Исследовательская работа по физике ученика 7 класса.3
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 805.5 КБ |
Мир через культуру.
Белов Данила Алексеевич
7 класс МБОУ "Юровская школа" д. Юрово
"ДОГОРАЙ, ГОРИ МОЯ ЛУЧИНА"
д.Юрово
2016 г.
Содержание
1. Введение 2
2. "Лучина с верою, чем не свеча? 3
2.1. Историческая справка
2.2. Параметры исследования 4
2.3. Практическая часть 5
2.4. Аналитическая часть 6
3. Заключение 7
4. Список литературы 8
1. Введение
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Глава IV
Мы решили проследить технический прогресс на территории нашего поселения. Революционные преобразования в этом процессе были связаны с подведением электричества. Так как электричество появилась в нашей местности в пятидесятые годы двадцатого века, нас заинтересовал вопрос: как население нашей местности обходилось без него?
В-первую очередь мы решили выяснить, каким было освещение.
В качестве осветительных приборов использовались керосиновые лампы, масляные лампы, свечи и лучина.
Из опросов населения старшего возраста узнали, что керосиновыми лампами в быту пользовались достаточно часто, но обычно по праздникам, так как керосин стоил 7 копеек за литр, да и приобрести его можно было в Грязовце, в магазине, который так и называли "Керосинка". Иногда керосин продавали и в местных магазинах. Перебои с поставками керосина случались часто, особенно в военные и первые послевоенные годы.
Масляные лампы были редким явлением. Основным видом масла было льняное. Наиболее распространённой масляной лампой была лампадка, которую зажигали перед иконами, как в церквях, так и жилых домах.
Свечи стоили не дёшево, и чаще всего применялись в храмах.
Таким образом самым распространённым источником освещения в жилых домах была лучины. В деревнях лучину использовали до двадцатого века повсеместно, но и в первой половине двадцатого века достаточно широко. Это объясняется не только тем, что в первой половине века Россия пережила множество тяжёлых испытаний, но и дешевизной и обилием материала для лучины.
2. "Лучина с верою, чем не свеча?"1
2.1. Историческая справка.
Лучину для освещения укрепляли в устройстве, которое называлось светец. Светец представлял собой кованную вилку с широким для устойчивости основанием. Под лучину ставился сосуд с водой, куда падали угли.
Из воспоминаний жителя поселения Юровское: "Над кожухом (верхняя, ближняя к стене частью русской печи) в стену был вбит железный штырь с кольцом на конце. В это кольцо и вставлялась лучина. Она была примерно метровой длины, два на четыре сантиметра в толщину. Штырь был вбит в полуметре от потолка, под ним прямо на печи лежал железный противень, в каких пекли пироги. В противень падали отколовшиеся угли. Заготовленную лучину тут же на печи сушили.
Лучину с утра зажигала мама. На кухне обряжались: готовил корм скотине. Затем готовили еду для семьи. Не только на завтрак, но и на обед и даже ужин. Пища оставалась тёплой, потому что хранилась в печи.
Лучину зажигали только на кухне. В комнате горела керосиновая лампа. Но мама часто говорила: "Керосина мало, его надо беречь", и зажигала лучину в кухне, чтобы мы могли там читать.
Папа же учил заготовлять лучину и укреплять её под углом в сорок пять градусов, чтобы она лучше горела".
2.2. Параметры исследования.
Установив, что лучина была одним из основных, а зачастую и единственным источником освещения, мы решили определить какую породу древесины использовали наши предки и почему.
Для исследования мы выбрали наиболее распространённые в нашей местности виды древесины:
1) осина,
2) берёза,
3) ель,
4) ольха,
5) рябина.
Лучину сделали примерно одинаковой длины и толщины из свежей, сырой древесины и просушили.
Для определения лучшей породы для изготовления лучины мы выбрали следующие параметры:
1) время сгорания;
2) яркость пламени;
3) величина образующейся копоти;
4) задымление;
5) разброс угля.
