Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«АВТОМНОГОБОРЬЕ»
г.Лабытнанги
2015г.
Содержание.
1. | Пояснительная записка ……………………………………………….. | 3 - 4 |
2. | Первый год обучения | 5 |
| Учебно - тематический план ………………………………………….. | 5 |
3. | Содержание программы……………………………………………….. | 5-7 |
4. | Второй год обучения ………………………………………………….. | 8 |
| Учебно - тематический план ………………………………………….. | 8 |
5. | Содержание программы ………………………………………………. | 8-9 |
6. | Третий год обучения ………………………………………………….. | 10 |
| Учебно - тематический план …………………………………………. | 10 |
7. | Содержание программы ………………………………………………. | 10-11 |
8. | Методическое обеспечение программы …………………………….. | 12-13 |
9. | Список литературы ………………………………………………….. | 14 |
1. Пояснительная записка.
Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, в большой мере способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.
Автоспортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат.
Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать правила дорожного движения. При разработке программы учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по автоспорту, а также все новое, что связано с Правилами дорожного движения.
Актуальность программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала.
Настоящая программа ставит следующую цель:
Ориентация обучающихся в различных направлениях технических видов спорта, предоставление возможности освоения управлением автомобиля и участия в соревнованиях по автомногоборью.
Программа рассчитана на профессионально-ориентируемый уровень освоения, позволяющий, в итоге, надежно и безопасно водить автомобиль и грамотно его обслуживать. Итог занятий по практическому вождению автомобиля - участие в автосоревнованиях и выполнение квалификационных требований 1 спортивного разряда.
Занятия направлены на постоянное расширение знаний по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствование навыков управления автомобиля и достижение высоких спортивных результатов. Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует в самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.
Возраст обучающихся 12 - 18 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Занятия в первый год обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа в год. Во второй год обучения 6 часов в неделю по 3 часа (216 часов). Третий год обучения -6 часов в неделю по три часа (216 часов). Программа модифицирована, за основу программы взята программа Моргунова А.М., педагога дополнительного образования СПбЦДТТ г. Санкт- Петербурга.
Задачи:
образовательные
• знать правила дорожного движения;
•научить свободно, пользоваться материалами и инструментами, а также технологическим приемам обработки конструкционных материалов;
•знать устройство легкового автомобиля и принципы его работы.
развивающие
• формирование способов преобразовательной деятельности (репродуктивной и творческой) в процессе знакомства с устройством автомобиля и работы с соответствующей технической документацией;
• формирование опыта конструкторской и технологической творческой деятельности;
• развитие эмоционально-ценностных отношений к преобразовательной деятельности и ее социальным последствиям;
• формирование технических знаний и практических навыков в обслуживании, ремонте и управлении автомобилем;
• привитие навыков и умений работы с различными материалами, инструментами, оборудованием.
воспитательные
• воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
• воспитание интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
• воспитание законопослушного участника дорожного движения, знающего и строго соблюдающего ПДД,
- воспитание интереса к истории автомобилестроения.
Формы подведения итогов:
Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах ПДД, пробегах, поступлению в высшее учебное заведение по автомобильному профилю. Улучшение успеваемости в школе и поведения дома (по отзывам родителей).
Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию, и ремонту автомобилей, участие в автосоревнованиях и тренировках.
К концу курса обучения подросток должен
- владеть навыками управления легковым автомобилем, достаточными для сдачи экзамена на водительское удостоверение категории "В";
- знать ПДД и техническое устройство автомобиля в объеме, достаточном для сдачи экзамена на водительское удостоверение категории "В";
- уметь обслуживать легковой автомобиль в объеме ЕО, ТО-1 и ТО-2;
- иметь спортивный разряд по автоспорту;
- иметь навыки управления автомобилем в сложных дорожных условиях: гололед, мокрое покрытие и т.д.
Ожидаемые результаты:
-овладение навыками управления автомобилем;
-знание ПДД и основ безопасности дорожного движения;
-знание устройства и правил эксплуатации легкового автомобиля;
-получение разряда по автомобильному спорту;
-профессиональная ориентация на поступление в автомобильные и другие технические учебные заведения, на работу в автомобильном транспорте и органах ГИБДД.
