIX века оставил нам центр исторического Петербурга с его пригородными дворцами. Виртуозными стилизациями и стилем Модерн отметился переход от XIX к XX веку. От 1920-х годов остались осколки конструктивизма и рационализма. Наследием сталинской эпохи остались пугающие громады редких (всего 7) высотных зданий в Москве и трущобного типа соцгородов в промзонах разных районов страны. Все это способствовало развитию интеллектуальной памяти поколений. Камень, принявший, форму архитектуры гарантировал, как мог, ее сохранность и наглядно иллюстрировал нашу неповторимую историю.
Так архитектура действительно выступает как наиболее надежная форма гарантии интеллектуальной безопасности, страхующая общество от потери культурного потенциала самим своим существованием. Архитектура, благодаря своей относительной долговечности, позволяет обществу временно снижать свой культурный процесс, гарантируя в целом исторический прогресс интеллекта. Погибшие цивилизации в основном только и известны нам благодаря архитектурным руинам и редким уцелевшим памятникам.[5]
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.
Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских сооружениях как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детища с земляным валом и рвом упоминаются 1040 годом., а первые сведения о каменной ограде относятся к 1302 году. Первые данные о каменной ограде Киева датируются 1037 годом, Москвы – 1367 годом. При некоторых различиях архитектуры в отдельных частях Руси она имела ряд общих особенностей, определившихся одинаковыми условиями развития. Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа.
Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием.
Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.
Глава 2. Сравнение менталитетов двух стран
2.1.Дом, семейный очаг как основное понятие в двух культурах
Архитектура является самым главным и осязаемым материальным свидетелем истории народа, но не единственным. Культура и традиции относятся также к основополагающим понятиям.
Тем не менее, всегда очень интересно более глубоко вглядеться в другие культуры, чтобы попытаться сравнить ее со своей в любом отношении.
Мы должны упомянуть, что Славянские традиции всегда были близки европейским, так как Европа с давних пор была проповедником Христианства. Довольно трудно найти корни различия двух культур, они, вероятно, лежат в интеллекте стран, формировавших свой менталитет на протяжении сотен лет. Но мы попробуем выделить некие различия и сходства в таких понятиях как «дом, семейный очаг».
Славянская традиция говорит о том, что Земля имеет хорошие и плохие места. В хороших местах построены дома, в плохих - кладбища. Дом должен быть возведен на хорошем месте, в противном случае семейство, живущее там, никогда не будет счастливым. В Славянской культуре большое внимание уделяют процессу построения дома. В строительстве закладка первой колонки бревен, (или фундамента) проходит по принципу: «Начало определяет конец». Жители Великобритании тоже придают этому большое значение. Понятие « Дом, семейный очаг» в британском менталитете всегда можно было выразить такими пословицами: «Мой дом – моя крепость», «Восток или Запад – дома лучше», «Мужчина строит дом, женщина – очаг в нем». Это самые известные английские пословицы, отражающие сущность их бытия. Все в Великобритании мечтают проживать в частном доме, который означает отдельное строение. Они строятся из кирпича и сланца. Дома, обычно, бывают одноэтажные или двухэтажные. По славянской традиции, дом разделен по диагонали на левую и правую половины с границей, проходящей от очага до красного угла. Считается, что левая часть будет «женской стороной», здесь также расположен очаг. Правая часть названа мужской.
Строительным материалом на Руси всегда являлось дерево, почти все жилые сооружения возводились из этого материала вплоть до 18 века. Позднее камень и кирпич становятся главной основой в строительстве. В наши дни мода на деревянные дома вновь возвращается. По вертикали дом имеет три уровня. Считается, что в каждом славянском доме есть некие три уровня, другими словами - модель микроуровеня Вселенной. Верхний уровень - для богов; самый низкий уровень - для последних предков; середина - для семейства.
Славянская традиция обращает большое внимание к дверной зоне. Дверь - место входа и выхода. С одной стороны - она символизирует границу между домом и двором; с другой стороны - она гарантирует защиту от внешнего вторжения. Закрытая позиция двери считается правильной, обычной. Дверь может быть оставлена открытой, только если в семействе случается рождение или смерть. В этих случаях дверь оставлена открытой, чтобы выпустить или впустить душу умершего или новорожденного. Дверь может быть украшена оберегами: подковой, ножами, иглами и другими предметами, для защиты дома от отрицательной энергии. После похорон, свадьбы и крещения, двери должны быть вымыты святой водой, чтобы смыть прочь энергию гостей [7].
Наиболее важная часть в каждом славянском доме, без которой он не может просуществовать, это - красный угол. Один из восточных углов дома, а именно установленный по диагонали к печи. У угла есть статус церковного алтаря. За иконой хранятся и используются в определенных ситуациях священные вещи: первые волосы детей, церковные свечи, святая соль. Заходя в дом, каждый человек должен поклониться иконе, чтобы показывать отношение к Богу и семейству. Только после этого, он может завести разговор с хозяевами.
В каждом доме имелся некий центр, средоточие, нечто главное по отношению ко всему подворью. Этим средоточием, несомненно, всегда был очаг, русская печь, не остывающая, пока существует сам дом и пока есть в нем хоть одна живая душа.
Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром всего крестьянского мира.
Наиболее важная вещь для Британских людей - чувство уюта и комфорта. Что же может создать теплую атмосферу в каждом доме? Каждый житель «туманного Альбиона» желает иметь в своем доме "живой огонь".[8]
Камин является традиционным символом тепла. В настоящее время, это может быть имитацией открытого огня с искусственным каменным углем. Как же приятно сидеть в сырую, дождливую погоду у камина, протянув ноги к огню и попивать крепкий английский чай. А как же попадет Санта-Клаус в дом каждого британца в канун Рождества? Где же он оставит подарки, как не в носках, развешенных у камина?
В Великобритании эти «башни из блока» (или "многоэтажные блоки"), были полной неудачей, поскольку они не подходили британским отношениям; в то время как в других странах люди очень счастливые, проживая в современных квартирах. В настоящее время только 40% населения живут в высотках.
Законы и традиции в Великобритании поддерживают ясное разделение между общественной и частной собственностью. Для того чтобы подчеркивать это деление, люди предпочитают дома, расположенные вдали от дороги. Таким образом, они могут позволить иметь сад перед домом, который отделяет их от внешнего мира. Эта зеленая зона может быть не очень большой, но это позволяет владельцу иметь невысокое ограждение или «живую изгородь»(A hedge). Такое ограждение объясняет, что здесь начинается частная собственность.
Квартиры не дают людям чувства уединения. Там нет отдельного входа, что перечит британским вкусам. Людям нравится самостоятельно выбирать цвета своих дверей или окон. Дома в Великобритании всегда считались очень холодными, может быть самыми холодными в Европе. Но это - не так. Около 3/4 домов оснащены центральным отоплением.[9] Огромное желание жить в собственном доме преодолевает многие препятствия: недостаточное количество средств для покупки дома, высокие цены на жилье. Около 70% домов в Великобритании находятся в частной собственности. Обычно люди выплачивают 80% от стоимости жилья сразу, а остальную часть в течение многих месяцев. Остаточная часть может выплачиваться за период 20-25 лет. Так велико желание британцев иметь свое теплое, уютное, семейное гнездышко, что никакие проблемы и неприятности их не страшат».[10]
В современной России вопрос приобретения частного жилья стоит также остро. Около 65% россиян проживают в частной собственности, остальные – в съемной. Политика государства уделяет большое внимание гражданам, желающим получить жилье в рассрочку. Выгодные условия ипотеки позволяют приобрести свой дом или квартиру, и расплачиваться за это в течение длительного периода времени. Так что желание иметь теплый, уютный, а главное – собственный дом, так же велико и у россиян.
Заключение
В заключение работы остается признать, что мир архитектуры обладает относительной самостоятельностью, независимостью от экономики и техники, что в нем имеются свои специфические законы смены и развития. Происходит диалог культур, личностей, направлений, школ, стилей; в нем вырабатываются своеобразные архитектурные ценности, соответствующие специфическим потребностям общества. На наш взгляд, человечество находится на той ступени развития, когда не материальные, а интеллектуальные открытия будут являться стимулом для развития не только архитектуры, но и искусства. Можно надеяться, что нас ждут колоссальные перемены в зодчестве, в понимании принципов градостроительства.
Мы выяснили, что в менталитетах двух народов, понятие «дом» представлено не только как архитектурное сооружение, а как нечто большее.
Ощущение родного гнезда вместе с восторгом младенческих, детских и отроческих впечатлений рождается стихийно. Родная природа, как родная мать, бывает только в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба. Пословица по этому случаю говорит кратко: «Не по хорошему мил, а по милу хорош».
Об отцовском доме сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких понятий русского крестьянства как: смерть, жизнь, добро, зло, совесть, родина, земля, мать, отец.
Англичанин видит в своем доме крепость, он ищет в нем защиту и поддержку. Он желает жить обособленно, уединенно. Каждый житель Великобритании мечтает иметь небольшой дом с садом, газоном, лужайкой или живой изгородью. Такой тип дома очень дорог для сердец многих британцев.
При исследовании данной работы, мы пришли к выводу, что в современном мире не должны игнорироваться правила культуры той страны, язык которой ты изучаешь. Никто не знает, что может случиться в будущем. Вот почему эти правила могут быть полезными человеку, они могут использоваться как средства, для решения различного рода проблем. Ведь всем известно, что проблему легче избежать, чем оперировать последействиями. Так зная менталитет жителей Великобритании, каждый русский человек сумеет сохранить чувство самообладания, уверенности, находясь на родине английского языка. Также он сможет проявить свое уважение к местным жителям, и продемонстрировать интеллектуальный и культурный уровень.
Список литературы
1. Gabrielle van Zuylen. Paradise on Earth: The Gardens of Western
Europe. Paris, 1989.
Michael Symes. A Glossary of Garden history. London, 1993.
2. Anthony Huxley. An illustrated history of Gardening. London,1997.
3. Monique Mosser. The history of Garden Design. London, 1987
4. Швидковский Д.О. Британские сады и их отражение в Европе. —История садов. Вып.1.М.,1994.
5. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры.// О.В.Котович, И.И. Крук - Минск, Адукацыя я выхаванне, 2008. - 592с.
6. Hobson Wendy. Просто Feng-Shui для дома, офиса и сада.// Wendy Hobson. - Лондон, Foulsham, 1998. - 288p House and home in the world outlook of different cultures
7. Шевченко Л.М. и др. “Страны и народы”; 1979
8. Осипов В. “Британия глазами русского”. - М.: Издательство АПН, 1976
9. Алексашкина Л.Н. “Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ”. - М.: 1995.
10. Кредер А.А. “Новейшая история” ч.2; 1994.
11.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stranymira.msk.ru
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Иван Васильевич меняет профессию
Два морехода
Снежная книга
Рисуем ананас акварелью