Учебно-исследовательская работа посвящена оценке состояния зрительного анализатора школьников в условиях образовательного учреждения
Вложение | Размер |
---|---|
nir_2015_zholkovskaya_m.docx | 286.59 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Валеология и физиология человека и животных
Тема: «Оценка качества зрения школьников в условиях образовательного учреждения»
Автор работы:
Жолковская Маргарита, 8 кл.,
«Школа № 96 Эврика-Развитие»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Научный руководитель:
Кущенко Алла Петровна,
учитель биологии и химии
«Школа № 96 Эврика-Развитие»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
г. Ростов-на-Дону
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Часть 1. Теоретическая | 4 |
1.1.Строение зрительного аппарата | 4 |
1.2.Функции зрительного аппарата | 7 |
1.4.Возрастные особенности развития зрительного аппарата | 8 |
1.5. Нарушения органа зрения | 9 |
1.6.Интересные факты о зрении | 10 |
Часть 2. Практическая | 11 |
2.1. Материал и методика исследования | 11 |
2.2. Анализ полученных данных | 12 |
ВЫВОДЫ | 15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 17 |
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. До 90% информации об окружающем мире мы познаем именно с помощью органа зрения. Хорошее зрение необходимо каждому из нас для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Охрана зрения детей относятся к числу важнейших проблем современного общества. Поэтому актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнений, поскольку каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается на наших глазах. Чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.
Поэтому целью данной работы стало изучение и анализ качества зрения в период школьного обучения за 9 лет, определение основных путей и методов сохранения органа зрения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Объект исследования – зрительный анализатор
Предмет исследования – орган зрения девятиклассников
Участники исследования – учащиеся 9-х классов разных параллелей
Методы и методики исследования:
Гипотеза: количество учащихся с нарушениями зрения выше в 9 «э» классе, чем в 9 «а» классе
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1.1. Строение зрительного аппарата
Строение глаза человека невозможно рассматривать отдельно без двух других частей зрительного аппарата – проводящих путей и участка головного мозга (зрительной коры), которые ответственны за проведение и анализ поступающих из глаза нервных импульсов: человек смотрит глазом, а видит мозгом. Глазное яблоко образует целостную систему с вспомогательными структурами: глазодвигательными мышцами, веками, слизистой оболочкой (коньюктивой) и слезным аппаратом (рис. 1) [7].
Рис. 1. Строение зрительного аппарата человека
Внешнее строение глаза включает в себя веки (верхнее и нижнее), ресницы, внутренний угол глаза со слезным мясцом (складка слизистой оболочки), бела часть глазного яблока – склера, которая покрыта прозрачной слизистой оболочкой – конъюнктивой, прозрачная часть – роговица, через которую видны круглый зрачок и радужка (индивидуально окрашенная, с неповторимым рисунком). Место перехода склеры в роговицу называется лимб. Глазное яблоко имеет неправильную шаровидную форму, переднее - задний размер взрослого человека, составляет около 23-24 мм. Глаза располагаются в костном вместилище – глазницах. Снаружи они защищены веками, по краям глазные яблоки окружены глазодвигательными мышцами и жировой клетчаткой. С внутренней стороны из глаза выходит зрительный нерв и идет через специальный канал в полость черепа, достигая головного мозга [1].
Веки покрыты снаружи кожей, изнутри – слизистой оболочкой (конъюнктивой). В толще век расположены хрящи, мышцы (круговая мышца глаза и мышца, поднимающая верхнее веко) и железы. Железы век продуцируют компоненты слезы глаза, которая в норме смачивает поверхность глаза. На свободном крае век растут ресницы, которые выполняют защитную функцию, и открываются протоки желез. Между краями век находится глазная щель. Во внутреннем углу глаза, на верхнем и нижнем веке расположены слезные точки – отверстия, через которые слеза по носослезному каналу оттекает в полость носа.
Мышцы глаза, которых насчитывается на каждом глазном яблоке по шесть: по четыре прямых мышцы: внутренняя, наружная, верхняя и нижняя прямые мышцы, и двух косых: верхней и нижней (рис. 2). Мышечный аппарат глаза обеспечивает поворот глазного яблока во всех направлениях, а так же согласованную фиксацию взора обоих глаз в определенной точке. Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Она вырабатывает слезную жидкость в ответ на эмоциональное раздражение или раздражение слизистой оболочки глаза, роговицы или носоглотки [5].
