Исследовательский проект проект " Человек в мире звуков", выполненый ученицами 8 класса Еременко Анной и Черновой Вероникой интересен содержанием материала и
исследовательской частью, проведенной ученицами по результатам наблюдений, бесед с одноклассниками и анкетировании учащихся 6-11 классов школы.
Выбор темы актуален, т.к. в последнее время происходит чрезмерное увлечение молодежью музыкой в любое время дня и ночи.
Насколько велика польза и вред при постоянном прослушивани громкой музыки, каковы приоритеты при прослушивании музыки учащимися разного возраста.?
Каковы позитивные и негативные влияния музыки на эмоциональное состояние человека и возможные биологические изменения человека? Что такое звукотерапия?
Эти и другие вопросы обсуждались на классных часах с учащимися разных возрастных групп, чтобы привлечь внимание , заинтересоватьодноклассников к особенностям восприятия звуков,
а также бережнее относиться к сохранению своего здоровья и окружающих нас людей.
Городское бюджетное образовательное учреждение школа № 178 Центрального района г. Санкт-Петербурга
Человек в мире звуков
Исследовательский проект по физике
Авторы проекта
ученицы 8 класса
Еременко Анна
Чернова Вероника
Руководитель проекта
Бакланова Вера Николаевна
учитель физики
г. Санкт-Петербург
2015
Актуальность:
В последнее время происходит чрезмерное увлечение молодежью музыкой. Медицинская статистика показывает, что музыка снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.
Уже доказано, что звукотерапия приносит большую пользу людям. Так ли это?
Мы решила изучить эту проблему на примере нашего класса и учеников старших классов нашей школы, используя собственные наблюдения, результаты анкетирования старшеклассников, личные беседы с отдельными группами учащихся .
Цель проекта: изучить свойства звука, выявить, позитивное и негативное влияние музыки на эмоциональное состояние человека и возможные биологические изменения в человеке .
Задачи:
-Изучить физические свойства звука.
- Привлечь внимание, заинтересовать наших одноклассников к особенностям восприятия звуков .
- Формировать бережное отношение к себе, к сохранению своего здоровья, к окружающим нас людям, к миру в целом, ощущая себя частью этого мира.
-Выявить положительное и отрицательное влияние звуков( музыки) на здоровье человека.
Объект исследования: звук , музыкальные звуки, звуковые явления.
Предмет исследования: влияние звука на здоровье человека.
Гипотеза: предполагаем, что у слушающего музыку человека исчезают или ослабляются болевые ощущения. снимается усталость, утомление, повышается работоспособность.
Введение_______________________________________________________4
1.Что такое звук? Характеристики звука____________________________5-6
2.Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука____________6-8
3 Влияние музыки на человека___________________________________8-
-Целительная сила музыки____________________________________11-12
-Разрушительная сила музыки_________________________________12-15
-Влияние силы звука и ритмов на организм_____________________16-18
-Бинауральный эффект_________________________________________18-20 4. Влияние музыки на животных и растения____________________20-23
5.Интересные факты о звуке____________________________________23-24
Заключение__________________________________________________25
Список используемой литературы________________________________26
Анкета для учащихся___________________________________________27
Музыка - это особенно трудноуловимое искусство. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она - мощная сила как для добра, так и для зла.
Введение
Мир звуков окружающих нас - разнообразен: голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание пчел, гром во время грозы и шум леса на ветру, звук проезжающих автомобилей . Общим для всех звуков является то, что порождающие их тела, т. е. источники звука, колеблются. Конкретные действия можно также оформить специальными звуками. Это пение, словарная речь, музыкой и многое другое. Важность звуков не является до конца исследованной, поэтому этот вопрос для сих пор поддается рассмотрению. Однако даже без исследований становится ясно, что звук может менять многое в создании человека. Например, в медицине также есть методы лечения, когда при помощи звуков, а именно музыкой или пением происходит исцеление больного. Такой способ в конкретных случаях может даже оказаться полезным для здоровья.
В результате многочисленных опытов удалось установить, что музыка способна проникать в организм не только через орган слуха, но и через кожу! Ведь музыка имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны в широком диапазоне. При воздействии на виброрецепторы звуковых волн определенной частоты "запускается", в частности, противоболевая система, благодаря чему у слушающего музыку человека исчезают или ослабляются болевые ощущения. В итоге снимается усталость, утомление, повышается работоспособность человека. Подмечено, что музыка снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма. Уже доказано, что звукотерапия приносит большую пользу людям, страдающим хроническими поражениями, больным аутизмом детям и пациентам, готовящимся к хирургическим операциям. Можно использовать звукотерапию вместе с другими нетрадиционными формами медицины для лечения нервных, сердечно - сосудистых, воспалительных заболеваний, снятия синдрома хронической усталости, депрессий, стрессов.
Подростки, входящие в мир, не могут обойтись без идеалов, без образцов для подражания. Но их все менее устраивают те "ценности", что навязывают им школа и общество. Однако, отправляясь в поиск за истинными ценностями, молодой человек зачастую не вооружен ни опытом; ни хорошо развитым вкусом. В этих условиях он легко оказывается в плену так называемого "молодежного стандарта", стремится "быть как все". А "все" - это ровесники. В последние два десятилетия музыка заняла совершенно особое место как в культуре вообще, так и в мировосприятии молодежи в особенности.
Звуки этой музыки стали настолько привычными, что ее можно не замечать, она становится частью атмосферы, того климата, в котором живут и работают люди. Называют её по-разному – "рок", "бит", наконец, просто "поп", но распознается она с первых же тактов, с первых всплесков электрогитар.
Почему же эта музыка получила признание у молодых? Тому несколько причин, в основе которых лежит всё более углубляющийся разрыв между поколениями в условиях современного общества. "Та или иная вещь, чтобы её приняли подростки, непременно должна наводить ужас на взрослых. Рок-н-ролл отвечал этим требованиям в совершенстве", - писал английский критик Джордж Мелли (1926-2007), сам бывший джазовый певец.
