Математическая викторина для учащихся 8-9 классов.
Организованная в виде викторины "Своя игра".
Визуализация игры выполнена с помощью презентации Microsoft PowerPoint.
Работа представлена на школьной научно-практической конференции НОУ МБОУ СШ №15, отмечена дипломом за 1 место на районой научно-практической конференции по математике, отмечена дипломом за 2 место на Всероссийском Вахтеровском фестивале-конкурсе творческих работ "Красота и величие матемтики".
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_erudit.ppt | 2.73 МБ |
bolvinova_darya_8_kl._mbou_sosh_no15.doc | 128.5 КБ |
proekt_viktorina_erudit_bolvinova_d.pptx | 1.34 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» г.Заволжье
Городецкого района Нижегородской области
Творческая работа по математике
«Викторина «ЭРУДИТ»
Выполнила:
Болвинова Дарья Алексеевна
ученица 8 «А» класса
e-mail: bolvinova_2011@mail.ru
Руководитель:
учитель математики и информатики
Ярцева Ксения Юрьевна
e-mail: ksenechka_zorina@mail.ru
Адрес ОУ:
606524, Нижегородская область, Городецкий район,
г. Заволжье, ул. Пушкина, д.4, МБОУ СОШ №15
e-mail: school15-zav@mail.ru
2014-2015 учебный год
Введение
Математические понятия и теоремы
В нашей школе каждый год проводится неделя математики, во время которой проходят различные внеклассные мероприятия: викторины, интеллектуальные марафоны, игры, олимпиады, творческие конкурсы и математические вечера. Обычно подготовкой всех мероприятий занимаются учителя математики.
Мне очень нравится математика, особенно история этого предмета. Я люблю читать о жизни ученых, о математических открытиях. Поэтому я решила попробовать свои силы в создании конкурса для своих одноклассников, который можно провести на неделе математики.
Цель: Создать интеллектуальную игру по математике для учащихся 8-9-х классов.
Задачи:
Интеллектуальная игра - вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования).
Основной функцией интеллектуальных игра является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции [1].
Классификации интеллектуальных игр.
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).
ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:
ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:
Так как игра разрабатывается для целого класса (или нескольких классов), то нам подойдет соревнование в виде викторины.
Викторина – это игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой. [2]
Викторина - это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой. [3]
Викторина – это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. [4]
Викторина – это игра в ответы на вопросы (устная или письменная) из разных областей знания.[5]
В данный момент существует множество телевизионных викторин: «Своя игра», «Один против всех», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «Поле чудес».
Я являюсь поклонником программы «Своя игра», поэтому решила свою викторину создать по образцу этой игры.
Правила проведения игры
В игре участвуют несколько команд.
Викторина состоит из трех таймов. В каждом тайме 25 вопросов, разбитых на 5 категорий. В каждой категории представлены вопросы разной сложности. При ответе на самый простой вопрос команда зарабатывает 10 баллов, на самый сложный – 50 баллов.
Для установления порядка ответов команд проводится жеребьевка. Каждая команда выбирает себе вопрос. В случае правильного ответа команда продолжает игру, в случае ошибки право ответа переходит к другим командам. На текущий вопрос отвечает команда, первой подавшая сигнал.
Игру в следующем тайме начинает команда, набравшая на текущий момент меньшее количество баллов.
Реализация игры
Для удобства участников и наглядности при проведении игры будем использовать компьютер и мультимедийный проектор. Для этого ход игры будем сопровождать презентацией, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Благодаря элементу гиперссылка и подбору цветовой схемы слайдов, выбранный вопрос автоматически исчезает из таблицы доступных заданий. При нажатии на цену вопроса демонстрируется его формулировка с последующим ответом.
Используя данную презентацию в качестве шаблона, достаточно лишь заменить названия тем и вопросы, и новая викторина готова.