Рис. 2. Мышцы глазного яблока
Глазное яблоко человека имеет 3 оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю. Наружная (фиброзная) оболочка – состоит из непрозрачной части – склеры и прозрачной части – роговицы. Место перехода роговицы в склеру называется лимб.
Склера занимает 4/5 часть фиброзной оболочки и состоит из соединительной ткани, она достаточно плотная и к ней крепятся глазные мышцы. Основная функция – защитная, она обеспечивает определенную форму и тонус глазного яблока. С заднего полюса глаза в склере имеется место выхода глазного нерва – решетчатая пластинка.
Роговица составляет 1/5 от наружной оболочки, она имеет ряд характеристик: прозрачность (отсутствие сосудов), блеск, сферичность и чувствительность. Все эти признаки характерны для здоровой роговицы. При заболеваниях роговицы эти признаки меняются (помутнение, потеря чувствительности и т.д.). Роговица относится к оптической системе глаза, она проводит и преломляет свет (толщина её в разных отделах составляет от 0.2 до 0.4 мм, а преломляющая сила роговицы равна примерно 40 диоптриям). Средняя (сосудистая) оболочка глаза состоит из радужки, ресничного тела и собственно сосудистой оболочки (хориоидеи), которые находятся непосредственно под склерой. Средняя оболочка глаза обеспечивает питание глазного яблока, участвует в обменных процессах и выведении продуктов обмена тканей глаза [2].
Радужка является передним отделом сосудистого тракта глаза, она находится за прозрачной роговицей, в центре имеется регулируемое круглое отверстие – зрачок. Таким образом, радужка в строении глаза человека выполняет роль диафрагмы, окрашенной в определенный цвет. Цвет глаз человека определяется количеством пигмента радужки меланина (от светло голубого до коричневого). Этот пигмент защищает глаза от избыточного количества солнечного света. Диаметр зрачка меняется от 2 до 8 мм, в зависимости от освещенности, нервной регуляции или действия медикаментов. В норме зрачок сужается на ярком свету и расширяется при недостаточном освещении.
Цилиарное тело – участок сосудистой оболочки, расположенной в основании радужки. В толще цилиарного тела находится цилиарная мышца, которая изменяет кривизну биологической линзы глаза – хрусталика, таким образом наводя фокус на нужное расстояние (происходит аккомодация глаза). Собственно сосудистая оболочка глаза (хориоидея) составляет большую часть сосудистого тракта глаза (2/3) и выполняет роль питания внутренней оболочки глаза – сетчатки.
Хрусталик находится за зрачком, он представляет собой биологическую линзу, которая под воздействием цилиарной мышцы изменяет кривизну и участвует в акте аккомодации глаза (фокусировки взгляда на разноудаленных предметах). Преломляющая сила этой линзы меняется от 20 диоптрий в состоянии покоя, до 30 диоптрий, при работе цилиарной мышцы. Кроме того, в глазном яблоке можно выделить переднюю и заднюю камеру глаза – пространства, заполненные водянистой влагой – жидкостью, циркулирующей внутри глаза и выполняющую питательную функцию для роговицы и хрусталика (в норме, эти образования не имеют кровеносных сосудов). Передняя камера глаза расположена между роговицей и радужкой, задняя – между радужкой и хрусталиком глаза. Водянистая влага вырабатывается отростками цилиарного тела, затем оттекает через зрачок в переднюю камеру, после чего через особую дренажную систему (трабекулярный аппарат) оттекает в сосудистую сеть, как показано на рисунке: За хрусталиком расположено объемное образование, наполняющее глаз, стекловидное тело, имеющее желеподобную консистенцию. Функции стекловидного тела – светопроведение и поддержание формы глазного яблока [3].
Сетчатка (внутренняя, чувствительная оболочка глаза) выстилает полость глазного яблока изнутри. Сетчатка имеет сложное строение и состоит из 10 слоев клеток. Эту оболочку глаза можно сравнить с пленкой фотоаппарата, основная её роль – формирование изображения (свето- и цветовосприятие), с помощью специальных чувствительных клеток – палочек и колбочек. Палочки располагаются, в основном, на периферии сетчатки и отвечают за черно-белое, сумеречное зрение. Колбочки сосредоточены в центральных отделах сетчатки - макуле, и отвечают за мелкие детали предметов и цвета. Нервные волокна, идущие от чувствительных клеток, формируют зрительный нерв, который выходит из заднего полюса глаза и проникает в полость черепа, в головной мозг.