ЗВУК. РЕЧЬ. МУЗЫКА. ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ПРИБОЯ.
Что такое звук? Звук - распространение механических колебаний среды в пространстве, характеризующихся ее сжатием и растяжением с частотой внешнего воздействия. Это механическая продольная волна, которая может распространяться в твердых, жидких и газообразных средах.
Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук как механические колебания в пределах от 16 Гц до 20000 Гц (передающиеся обычно через воздух). Поэтому колебания этого диапазона частот называются звуковыми. Следует отметить, что указанные границы звукового диапазона условны, так как зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. Обычно с возрастом верхняя частотная граница воспринимаемых звуков значительно понижается - некоторые пожилые люди могут слышать звуки с частотами, не превышающими 6000 Гц. Дети же, наоборот, могут воспринимать звуки, частота которых несколько больше 20000 Гц. Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее 16 Гц - инфразвуковыми.
Ультразвук и инфразвук распространены в природе так же широко, как и волны звукового диапазона. Их излучают и используют для своих «переговоров» дельфины, летучие мыши и некоторые другие живые существа. Ультразвук находит широкое применение в технике.
Под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя при воздействии звуковой волны через слуховой аппарат на мозг. Ощущая звук, человек может испытывать различные чувства. Самые разнообразные эмоции вызывает у нас тот сложный комплекс звуков, который мы называем музыкой.
Звуки составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе. Существует такая форма звука, как шум.
При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно совершать работу, то есть оно обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство(вещество) энергию.
Высота звука определяется частотой .Чем больше частота основного тона, тем выше звук. Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Дело в том, что чувствительность человеческого уха к звукам разной частоты различна. При одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем звуки, частоты которых лежат в пределах от 1000 Гц до 5000 Гц. Поэтому, например, высокий женский голос с частотой 1000 Гц будет для нашего уха громче низкого мужского с частотой 200 Гц, даже если амплитуды колебаний голосовых связок в обоих случаях одинаковы. Громкость звука зависит также от его длительности и от индивидуальных особенностей слушателя.
В практических задачах громкость звука принято характеризовать уровнем громкости, измеряемым в фонах, или уровнем звукового давления, измеряемым в белах (В) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела.
Например, звуку, возникающему при листании газеты, соответствует уровень звукового давления порядка 20 дБ, звуку звонка будильника - примерно 80 дБ, двигателя самолета - порядка 130 дБ (такой громкий звук вызывает у человека болевое ощущение).
Систематическое воздействие на человека громких звуков, особенно шумов (неупорядоченной суммы звуков разной громкости, высоты тона, тембра), неблагоприятно отражается на его здоровье.
В шумных районах у многих людей появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление. Поэтому в больших городах приходится принимать специальные меры для уменьшения шумов, например, запрещать звуковые сигналы автомобилей.
Распространение звука
Мы воспринимаем звуки, находясь на расстоянии от их источников. Обычно звук доходит до нас по воздуху. Сжатие и разрежение воздуха (вызванные колебаниями источника и распространяющиеся благодаря возникновению упругих сил) достигают нашего уха и приводят барабанную перепонку в колебательное движение. В результате у нас возникают определенные слуховые ощущения. Таким образом, воздух служит передающей средой, т. е. веществом, в котором звук распространяется от источника к приемнику, в частности к нашему уху. Если между источником и приемником удалить упругую звукопередающую среду, то звук распространяться не будет и, следовательно, приемник не воспримет его.
Звуковые волны. Скорость звукаИзвестно, что звук распространяется в пространстве только при наличии какой-либо упругой среды. Среда необходима для передачи колебаний от источника звука к приемнику, например к уху человека. Другими словами, колебания источника создают в окружающей его среде упругую волну звуковой частоты. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя ее колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожания барабанной перепонки передаются посредством системы косточек окончаниям слухового нерва, раздражают их и тем вызывают ощущение звука. В газах и жидкостях могут существовать только продольные упругие волны. Звук в воздухе, например, передается продольными волнами, т. е. чередующимися сгущениями и разрежениями воздуха, идущими от источника звука. Звуковая волна, как и любые другие механические волны, распространяется в пространстве не мгновенно, а с определенной скоростью.
Измерения показывают, что скорость звука в воздухе при О °С и нормальном атмосферном давлении равна 332 м/с. Скорость звука в газах тем больше, чем выше их температура. Например, при 20 °С скорость звука в воздухе равна 343 м/с, при 60 °С - 366 м/с, при 100 °С - 387 м/с. Объясняется это тем, что с повышением температуры возрастает упругость газов, а чем больше упругие силы, возникающие в среде при ее деформации, тем быстрее передаются колебания от одной точки к другой. Скорость звука зависит также от свойств среды, в которой распространяется звук. Например, при 0 °С скорость звука в водороде равна 1284 м/с, а в углекислом газе - 259 м/с. Скорость звука в различных средах, м/с (при t = 20 °С)Вода1483Дерево (ель)5000 Гранит3850 Сталь5000-6100 Медь4700 Стекло5500
В настоящее время скорость звука может быть измерена в любой среде.Интересно то, что музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.
Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения.
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением. Правда вкусы и предпочтения у всех разные – это может быть и классика и тяжелый рок. И все это можно объяснить по научному, а не как мы часто говорим: нравится или не нравиться.
А вот физика позволяет нам взглянуть на этот вопрос совсем с другой стороны. Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность попсы. Звуки её низкочастотны – порядка 40-66 герц. Вот отсюда и пристрастия людей к "клубной" музыке. Низкие частоты, которые используются в этой музыке, не напрягают, а просто зомбируют людей. Конечно, кто-то может сказать, что клубная музыка их отягощает и угнетает. Это уже предпочтения одного человека, а не массы в целом.
Высокочастотные звуки, используемые в музыке стиля барокко, обладают большей длиной волны, чем наш мозг способен улавливать. Вот почему некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании классической музыки.
Положительное влияние музыки на человека.