Для проведения викторины были подобраны 75 вопросов по следующим темам [6]-[11]:
Ученые-математики
1) Великий древнегреческий философ и учёный, создатель логики, основатель психологии, этики, политики как самостоятельных наук. (Аристотель)
2) Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. (Евклид)
3) Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы. Основная мысль его философии «Все есть число». (Пифагор Самосский)
4) Называют одним из семи мудрецов Древней Греции. Путешественник. Первым из математиков провел доказательство своей теоремы. (Фалес)
5) Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор координатного метода. (Рене Декарт)
6) Крупнейший французский математик XVI века. Его иногда называют отцом современной буквенности алгебры, т.к. он много поработал над введением в алгебру буквенных значений. (Франсуа Виет)
7) Является примером яркого математического дарования. Это дарование было обнаружено его учителями. Как часто бывает, сам он и не подозревал о своём могучем таланте математика. Будучи студентом 1-ого курса Казанского университета, он мечтал о профессии врача и изучал медицину. (Н. И. Лобачевский)
8) Немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». (Карл Фридрих Гаусс)
9) Древнегреческий философ. Он интересовался геометрией и обобщил данные о первых многогранниках. (Платон)
10) Древнегреческий математик из Сиракуз. Он был просто одержим ею. Сделал множество открытий в геометрии. (Архимед)
Математические понятия и теоремы
11) Равенство двух числовых отношений. (Пропорция)
12) Сотая доля от числа. (Процент)
13) (Разность квадратов)
14) (Квадрат разности)
15) Дайте название вида этого уравнения ax4+ bx2+ c = 0 .
(Биквадратное уравнение)
16) Точка пересечения двух прямых, образующих угол. (Вершина угла)
17) Множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния. (Круг)
18) Прямоугольный параллелепипед, все ребра которого равны между собой. (Куб)
19) Прямая линия, проходящая через центр чего-то (или через центр вращения тела). (Ось)
20) Множество, состоящее из двух различных точек и всех точек, лежащих между ними. (Отрезок)
21) Прямая, проходящая через середину данного отрезка и пересекающая его под прямым углом. (Серединный перпендикуляр)
22) Выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две – нет. (Трапеция)
23) Расстояние от центра окружности до любой ее точки. (Радиус окружности)
24) Объединение отрезков, конец каждого из которых (кроме последнего) является началом следующего. (Ломаная)
25) Луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла. (Биссектриса)
26) Отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не принадлежащие одной его стороне. (Диагональ)
27) Сумма длин всех сторон плоской фигуры. (Периметр)
28) Одна из частей плоскости, ограниченная двумя лучами с общим началом. (Угол)
29) Точка, равноудаленная от всех точек окружности, лежащая в одной с ней плоскости. (Центр окружности)
30) Отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр. (Диаметр окружности)
31) В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен … . (сумме квадратов катетов)
32) Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники … (подобны)
33) Если при пересечении двух прямых секущей сумма … равна 180º, то прямые параллельны. (односторонних углов)
34) Если сторона и два … угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум … углам другого треугольника, то такие треугольники равны. (прилежащих к ней)
35) …. параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. (Средняя линия треугольника)
36) В переводе с греческого означает «поперечник», «калибр». (Диаметр)
37) В переводе с греческого «кубос» - игральная кость. (Куб)
38) Одни считают этот термин в переводе с греческого означает «бубен», другие — что от греческого слова, которое означает «вращающееся тело», «веретено». (Ромб)
39) В переводе с греческого это слово означает «периферия». (Окружность)
40) В переводе с греческого название этого тела обозначает «образованный параллельными плоскостями». (Параллелепипед)
41) В переводе с греческого означает «струна». (Хорда)
42) В переводе с греческого слова «трапедзион» переводится как «столик». (Трапеция)
43) Французское слово, произошедшее от латинского «овум» - «яйцо». (Овал)
44) В переводе с греческого означает «сосновая шишка» или «остроконечная верхушка шлема», «кегля». (Конус)
45) В переводе с греческого это слово означает «землемерие». (Геометрия)
46) В переводе с латинского слова обозначает «луч», «спица в колесе». (Радиус)
47) Общеславянское слово индоевропейского характера. В переводе с греческого «орос» — «гора». (Вершина)
48) В переводе с общеславянского слова означает «выступающее, торчащее, остроконечное». (Грань)
49) С греческого это слово можно перевести как «идущая через угол». (Диагональ)
50) По одной из версий этот термин берет своё начало от формы хлебцев в Древней Греции, т.е. является производным от греческого слова «пирос» — «рожь». (Пирамида)
Логические задачи
51) Американский шпион стоял возле дверей секретного центра и смотрел на проход русских агентов. Подходит первый русский агент, ему из дверей: 26, он в ответ «13» и прошел. Подходит второй русский агент, ему: 22, он в ответ «11», и прошел. Шпион все понял и пошел ко входу, ему: 20, он в ответ «10», - шпиона арестовали. Что он должен был ответить? (Двадцать – слово из 8 букв)
52) Человек купил машину за 650 долларов, а продал за 725. После этого он решил, что продал слишком дешево, так что он снова купил машину за 750 долларов, но на этот раз продал только за 725. Что, в конечном итоге, получилось - он потерял деньги или приобрел? (50 долларов)
53) На конечной остановке в автобус сели четырнадцать мужчин и две женщины. На первой остановке сошли двое мужчин и вошли две женщины. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только трое), а на следующей вошли пять женщин. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел еще один мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса? (Четыре)
54) За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить еще столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за нее заплатили бы столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга? (Еще столько же, всего - 200 руб.)
55) Один коневладелец оставил в наследство своим сыновьям конюшню. Он завещал старшему отдать половину, среднему треть, а младшему девятую часть всех лошадей. В конюшне на момент смерти владельца осталось 17 лошадей. Как можно не нарушив завещание поделить лошадей? (Добавьте в конюшню еще одну лошадь. Теперь их получилось 18. Отдадим 9 лошадей старшему наследнику, 6 среднему и 2 младшему.)
56) Водителям приходится объезжать этот участок по запасному пути, отмеченному на плане пунктиром. На сколько километров увеличивает путь этот объезд? (6 км)
57) Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 среди них есть.)
58) Сумма возрастов членов семьи из 4 человек равна 68, а 4 года назад была равна 53. Сколько лет младшему члену семьи? (3 года)
59) В комнате было 12 цыплят, 3 кpолика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 куpицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (Две (ноги хозяина). У животных лапы.)
60) Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из галок
Будет без палок.
Сколько было галок?
Сколько было палок? (Галок было четыре, а палок три.)
61) 43*50 (=43*100:2=4300:2=2150)
62) 111111111*111111111 (=12345678987654321)
63) 1012 - 1002 (=(101-100)(101+100)=1(101+100)=201)
64) 633*11 (=963, т.к. можно по правилу каждую последующую цифру числа складывать со своим правым соседом и записывать в результат)
65) (=330)
Числа и геометрические фигуры
66) Геометрическое тело, ограниченное несколькими многоугольниками. (Многогранник)
67) Правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. (Куб)
68) Какое происхождение имеют цифры или символы наших чисел? (Мы называем их «Арабские», хотя они были заимствованы арабской культурой в Индии.)
69) Как называется число, равное сумме всех его делителей (без самого числа)? (Совершенное число)
70) Это число обладало особыми мистическими свойствами в учении пифагорейцев. На званом пиру отводилось место с этим числом почётным гостям. В Библии упоминается, что мир был создан именно за это количество дней. Назовите это число.(6)
Математические приборы
71) С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Современное название этого измерительного прибора происходит от французского слова «переносить». Предположительно, этот инструмент изобрели в древнем Вавилоне. Его работа основана на разбиении окружности на 360 равных частей. (Транспортир)
72) Древний прибор, у русских писцов назывался «правильца». Шкала на нем появилась в послереволюционной Франции. Первые 2 экземпляра этого инструмента были сделаны из платины, позже изготавливались из дерева и пластика. С начала XIX века эта полезная вещь начала входить в обиход школ. В Россию этот измерительный прибор попал как военный трофей. (Линейка)
73) Название этого инструмента происходит от латинского - «обруч, кольцо». История насчитывает уже несколько тысяч лет. Изготавливался из различных металлов и сплавов. Используется в черчении, навигации, картографии, в медицине. Этим словом названо маленькое созвездие южного полушария к западу от «Наугольника» и «Южного треугольника», рядом с α-Центавра. (Циркуль)
74) Инструмент, который применялся для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в Западной Европе до 18 века. Разделялся на полосы, счёт осуществлялся передвижением находящихся в полосах счётных марок. В странах Дальнего Востока распространён китайский аналог этого инструмента - суан-пан. (Абак (счеты))
75) Классический угломерный инструмент. Известен со времен астрономов Гиппарха и Птолемея (II в. до н.э.). Название прибора происходит от греческих слов «звезда» и «брать, схватывать». Это показывает, что в древности прибор применялся для определения углов на небосводе. Позднее он превратился в основной геодезический инструмент для измерения углов, расположенных в горизонтальной плоскости, проведения параллельных и перпендикулярных линий, для съемки плана местности и др. До XVIII в. он служил также для определения широт и долгот. (Астролябия)
Отчет о проведении игры
В итоге выполнения данного проекта была проведена игра.
Соревнование состоялось 28 января в рамках Недели математики.
Присутствовало 26 человек.
ЖЮРИ:
ПРОТОКОЛ
Команда | Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Итог |
8 «А» | 250 | 360 | 350 | 960 |
8 «Б» | 100 | 150 | 170 | 420 |
9 «А» | 480 | 400 | 320 | 1200 |
9 «Б» | 420 | 340 | 410 | 1170 |
Победителями стала команда 9 «А» класса
Заключение
В процессе работы над проектом я научилась создавать презентацию в программе Microsoft PowerPoint и работать с настройками анимации в ней. Изучила новый инструмент «гиперссылка». Изучила классификацию игр и их правила проведения.
Самая интересная часть работы для меня была связана с поиском различной интересной информации по математике. Это сведения об учёных, различные термины и формулы. Было интересно узнать, что понятия, пришедшие к нам из разных языков мира, означают совсем другое; приборы, которыми мы пользуемся на уроках математики и повседневно, имеют очень интересные истории открытия. Я старалась подбирать интересные логические задачи для своих сверстников, а также красивые картинки в качестве ответов.
Работа над проектом была интересная и познавательная. А еще я узнала на своём собственном опыте, какого это быть на месте ведущего игры. Участники викторины отметили оригинальность вопросов и поблагодарили меня. Я думаю, что мою игру будут использовать еще не один раз.
Слайд 1
Выполнила Болвинова Дарья у ченица 8 «А» класса Руководитель учитель математики и информатики Ярцева Ксения Юрьевна Творческая работа по математике «Викторина «ЭРУДИТ» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №15» г.Заволжье Городецкого района Нижегородской областиСлайд 2
Актуальность проекта
Слайд 3
Цель: создание интеллектуальной игры по математике для учащихся 8-9-х классов. Задачи проекта: повышение интереса к математике; применение математических знаний на практике; воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи; расширение математического кругозора учащихся; воспитание у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам; развитие самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода при выполнении заданий. Цели и задачи проекта
Слайд 4
Исследовательская часть Интеллектуальная игра - вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования)
Слайд 5
Классификация интеллектуальных игр
Слайд 6
Выбор вида игры Викторина - это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой.
Слайд 7
Правила проведения игры 10 20 30 40 50
Слайд 8
Подбор вопросов Ученые-математики Математические понятия и теоремы Логические задачи Числа и геометрические фигуры Математические приборы Начать игру
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Лавовая лампа
Финист - Ясный сокол
Рисуем акварельное мороженое
Знакомые следы
О чем поет Шотландская волынка?