Глаз человека можно представить как оптическую систему, сходную с фотоаппаратом: здесь имеется своеобразная пленка или световоспринимающая матрица (сетчатка глаза), диафрагма (зрачок в центре радужки), объектив (роль которого выполняет хрусталик глаза), и биологический корпус – фиброзная оболочка глазного яблока (склера).
1.2. Функции зрительного аппарата
К основным функциям зрительного анализатора относят различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Зрение помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта. Природа создала глаз шарообразным, уже, поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева направо), горизонтальной (вверх - вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза.
Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу или самолет, футбольный мяч или шарик настольного тенниса - всякий движущийся вблизи и вдали объект. Автоматическая система позволяет также следить за неподвижными и за движущимися предметами из окна автомобиля, поезда, через смотровую щель танка или иллюминатор самолета.
Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину, глаза перемещаются скачкообразно, совершая до 120 скачков в минуту, причем деятельность одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды. Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную функцию - они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаз расстоянии. Мышцы слегка "растягивают" или "сжимают" глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.
В сетчатке глаза находится особый воспринимающий аппарат и специальная оптическая система, которая фокусирует световые лучи и обеспечивает четкое изображение видимых предметов на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Световые лучи, прежде чем попасть на сетчатку, проходят через несколько преломляющих поверхностей: переднюю и заднюю поверхности роговицы, хрусталик и стекловидное тело. Ясное, четкое видение разноудаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика. Описанный схематично процесс называется аккомодацией глаза. Это важнейший регулятор функции зрения. С возрастом сила аккомодации постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое старческой дальнозоркостью, или пресбиопией, и человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работы цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами. В зрительном акте так же участвует свет. Свет попадает в глазное яблоко через зрачок.
Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения фокусирования световых лучей на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг через ядра среднего мозга и промежуточного мозга - в зрительную зону коры больших полушарий, расположенную в затылочной области. Начавшееся в сетчатке восприятие, цвета, формы, освещенности предмета, его деталей заканчивается анализом зрительной зоны коры. Здесь собирается вся информация она расшифровается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете (рис. 3).
По данным некоторых ученых, 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, благодаря зрению мы можем по книгам и экранам компьютеров изучать опыт, накопленный человечеством. А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: "Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира" [4].
1.3. Возрастные особенности развития зрительного аппарата
Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока.
Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Это способствует совершенствование координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного с другими анализаторами.
В интервале между 6 и 9 месяцем ребенок приобретает способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения. Методом условных рефлексов установлено дифференцирование цветовых раздражителей с 3 – 4 месяцев.
1.4. Нарушение органа зрения
От работы и состояния глазодвигательных мышц зависит то, как глаз будет видеть. Здоровый глаз имеет форму шара. Для того чтобы видеть вблизи, напрягаются поперечные мышцы, а глаз вытягивается вперед. Если же нужно посмотреть вдаль, напрягаются продольные мышцы, и глаз выглядит сплюснутым.
Вот причины, которые приводят к постоянному напряжению продольных или поперечных мышц. Как следствие, они ведут к развитию близорукости. Это постоянная работа за компьютером, длительное чтение, работа с печатной документацией, стресс, нарушение режима труда и отдыха, вредные привычки. На рисунке 3 представлены дефекты зрения и нормальное зрение.
Рис. 3. Нормальное зрение и его дефекты
Близорукость – это дефект зрения или так называемая патология глаза, при котором изображение фокусируется перед сетчаткой глаза.
Отсутствие нагрузки мышц глаз для работы с близлежащими предметами и вышеупомянутые причины, когда глаза почти постоянно смотрят вдаль, ведут к развитию дальнозоркости. Мышцы, которые не задействованы, атрофируются, теряют массу и эластичность.
Дальнозоркость – такое рефракционное нарушение, при котором изображения предметов фокусируются не на сетчатке, а в плоскости, расположенной за ней. При дальнозоркости значительно ухудшается способность различать объекты, находящиеся вблизи.