В Китае давно было замечено, что цветы "любят" музыку – быстрее и лучше растут, цветут и т.д., причем они "предпочитают" не какофонию, а симфонические (мелодичные) произведения. В этом нет никакой мистики. Звуковые вибрации определенной частоты (оптимальная частота зависит от диаметра и длины капилляров, свойств стенок и т.д.) ускоряют фильтрацию, жидкостный и газовый обмен. Какофонический концерт содержит недостаточно звуков нужной частоты, мелодичный же обеспечивает большую длительность воздействия вибраций на обмен.
Ещё лучше поступил один американский фермер, поместив на краю своего поля динамики, звучащие от зуммера определенной частоты. Первые же опыты дали увеличение урожая злаковых на несколько десятков процентов.
Виброфильтрация очень сильно влияет на животный организм. В определенном диапазоне частот и при небольшой интенсивности вибрации могут доставлять удовольствие (музыка). При большой интенсивности вибрации действуют на организм губительно. Их используют, например, для уничтожения микробов. Вибрации сравнительно низкой частоты и небольшой продолжительности могут оказывать весьма благотворное влияние на процессы обмена. Соответствующие приемы воздействия широко практикуются йогами.
В самое последнее время с помощью ультразвука удалось значительно ускорить процесс заживления ран. Рана подвергается слабому ультразвуковому облучению в течение 15 минут три раза в неделю. Соответствующий опыт провели британские медики, биологи и физики.
Исключительный интерес представляют эксперименты французского профессора Гавро с инфразвуком [Владимир Гавро (Гавронский), французский физик, занимавшийся в 1950-1960-х годах экспериментами с инфразвуком. - ВАЕ]. Звук низкой частоты вызывает у человека состояние усталости, депрессии и может привести даже к смерти. Например, инфразвук с частотой 7 герц смертелен для человека, так как вызывает остановку сердца. По предположению Гавро, это объясняется совпадением частоты инфразвука с альфа-ритмом головного мозга".
"Звуки и ритмы рок-музыки, кроме того, вызывают, подобно алкоголизму и наркотизации, необратимые нарушения работы мозга".
"В частности, благодаря связям между зрительным и слуховым ощущениями на музыкальных концертах свет не гасят полностью: световые ощущения помогают звуковым восприятиям. Соответствующие связи используются также при создании цветомузыки – определенные звучания оркестра сопровождаются соответствующими цветовыми сигналами на экране и т.д."
В 1998 году (ПВБ) он записал: "По приглашению известного органиста Олега Янченко мне посчастливилось дважды прослушать органную мессу Иоганна Себастьяна Баха, который умел напрямую разговаривать с Богом на своем зашифрованном в музыке языке. Концерты были обставлены по-старинному, с канделябрами, свечами и т.п.
Впечатление было потрясающим: на первом концерте душа сама нашла путь к Богу, второй мистически и пророчески высветил всю мою судьбу с ее прошлым, настоящим и будущим, взлетами и падениями и благодарностью в конце".
В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось. В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музыка звучит непрерывно, хлеб обладает исключительным вкусом. В Японии кто-то догадался производить саке под музыку Моцарта. Качество саке заметно выросло. Музыка приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, внимание гораздо дольше удерживается на предмете изучения.
Музыкальные звуки воздействуют на организм через 3 механизма - акустический, вибротактильный и биорезонансный. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20000 Герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК.
В основе акустического механизма воздействия музыки лежит её способность влиять на психоэмоциональное состояние человека.
Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности.
Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим.
Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе - это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще.
Исследованиями установлено, что музыка влияет даже на глухих людей. Происходит это потому, что музыка способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу. При воздействии на виброрецепторы звуковыми волнами определенной частоты запускается противоболевая система.
В России впервые в мире учёные доказали воздействие музыки на клеточном уровне, а также на уровне ДНК - сложной структуры, которая взаимодействует с электромагнитными и акустическими волнами, а также сама их излучает. По данным исследователей, реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Учёные экспериментировали со стафилококками, с кишечными палочками и подобрали такую музыку, от которой эти микробы погибают.
Также целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе её лечебных свойств. В природе всё подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый орган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.
Резонансные частоты внутренних органов человека:
- 20-30 Гц (резонанс головы);
- 19 Гц и 40-100 Гц (резонанс глаз);
- 0,5-13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата);
- 6-8 Гц (резонанс почек);
- 4-6 Гц (резонанс сердца);
- 2-5 Гц (резонанс рук);
- 2-4 Гц (резонанс кишечника);
- 2-3 Гц (резонанс желудка).
Типы ритмов мозга человека:
1) Дельта-ритм (от 0,5 до 4 колебаний в секунду, амплитуда - 50-500 мкВ);
2) Тэта-ритм (от 5 до 7 колебаний в секунду, амплитуда – 10-30 мкВ);
3) Альфа-ритм (от 8 до 13 колебаний в секунду, амплитуда – до 100 мкВ);
4) Сигма-ритм (от 13 до 14 колебаний в секунду, амплитуда у взрослых в основном не меньше 50 мкВ);
5) Бета-ритм (от 15 до 35 колебаний в секунду, амплитуда – 5-30 мкВ);
6) Гамма-ритм (от 35 до 100 колебаний в секунду, амплитуда – до 15 мкВ).
Целительная сила музыки.
Вот рекомендации по использованию музыки для лечения некоторых заболеваний( рекомендации врача-психотерапевта):
- Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".
- От головной боли спасет полонез Огинского, "Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена.
- Бессонницу можно вылечить сюитой "Пер Гюнт" Грига, "Грустный вальс" Сибелиуса, пьесами Чайковского.
- Гипертоникам полезно слушать "Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Свадебный марш" Мендельсона и "Концерт ре-минор" для скрипки Баха
- Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.
- Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации.
Бородин, Шопен, Бетховен: Помогает лучше познать себя и разобраться в собственных чувствах.
Чайковский симфонии: Освобождают душу от неприятных воспоминаний и страданий.
Брамс, медленные произведения Баха, прелюдии Листа: Помогает преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость.
