Цель исследования: установить какое значение имеет свет в жизни растений.
Задачи исследования: 1.Изучить справочную литературу по данной теме, сделать выводы.
2.Провести опыты с комнатными растениями.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 357.17 КБ |
Районный конкурс творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Я познаю мир»
МБОУ "Пакалёвская основная школа"
Номинация: «Друзья природы»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Почему растения не могут жить без света?»
Выполнила:
Дерябина Алёна Андреевна
9 лет,3 класс
Руководитель:
Косолапова Зинаида Клементьевна
Пакали – 2016
Оглавление.
Глава 1. Введение …………………………………..3-4
Глава 2. Основная часть.
2.1. Мои наблюдения………………………………...5
2.2. Строение листа растения.…………………...5-6
2.3. Свет – один из факторов жизни растений ..............................6-7
2.4. Как образуется крахмал в листьях на свету?....................................7
2.5. Из каких веществ образуется сахар и из него крахмал ?....................7-8
2.6. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода….8
Глава 3. Заключение ……………………………….9
3.1 Выводы
3.2. Список использованной литературы и интернет ресурсов.
Глава 1. Введение.
Существуют миллионы различных видов растений, и растут они почти повсюду. Растения разнообразны по размерам и форме: крошечные мхи соседствуют с огромными деревьями. Зелёные растения имеют огромное значение в природе и жизни человека.
Леса, луга, степи являются домом для животных.
Без зелёных растений на Земле не было бы пищи, необходимой для всех живых существ.
Растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания живых организмов, и поглощают углекислый газ.
Климент Аркадьевич Тимирязев изучал роль солнечного света в жизни растений. В своей книге «Жизнь растений» он писал : «Когда – то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу».
Мне очень захотелось узнать, что такое хлорофилл и какую «работу» выполняет солнечный свет.
Цель исследования: установить, какое значение имеет свет в жизни растений.
Задачи исследования:
Продолжительность: январь.
Объекты исследования: комнатные растения.
Методы проведения: наблюдение, изучение литературы, опыты.
Гипотеза: Я считаю, что если растение будет получать недостаточное количество света, то оно погибнет. Без света растение не может существовать.
Практическая значимость работы: возможность использовать данные исследования на уроках окружающего мира.
Глава 2. Основная часть.
2.1. Мои наблюдения.
Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету.
Свет растения улавливают листовыми пластинками.
Я провела наблюдение за комнатными растениями и увидела, что их черешки способны изгибаться, поворачивая пластинку листа к свету.
Есть растения светолюбивые, а есть растения, которые могут развиваться только в тени. Если светолюбивое растение попадает на затенённый участок, оно погибает. Я видела, как мама доставала после зимнего хранения, из подпола проросший картофель. У растений были очень вытянуты стебли, листья – маленькие и бледнее окрашены.
2.2 Строение листа растения.
Я через микроскоп увидела, что листовая пластинка состоит из множества клеток. Между клетками есть устьице, через которое растение дышит. Клетки зелёные, потому что в них содержатся хлоропласты, хлорофилл – краситель зелёного цвета.
2.3 Свет – один из факторов жизни растений.
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света.
Фотосинтез - процесс, при котором из углекислого газа, воды и минеральных веществ на свету образуются органические вещества
Из научно-популярной литературы я узнала, что, зеленый цвет листьев растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. “хлорос” – зеленый, “филос”– лист), который содержится в клетках листьев. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Именно через него растение поглощает световую энергию. Процесс фотосинтеза запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон).
Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Очень образно описал о процесс фотосинтеза Тимирязев: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».
Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.
В семенах растения имеется запас органических веществ –крахмал, жир, белок, которыми питается зародыш. Откуда берутся эти вещества?
Они образуются в листьях. Как это происходит, я узнала, проведя несколько опытов.
2.4. Как образуется крахмал в листьях на свету?
Опыт 1. Я взяла герань и поместила её в тёмный шкаф. Через несколько суток вынула растение. На обе стороны одного из листьев прикрепила два кусочка чёрной бумаги. В том кусочке, который положен с верхней стороны, вырезала букву К. Затем растение поставила на солнечный свет. Через сутки лист срезала. Сняла бумагу. Отпустила лист в кипящую воду, затем в горячий спирт. Спирт окрасился в зелёный цвет, а лист обесцветился, промыла его водой и облила слабым раствором йода. На обесцвеченном листе появилась синяя буква К. Буква появилась на той части листа, на которую падал свет.
Вывод: в освещённой части листа образовался крахмал. Крахмал превращается в сахар. Раствор сахара оттекает в другие части растения. Сахар образуется только в хлоропластах и только на свету.
2.5. Из каких веществ образуется сахар и из него крахмал ?
Опыт 2.
Я поставила горшок с примулой на кусок стекла под стеклянный колпак на свет. Края колпака смазала вазелином, для того чтобы не проникал воздух. Рядом с колпаком поставила раствор едкой щелочи. Учитель биологии мне объяснила, что щёлочь поглощает углекислый газ.
Через двое суток сняла колпак с растения, срезала лист и обработала йодом. Лист не посинел, значит, крахмала в листе нет.
Вывод: крахмал образуется в листьях только тогда, когда воздух, окружающий растение содержит углекислый газ. Сахар образуется на свету в зелёной части листа, если в воздухе есть углекислый газ и вода. Затем сахар превращается в крахмал.
2.6. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода
Опыт 3.
В стеклянный колпак я поставила стакан с водой, в который поместила веточки с зелёными листьями. Закрыла пробкой с трубкой. Наполнила углекислым газом. Опустила горящую лучинку, она погасла. Плотно закрыла банку и поставила на яркий свет. Через сутки открыла банку и снова опустила в неё горящую лучинку. Лучинка не гаснет. Я узнала у учителя, что горение поддерживает кислород.
Банку с зелёным растением я поставила в тёмный шкаф - опущенная лучинка тоже погасла.
Вывод:
Зелёные листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород только на свету.
Глава 3. Заключение.
3.1.Выводы:
Для роста растений необходима пища и воздух. Их корни впитывают воду из почвы, а листья поглощают солнечные лучи. Пищу растения получают из воды, воздуха и солнечного света.
Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород.
Таким образом, растение, используя энергию солнечных лучей создаёт органические вещества (сахар) из неорганических (углекислого газа и воды). Для растения единственным источником энергии является свет, благодаря свету организм растений правильно функционирует. Если света не достаточно, либо продолжительность светового дня короче требуемого, растение начинает медленно погибать. Значит, гипотеза о том что если растение будет получать недостаточное количество света, то оно погибнет – верна.
3.2. Список использованной литературы и интернет ресурсов.
1.http://www.medmoon.ru/wiki/ Энциклопедия растений.
2.yandex.ru/images/ картинки
3.Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
4.Всё обо всём. Растения. Детская энциклопедия. М.: «Планета детства».АСТ: Астель, 2000 г.
5.В.А. Корчагина. Ботаника. М.: просвещение, 1987 г.
6. https://ru.wikipedia.org/
Карты планет и спутников Солнечной системы
Всему свой срок
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
А теперь — мультфильм