Признаки дальнозоркости:
Если всячески игнорировать дальнозоркость, то последствия могут быть самыми неприятными. К примеру, конъюнктивит, косоглазие, «ленивый глаз». Прогрессирование дальнозоркости впоследствии приводит к различным нарушениям оттока внутриглазной жидкости.
По наследству от родителей обычно передается дальнозоркость, которая была вызвана короткой продольной осью глаза. А вот ухудшение преломляющей способности хрусталика возникает, как правило, после 40-45 лет из-за возрастных изменений в организме [9].
1.5. Интересные факты о зрении
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ
2.1. Материал и методика исследования
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ «Эврика - Развитие» с декабря по март 2015 года. В мониторинге приняли участие выпускники основной школы в составе 55 учеников, из них 23 ученика из 9 «а» класса (11 девочек и 12 мальчиков) и 22 ученика из 9 «э» класса (11 девочек и 11 мальчиков).
Исследование проходило в два этапа:
Для исследования остроты зрения мы использовали таблицу Сивцева, в которой имеется 12 рядов знаков букв различной величины. Таблица позволяют с расстояния 5 м определять остроту зрения от 0,1 (верхний ряд) до 2,0 (нижний ряд). При исследовании с другого расстояния (например, более близкого, если респондент с 5 м не распознает знаки верхнего ряда) остроту зрения определяют по формуле:
V = d / D
где V — острота зрения; d — расстояние, с которого проводится исследование; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.
Результаты исследования:
Результаты исследования:
2.2. Анализ полученных данных
Образовательный процесс в современной школе предъявляет повышенные требования к органу зрения. Все чаще и чаще "расплатой" за качественное среднее образование становится ухудшение зрения детей и подростков [8]. Поэтому на первом этапе исследования мы провели анализ изменения уровня остроты зрения в нашей группе обследования в динамике обучения с первого по девятый класс: при поступлении в первый, пятый и девятый классы. Результаты математического анализа представлены на рисунке 4.
Рис.4. Результаты исследования остроты зрения в группах обследования в динамике обучения
Анализ результатов исследования, представленный на рисунке, показывает, что при поступлении в первый класс у учащихся 9 «э» класса (вторая группа) отмечается нормальное зрение у 91%, а 9 «а» класса (первая группа) – это 74%. Однако в процессе обучения в средней школе у респондентов первой группы наблюдается незначительное повышение остроты зрения от 74% до 77% при поступлении в пятый класс и 78% в начале обучения в 9 классе. Варьирование данного показателя в 4% в динамике обучения является незначительными, поэтому можно считать, что в первой группе обследуемых респондентов уровень остроты зрения с первого по девятый классы практически неизменный и составляет в среднем 76%.
Во второй группе обследования (9 «э» класс) наблюдается обратная картина. Если при поступлении в первый класс практически 100% детей имели нормальное зрение, то при поступлении в пятый класс нормальное зрение наблюдалось у 72%, а в начале 9 класса этот показатель сократился до 45%.
Таким образом, результаты исследования состояния зрительного аппарата обоих экспериментальных групп показывают, что учащиеся 9 «э» класса в большей степени страдают нарушением зрения, чем учащиеся 9 «а» (нарушение зрения 55% и 22% соответственно). Можно предположить, что зрение стало ухудшаться у учащихся 9 «э» класса в период с 7 по 9 класс. Именно в этот период усложняется школьная программа, и учащиеся активно готовятся к сдаче обязательной итоговой аттестации. Кроме того, разные образовательные программы классов позволяют судить о том, что учащиеся второй группы испытывали большее напряжение, что могло оказать влияние на состояние зрительного анализатора.
Таким образом, гипотеза может быть подтверждена.
В марте 2015 года мы провели исследование остроты зрения по таблице Сивцева в наших группах обследования с целью выявления изменений на протяжении 2014-2015 учебного года, ведь учебная нагрузка в выпускном классе становится максимальной. Результаты, полученные в ходе данного тестирования, представлены на рисунке 5.