Шостакович: Помогает контролировать отрицательные эмоции (злобу, раздражительность)
Бизе, Кальмана, Моцарт, Легара, танцевальные произведения Штрауса: При прослушивании этих композиторов мироощущение у человека формируется оптимистическое.
Шопен концерты для фортепиано с оркестром: Делает отношение к окружающему миру более позитивным и радостным.
Музыка Генделя, Корелли, Вивальди, Баха: Составляет шестьдесят четвертей ноты в минуту (68-72 удара в минуту это сердечный ритм обычного, здорового человека). Слушая такую музыку, наше сердце настраивается на ритм исцеляющей силы музыки, и мы поневоле расслабляемся.
Бетховен "Лунная соната": Прогоняет подальше невроз и депрессию.
Пьесы Чайковского: Помогают людям страдающим бессонницей.
Полонез Огинский: Помогает, когда начинает болеть голова.
После обобщения работ как отечественных, так и зарубежных учённых было установлено, что целительная сила музыки после прослушивания спокойной классической музыки проявляет себя в выработке гормонов удовольствия. Эта музыка также влияет на амплитуду электромагнитных волн головного мозга, действуя успокаивающе. Параллельно с этим происходит синхронизация обоих полушарий головного мозга (левого и правого), это ведёт к повышению интеллектуальной деятельности. Также прослушивание классической музыки укрепляет иммунную систему и не даёт вирусам "проникнуть" в организм человека. Это связано с изменением в составе крови и повышению концентрации элементов иммунной защиты от вирусов. Так, что можно смело сказать, что в нашей домашней аптеке обязательно должны быть произведения Моцарта, Шопена и Баха.
Бах, "Токката и фуга ре-минор", "Органная месса", другие произведения для органа: Восстанавливают вибрации внутренних органов, которые нарушены и гармонизируют психоэмоциональную сферу.
Вивальди, сюита "Времена года": Наполняет уверенностью и избавляет от чувства страха.
Духовная музыка литургии Рахманинова, Архангельского, Бортнянского: Наполняет энергией, силой любви и восстанавливают внутреннее равновесие.
Вагнер, из оперы "Тангейзер" "Хор пилигримов": Снимает раздражительность, агрессию.
Бетховен, "Лунная соната", соната "Аппассионата", ода "К радости" из симфонии № 9: Восстанавливает душевное равновесие, растворяет печаль, уныние, угнетённость.
Григ, из сюиты "Пер Гюнт" - "Утро": исцеляет от синдрома хронической усталости.
Дебюсси, "Лунный свет", Шуман, симфония № 4, "Грёзы": Улучшает настроение, способствует концентрации внимания.
Вальсы Шопена и Штрауса: Выравнивают сердечный ритм, дарят творческое озарение, вдохновение, наполняют счастьем.
Современные аудиозаписи "Молебное пение Божией матери", "Колокольные звоны": Аура очищается, защищает от негатива, нормализуют вибрацию органов человека, снимают стресс, укрепляют иммунитет.
Звуки природы: "Дождь, гроза", "Море", "Мечтания", "Дыхание весны": Снимают стресс, повышают жизненный тонус и иммунитет, наполняют оптимизмом.
Композиции Клаудермана, Китаро: В медитациях, помогают восстановить энергетическое и психологическое равновесие.
Разрушительная сила музыки.
Обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что музыка предназначена не только для развлечения. Она также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека. На степень развития человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие как негативно, так и положительно. Лучше всего воспринимаемая человеком музыка определяет степень его развития. Чтобы узнать о человеке больше, его спрашивают: "Какую музыку вы любите?"
Различная современная музыка: рэп, техно, электронная и т.д., воздействует на энергетическую систему человека негативно и способствует его деградации. Особенно опасны низкочастотные ритмические колебания. Деградация личности базируется, в первую очередь, на разрушении волевого и чувственного начал с утратой как способности тонко чувствовать, так и этически дифференцировать собственные внутренние мотивы поступков. Изменения интеллекта при этом могут не наблюдаться.
Ритмические колебания проявляются в ритме (или темпе) музыки, то есть в количестве ударов (тактов) в минуту. Так, ритм вальса составляет около 50-80 ударов в минуту, иными словами около 1 Гц. Музыка, предназначенная для релаксации и медитации, имеет гораздо более медленный ритм. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту, то есть около 2 Гц. Впрочем, в последнее время всё большее распространение получают музыкальные направления, где частота ударов в минуту достигает 240, то есть приближается к 4 Гц. Образно говоря, она – прямой удар непосредственно по мозгу (недаром такую музыку слушают именно с целью "сноса крыши") и по желудочно-кишечному тракту. Профессиональным заболеванием немалого процента среди эстрадных музыкантов является язва желудка, возможно, связанная обсуждаемыми параметрами музыки. Также эта частота затрагивает сердечнососудистую, иммунную и нервную системы.
К слову сказать, ощущения, возникающие при прослушивании такой музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение. Западные медики уже ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман".
Впрочем, в древности также была широко распространена практика "ритуального опьянения", и это лишний раз напоминает нам о гипотезе: музыка имеет ритуальное происхождение. Архаические ритмы постепенно как бы "возрождаются" в современных музыкальных жанрах и направлениях, но утрачивают при этом своё первоначальное содержание. В итоге получается так, что человек входит в транс, но за этим не следует собственно того, ради чего некогда это делалось.
Например, для того чтобы шаману легче было ввести человека в транс, использовался табак. Одурманенный табаком человек под ритмичное постукивание шамана впадал в транс гораздо быстрее.
В наше время для того чтобы эффективнее вводить толпы молодежи в транс используют табак, пиво, водку, а так же современную технику. Клубы, где любит "тусить" молодежь, оснащена и современной светотехникой, все моргает и крутится, всюду из колонок доносится громкое "бацканье", внимание молодых людей и так рассеяно, а тут ещё и одурманивающие напитки, а иногда это и синтетические наркотики.
Совершенно ясно, что от такого влияния музыки ни чего хорошего ждать не стоит. Тут присутствуют все элементы, используемые при зомбировании.