Для оценки яркости пламени мы измеряли расстояние от лучины, на котором один и тот же печатный текст можно читать.
Разброс угля мы оценивали по силе треска, горевшей лучины.
Для оценки величины образующейся копоти над пламенем на одинаковой высоте в течении 10 секунд держали лист бумаги.
2.3. Практическая часть.
В качестве светца мы использовали лабораторный штатив с лапкой. Под ним поставили стеклянный сосуд с водой.
Для того, чтобы лучина не гасла её нужно укреплять под углом к горизонтали, наклоняя вниз. Вначале лучину расположили горизонтально, но это приводило к тому, что она постоянно гасла. Угол не должен быть слишком большим, иначе лучина сгорает быстрее.
Важным моментом было соблюдение правил пожарной безопасности. Перед проведением эксперимента мы подготовили средства пожаротушения и убрали пожароопасные посторонние предметы. Помещение хорошо проветривалось.
В результате опытов были получены следующие результаты:
Таблица 1 "Характеристики сгорания лучины"
Порода древесины | Время сгорания, с | Расстояние до книги, см | Задымление | Примечания |
Берёза | 99 | 180 | Почти нет | |
Ель | 84 | 75 | Небольшой дым | Сильный запах, треск |
Ольха | 48 | 144 | Почти нет | |
Осина | 58 | 98 | Почти нет | |
Рябина | 78 | 90 | Обильный дым |
Больше всего копоти дала осина, на втором месте - берёза, затем ель, ольха. Меньше всего коптила рябина.
2.4. Аналитическая часть.
Для понимания полученных результатов мы изучили свойства представленных пород древесины.
Таблица 2 "Физические свойства древесины"
Порода | Плотность, кг/м3 | Теплота сгорания, кВт·ч/м3 | Средняя влажность, % | Теплопроводность, Мкал/м3 |
Берёза | 640 | 1900 | 78 | 2600 |
Ель | 450 | 1700 | 91 | 1800 |
Ольха | 530 | 1500 | 84 | 2000 |
Осина | 500 | 1800 | 82 | 1880 |
Рябина | 730 | 2100 | 2920 |
Яркость пламени возможно обусловлена теплопроводностью и плотностью древесины.
В результате исследования можно сделать вывод, что наиболее предпочтительным материалом для изготовления лучины является берёза. Берёзовая лучина горит в среднем дольше, чем лучины из других пород. Яркость её пламени даёт возможность заниматься каким-либо делом, требующим ясности видимости, на сравнительно большом расстоянии. Она почти не даёт дыма и запаха. Минусом использования берёзовой лучины является то, что она при горении создаёт много копоти.
Осиновая лучина не только образует сильную копоть, но быстрее всего сгорает.
Лучина из рябины создала мало копоти, но очень сильно дымила.
Ольховая лучина горела ярко, но недолго.
Еловую лучины, мы отклонили из-за того, что она во-первых даёт очень сильный запах, во-вторых, что важнее с точки зрения безопасности, у неё самый большой разброс углей. Угли трещат и, как говорят в народе, "стрекают". Это объясняется тем, что при горении хвойных пород древесины вкрапления смолы вскипают и разрывают трубочки, по которым вода поступает от корней к веткам. В результате чего угольки разлетаются.
3. Заключение.
Данное исследование не только подтвердило предположение об использовании именно берёзовой лучины, но и заставило задуматься над свойствами древесины - основного природного богатства нашей местности.
Оказалось, что и само слово "лучина" известно не каждому ученику нашей школы. Наши предки берегли родную природу. Она была источником их богатства, их благополучия.
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., "Дрофа " 2011
4. Литература:
1) Справочник мастера столярно-плотничьих работ // Физические свойства древесины / http://stroim-domik.ru
2) Пёрышкин А.В. Физика 8 М., "Дрофа", 2012 г. 192 с.
3) Подставка под лучину или светец / http://iamruss.ru.
Астрономический календарь. Март, 2019
Снежный всадник
Пейзаж
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
В поисках капитана Гранта