Анализ полученных данных показывает, что на протяжении 2014-2015 учебного года ни в первой, ни во второй группе обследования не наблюдается изменений в состоянии зрительного анализатора, и показатели нормального зрения в 9 «а» классе составляют 78%, в 9 «э» классе – 45%. Из литературных данных известно, что к концу учебного года у учащихся наблюдается снижение уровня остроты зрения, однако, в наших группах исследования такая картина не наблюдалась. Это косвенно может свидетельствовать о правильном распределении учебной нагрузки в течение года и своевременной подготовкой к государственной итоговой аттестации. Однако, нарушение зрения в большей степени отмечается в 9 «э» классе, чем в 9 «а». Кроме того, чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно проводить каникулы активно, на свежем воздухе, где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.
Рис. 5. Результаты исследования остроты зрения у выпускников основной школы 2014-2015 уч. года
Школьная программа обширна и сложна. Ребенку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. Для выявления дефектов зрения мы провели тестирование с целью определения количественного уровня респондентов с нормальным зрением (эмметропией), близорукостью (миопией) и дальнозоркостью (гиперметропией). Результаты данного тестирования представлены на рисунке 6.
По результатам обследования было установлено, что в первой группе обследования (9 «а» класс) у большей части респондентов наблюдается эмметропия, т.е. нормальное зрение, что составляет 83%, миопия (близорукость) у 13% и гиперметропия у 4% (1 респондент). Во второй группе обследования более половины респондентов страдают миопией (55%), у 41% наблюдается нормальное зрение и 4%, также как и в первой группе страдают гиперметропией.
Рис. 6. Результаты исследования дефектов зрения
у выпускников 9 «а» и 9 «э» классов
Таким образом, исследование дефектов зрения показывает, что у учащихся в большей степени прогрессирует такое зрительное нарушение как миопия.
Результаты проведенного нами исследования состояния зрительного анализатора показали необходимость проведения профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у учащихся, при этом данными мероприятиями должны заниматься не только врачи – офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги и родители.
В связи с этим, нами разработаны предложения для профилактики возникновения нарушений зрительного анализатора (приложение 4, 5)
ВЫВОДЫ
1. Изучены медицинские карты школьников 9 классов, с целью выявления зрительных нарушений у этих учащихся в 1-м , 5-м и 9-м классе. Результаты исследования медицинских данных состояния зрительного аппарата показывают, что учащиеся 9 «э» класса в большей степени страдают нарушением зрения, чем учащиеся 9 «а».
2. Определено, что глазная патология увеличивается количественно и происходят качественные изменения в 9 «э» классе, а в 9 «а» состояние зрительных функций относительно стабильно и колеблется с 74% до 78% с 1 по 9 класс.
3. Установлено, что на протяжении 2014-2015 учебного года в обеих группах обследования не наблюдается изменений состояния зрительного анализатора, и показатели нормального зрения в 9 «а» классе составляют 78%, в 9 «э» классе – 45%.
4. Исследование дефектов зрения показывает, что у учащихся в большей степени прогрессирует такое зрительное нарушение как миопия, которое выявлено у 55% обследуемых второй группы (9 «э» класс)
5. На основе полученных данных разработаны рекомендации с целью формирования охраны зрения у школьников общеобразовательной школы. Выяснено, что только совместными усилиями медиков, педагогов и родителей можно достичь успехов в профилактике зрительных нарушений у учащихся группы риска и профилактике осложнений у детей, уже имеющих зрительные нарушения.