Количество поклонников опасной для здоровья и психики музыки гораздо выше в современных городах. С одной стороны, именно в городах выше плотность населения и более развита информационная система. Но с другой стороны, не исключено, что причина кроется в самом ритме городской жизни, протекающей среди постоянного стресса, в облаках электромагнитного смога, агрессивном шумовом загрязнении.
На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Вот его результаты. Частота основного ритма композиции "Дип Пепл" "Smoke on the water" от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям и депрессии, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов.
Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нём слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: "Как вас зовут?", "Где вы находитесь?", "Какой теперь год?" Кроме того 10-минутное "наслаждение" рок-музыкой на громкости в 100 Дб снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.
Ученые вычислили, что без ущерба для слуха (и, соответственно, для здоровья) люди могут находиться на дискотеке не более 5 минут, а слушать громкую (свыше 85 дБ) музыку в наушниках – не более 30 секунд.
Экспериментально доказано, что бой барабанов, превышающий по громкости 100 Дб, способен привести слушателей к полуобморочному состоянию. А на рок-концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, что не далеко и до болевого порога (130 Дб. При уровнях звука свыше 160 Дб - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть). Психологами совместно с неврологами выполнялся следующий эксперимент. Отбирали кандидатов и регистрировали деятельность мозга до и после прослушивания современной популярной музыки. Кроме того использовались тесты на запоминание, просили запомнить 20 слов. Во время прослушивания сборников популярных песен оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест с запоминанием после прослушивания музыки, давался значительно труднее, чем до прослушивания.
Испытуемые только через час вернулись к нормальному состоянию. Вывод: негативный результат влияния популярной музыки очевиден.
В Японии провели такой эксперимент. 120 кормящих матерей разделили на 2 группы и на протяжении 2 недель подвергали систематическим сеансам музыкотерапии: 1-я группа слушала классическую музыку, а 2-я – поп-музыку. В результате к моменту завершения эксперимента у женщин из 1-ой группы выработка материнского молока увеличилась на 20%, у женщин из 2-ой группы – снизилась на 50%.
Доказано, что люди, отдающие предпочтение рок-музыке (особенно – самым экстремальным её видам), чаще совершают насилия, самоубийства, склонны к наркомании. Кстати, в музыке этого рода присутствуют такие звуковые частоты, которые могут стимулировать рост отдельных патологических клеток (включая раковые). Данный вывод подтвержден в лабораторных условиях.
Профессор Б. Раух (США) утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение в организме человека т.н. "стресс-гормонов", которые стирают значительную часть хранящейся в головном мозге информации.
Голландские ученые по результатам своих научных исследований в области влияния рок-музыки на растения сделали недвусмысленный вывод о том, что эта музыка убивает живые клетки (кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет).
Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не "общим местом" в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков - подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".
Русский психолог Дмитрий Азаров однажды признался: "Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок-музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из "звуков-убийц".
Что касается засилья зарубежной эстрады, повсеместно культивируемой в нашей стране, то российский академик Фатей Яковлевич Шипунов (1933-1994) по этому поводу высказал следующее справедливое предостережение: "Заимствования чужих музыкальных ритмов отнюдь не безобидны. Сформированные веками национальные мелодии, скорее всего, отвечают оригинальным биопульсациям каждого этноса. Агрессия чужого ритма может разрушить стереотип поведения человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой".
Влияние силы звука и ритмов на организм.
"В своё время американский ученый-медик Дэвид Элкин (David Elkin) доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа "сваренным" всмятку).
"Тяжелый металл" приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному. А американский певец Джимми Хендрикс (1942-1970) когда-то сказал: "С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно" (из интервью журналу "Лайф"). Это одна сторона музыки.
Музыковед VI века М.S. Bоthius писал: "Музыка - это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение" (Dе Institutiоnе Мusicа). А.W. Тоzеr заметил: "Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет".
Dr. Hоwаrd Hаnsеn, бывший директор Истмонской музыкальной школы, комментировал в Американском журнале психиатрии (том 99, стр. 317): "Музыка - это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она - мощная сила как для добра, так и для зла" (USА Тоdаy, 11 октября 1985).
Вредные звуки .С точки зрения психологии, изучения мозговой деятельности человека, слухового аппарата и влияния различных звуков на человека, отрицательное влияние имеет следующие звуки: Современная коммерческая музыка - хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка - пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Человек подсознательно ощущает угрозу, кроме того, может почувствовать упадок сил и депрессию. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю. Бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее влияние.
Помните, как меняется вода в зависимости от сказанных ей слов? Человек, постоянно слышащий вокруг мат, крики, негативные речи, просто зачахнет, если не задумается о том, чтобы защитить себя.
Полезные звуки: в первую очередь, это, конечно, звуки природы: журчание ручья, пение птиц, звуки волн и дождя, песни дельфинов. Эти звуки позволяют отключиться от городской суеты и направить свой внутренний взор к собственным истокам - живой природе. Результат: снятие стресса, состояние покоя и релаксации, снижение артериального давления, улучшение самочувствия в целом, улучшение настроения. В Интернете звуки природы представлены в огромном количестве, например, неплохая коллекция здесь. Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку. Слушая Баха и Вивальди, вы обретете состояние гармонии, равновесия, и очень поможете своему сердцу: произведения этих композиторов имеют идеальный музыкальный ритм (60 ударов в минуту), который соответствует нормальному, здоровому биению сердца. Людям с сердечными заболеваниями рекомендуется также слушать Моцарта. Народная и религиозная музыка, мантры, церковные песнопения, индийская классическая музыка, вальс - именно эти стили музыки гармонизируют работу чакр человека, выравнивают его энергетическое поле.
