В настоящее время образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению робототехники, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей, проектирование карьеры в индустриальном производстве.
Система профильного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Изменения в социально-экономическом развитии общества, возросший интерес к техническим профессиям, сфере высоких технологий актуализируют роль научно-технического творчества в привлечении подрастающего поколения к участию в развитии научно-промышленного комплекса страны, повышении инновационной активности, в интеграции научной и образовательной деятельности, и прежде всего, в процессе профессионального самоопределения подрастающего поколения. Таким образом, можно говорить об определяющей роли научно-технического творчества в формировании у детей и подростков способности к успешной социализации в современном мире и их активной адаптации на рынке труда.
Вложение | Размер |
---|---|
noveyshie_tehnologii_ili.docx | 23.93 КБ |
Новейшие технологии или
"Добро пожаловать в будущее!"
Автор: Юдина Виктория Васильевна, ученица 10Б класса МБОУ «СШ №34»
Руководитель: Шестопалова Ольга Александровна, учитель информатики и ИКТ, кандидат педагогических наук МБОУ «СШ № 34».
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34», ХМАО-Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск
В настоящее время образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению робототехники, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей, проектирование карьеры в индустриальном производстве.
Система профильного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Изменения в социально-экономическом развитии общества, возросший интерес к техническим профессиям, сфере высоких технологий актуализируют роль научно-технического творчества в привлечении подрастающего поколения к участию в развитии научно-промышленного комплекса страны, повышении инновационной активности, в интеграции научной и образовательной деятельности, и прежде всего, в процессе профессионального самоопределения подрастающего поколения. Таким образом, можно говорить об определяющей роли научно-технического творчества в формировании у детей и подростков способности к успешной социализации в современном мире и их активной адаптации на рынке труда.
Возросший в последнее время интерес детей и подростков к новым направлениям науки и техники в сфере высоких технологий и постоянный поиск новых путей привлечения ребят к «технической мысли» требует перехода на новые формы организации работы с детьми и развитие научно-технического творчества в новом качестве. И такой формой стало использование развивающей образовательной среды при решении сюжетных задач.
Образовательная робототехника — цикл мероприятий в средней школе или образовательных учреждениях дополнительного образования, в котором программирование и конструирование, объединяясь, позволяют формировать навыки технического творчества, мотивируют школьников на изучение точных наук и обеспечивают их раннюю профессиональную ориентацию.
Образовательная робототехника – относительно новое для нашей страны явление. Тем не менее, в последнее время она все активнее развивается и распространяется по удаленным уголкам страны.
Современный российский учитель или преподаватель центра технического творчества оснащен методической и учебной литературой, которой в нашей стране издается немало. Кроме того, уже давно нет проблем с приобретением оборудования и материалов для занятий. Сегодня на российском рынке представлены конструкторы практически всех известных мировых производителей Lego, FischerTechnik, RoboRobo, WeX IQ, Bioloid STEM, ITS ROBOT и других.
Робототехника является одной из современных форм организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности в условиях стремительного прогресса высоких технологий. Данная форма организации зарекомендовала себя как инструмент вовлечения детей и подростков в активную практическую деятельность на основе освоения новых научно-технических направлений. Использование развивающей образовательной среды при решении сюжетных задач – это и эффективное средство успешной профориентации и социализации детей и подростков.
Рассмотрим классификацию конструкторов, используемых в образовательных учреждениях:
Все школьные наборы на основе LEGO-конструктора ПервоРобот RCX, NXT предназначены для того, чтобы ученики в основном работали группами. Поэтому учащиеся одновременно приобретают навыки сотрудничества и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. В процессе конструирования добиваться того, чтобы созданные модели работа и отвечали тем задачам, которые перед ними ставятся. Учащиеся получают возможность учиться на собственном опыте, проявлять творческий подход при решении поставленной задачи. Задания разной трудности учащиеся осваивают поэтапно. Основной принцип обучения «шаг за шагом», являющийся ключевым для LEGO, обеспечивает учащемуся возможность работать в собственном темпе.
Сложившаяся система профориентационной работы включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых педагогом-психологом и педагогами дополнительного образования, основанных на диагностико-консультационном, информационном, активизирующем и развивающем подходах.
Робототехнике обучаются способные и мотивированные дети. Чтобы выявить таких ребят, педагоги ведут наблюдение за уровнем сформированности практических навыков обучающихся, их успешностью в течение всего периода обучения по образовательным программам. А педагогом-психологом на последнем году обучения среди обучающихся проводится анкетирование. Так, по результатам анкетирования, проведенных в мае 2015 года, сформированы первые учебные и творческие группы обучающихся технопарка. На вопрос «Хотели бы Вы продолжить свое обучение в технопарке «Энигма»?» 91% респондентов дали положительный ответ, из которых у 58% выявлен высокий уровень мотивации к занятиям в технопарке и у 42% - средний уровень. Подобное анкетирование было проведено и в 2011 году, по итогам которого сформированы новые группы обучающихся технопарка.
С помощью методики, направленной на изучение профессиональных склонностей и интереса к предмету труда, установлено:
Дифференциально-диагностический опросник позволил выявить следующее:
А использование компьютеризированного комплекса тестирования «Профориентатор» позволило комплексно диагностировать интересы, способности и личностные качества обучающихся технопарка старшего школьного возраста, соотнося их с выбором профессии. Результаты этих и других видов интеллектуальных, личностных, межличностных и профориентационных диагностик в целом подтвердили правильность выбранного ребятами направления деятельности в технопарке.
По результатам диагностических процедур условно было выделено 2 группы обучающихся с позиций «Хочу-Могу-Надо»:
На обучающихся 2-ой группы педагогом-психологом были составлены индивидуальные карты профессионального самоопределения и совместно с педагогом дополнительного образования разработан план работы, включавший в себя профориентационное постдиагностическое консультирование, встречи с родителями, активизирующие профориентационные игры, предложение учебной и справочной литературы, встречи со специалистами, консультирование у учителей-предметников, обзор интернет-сайтов по профориентации, комплекс мероприятий в рамках реализации профориентационной программы «Выбор профессии».
Основные направления:
Обучение робототехнике - это место, где будущие инженеры-электронщики, программисты, художники, дизайнеры, швеи, экологи формируют профессиональные компетенции, учатся владеть специальной терминологией, осваивают практические навыки работы на специальном оборудовании. Это было бы не возможно без соответствующего программно-методического обеспечения. Все реализуемые на основе использования развивающей образовательной среды при решении сюжетных задач образовательные программы - 2 авторские и 8 модифицированных - являются профессионально-ориентированными.
Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.
Браво, Феликс!
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Тигрёнок на подсолнухе
Ручей и камень
Привередница