Список использованных источников
Приложение 1
Результаты исследования остроты зрения у учащихся 9 «а» класса в динамике
№ п/п | ИКО | Дата рождения | VIS | 1 класс | 5 класс | 9 класс |
1 | А.Н. | 13.10.99. | OD OS | 0.9 0.8 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
2 | Б.Е. | 18.10.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
3 | Б.Д. | 05.02.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
4 | Г.Ю. | 19.10.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
5 | Г.А. | 16.04.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.7 0.8 | 0.8 0.8 |
6 | Е.З. | 17.12.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
7 | И.К. | 17.12.99. | OD OS | 0.8 0.9 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
8 | К.К. | 21.12.99. | OD OS | 0.7 0.7 | 0.9 0.7 | 1.0 1.0 |
9 | Л.К. | 06.12.99. | OD OS | 0.5 0.7 | 0.5 0.6 | 0.8 0.8 |
10 | Л.Д. | 23.11.98. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
11 | Л.А. | 05.08.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.4 0.4 | |
12 | М.В. | 28.09.98. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
13 | М.Н. | 22.07.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
14 | П.В. | 21.11.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.3 0.3 | 0.3 0.2 |
15 | Р.С. | 29.02.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
16 | Р.А. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | |
17 | С.М. | 27.12.99. | OD OS | 0.7 0.7 | 0.9 0.9 | 0.8 0.8 |
18 | Ф.М. | 21.01.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
19 | Ф.О. | 07.02.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
20 | Х.И. | 06.06.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
21 | Ч.Д. | 27.02.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
22 | Ш.Ю. | 26.06.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
23 | Ш.Д. | 28.05.99. | OD OS | 0.9 0.8 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
Приложение 2
Результаты исследования остроты зрения у учащихся 9 «э» класса в динамике
№ п/п | ФИ | Дата рождения | VIS | 1 класс | 5 класс | 9 класс |
1 | А.З. | 26.06.99. | OD OS | 0.7 0.7 | 0.9 0.9 | 0.9 0.9 |
2 | А.А. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.1 0.2 | ||
3 | А.А. | 25.02.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
4 | В.М. | 27.08.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.5 0.8 | 0.6 0.3 |
5 | Г.Д. | 20.12.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
6 | Д.В. | 02.03.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
7 | Д.А. | 16.02.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
8 | И.А. | 20.12.98. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 0.9 1.0 |
9 | К.Д. | 17.03.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
10 | К.В. | 26.06.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 0.9 1.0 |
11 | К.Е. | 14.09.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.4 0.4 | 0.5 0.5 |
12 | М.А. | 16.07.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
13 | М.А. | 04.05.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
14 | П.В. | 21.01.00. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.2 0.2 | 0.4 0.4 |
15 | П.А. | 23.04.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
16 | П.А. | 01.01.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 0.4 0.4 |
17 | Р.В. | 26.10.99. | OD OS | 0.5 0.5 | 0.9 0.9 | |
18 | С.И. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.5 0.6 | 0.4 0.4 | |
19 | Т.А. | 17.12.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.9 0.9 | |
20 | Х.А. | 15.05.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
21 | Ш.А. | 08.06.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 0.4 0.7 | |
22 | Щ.О. | 12.12.99. | OD OS | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 | 1.0 1.0 |
Примечание: ИКО – индивидуальный код обследуемого
Приложение 3
Результаты исследования остроты зрения по таблице Сивцева
у выпускников основной школы в марте 2015 года
9 «а» класс | 9 «э» класс | |||||
№ п/п | ИКО | левый глаз | правый глаз | ИКО | левый глаз | правый глаз |
1 | А.Н. | 1.0 | 1.0 | А.З. | 0.9 | 0.9 |
2 | Б.Е. | 1.0 | 1.0 | А.А. | 0.2 | 0.1 |
3 | Б.Д. | 1.0 | 1.0 | А.А. | 1.0 | 1.0 |
4 | Г.Ю. | 1.0 | 1.0 | В.М. | 0.3 | 0.6 |
5 | Г.А. | 0.8 | 0.7 | Г.Д. | 1.0 | 1.0 |
6 | Е.З. | 1.0 | 1.0 | Д.В. | 1.0 | 1.0 |
7 | И.К. | 1.0 | 1.0 | Д.С. | 1.0 | 1.0 |
8 | К.К. | 1.0 | 1.0 | И.А. | 1.0 | 0.9 |
9 | Л.К. | 0.8 | 0.8 | К.Д. | 1.0 | 1.0 |
10 | Л.Д. | 1.0 | 1.0 | К.В. | 0.9 | 0.9 |
11 | Л.А. | 0.4 | 0.4 | К.Е. | 0.5 | 0.5 |
12 | М.В. | 1.0 | 1.0 | М.А. | 1.0 | 1.0 |
13 | М.Н. | 1.0 | 1.0 | М.А. | 1.0 | 1.0 |
14 | П.В. | 0.2 | 0.3 | П.В. | 0.4 | 0.4 |
15 | Р.С. | 1.0 | 1.0 | П.Р. | 1.0 | 1.0 |
16 | Р.А. | 1.0 | 1.0 | П.А. | 0.4 | 0.4 |
17 | С.М. | 0.8 | 0.8 | Р.В. | 0.9 | 0.9 |
18 | Ф.М. | 1.0 | 1.0 | С.И. | 0.4 | 0.4 |
19 | Ф.О. | 1.0 | 1.0 | Т.А. | 0.9 | 0.9 |
20 | Х.И. | 1.0 | 1.0 | Х.А. | 1.0 | 1.0 |
21 | Ч.Д. | 1.0 | 1.0 | Ш.А. | 0.4 | 0.7 |
22 | Ш.Ю. | 1.0 | 1.0 | Щ.О. | 0.7 | 0.7 |
23 | Ш.Д. | 1.0 | 1.0 |
Примечание: ИКО – индивидуальный код обследуемого
Приложение 4
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
для учащихся 10 – 18 лет (4 – 11 классы)
Приложение 5
1. Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено, обустройте свое рабочее место так, чтобы было хорошее освещение. Слишком яркий или тусклый свет портит ваше зрение. Желательно чтобы свет падал с левой стороны.