Написанные Бахом и Генделем произведения в стиле «барокко» улучшают память, помогают в изучении иностранных языков. Звукотерапия Для решения многих психологических проблем и лечения определенных органов, настраивания организм на исцеление, используется звукотерапия - прослушивание игры на определенных музыкальных инструментах:
Скрипка способствует самопознанию, развивает сострадание, лечит душевные раны. Флейта снимает озлобленность и раздражительность, помогает излечиться от несчастной любви, очищает бронхи и всю дыхательную систему. Арфа и струнные нормализует кровяное давление и работу сердца, помогает при истерии. Пианино благотворно воздействует на почки и мочевой пузырь, щитовидную железу. Саксофон активизирует сексуальную энергию, благоприятен для половой системы. Звуки балалайки прекрасно исцеляют пищеварительную систему. Аккордеон и баян активизируют работу органов брюшной полости. Орган помогает привести в порядок мысли, гармонизирует потоки энергии в позвоночнике. Кларнет улучшает кровообращение и избавляет от уныния. Труба исцеляет радикулит, а цимбала - печень. Барабан стимулирует кровеносную систему, восстанавливает нормальный ритм сердца. Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку.
Воздействие инфразвука на человека весьма своеобразно. Известен такой интересный случай. Как-то в театре для пьесы о временах Средневековья заказали знаменитому физику Р. Вуду (1868-1955) огромную органную трубу, около 40 метров длиной. Труба издает тем ниже звук, чем она длиннее. Такая длинная труба должна была издать уже не слышимый человеческим ухом звук. Звуковая волна в 40 м длиной соответствует частоте около 8 Гц. А это вдвое ниже нижнего предела слышимости человека по высоте. Конфуз получился, когда попробовали на спектакле воспользоваться этой трубой. Инфразвук такой частоты хотя и не был слышим, но близко подошел к так называемому альфа-ритму человеческого мозга (5 - 7 Гц). Колебания такой частоты вызвали у людей чувство страха и паники. Зрители разбежались, устроив при этом давку. Такие частоты вообще опасны для человека.
Бинауральные ритмы.
Научному миру давно известен так называемый бинауральный эффект (от лат. bini – два + auris – ухо) – способность человека определять направление на источник звука.
Возможно, указанный звуковой эффект так и остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не американский исследователь Роберт Монро, в начале 50-х годов ХХ в. первым в мире всерьез взялся за научное изучение механизма воздействия бинауральных ритмов на человека (впервые существование бинауральных ритмов открыл немецкий ученый Г.В. Дав в 1939 г.), никто не исследовал их целенаправленное воздействие на состояние человека при прослушивании через стереонаушники.
В 40-е гг. ХХ в. эффект, схожий с эффектом бинауральных ритмов, был выявлен при восприятии людьми вспышек света, повторяемых с определенной частотой (данный эффект, в отличие от бинаурального, воспринимается не подсознательно, а именно самим сознанием).
Во многих странах мира уже давно имеется в продаже широкий ассортимент устройств, специально предназначенных для целенаправленного (для изменения состояния сознания) воздействия на головной мозг пользователя, – "mind-machines". Устройства mind-machines реализуются в виде компьютерных приставок (впервые в мире такая "машина" была продемонстрирована в 2004 г. на знаменитой выставке "Comdex"), в комплекте с которыми идут стереонаушники и специальные очки. При запуске устройства в стереонаушники подаются звуковые тона определенной частоты, а в очки – световые вспышки, пульсирующие также с заданной частотой и интенсивностью. Из этой же серии – популярное устройство под названием "Фабрика грез" (производитель – японская фирма "Takara") , предназначенная для вызова сновидений определенной тематики.
В 2005 г. предприимчивые ученые-коммерсанты и просто "народные умельцы" разных стран поняли, что заменить все эти дорогостоящие, но пользующиеся огромным спросом устройства может универсальная компьютерная программа, генерирующая нужные бинауральные ритмы в стереонаушниках и визуальные спецэффекты на экране монитора. И эти программы стали "плодиться" с невероятной скоростью (Интернет ими буквально завален).
То, что свет и цвет способны оказывать непосредственное воздействие на человека, известно давно. Зеленый цвет успокаивает центральную нервную систему, голубой - вызывает ощущение прохлады, красный - оказывает сильное тонизирующее действие: под действием его, например, быстрее заживают раны. Умелое использование цветного освещения - так, чтобы оно соответствовало эмоциональному тону, - вещь очень действенная. Сильному психологическому эффекту во многом помогает закон сенсибилизации, который гласит, что чувствительность одного анализатора (органа чувства) повышается при одновременном воздействии на другой анализатор. Например, чувствительность вкусовых клеток языка повышается, когда пища освещается более ярко. Другой пример - балетная музыка нам нравится меньше, если мы ее только слушаем по радио, но не видим танца. Наверное, теперь становится понятным, почему такое сильное возбуждающее действие оказывают на слушателей движения рук певца, заставляющего зал дружно скандировать в такт песне. Это, в общем, распространенный прием, которым пользуются почти все эстрадные певцы. Но на многих концертах битмузыки этот прием усиливается еще с помощью ритмического мигания света в такт музыке. Таким образом, сам по себе ритм, невероятная сила звука и, наконец, ритмическое мигание света - все это образует гигантский генератор ритмических импульсов, которые, воздействуя одновременно на все органы чувств человека, способны довести его - и в некоторых случаях доводят - до припадка... Между прочим, в Древнем Риме при покупке рабов будущий хозяин проверял, нет ли у раба "падучей" (так называли в те времена эпилепсию), следующим образом: раба заставляли смотреть на солнце через вращающееся колесо. Мелькание света и тени неминуемо приводило, если человек был склонен к этой болезни, к припадку.
Подростки, входящие в мир, не могут обойтись без идеалов, без образцов для подражания. Но их все менее устраивают те "ценности", что навязывают им школа и общество. Однако, отправляясь в поиск за истинными ценностями, молодой человек зачастую не вооружен ни опытом; ни хорошо развитым вкусом. В этих условиях он легко оказывается в плену так называемого "молодежного стандарта", стремится "быть как все". А "все" - это ровесники.
В последние два десятилетия музыка заняла совершенно особое место как в культуре вообще, так и в мировосприятии молодежи в особенности.
Звуки этой музыки стали настолько привычными, что ее можно не замечать, она становится частью атмосферы, того климата, в котором живут и работают люди. Называют её по-разному – "рок", "бит", наконец, просто "поп", но распознается она с первых же тактов, с первых всплесков электрогитар.
Почему же эта музыка получила признание у молодых? Тому несколько причин, в основе которых лежит всё более углубляющийся разрыв между поколениями в условиях современного общества. "Та или иная вещь, чтобы её приняли подростки, непременно должна наводить ужас на взрослых. Рок-н-ролл отвечал этим требованиям в совершенстве", - писал английский критик Джордж Мелли (1926-2007), сам бывший джазовый певец.
Влияние музыки на животных и растения. Музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Животные и растения прекрасно "слышат" музыку, активно реагируя на нее, однако предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут.
Немецкий ученый И. Лютц в 1798 году доказывал, что у кроликов, кошек и собак под действием музыки изменяется кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшаются ритм и глубина дыхательных движений.
Ещё в ХIХ веке в английском монастыре Британии монахини специально исполняли музыкальные произведения для домашних животных. При этом они заметили, что после "прослушивания" именно серенады Моцарта коровы давали молока в 2 раза больше. Когда к такому же открытию в ХХ веке пришли в Германии, то немецкие фермеры, будучи людьми практичными, стали целенаправленно использовать музыку Моцарта на своих фермах для повышения удоев молока.
Вокальными способностями славятся и обезьяны (в частности, орангутанги). Есть и любители хорового пения. Во Франкфуртском зоопарке, например, две пары сиамангов (человекообразных обезьян из семейства гиббонов) очень любят петь квартетом. Начинают обычно две самочки, потом к запевалам непременно присоединяются два самца. Поскольку обезьяны - общественные животные, развитие у них навыков хорового пения вполне объяснимо. Замечено такое явление в природных условиях среди некоторых видов обезьян, а также и у гиен, волков, шакалов и других животных, образующих стаи.
Интересные опыты с крысами провели исследователи из Техасского университета (США). Новорожденным крысятам в течение 2-х месяцев ежедневно предлагали слушать разные категории звуков. Одна группа крысят слушала только музыку Моцарта, другая - лишь современную музыку, третья группа ежедневно внимала шуму вентилятора. После такого 2-месячного музыкального "воспитания" крысят поместили в специальную клетку с клавишами на полу. Становясь на разные клавиши, крысята могли "заказывать" любую музыку или шум. Оказалось, большинство предпочли Моцарта, немногие - современную музыку, но никто не пожелал слушать вентилятор.
Несколько лет назад в телепередаче "Утро" (российское TV) один психотерапевт рассказал об эксперименте на одной из западноевропейских птицефабрик. Рядом с курицей установили динамик и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, потом закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а затем и вовсе повалилась на бок, и её лапки начали судорожно скрючиваться.
Главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Петрович Морозов рассказал (06.06.2005): "Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе Котка вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким. Но этого мало. Даже такие толстокожие гиганты как слоны, оказывается, тоже подвержены пагубному влиянию музыки. В Африке эти животные любят полакомиться плодами деревьев, которые содержат алкоголь. Когда они наедаются, то превращаются в очень буйных и нападают на селения туземцев. Эти многотонные чудовища разбивают хижины и ищут настойки алкогольных плодов. И, что бы вы думали, каким способом их удалось оттуда выпроводить? Не стрельбой, не ракетами, а… рок-концертом с огромными децибелами
Учеными выяснено, что "озвученные" растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. Под электронным микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток под воздействием музыки заметно ускоряет свое движение. Первыми в мире открытие того факта, что под воздействием музыки протоплазма клеток растений ускоряет свое движение, сделали еще в начале 70-х годов ХХ в. ученые из Шведского музыкотерапевтического общества.
В 70-е гг. ХХ в. Дороти Ретеллек из Тэмпл-Буэл-колледжа (штат Колорадо, США) провела эксперимент, результаты которого стали настоящей сенсацией. Она выращивала различные растения - тыкву, бархатцы и циннию (оба из семейства астровых), кукурузу - то под классическую музыку, то под хард-рок. Вот что она рассказала об опыте с тыквами: "На участке, где из динамиков звучала классическая музыка, тыква быстро росла и вскоре начала виться, а вот на участке, где звучала рок-музыка, результаты были обратными". Бархатцы, выращенные под грохот рок-музыки, требовали больше воды, а через шестнадцать дней они вовсе погибли.
В интернете есть очень интересная запись передачи канала Discovery под названием "Talking to plants" ("Разговаривая с растениями") на английском языке. В ней проведен эксперимент для определения влияния доброжелательной и негативной речи на рост растений. "Разрушители легенд" закупили 60 растений гороха и разделили их на три парниковых группы. Затем они записали две звуковые дорожки - одну из похвал, вторую из жестоких обид - и играли их на повторение в двух отдельных теплицах. Третий парник оставался в тишине, для экспериментального контроля.
Через два месяца выросшие плоды были собраны, помыты, взвешены. В теплице "с руганью" всходы ждали дольше всего; результат в теплице, где звучала доброжелательная беседа, был лучше, чем в тишине. Особенно интересны были результаты, когда стали взвешивать и пробовать выросшие стручки гороха. К удивлению экспериментаторов, тишина оказала наихудший результат на урожайность биомассы, чем в двух других парниках (при прочих равных условиях).
Интересный эксперимент провел Сад Уисли в графстве Суррей (южная Англия), чтобы определить, какие и как голоса воздействуют на рост растений. Сравнивались мужские и женские голоса, которые проигрывали через наушники для 10 растений томатов в течение месяца. В результате был сделан вывод, что растения лучше реагируют на женские голоса. Растения, стимулируемые женскими голосами, выросли на дюйм выше, чем те, которые облучались мужскими голосами. В некоторых случаях растения, стимулируемые мужскими голосами, выросли даже меньше, чем контрольные (пребывавшие в тишине).
Американский бизнесмен А. Карлсон создал фирму с названием "Озвученный цветок", занимающуюся разработкой, производством и продажей тематических аудиозаписей музыки для целенаправленного воздействия на растения. Продукция пользуется успехом во многих странах мира. В Америке, Франции и в некоторых других странах продаются специальные "суперурожайные" аудиокассеты и CD-диски под названием "Рекордный урожай под музыку" с записями классической музыки.
Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел, как он сам его называет, "звукочастотный генератор", который с учетом "вкуса" растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост. Пользователю нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов.
Многократно проводились такие эксперименты: брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.
Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока. Вторую группу семян под "попсовую" музыку на тоже самое время.
Третья группа семян под классику, музыка Баха на 3 часа.
Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.
Подобные эксперименты проводились и на других растениях и оценивали плоды растений. Везде было замечено негативное влияние тяжелой и популярной музыки.
Интересные факты о звуке Звук - это призывающий и творческий символ. Многие мифы о творении свидетельствуют, что Вселенная была создана с помощью звука. Согласно Гермесу Трисмегисту, звук был первым, что потревожило предвечную тишину, и посему он являлся причиной всего созданного в мире, предшествуя свету, воздуху и огню. В индуизме звук Аум привел космос к бытию.
Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл - в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120...130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.
Звук, который вы слышите, когда «ломаете» суставы, фактически является звуком разрывания пузырей газа азота.
Первое определение скорости распространения звука в воздухе было произведено французским физиком и философом Пьером Гассенди в середине XVII в - она оказалась равной 449 метрам в секунду. Звук рева тигра можно услышать на расстоянии 3 км.
Интересный факт: быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь «музыкальный слух». Великий композитор Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.
Томас Эдисон считал свой аппарат для записи и воспроизведения звука игрушкой, непригодной для серьезного практического применения.
Громкая музыка, звучащая из наушников, очень нагружает нервы в слуховой системе и в мозге. Этот факт приводит к ухудшению способности различать звуки, причем сам человек даже не ощущает, что его слуховое здоровье ухудшается.
Кузнечики издают звук при помощи задних ног.
Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь - 70 децибел, оркестр - 80 децибел, а реактивный двигатель - от 120 до 140 децибел.
Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары - настолько оно усилится.
Гранит проводит звук в десять раз лучше, чем воздух.
Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90-100 децибел).
Громкий храп может достигать того же уровня звука, что и отбойный молоток. Ударяясь о барабанную перепонку в ухе, звук колеблет ее, и она повторяет колебания воздушных волн.
Человек способен услышать звук, даже если барабанная перепонка под его воздействием отклонилась на расстояние, равное радиусу ядра атома водорода.
Заключение. В процессе работы над проектом мы пришли к выводу:
как много чудесного кроется, порой, в самом обыкновенном .
В мире существует большое количество предметов, имеющих своё неповторимое звучание. Ведь вы без труда с закрытыми глазами по звуку сможете определить десятки предметов и явлений, не говоря уже о голосах знакомых вам людей: от родных и близких, до известных актёров и певцов
Когда одеваешь наушники, погружаешься в мир музыки. В том мире царит спокойствие, понимание, любовь и гармония. Хотя бывает и такая музыка, где присутствуют боль, смерть, острота. Каждый выбирает свой мир музыки. Нам кажется, что самое главное в этом мире то, что в нем ты начинаешь задумываться, больше узнавать себя, осознавать всё, что происходит вокруг.
Результаты анкетирования показали, что большинство старшеклассников нашей школы привлекает тяжелая музыка. Может быть и это, в том числе ,является причинами нервозности, неуравновешенности .
Поэтому, нам необходимо ознакомить старшеклассников с результатами анкетирования. Привести яркие примеры позитивного и негативного влияния музыки на здоровье человека. Хотелось бы и дальше изучить с точки зрения биологии влияние музыки на биоритмы человека.
Список используемой литературы
1. Брюханов А.В., Пустовалов Г.Е., Рыдник В. Толковый физический словарь. Основные термины: около 3600 терминов. М.: Рус. яз., 1987..
2.Дубровский И. М., Егоров Б. В., Рябошапка К.П. Справочник по физике. - Киев: Наукова думка, 1986.
3. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике 10-е изд., М.: Наука, 1988.
4. Льоццы М. История физики. - М.: Мир, 1970. . Мясников Л.Л. Неслышимый звук.
5.Пирс Дж. Почти всё о волнах.- М.: Мир, 1976.
6. Разговор муравьёв. "Наука и жизнь", 1978, No.1, стр. 141
7. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. 2-е изд. - М.: Наука, 1983.
8. Элементарный учебник физики: Учеб. пособие. В 3 т. / Под ред. Г.С. Ландсберга: Т.III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. 11-е изд.--М.: Наука. Физматлит, 1995.
9.Энциклопедический словарь юного техника Cост. Б. В. Зубков С. В. Чумаков. - 2-е изд
Анкета для учащихся
1.Как часто вы слушаете музыку в наушниках?
-более 10 часов в день ;-4-5 часов;-не более 2 часов в день; не слушаю совсем
2. Какую музыку вы слушаете ?:-Рок, Рэп, Поп, -Классическая, Народная..
3. Как громко вы слушаете музыку по десятибалльной шкале?
-10б ; -5 и более ;- не более3
4. Где чаще Вы слушаете музыку? :
-в транспорте ;-на улице; -дома;-нигде
5. Ходите ли вы на музыкальные концерты?
1 раз в год ;1 раз в месяц; никогда
6. Можете ли вы -читать под музыку; делать уроки;- заснуть под музыку
7.Музыка для меня это: вдохновение; необходимость;возможность жить интереснее ;могу обходиться -совсем без музыки
8. Как ВЫ думаете?
Систематическое воздействие на человека громких звуков, особенно шумов
- неблагоприятно отражается на его здоровье( упадок сил, раздражительность..)
-приводит к привыканию
-не влияет на здоровье
9. Как Вы думаете? Необходима ли человеку ТИШИНА?
-да, в тишине во время сна организм восстанавливается полностью,
-нет, в тишине возникает преждевременная усталость, раздражительность
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Спасибо тебе, дедушка!
Браво, Феликс!
Ах эта снежная зима
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)