2. Учебно - тематический план 1 года обучения.
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 |
| |
Беседы об автомобиле, автотранспорте | 2 | 2 |
| |
Меры безопасности на занятиях и тренировках | 8 | 8 |
| |
Общее устройство автомобиля | 16 | 6 | 10 | |
Общее устройство двигателя | 18 | 8 | 10 | |
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | 16 | 6 | 10 | |
Учебно-тренировочная езда на автомобиле | 32 | - | 32 | |
Правила дорожного движения. | 22 | 10 | 12 | |
Оказание первой медицинской помощи | 10 | 4 | 6 | |
Физическая подготовка. Посещение соревнований | 10 |
| 10 | |
10. | Экскурсии | 6 |
| 6 |
11. | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 144 | 47 | 97 |
3. Содержание программы 1 года обучения:
1. Вводное занятие.
Знакомство с объединением «Автомобильное многоборье», с достижениями объединения, целями и задачами. Содержанием работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2. Беседы об автомобиле, автотранспорте.
История автомобиля. Современное автостроение. Двигатели автомобиля. Виды автоспорта. Заводы, производящие автомобили. Чемпионы по автоспорту.
3. Меры безопасности на занятиях и тренировках.
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий. Меры безопасности при работе со слесарным инструментом. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием автомобиля, экипировкой на тренировках и соревнованиях, одеждой обучающихся. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению. Меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.
4. Общее устройство автомобиля.
Классификация спортивных классов автомобилей. Габаритные размеры автомобиля. Рама. Сиденье. Тормозная система. Органы управления. Стартовые номера. Колеса и шины. Двигатель. Топливная система. Система впуска. Система зажигания.
Практическая работа. Знакомство с устройством автомобиля.
5.Общее устройство двигателя.
Принцип работы четырехтактного двигателя. Определение такта. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа (цилиндр, поршень с кольцами, поршневой палец, шатун, коленчатый вал и кратер коленчатого вала). Система электрооборудования
( генератор, коммутатор, катушка зажигания, свечи и определение зажигания). Система питания двигателя.
Практическая работа. Демонстрация работы четырехтактного двигателя: установка определения зажигания; разборка и сборка двигателя; изготовление прокладок под цилиндр, карбюратор и кратер.
6. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
Слесарный инструмент. Виды инструмента. Ключи: рожковые, торцовые, накладные, специальные и головки. Соединения резьбовые, болты винты, шпильки, гайки, шайбы и шурупы.
Практическая работа. Практические занятия по ремонту и регулировки двигателя и ходовой части. Техническое обслуживание рулевого управления. Проверка состояния тормозной системы. Регулировка системы зажигания. Техническое обслуживание сцепления и цепи. Уход за шипами. Слесарные работы.
7. Учебно-тренировочная езда на автомобиле.
Технические аспекты безопасного управления.
Как правильно сидеть за рулем. Приемы управления. Управление педалями, рычагами управления и приборами.
Оценка дорожной ситуации и организация внимания во время движения.
Дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика. Жесты и сигналы водителей.
Категории безопасности автомобиля.
Активная безопасность. Пассивная безопасность. Послеаварийная безопасность. Экологическая безопасность.
Дистанция и скорость движения.
Плохая дорога. Ограниченная ширина проезжей части. Повороты на крутых спусках. Приближение к перекресткам и пешеходным переходам. Разъезд с колонной машин или ее объезд на стоянках. Объезд общественного транспорта во время посадки и высадки пассажиров. Встречные разъезды с гужевыми повозками, обгон стад животных. Приближение к железнодорожным переездам. Недостаточная видимость.
Начало движения автомобиля. Трогание с места на подъеме.
Исправность автомобиля. Заправка автомобиля. Наличие масла в картере. Система охлаждения. Температура охлаждающей жидкости. Движение на ровной дороге. Трогание с мета на подъеме.
Маневры.
Стандартная дорожная ситуация. Перестроение автомобиля. Перестроение для опережения. Движение в колонне. Перестроение на дороге.
Развороты.
Разворот без применением заднего хода. Разворот с применением заднего хода. Разворот при узком проезде.
Движение задним ходом.
Действия при движении задним ходом. Посадка водителя при движении задним ходом.
Повороты. Проезд перекрестков.
Правый поворот. Левый поворот. Нерегулируемый перекресток. Равнозначный перекресток. Главная дорога. Регулируемый перекресток.
Обгон. Встречный разъезд.
Обгон. Встречный разъезд.
Правила торможения и остановка автомобиля.
Служебное торможение. Экстренное торможение. Способы торможения. Прерывистое торможение. Ступенчатое торможение. Комбинированное торможение. Остановочный путь автомобиля. Заключительный этап-остановка. Остановка с ходу вдоль тротуара. Подъезд к месту стоянки. Заезд на стоянку под углом к тротуару. Заезд передним ходом.
8. Правила дорожного движения.
Правила для пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителей. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Дорожные знаки. Разметка проезжей части. Сигналы регулирования движения. Порядок движения транспортных средств. Проезд перекрестков. Особые условия движения, проезд железнодорожных переездов. Учебная езда, буксировка, знаки и надписи. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
9. Оказание первой медицинской помощи.
Первая доврачебная помощь. Роль ЦНС в деятельности всего организма. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах и кровотечениях.
10.Физическая подготовка. Посещение соревнований.
Специальная физическая подготовка. Значение физических упражнений в повышении спортивных результатов. Правила личной гигиены. Правила проведения соревнований по автомобильному многоборью.
11. Экскурсии.
Экскурсия на автопредприятия города.
12. Заключительное занятие.
Подведение итогов за год. Показательное выступление.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- ПДД и основы безопасности дорожного движения;
- общее устройство автомобиля;
- правила обслуживания основных узлов и агрегатов легкового автомобиля;
- свободно владеть специфическими понятиями и терминологией;
- правила проведения соревнований по автомногоборью и обеспечение на них техники безопасности.
Уметь:
- пользоваться технической и справочной литературой, литературой по ПДД;
- обслуживать автомобиль в объеме ЕО и ТО-1;
- разбирать и собирать отдельные узлы и агрегаты автомобиля;
- пользоваться ГСМ и специальными жидкостями, применяемыми при эксплуатации автомобиля;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми при обслуживании и ремонте автомобиля;
- владеть первоначальными навыками управления автомобилем.
4. Учебно-тематический план 2 года обучения:
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 3 | 3 |
| |
Устройство легкового автомобиля | 39 | 12 | 27 | |
Основы безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения | 30 | 15 | 15 | |
4 | Оказание первой медицинской помощи | 21 | 9 | 12 |
5 | Автомобили и автомобильный транспорт | 6 | 6 |
|
6 | Учебная езда на автомобиле | 54 |
| 54 |
7 | Анатомия и физиология подростка. Специальная физическая подготовка. | 30 | 9 | 21 |
8 | Организация и участие в автосоревнованиях. | 30 |
| 30 |
9 | Заключительное занятие | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО | 216 | 55 | 161 |
5. Содержание программы 2 года обучения.
1. Вводное занятие.
План работы объединения. Классификация и технические требования к автомобилям.
2. Устройство легкового автомобиля.
Общее устройство автомобиля. Устройство двигателя. Системы двигателя: кривошипно-шатунный механизм, система газораспределения, питания, охлаждения и т.п. Трансмиссия, рулевое управление, тормоза. Узлы и агрегаты влияющие на безопасность движения. Техническое обслуживание узлов и агрегатов. Горюче- смазочные материалы применяемые в обслуживании и ремонте автомобиля. Техника безопасности при ремонте и обслуживании автомобиля.
3. Основы безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения (повторение и закрепление). История создания ПДД.
Общие понятия, терминология. Общие обязанности пешеходов и водителей.
Действия водителей при дорожно-транспортном происшествии.
Регулирование дорожного движения, начало движения, маневрирование.
Остановка и стоянка, проезд перекрестков, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. Учебная езда. Дорожные знаки и дорожная разметка. Техническое состояние и оборудование транспортных средств. Административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере транспорта.
4. Оказание первой медицинской помощи.
Предупреждение спортивных травм. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Проверка теоретических и практических знаний.
5. Автомобили и автомобильный транспорт.
Современные тенденции развития автомобилестроения.
Пути совершенствования конструкции и безопасности автомобиля.
История автомобилестроения.
6.Учебная езда на автомобиле.
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда по трассе. Выбор правильной траектории движения. Движение и маневрирование на площадке, оборудованной для фигурного вождения. Преодоление поворотов различного радиуса и сложности. Отработка техники старта. прохождение поворотов на максимальной скорости без сноса колес. Отработка техники торможения. Отработка техники обгона. Соревнования по фигурному вождению.
7. Анатомия и физиология подростка. Специальная физическая подготовка.
Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие.
Кровообращение, обмен веществ. Значение отдыха, сна в обеспечении полноценной работоспособности занимающихся ребят. Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Недопустимость курения и алкоголя. Значение физических упражнений для развития физических и духовных способностей и повышения спортивных результатов. Предупреждение спортивных травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах, кровотечениях. ГТО— основа физической подготовки картингистов. Упражнения для развития двигательных качеств обучающихся различного возраста и квалификации, а также способствующие быстроте реакции ориентирования на трассе, руления, переключения передач и торможения.
8. Организация и участие в автосоревнованиях.
Правила соревнования. Теоретические сведения. Виды автомобильного спорта, их значение. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги.
9.Заключительное занятие
Подведение итогов за год. Показательное выступление. Награждение лучших обучающихся.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- ПДД и основы безопасности дорожного движения в объеме, достаточном для сдачи экзаменов на права категории "В";
- техническое устройство и правила эксплуатации легкового автомобиля;
- устройство узлов и агрегатов, влияющих на безопасное управление автомобилем;
- правила проведения и обеспечение безопасности на автомобильных соревнованиях.
Уметь:
- обслуживать автомобиль в объеме ТО 2;
- диагностировать состояние узлов влияющих на безопасность управления автомобилем;
- освоить управление автомобилем на площадке;
- выполнять основные "фигуры" классического автомногоборья.
Принять участие в 6-7 соревнованиях по автомногоборью.
6. Учебно - тематический план 3 года обучения:
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 3 | 3 |
| |
Подготовка двигателя к соревнованиям | 42 | 12 | 30 | |
Элементы теории движения автомобиля | 21 | 21 |
| |
Спортивно тренировочная езда | 99 | 9 | 90 | |
Спортивный кодекс РАФ | 3 | 3 |
| |
6 | Меры безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях. | 18 | 9 | 9 |
7 | Психофизиологическая подготовка. | 27 | 6 | 21 |
8 | Заключительное занятие | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО | 216 | 64 | 152 |
7. Содержание программы 3 года обучения.
1. Вводное занятие.
Подведение итогов участия в соревнованиях в летний период. Обсуждение плана работы объединения. Классификация и технические требования к автомобилям. Перспективы совершенствования конструкции автомобиля с учетом достижений современного автомобилестроения.
2. Подготовка двигателя к соревнованиям.
Специальные технические требования к двигателям. Общее понятие о форсировке двигателя. Разработка новых конструкций и технологий изготовления кривошипно-шатунного механизма. Выбор материала и его технологические возможности.
Практическая работа. Изменение фазы газораспределения. Изменение степени сжатия. Работа с поршневой группой. Изготовление механизма сцепления системы. Совершенствование системы зажигания. регулировка опережения зажигания. Выбор топлива и масла. Проверка соответствия двигателя техническим требованиям. испытание двигателя на трассе.
3. Элементы теории движения автомобиля.
Понятие об управлении автомобилем. Основные действующие на машину силы и моменты. Динамики автомобиля на вираже. Избыточная и недостаточная поворотность автомобиля на вираже.
4. Спортивно тренировочная езда.
Управление автомобилем в экспериментальных ситуациях. Понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и фигурных поворотов, трамплинов. Тактика командного движения по дорогам.
Практическая работа. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях, в заносе, разворот в заносе. Отработка техники преодоления поворота различного радиуса и сложности на максимальной скорости. Отработка техники старта. Способы и техника обгона на трассе. Выбор оптимального пути прохождения трассы. Соревновательные заезды.
5.Спортивный Кодекс РАФ.
Знакомство со спортивным кодексом РАФ. Основные понятия. Кодекс административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушения ПДД.
6. Меры безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях.
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Меры безопасности, связанные с техническим состоянием автомобяля, экипировки и одежды обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствия.
Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
7. Психофизиологическая подготовка.
Роль и значение психики спортсменов на соревнованиях. Выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.
Практическая работа. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями. Специальные физические упражнения. Упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие. Выполнение упражнений по индивидуальным планам. Подвижные игры: футбол, волейбол, настольный теннис и др.
8. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения. Показательное выступление. Награждение лучших обучающихся.
К концу третьего года обучения обучающийся должен знать:
- ПДД и основы обеспечения безопасности дорожного движения;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- приемы безопасного управления автомобилем в сложных дорожных ситуациях;
-статьи УК и КОАП касающиеся ответственности за нарушения в области автотранспорта.
Уметь:
- выполнять все фигуры "классического" автомногоборья;
- проводить диагностику, техническое обслуживание и ремонт легкового автомобиля;
- подготовить автомобиль к соревнованиям;
- выполнять обязанности судей на соревнованиях по автомногоборью;
- владеть первичным навыкам управления автомобилем первого или второго года обучения.
8. Методическое обеспечение программы.
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог, наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д., практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др., индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Методы контроля - соревнования, конкурсы ПДД, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Решению воспитательных задач, поставленных в программе, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.
Особенность программы, одним из направлений которой, является спортивно-техническое, заключается в участии автосоревнований, автопробегов и обслуживании автотехники в рамках автомобильного спорта:
- на одном автомобиле могут выступать в соревнованиях несколько участников,
- соревнования и тренировки проходят ограниченной территории, что обеспечивает повышенную безопасность,
- в соревнованиях и тренировках могут принимать участие подростки, не имеющие водительского удостоверения,
- инвентарь и оборудование не требуют больших затрат на изготовление,
- мероприятия проходят на виду у зрителей,
- трассы могут компоноваться в любом сочетании фигур, что позволяет постоянно совершенствовать навыки управления автомобилем.
Каждое соревнование по автомногоборью включает в себя не менее трех видов состязании, из которых, не менее двух, связаны с управлением автомобилем. Например: скоростное маневрирование или фигурное вождение, слалом и ПДД, экономичное вождение и поиск неисправностей, и т.д. Одним из видов могут быть состязания связанные с дисциплинами физической культуры.
Дидактический материал:
Плакаты по ПДД и техническому устройству автомобиля, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов автомобиля. Видеофильмы по мастерству вождения автомобиля, компьютерные программы п.1 ПДД, основам БДД, мастерству вождения автомобиля. Экзаменационные карты по ПДД. Литература по автомобильной тематике.
Техническое оснащение занятий.
Автомобили УАЗ - 31514./15 чел на 1 автомобиль/, автомобиль –ВАЗ – 21217 - 1
токарный, сверлильный станки по 1 штуки, сварочный аппарат – 2 шт., обрезная машинка – 2, электронаждак – 1, ручная дрель – 1, таль цепная – 1
Инструмент. Горюче смазочные материалы, запасные части.
9. Список литературы для педагога
дополнительного образования
Список литературы для обучающихся:
1. Беляев Н.В., 10 000 советов автомобилистам М. АСТ Харвкст 2007 г.
2. Бродский А.Я., Советы бывалых автомобилистов М., Издательство ДАСААФ СССР
1999г.
3. Гладкий А.А., Экзамен в ГИБДД, М. АСТ Астрель, 2008 г.
4. Горбачев М.Г., Экстремальное вождение «Гоночные секреты» ООО «Престиж
книга» 2006 г.
5. Горбачев М.Г, Самоучитель безопасного вождения, М. 2006 г.
6. Громаковский А.А., Сдаем на права, М. 2008 г. Книга самодеятельного конструктора автомобилей М. Издательство ДАСААФ СССР 1989г.
7. Правила дорожного движения с иллюстрациями, М.: «Третий Рим», 2006г.
8. Устройство, техническое обслуживание, и ремонт автомобилей М. «Высшая школа»
1979 г.
9. Экзаменационные (тематические) задачи, М. 2008 г.
10. Яременко О.В., Твой друг – автомобиль М. Издательство ДАСААФ СССР 1999 г.
Какая бывает зима
Пока бьют часы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Яблоко
Одна беседа. Лев Кассиль