2. Вы поработали глазами вблизи, столько времени вы должны поработать глазами вдалеке. Это правило не надо понимать так, что доводить глаза до утомления, здесь как раз наоборот - устали, сразу дали отдых глазам.
3. Разминайте тело после сидячей напряженной работой глазами. Особенно верхний плечевой пояс и шею.
4. Не ленитесь практиковать гимнастику для глаз. Не стоит недооценивать такие вещи, как «зарядку для глаз» - это не только эффективная профилактика, гимнастика помогает на ранней стадии ослабления зрения.
5. Постарайтесь как можно меньше сидеть за компьютером. Не давайте полезной технике стать вредной для вашего зрения.
6.Организовывайте свой рацион так, чтобы в него непременно входили продукты, укрепляющие сосуды сетчатки. К таким продуктам относятся морковь, черника, смородина. А тем, у кого близорукость, неплохо включить в рацион творог, печень трески, сыр и зелень. Для защиты сетчатки полезна пища, содержащая много антиоксидантов: морепродукты, фасоль, оливковое масло, специи.
При чтении следует соблюдать следующие правила.
1. Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено.
2. Читайте сидя и держите книгу под наклоном. Не читайте лежа в постели,
потому что это так же сказывается отрицательно на вашем зрении. Измените свою привычку, если хотите сохранить хорошее зрение.
3. Не читайте перед сном, так как дополнительная нагрузка для глаз перед сном может навредить.
4. Не читайте в транспорте, который передвигается.
5. Расстояние между вашими глазами и книгой должно составлять 30-35 см, не больше и не меньше.
6. Читайте вслух, чтобы быть уверенным в том, что вы нормально дышите. Люди с глазами, подверженными напряжению, обычно во время зрительной работы задерживают дыхание.
7. Держите шрифт прямо перед своим лицом и передвигайте нос от левого поля к правому легким, мягким поворотом головы.
8. Не координируйте эти повороты с чтением. Они являются лишь средством расслабления глаз. Выполняйте эти повороты медленно, короткими движениями и ритмично, но глаза при этом должны двигаться так быстро, как могут. Нервные клетки сетчатки должны возбуждаться световыми импульсами с частотой до 70 раз в секунду.
9. Старайтесь закрывать глаза и давать им отдых, а затем делать повороты головы в конце каждого абзаца. Если вы будете отдыхать заранее, до наступления утомления, вы никогда не истощите себя. Минутный отдых практически не отнимает время.
10. Не старайтесь каким-либо неестественным образом сделать шрифт четче, например прищуриваясь, наклоняя голову, глядя искоса и множеством других способов, которые напряженный глаз находит увеличивающими остроту зрения.
11. Вы должны смотреть только свободно, широко, открыто и легко, нужен расслабленный взгляд. Если вы заметили, что используете ухищрения, то закройте глаза, расслабьте сначала верхние, затем нижние веки, а после этого расслабьте заднюю часть глазных яблок. Затем с глубоким выдохом откройте глаза, и вы увидите буквы.
12. Правило для успешного чтения - моргать на каждой точке текста и закрывать глаза в конце каждого абзаца.
13. Отдых для глаз необходим. Делайте при чтении перерыв каждый час, при этом закрыв глаза минут на 5. Не увлекайтесь длительным просмотром телевизора, лучше соблюдать определенное время - не более 1,5 часа в день. Работая за компьютером, так же периодически отдыхайте. При несоблюдении правил отдыха для глаз зрение может быстро ухудшаться.
Сказки пластилинового ослика
Снег своими руками
Мост Леонардо
Ель
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики