Научно-исследоватеьская работа "Психологические особенности современных подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
Работа | 99.64 КБ |
Презентация | 2 МБ |
Титульный лист | 11.5 КБ |
Аннотация | 13.89 КБ |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….….3-4
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………………..……5-10
Глава II. Практическая часть……………………………………………………………….11-17
2.1 Анализ результатов исследования……………………………………………………..11-17
Заключение……………………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………………….…19
1. Приложение №1 (результаты исследования в таблицах)……………………………...20-22
2. Приложение №2 Рекомендации (цикл занятий для подростков)………………………..23
3. Приложение №3…………………………………………………………………….…..........24
Введение
Актуальность темы. Проблема психологического развития подростков была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность современного общества создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.
Целью моей исследовательской работы является выявление психологических особенностей социализации современных подростков.
Задача: изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий: методики, тесты, выявить особенности социализации современных подростков и попытаться дать рекомендации.
Изучив теоретический материал, определив аспекты по изучаемому вопросу и проведя исследовательскую работу я постараюсь сделать определенные выводы и дать рекомендации, учитывая результаты ниже указанных методик: экспресс - диагностика характера по Айзенку, Майерс-Бриггс индикатор типов, опросник «хочу, могу», тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера, диагностика стрессоустойчивости и социальной адаптации; о психологических особенностях социализации современных подростков.
Объектом исследования является ученики МБОУ СОШ с. Сосновка с шестого по одиннадцатые классы.
Предметом исследования является психологические особенности социализации современных подростков.
Новизна работы. Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений любого возраста. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как психология подростка, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно.
Гипотеза исследования является формирование современного полноценного подростка, который будет взаимодействовать с окружающим обществом без каких-либо физических и психологических нарушений. Для эффективного применения данного исследования понадобилась практическая часть проведение теста. Результаты теста показали, что современные подростки могут заинтересоваться одним видом деятельности и в будущем реализовать свои знания и навыки и успешно применять в жизни.
Практическая значимость работы состоит в анализе основных особенностей и проблем учащихся в МБОУ СОШ с. Сосновка Республики Тыва Тандинского района, на основе которого у нас и получится социально - психологический портрет современных подростков.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Общение со сверстниками
Влияние общения со сверстниками играет решающую роль на формирование личности подростка как в позитивном, так и в негативном аспектах. Оно помогает успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Роль общения со сверстниками для подростков действительно велика, хотя внутрисемейное общение остается достаточно сильным, т.е. влияние сверстников на подростка во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут скомпенсировать трудности в общении со сверстниками, помочь определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное. Непонятый, непринятый в семье подросток пойдет искать душевное внимание вне дома. Подросток, которого унижают близкие, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над слабыми ребятами в компании.
Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.
Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно есть достижения в какой-либо области - спорте, музыке и т.п. значимой в подростковой среде. Иногда усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а за счёт принадлежности к группе, позволяющей почувствовать сильное «Мы». Поэтому подростки остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании - это означает ослабление их собственного «Я». Они испытывают тревогу при возможности потери друзей, переживают, если взрослые оказывают те или иные воспитательные воздействия. Однако группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Другая причина - отсутствие в семье защищенности, поиск которой подросток осуществляет среди сверстников.
Другой вариант - это вступление в неформальные группы, стихийно образующиеся компанией подростков на основе интересов, увлечений, различных видов досуговой деятельности, по выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», «металлисты» и т.д.). С одной стороны, принадлежность к группе даёт поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, за счёт сильного «Мы», таким образом, подросток ощущает собственную силу. В реальности группами руководят сильные подростки стремящиеся подавить всех остальных членов группы
Рассмотрим общение подростков в подростковой субкультуре. Одна из ее неотъемлемых составляющих - матерная лексика. Ее специфика заключается в распространенности в подростковой среде. Широкое использование матерной брани современными подростками, также обозначает стремление освободиться от требований культуры, являясь своего рода антиповедением. Пребывание в позиции «анти», т.е. частичного разрушения культурных норм, наверное, необходимо для развития подростков.
Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемных формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия. Через антиповедение осуществляется знакомство подростков с тёмной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения их личной целостности. Чаще всего такое поведение носит временный характер, хотя, в некоторых случаях может стать источником стойкого стойкого поведения. Это определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными качествами.
1.2 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка
Внимание педагогов и родителей привлечено, прежде всего, к изменениям в познавательной сфере ребенка. Их интересует количество приобретенной информации, овладение способами её переработки и использования, то есть то, что находит отражение в школьной успеваемости. Учебная успешность определяет удовлетворенность взрослых своим ребенком. Несколько сниженная по сравнению с желаемым эталоном успеваемость вызывает недовольство. И это понятно, поскольку взрослые полагают, что хорошая успеваемость ребенка является предпосылкой социальной успешности. Но многие педагоги и родители не предают значение тому важному обстоятельству, что в процессе деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешного функционирования и развития в период взросления, но и то, что школьное обучение оказывает существенное влияние на развитие личности. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные личностные новообразования. сложившиеся в процессе школьного обучения также необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование, существенно осложняют последующую социальную адаптацию и профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь. Один из важнейших факторов - это субъективное восприятие учеником результатов своей учебной деятельности, как успешное, так и неуспешное. Учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. При этом ученик является субъектом, осуществляющим эту деятельность.
Таким образом, неудача в учении - это несоответствие полученного ребёнком результата учебной деятельности желаемому результату. Эта ситуация вызывает достаточно сильное эмоциональное переживание. Длительность пребывания школьников в ситуации неудачи или же одиночное эмоционально значимая неудача может сформировать чувство неполноценности, собственной слабости, беспомощности.
Важность общения подростков с педагогами обусловлена и тем, что педагог может быть тем значимым взрослым, который послужит объектом для положительной идентификации, способствуя познанию подростков самого себя. Особенно это необходимо для ребят из таких семей, где родители не могут быть для них эталонами.
1.3 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
Одной из главных проблем во взаимоотношении детей с родителями - это отделение подростка от семьи, необходимое для достижения им в последствии зрелости, возможности принятия ответственности за свою жизнь. Результатом такого отделения является не разрыв подростка с семьёй, а установление новых партнерских взаимоотношений. Имеется в виду, что теперь они находятся в равных позициях и через диалог помогают друг другу в решении жизненных задач.
Если нарушается этот процесс, то в последствии может произойти полное эмоциональное отстранение человека от своей семьи. Возможен и такой вариант: отделения подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему будет трудно принимать собственные решения. В последствии формируется склонность к отношениям зависимости от вышестоящих лиц, пассивная жизненная позиция. Сложно будут выстраиваться семейные взаимоотношения. Скорее всего, они будут строиться под контролем родителей или это влияние будет заменено зависимостью от мужа или жены.
Этот процесс редко протекает без осложнений. Основные причины этого можно отнести либо к характеру внутрисемейных отношений, либо к особенностям самого подростка. Чаще всего семье трудно «отпустить ребенка», то есть допустить начало отделения. Это может происходить по разным причинам.
Во многих семьях сын или дочь являются смыслом жизни матери, то есть мать живет только ради своего ребенка. Отделение его от семьи делает жизнь для неё бессмысленной, ей некого опекать. Довольно часто можно встретить семьи, в которых присутствует требование к ребенку быть первым, причем во всех возможных видах деятельности. В этом случае формируется сильный страх не соответствовать требованиям родителей, тому эталонному образу, который у них сформировался. Это не страх наказания, а скорее, страх потери родительской любви из-за невозможности достичь планки установленной родителями. Этот страх мешает процессу его отделения
Большинство современных родителей и подростков пытаются построить, казалось бы, новые взаимоотношения, оставаясь на старых позициях: подросток на детской, родитель – на опекающей и запретительной. При этом подросток отстаивает свои взрослые права, используя инфантильные средства: крик, плач, обиды т.п. Родители продолжают принимать те же воспитательные действия, которые были эффективными в прошлом.
Таким образом, общение со сверстниками играет большую роль на поведение подростка, педагоги и родители реагируют на психику и возвышенность или понижения своего внутреннего «Я».
