В первый класс дети приходят в основном с нормальным зрением,к 3 классу треть имеет нарушения. Как сохраниь зрение и помочь учащимся осознать серьезность данной проблемы,такова была цель исследовательской работы ученицы 4 класса.участницы научно-пракической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_blizorukost.docx | 157.53 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная образовательная школа д. Лаптево
Близорукость. Причины возникновения
и меры предупреждения.
Секция: естествознание.
Блохина Екатерина Сергеевна,
ученица 4 класса.
Научный руководитель:
Угарова Анна Николаевна,
учитель нач. классов.
2014 год
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основная часть……………………………………………………….4
Строение глаза…………………………………………………………...4
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?................................................................................................5
Определение близорукости……………………………………………..7
Динамика заболеваний близорукости в классе……………………….8
Анкеты для детей и их родителей………………………………………9
Причины ухудшения зрения…………………………………………...11
Советы по предупреждению близорукости…………………………...12
3.Вывод………………………………………………………………….13
4.Приложения…………………………………………………………..14
5.Использованные материалы……………………………………….17
В нашем классе 15 человек. К 4 классу трое из моих одноклассников стали пользоваться на уроке очками. Я обратила внимание, что после осенних каникул, в классе увеличилось количество ребят, которые на уроках прибегают к помощи очков. Таких ребят стало 5. Я попыталась выяснить, как называется заболевание глаз, почему портится зрение и как предупредить такое заболевание.
Тему считаю важной, так как в первый класс все мои одноклассники пришли со стопроцентным зрением, а за три с половиной года у третьей части класса ухудшилось зрение. Мне хочется сохранить зрение и помочь одноклассникам в профилактике заболевания глаз.
Цель моей научно-исследовательской работы:
определение близорукости, выяснение причин возникновения и мер предупреждения близорукости.
Задачи:
1. Дать определение приобретенным одноклассниками заболеваниям глаз.
2. Проследить развитие заболевания в нашем классе с помощью медработника школы и анкетирования учащихся.
3. Через анкетирование учащихся и их родителей определить возможные причины возникновения заболеваний глаз.
4. Посредством общения с учителем, взрослыми и с помощью интернета составить памятку для укрепления зрения младших школьников.
Методы исследования:
1. Сбор информации о близорукости средствами интернета и справочной литературы, изучение материала.
2. Наблюдение за посадкой одноклассников во время уроков.
3. Беседа с медсестрой школы, учителем, одноклассниками и родителями.
4. Анкетирование.
2.Основная часть.
Я решила, чтобы понять что такое близорукость, надо узнать как устроен наш глаз, как он работает. Мои родители не смогли мне дать серьезный ответ на данный вопрос, а учительница посоветовала обратиться к учебнику биологии за 8 класс [1] или поискать ответ в интернете [2]. И вот что я узнала:
Глаз - орган зрения животных и человека. Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).
Глазное яблоко (рис. 1) защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. Роговица является самой чувствительной наружной частью человеческого тела (даже самое легкое ее касание вызывает мгновенное рефлекторное смыкание век).
Рисунок 1. Строение глаза.
За роговицей расположена радужная оболочка , которая у людей может иметь разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость. В радужной оболочке есть небольшое отверстие - зрачок . Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу, - хрусталик. Снаружи он мягкий и почти студенистый, внутри более твердый и упругий. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.
За хрусталиком расположено стекловидное тело, представляющее собой бесцветную студенистую массу. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой или сетчаткой. Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов (рис. 2). Попав на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания. По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.
Рисунок 2. Работа органа зрения.
Оказывается, те мышцы, которые прикреплены к хрусталику, способны изменять кривизну его поверхностей и тем самым оптическую силу глаза. Когда мы смотрим на далекие предметы, эти мышцы находятся в расслабленном состоянии и кривизна хрусталика оказывается сравнительно небольшой. При переводе взгляда на близлежащие предметы глазные мышцы сжимают хрусталик, и его кривизна, а значит, и оптическая сила увеличиваются.
Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией. Благодаря аккомодации человеку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика, изображения на сетчатке глаза передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.
Из беседы с медсестрой нашей школы, Тамарой Константиновной Любимцевой, я выяснила, что у ребят с нарушениями зрения стоят разные диагнозы: астигматизм, аметропия и гиперметропия. Но все их можно объединить одним словом - близорукость.
Для ответа на вопрос что такое близорукость я обратилась к словарю Терра-Лексикон [4] и нашла определение этого термина.
БЛИЗОРУКОСТЬ (синоним миопия) - нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии, при этом параллельные световые лучи фокусируются перед сетчаткой глаза, а не на ней. В этом случае человек видит удаленные предметы нечетко, расплывчато, так как не может с помощью аккомодации (аккомодация— процесс изменения преломляющей силы глаза для приспособления к восприятию предметов, находящихся от него на различных расстояниях.) добиться их более четкого изображения.
Рисунок 3. Работа органа зрения при близорукости.
Близорукость обычно развивается у лиц с ослабленной аккомодацией глаза при длительной и беспорядочной зрительной работе на близком расстоянии. Развитию близорукости способствуют недостаточное освещение рабочего места, неправильная поза при чтении или письме, мелкий или плохой шрифт, то есть все, что заставляет чрезмерно приближать глаза к тексту. В некоторых случаях близорукость развивается при наследственном предрасположении.
Вместе с медсестрой Любимцевой Т.К. мы проследили развитие близорукости в нашем классе и показали эти данные в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика близорукости в 4 классе.
(январь года)
№ | Список учащихся | 2010-2011уч.год | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год |
1 | Ануфриев Д. | Гиперметропия | |||
2 | Блохина Е. | ||||
3 | Воробьев Д. | ||||
4 | Зыков В. | Астигматизм | Астигматизм | Астигматизм | |
5 | Квасов Д. | ||||
6 | Косякова Т. | Аметропия | |||
7 | Лосева А. | ||||
8 | Морозов Д. | Гиперметропия ср. ст. | Гиперметропия ср. ст. | Гиперметропия ср. ст. | Гиперметропия ср. ст. |
9 | Мочалина Т. | ||||
10 | Никитина Я. | ||||
11 | Старцева К. | ||||
13 | Тарабакина В. | Аметропия | Аметропия | ||
13 | Теплов Д. | ||||
14 | Филиппов Д. | ||||
15 | Шибанов Е. | ||||
Итого: | 1 | 2 | 3 | 5 |
На одном из классных часов, посвященных здоровому образ жизни, мы обсуждали проблему близорукости. Вместе с моим учителем Угаровой А.Н. и одноклассницей Старцевой Катей, мы составили анкету для выявления факторов, способствующих развитию близорукости для детей и их родителей.
Анкета для детей:
1.Носят ли очки твои родители?
2.Сколько времени в день ты проводишь у телевизора?
3.На каком расстоянии ты сидишь от экрана телевизора?
4.Сколько времени в день ты проводишь у компьютера?
5.Сколько времени в день ты тратишь на выполнение домашнего задания?
6.Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания?
7.С какой стороны падает свет от окна на твой письменный стол?
8.С какой стороны падает свет от настольной лампы?
9. Делаешь ли ты физзарядку для глаз?
10.Сколько времени посвящаешь домашнему чтению ?
11.Сколько времени в среднем ты проводишь на свежем воздухе?
12.Часто ли ты ешь:
свежую морковь- , рыбу- ,апельсины-
шоколад- , яйца-
Анкета для родителей:
1.Носите ли Вы очки ?
2.Сколько времени в день ваш ребенок проводит у телевизора?
3.На каком расстоянии ваш ребенок сидит от экрана телевизора?
4.Сколько времени в день ваш(а) сын(дочь) проводит у компьютера?
5.Сколько времени в день он(а) тратит на выполнение домашнего задания?
6.Делаешь ли ваш ребенок перерывы во время выполнения домашнего задания?
7.С какой стороны падает свет от окна на его письменный стол?
8.С какой стороны падает свет от настольной лампы?
9. Делает ли ваш ребенок физзарядку для глаз?
10.Сколько времени посвящает домашнему чтению ?
11.Сколько времени в среднем ребенок проводит на свежем воздухе?
12.Часто ли он ест:
свежую морковь- , рыбу- ,апельсины-
шоколад- , яйца-
Результаты анкет я разместила в таблицу 2 (посчитать результаты мне помогли мои подруги-одноклассницы).
Таблица 2.
№ вопроса | Учащиеся (14 человек) В скобках-проценты | Родители (9 человек) В скобках-проценты | ||
1 | Да-4 ( 28) | Нет-10 (72) | Да-3 (33) | Нет-6 (67) |
2 | Меньше 2 ч-4 (72) | Больше 2 ч-10 (28) | Меньше 2ч- (33) | Больше 2ч-6 (67) |
3 | Меньше 2м-3 (21) | Больше 2м-11 (79) | Меньше 2м-4 | Больше 2ч-5 |
4 | Меньше 1ч-4 (28) | Больше 1 ч-10 (72) | Меньше 1 ч-3 (33) | Больше 1ч-6 (67) |
5 | Нет-10 (72) | Да-4 (28) | Нет-2 (22) | Да-7 (78) |
6 | Слева-7 (50) | Справа-7 (50) | Слева-5 (56) | Справа-4(44) |
7 | Слева-7,(50) прямо-4 (28) | Справа-3 (22) | Слева-4,(44)прямо-1(12) | Справа-4(44) |
8 | Да-6 (57) | Нет-8 (43) | Да-3 (33) | Нет-6 (67) |
9 | Меньше 1ч-7 (50) | Больше 1ч-7 (50) | Меньше 1ч-6 (67) | Больше 1ч-3 (33) |
10 | Меньше 1ч-6 (43) | Больше 1 ч-8 (57) | Меньше 1ч-3 (33) | Больше 1ч-6 (67) |
11 | полноц. питание-8 (57) | Разов. приемы-6 (43) | Полноц.питание-5 (56) | Разов.приемы-4 (44) |
По моим наблюдениям и по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Причинами ухудшения зрения являются:
1.Большая зрительная нагрузка. В день 4 - 5 уроков в школе. Выполнение домашнего задания занимает от 1 до 3 часов. Большинство ребят очень много времени проводят у компьютера, от 1 до 4 часов в день. Многие вечером смотрят телепередачи, от 1 до 3 часов в день, а еще любят играть в телефоне и планшете.
2.Невыполнение санитарно-гигиенических норм.
3. Наследственный фактор. Астигматизмом страдают 5 человек, у трех из них родители тоже имеют такой диагноз и пользуются очками.
Советы по предупреждению близорукости:
Расстояние от глаз до книги или тетради не менее 30 см.
Свет при чтении и письме должен падать с левой стороны.
Не читай при плохом освещении и лежа.
(см. Приложение1)
(см. Приложение 2)
Вывод: Я узнала, что такое близорукость. Это серьезное ухудшение зрения, когда человек перестает четко видеть предметы, находящиеся вдали, и ему приходится пользоваться очками (можно и контактными линзами). Виной этому плохое освещение, несоблюдение правильной осанки и большая нагрузка на глаза (телевизор, компьютер, планшет, телефон). Однообразное питание, нехватка витаминов и наследственность тоже могут являться причинами близорукости. Чтобы избежать этого заболевания врачи рекомендуют соблюдать правила гигиены зрения, питаться полноценно, не забывать о витаминах, больше гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой.
Я решила выступить перед ребятами из начальных классов и рассказать им о данной проблеме.
Приложение №1.
Физзарядка для глаз.
4. Быстрые моргания в течение 1 2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
5. Выполняется стоя. 1 — смотреть прямо перед собой 2—3 секунды; 2 —вытянуть руку перед собой; 3-поставить указательный палец напротив глаз ;4 — перевести взор на кончик пальца и смотреть на конец пальца, приближая руку к лицу, до тех пор пока палец не начнет раздваиваться. 5-отвести руку обратно, не отводя взор от кончика пальца. Повторить 5-10 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. Выполняется сидя. 1 — закрыть веки; 2 — массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
7. Выполняется сидя. 1 — тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2 — спустя 1—2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3—4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Приложение №2.
Продукты, улучшающие зрение[3].
Использованные материалы
1.Сонин Н.И.Биология.8 кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М: Дрофа,2004.
2. http://www.pro-glazki.ru
4.Терра-Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М: ТЕРРА,1998.
О путнике
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Император Акбар и Бирбал
Марши для детей в классической музыке
Зимовье зверей