Глава II. Практическая часть
2.1 Анализ результатов исследования
Для изучения особенностей взросления подростков нашей школы я провела анкетирование учащихся 6-11-х классов (всего 120 человек). ( Результаты представлены в таблицах в приложении №1)
Анкета (таблица №1 в приложении) составлена на основе, представленной в работе теории. Анализ результатов дает возможность увидеть особенности развития мальчиков и девочек, а также увидеть закономерности возрастного развития подростков.
Так, например, по результатам представленным в таблице № 2, можно сказать, что девочки 6-х классов помогают родителя (83%), а мальчиков таких (6%).
Особенностью 7б класса является то, что всего 25% мальчиков и 33% девочек считают своё будущее светлым.
Особенностью 7в класса является то, что 25% девочек считают себя старше своих сверстников, мальчиков считающие себя младше 13 %.
Девочки 7а класса больше боятся будущего (11%), чем мальчики (0%). Девочки меньше помогают родителям, чем мальчики (15% и 23%), 15% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков же таких лишь 23%. В то же время 38% мальчиков ждут светлого будущего, а девочек таких лишь 31%.
В 8А классе 15% девочек и 31% мальчиков считают, что у них больше обязанностей, чем прав, при этом 15% девочек и мальчиков утверждают, что помогают родителям. В 8б классе же из 44% девочек и 8% мальчиков помогают родителям.
Мальчики 9-х классов больше боятся будущего (19%), чем девочки (13%). В том числе (19%) девочек считают себя ребенком, а мальчиков таких (0%)
Девочки 10-х классов в свободное время посещают секции (100%), мальчики (20%). Количество мальчиков считающие себя физически на ровне со сверстниками (100%) и (100%) девочек.
Родителям 11-х классов безразлично как их дети одевается, разговаривают и что слушают, составляют (50%) родителей мальчиков и (25%) родителей девочек.
Вывод: В 7А классе мальчики очень жизнерадостны, смотрят на жизнь сквозь «розовые очки», девочки более «заземлены», более настороженно относятся к своему будущему.
В 7Б классе лишь половина ребят ждут светлого будущего, а остальные его боятся или к нему безразличны: скорее всего, такое отношение связанно с социальным статусом семьи.
В 7В классе половина девочек считают себя взрослыми, скорее всего они выдают желаемое за действительное.
В 8м классе особенно проявляется проблема несоответствия заявки подростков на свои права и нежелания брать на себя дополнительные обязанности.
В 9-х классах мальчики уважают и гордятся именем, что им дали родители.
В 10м классе большая часть мальчиков считают себя ребенком, чем девочки они полностью считают себя подростками.
Особенностью 11-х классов стала любовью к спорту и культуре.
По результатам, мы выявили некоторые закономерности подросткового развития девочек и мальчиков. Так, например, мы обратили внимание, что девочки 8-х классов хотели бы поменять своё имя (33%), у мальчиков же эти цифры соответственно 8%.
Количество подростков, которые считают, что у них больше обязанностей, чем прав растёт с 6 по 11 класс, в то время как девочек помогающих родителям с каждым годом становится всё меньше.
Считают, что у них больше
обязанностей, чем прав
Вывод. В силу того, что девочки физически взрослеют быстрее, скорее всего и психологическое взросление наступает раньше. Подростковые проблемы для девочек 7 классов проявляются острее. Из ребят предпочитающих одиночество 12% девочек и 12% мальчиков. Скорее всего, это связано с трудностями в общении.
По результатам, можно говорить об общих закономерностях взросления подростков нашей школы.
Отношение к будущему, скорее всего, зависит не от возраста, а от социального статуса семьи. В свободное время учащиеся больше всего ходят на секции. Количество таких учащихся растет с 7 по 9 классы.
Читают мало.
Любителей одиночества с возрастом становится все меньше.
Растет число родителей, принимающих вкусы своих детей, вместе с тем растёт число родителей относящихся к ним безразлично. Во всех возрастных группах достаточно большой процент родителей одобряющих дружбу своих детей со сверстниками противоположного пола.
У родителей и подростка складываются новые взаимоотношения. Они учатся понимать друг друга. Этим можно объяснить то, что большой процент родителей принимает вкусы своих детей и их дружбу со сверстниками. И это положительный момент, потому что, скорее всего, в этих семьях происходит необходимое подростку отделение от «родительского гнезда».
Те родители, которые не одобряют дружбу подростка с противоположным полом, скорее всего, не хотят отпускать ребенка из-под своей опеки, не дают ему возможности становиться самостоятельным. Но это может пагубно сказаться в дальнейшем, так как ему необходимо учиться приобретать свой жизненный опыт.
Безразличие родителей ко вкусам подростка и его дружбе со сверстниками можно объяснить самыми разными причинами.
1.Неблагополучные семьи (пьющие, неработающие родители).
2. Семьи, в которых дети являют приёмными.
3. Неполные семьи.
4. Семьи, где подросток является старшим из детей.
5. Достаточно благополучные, но очень занятые родители (учителя, предприниматели).
По результатам изучения особенностей взросления подростков нашей школы, можно выявить следующие закономерности:
1. С возрастом у ребят все больше проявляется потребность в общении со сверстниками.
2. Интерес к интеллектуальным занятиям падает.
3. Всё более актуальной является проблема несоответствия желаемых прав и нежелания выполнять предъявляемые взрослыми обязанности.
4. Растёт число подростков, для которых актуальной является проблема взаимоотношений «отцов и детей».
Подтверждается гипотеза о том, что пик возрастных проблем приходится на 7 класс.
1. Неприятие своего имени.
2. Ощущение мнимой взрослости.
3. Ощущение одиночества.
4. Трудности во взаимопонимании родителями.
Чтобы облегчить процесс взросления, подросткам необходимо понимание взрослыми их возрастных проблем, необходимо оказание психологической поддержки. Необходимость такой поддержки обусловлена ещё и социальным статусом семей, в которых они живут.
Одним из вариантов психологической поддержки может быть цикл занятий, который мы предлагаем (приложение №2).
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка, общение со сверстниками, играет большую роль на поведение подростка педагоги и родители реагируют на психику и возвышенность или понижения своего внутреннего «Я».
Поведение характеристика подростка зависит от окружавшей среды. Лишь он сам, может определиться к какому обществу он будет относиться. Педагоги помогают с определением выбора профессии на будущее. Лишь с помощью родителей можно подняться на ноги и поставить себе цель. Ведь в какой обстановке у тебя семья, такое и поведение у ребенка.
Так же от детства зависит будущее подростка, как родители воспитали его, так он и будет вести себя в обществе будущем. Чтобы быть в центре внимания, подростки делают все возможное, и превышают пределы этой границы. Тихому подростку этого не надо, так как, он уже привык сидеть один, но постепенно психика рушится, он начинает увлекаться компьютерными сетями, играми, станет все выявлять наяву ,для него не будет настоящей жизни.
В школе резкие перепады настроения происходят из-за конфликтов со свесникоми или же педагог наорал на ученика, так же из-за этого происходят нарушение в организме. Совсем не хочет кушать, отсутствие физических нагрузок, нежелание учиться, самоуничтожение, нет желания заняться чем-либо, каждодневные сны.
Список использованной литературы
Приложение №1
Таблица № 1 «Текст опросника»
Вопрос | Вариант ответа |
1. Как ты относишься к своему имени? | А) нравится |
Б) не очень, но пусть будет | |
В) хотел бы поменять | |
2. Кем ты себя считаешь? | А) ребёнком |
Б) подростком | |
В) взрослым | |
3. Чего у тебя больше? | А) прав |
Б) обязанностей | |
В) поровну того и другого | |
4. Чего ты ждёшь от будущего? | А) оно мне кажется светлым |
Б) я его боюсь | |
В) мне всё равно, что со мной будет | |
5. Как ты себя чувствуешь в физическом развитии по сравнению со сверстниками? | А) старше |
Б) наравне | |
В) младше | |
6. Чем ты занимаешься в свободное время? | А) помогаю родителям |
Б) гуляю с друзьями | |
В) хожу в секцию | |
Г) смотрю телевизор | |
Д) читаю | |
7. Для общения тебе: | А) нужна большая компания |
Б) хватает несколько друзей | |
В) никто не нужен | |
8. Как твои родители относятся к тому, Что ты одеваешь, как говоришь и что Слушаешь? | А) хорошо |
Б) не одобряют | |
В) безразлично | |
9. Как реагируют твои родители на дружбу со сверстниками противоположного пола? | А) хорошо |
Б) не одобряют | |
В) безразлично |
Таблица № 2 «Результаты анкетирования учащихся 6-11 классов»
Общ. | 6кл мальчики | 6кл девочки | 7кл мальчики | 7кл девочки | |||||||||||||||||
А | б | В | А | б | В | а | б | в | А | б | в | ||||||||||
1 | 16 | 0 | 0 | 13 | 3 | 0 | 9 | 0 | 1 | 12 | 2 | 1 | |||||||||
2 | 1 | 12 | 0 | 3 | 14 | 0 | 2 | 7 | 1 | 3 | 10 | 0 | |||||||||
3 | 5 | 12 | 3 | 3 | 2 | 12 | 4 | 6 | 1 | 4 | 2 | 10 | |||||||||
4 | 10 | 1 | 5 | 12 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 10 | 0 | 4 | |||||||||
5 | 3 | 10 | 3 | 2 | 9 | 6 | 3 | 5 | 2 | 2 | 10 | 3 | |||||||||
6 | 8 г)2 | 3 д) 1 | 5 | 7 г)2 | 7 д) 1 | 3 | 2 г)0 | 6 д) 0 | 6 | 6 г)4 | 1 д)3 | 4 | |||||||||
7 | 4 | 11 | 1 | 4 | 13 | 0 | 2 | 8 | 0 | 4 | 12 | 0 | |||||||||
8 | 15 | 0 | 1 | 17 | 0 | 0 | 7 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | |||||||||
9 | 7 | 1 | 8 | 11 | 2 | 7 | 6 | 2 | 2 | 5 | 5 | 5 | |||||||||
Общ | 8кл мальчики | 8кл девочки | 9кл мальчики | 9кл девочки | |||||||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | ||||||||||
1 | 9 | 0 | 1 | 12 | 2 | 1 | 19 | 4 | 2 | 13 | 2 | 1 | |||||||||
2 | 2 | 7 | 1 | 3 | 10 | 0 | 5 | 17 | 0 | 0 | 16 | 0 | |||||||||
3 | 4 | 6 | 1 | 4 | 2 | 10 | 12 | 4 | 3 | 4 | 2 | 10 | |||||||||
4 | 5 | 3 | 2 | 10 | 0 | 4 | 4 | 9 | 0 | 11 | 0 | 6 | |||||||||
5 | 3 | 5 | 2 | 3 | 10 | 3 | 5 | 17 | 0 | 13 | 2 | 1 | |||||||||
6 | 2 Г)0 | 6 Д)0 | 6 | 6 Г)4 | 1 Д)3 | 4 | 2 Г)3 | 3 Д)2 | 8 | 2 Г)5 | 5 Д)2 | 5 | |||||||||
7 | 1 | 8 | 0 | 4 | 12 | 0 | 4 | 13 | 1 | 2 | 13 | 1 | |||||||||
8 | 7 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | 12 | 3 | 2 | 10 | 2 | 4 | |||||||||
9 | 7 | 1 | 8 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 3 | 9 | |||||||||
общ | 10кл мальчики | 10кл девочки | 11кл мальчики | 11кл девочки | |||||||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | Б | в | ||||||||||
1 | 5 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | 0 | 1 | 5 | 1 | 0 | |||||||||
2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 5 | 0 | 6 | 0 | |||||||||
3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | 0 | 0 | |||||||||
4 | 4 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | |||||||||
5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 5 | 0 | 6 | 0 | 0 | |||||||||
6 | 2 Г)0 | 1 Д)1 | 3 | 2 Г)1 | 1 Д)0 | 2 | 1 Г)1 | 1 Д)1 | 4 | 5 Г)3 | 1 Д)1 | 0 | |||||||||
7 | 1 | 4 | 0 | 1 | 2 | 0 | 4 | 1 | 0 | 1 | 5 | 0 | |||||||||
8 | 4 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 6 | 0 | 0 | |||||||||
9 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 | 6 | 0 | 1 |
Приложение №2
Рекомендации
Цикл занятий для подростков
Цель:1. Помочь подростку осознать возрастные проблемы.
2. Оказать психологическую поддержку в период подросткового взросления.
Занятие 1.
Цель: формировать позитивное отношение к своему имени.
Упр.1. «Твоё имя».
Ученики встают в круг. Один, передавая мяч, называет своё полное имя. Остальные по очереди называют как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катенька, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.
Упр.2. «Что в имени тебе моём?»
Ведущий начинает занятие со вступительного слова о происхождении имён. Затем ученики поочерёдно называют своё имя, говорят, что оно означает, в честь кого их так назвали. (Такое задание желательно дать ученикам заранее или подготовить материал ведущему.)
Вопросы для обсуждения.
Кто придумал тебе имя? Как тебя ещё хотели назвать? Как тебя называют друзья, близкие люди? Как тебе нравится, чтобы тебя называли?
Занятие 2.
Цель: помочь подросткам в осознании жизненных целей и ценностей.
Упр.1. «Жизненные ценности».
Ведущий предлагает участникам записать в тетради то, что является для него самым важным, самым ценным в жизни. Затем ребята зачитывают свои записи, а ведущий записывает это на доске.
Вопросы для обсуждения.
1.Какие ценности являются преобладающими?
2.Каким ценностям отдаётся предпочтение материальным или духовным?
3.Нужны ли человеку в жизни ценности?
Приложение №3
Билль о правах
Вы имеете право:
-иногда ставить себя на первое место,
- иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке,
- протестовать против несправедливого обращения или критики,
- иметь своё собственное мнение или убеждения,
- совершать ошибки, пока вы не найдёте правильный путь,
-предоставлять людям возможность самим решать свои проблемы,
- говорить: «Спасибо, нет»,
- не обращать внимания на советы окружающих,
- побыть одному, если даже другим хочется нашего общества,
- иметь свои, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие,
- менять свои решения и образ жизни.
Вы никогда не обязаны:
- быть безупречным на 100%,
- следовать за всеми,
- делать приятное неприятным для вас людям,
- любить людей, приносящих вам вред,
- извиняться за то, что вы были самим собой,
- выбиваться из сил ради других,
- чувствовать себя виноватым за свои желания,
- мириться с неприятной для вас ситуацией,
- сохранять отношения, которые стали для вас оскорбительными,
- делать больше, чем вам позволяет время,
- выполнять неразумные требования,
- отдавать то, что вам отдавать не хочется.
Слайд 1
Психологические особенности социализации современных подростков Выполнила: Ученица 8 «б» класса МБОУ СОШ с.Сосновка Некраш Екатерина Руководитель: Манзай-оол С.Ю.Слайд 2
Актуальность темы Проблема психологического развития подростков была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность современного общества создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.
Слайд 3
цель Выявление психологических особенностей социализации современных подростков
Слайд 4
Основные задачи Изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий: методики, тесты, выявить особенности социализации современных подростков и попытаться дать рекомендации.
Слайд 5
Теоретическая часть Общение со сверстниками Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка Общение с родителями и его влияние на формирование личности подростка
Слайд 6
Практическая часть
Слайд 7
Считающих что у них обязанностей больше чем прав
Слайд 8
Опрос учащихся
Слайд 9
Считают себя подростком
Слайд 10
Опрос учащихся
Слайд 11
В свободное время посещают секции
Слайд 12
Опрос учащихся
Слайд 14
Современные Подростки
Слайд 15
Любят одиночество
Слайд 16
Отношения со сверстниками
Слайд 17
Количество родителей безразличных к дружбе детей с противоположным полом
Слайд 18
Душевная боль
Слайд 19
рекомендации Цикл занятий для подростков Фототерапия Билль о правах Телефон доверия
Слайд 20
Занятия: Занятие 1. Цель: формировать позитивное отношение к своему имени. Упр.1. «Твоё имя». Ученики встают в круг. Один, передавая мяч, называет своё полное имя. Остальные по очереди называют как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катенька, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя. Упр.2. «Что в имени тебе моём?» Ведущий начинает занятие со вступительного слова о происхождении имён. Затем ученики поочерёдно называют своё имя, говорят, что оно означает, в честь кого их так назвали. (Такое задание желательно дать ученикам заранее или подготовить материал ведущему.) Вопросы для обсуждения. Кто придумал тебе имя? Как тебя ещё хотели назвать? Как тебя называют друзья, близкие люди? Как тебе нравится, чтобы тебя называли?
Слайд 21
Занятие 2. Цель: помочь подросткам в осознании жизненных целей и ценностей. Упр.1. «Жизненные ценности». Ведущий предлагает участникам записать в тетради то, что является для него самым важным, самым ценным в жизни. Затем ребята зачитывают свои записи, а ведущий записывает это на доске. Вопросы для обсуждения. 1.Какие ценности являются преобладающими? 2.Каким ценностям отдаётся предпочтение материальным или духовным? 3.Нужны ли человеку в жизни ценности?
Слайд 22
Фототерапия:
Слайд 25
Билль о правах Вы имеете право: -иногда ставить себя на первое место, - иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке, - протестовать против несправедливого обращения или критики, - иметь своё собственное мнение или убеждения, - совершать ошибки, пока вы не найдёте правильный путь, -предоставлять людям возможность самим решать свои проблемы, - говорить: «Спасибо, нет», - не обращать внимания на советы окружающих, - побыть одному, если даже другим хочется нашего общества, - иметь свои, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие, - менять свои решения и образ жизни.
Слайд 26
Вы имеете право: -иногда ставить себя на первое место, - иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке, - протестовать против несправедливого обращения или критики, - иметь своё собственное мнение или убеждения, - совершать ошибки, пока вы не найдёте правильный путь, -предоставлять людям возможность самим решать свои проблемы, - говорить: «Спасибо, нет», - не обращать внимания на советы окружающих, - побыть одному, если даже другим хочется нашего общества, - иметь свои, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие, - менять свои решения и образ жизни.
Слайд 27
Эмоции подростков:
Слайд 28
Литература: Хухлаева О.В . «Психология подростка»: Учебное пособие. – М., 2005. – 160с. Описывается основные направления групповой и индивидуальной психологической поддержки подростков и взаимодействующих с ними взрослых – педагогов и родителей. Широко представлены в тексте выдержки из бесед с подростками и их родителями из разных по типу и социальному статусу семей.
Слайд 29
Хухлаева о.в. Профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук. Научный консультант НОУ «Ломоносовская школа», руководитель психологической службы школы «Президент», многопрофильной гимназии 1506 г. Москвы. Занимается психологическим сопровождением детей и подростков в системе образования, психологическим консультированием людей разных возрастов.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Сосновка
Тандинского района Республики Тыва
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Научно-исследовательская работа
Тема:
«Психологические особенности социализации современных подростков»
Выполнила: ученица 8 «Б» класса
Некраш Екатерина
Научный руководитель:
Учитель истории и обществознания
Манзай-оол Светлана Юрьевна
Сосновка - 2015
Аннотация
Научно-исследовательская работа «Психологические особенности социализации современных подростков» рассмотрены проблемы формирование личности современного подростка, который будет взаимодействовать с окружающим обществом без каких-либо физических и психологических нарушений. Для эффективного применения исследования понадобилась практическая часть и проведение теста. Результаты теста показали, что современные подростки могут заинтересоваться одним видом деятельности и в будущем реализовать свои знания и навыки и успешно применять в жизни.
Цель исследовательской работы является выявление психологических особенностей социализации современных подростков. И раскрывает задачи: изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий: методики, тесты, выявить особенности социализации современных подростков и попытаться дать рекомендации. Проанализированы характерные психологические особенности в социализации современных подростков это:
На основе проведенного исследования автором предлагается рекомендации, где представлены в приложениях. Автор пришла к выводу, что поведение подростка зависит от окружавшей среды и самого себя. Педагоги помогают с определением выбора профессии на будущее. Лишь с помощью родителей можно подняться на ноги и поставить себе цель. Ведь в какой обстановке у тебя семья, такое и поведение у ребенка. Педагоги и родители реагируют на психику и возвышенность или понижения своего внутреннего «Я».
И тут появился изобретатель
Сочини стихи, Машина
Акварель + трафарет = ?
Огонь фламенко
Как нарисовать небо акварелью