Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в решении задач нестандартного вида и нестандартного содержания. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. А также происходит закрепление навыков, приобретенных в ходе изучения темы. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и творческой деятельности учащихся.
Предполагается, что решенные в ходе выполнения проекта задачи будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 249 КБ |
proekt_proportsii.ppt | 249 КБ |
proekt.doc | 36 КБ |
Слайд 1
Проект по математике "Пропорции и их применение при решении старинных задач" 6 класс Участники: обучающиеся 6 класса; Кулешова Д, Кореневский В, Тулинова Е, Тучин К. МБОУ СОШ с Красное Учитель: Мулярчук С.М .Слайд 2
Вопрос учебной темы: Знакомство с методикой решения задач «на пропорции». Учебные предметы: математика, история
Слайд 3
Историческая справка Пропорцией называют равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин. Слово «пропорция» означает «соразмерный, имеющий правильное соотношение частей». Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели.
Слайд 4
Историческая справка Пропорции начали изучать в Древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составленные из натуральных чисел. В IV в. до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой
Слайд 5
Старинные задачи на пропорции В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 ч. Нужно узнать, сколько косцов за 3 ч выпьют такой же бочонок кваса? 6*8=48(б)-выпили за час 48:3=16(к)
Слайд 6
Старинные задачи на пропорции 8 аршин сукна стоят 30 рублей. Сколько стоят 15 аршин этого сукна? (из «Арифметики» А.П. Киселева). 8 - 30 руб. 15 - Х руб. 8Х = 15 *30 Х = 450 : 8 Х = 56 рублей 25 коп
Слайд 7
Старинные задачи на пропорции Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить 1) Составим пропорцию: 7/10 = х/560, где х -количество солдат на 10 месяцев 10х = 560 х 7 10 х = 3920 х = 392 Необходимо 392 солдата, чтобы прокормить их 10 месяцев. 2) 560 - 392 = 168 (солдат) Ответ; 168 солдат надо убавить .
Слайд 8
Старинные задачи на пропорции Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая из 30 человек – в 45 дней. Какая артель работает лучше? 1) 54 дня - 28 чел. 2) 45 дней - 30 чел. 54/28 - сколько дн. работает один. из первой 45/30 - сколько дн. работает один. из второй следовательно вторая артель работает лучше.
Слайд 9
Старинные задачи на» «пропорцию» 2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы? 2/2=1 землекоп копает за час 1 метр канавы 5*1=5 землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы
Слайд 10
Старинные задачи «на пропорции» Некто имел 100 рублей в купечестве 1 год и приобрел ими только 7 рублей. А когда отдал в купечество 1000 рублей на 5 лет, сколько ими приобретёт? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого). 2/2=1 землекоп копает за час 1 метр канавы 5*1=5 землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы
Слайд 11
Если писец может за 8 дней написать 15 листов, сколько понадобится писцов, чтобы написать 405 листов за 9 дней? (из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона). 1) 15\8=1.875 листа в день пишет один писец 2) 1.875*9=16.875 листов за 9 дней напишет один писец 3) 405:16.875=24 писца нужно чтобы написать 405 листов за 9 дней ответ: 24 писца
Слайд 12
Переписчик в течение четырёх дней может переписать 40 листов, работая по 9 часов в день. Во сколько дней он перепишет переписчик 60 листов, работая по 12 часов в день? 4 дн По 9 л – 40 л Х дн по 12 ч – 60 л Х *9 = 40 Х *12 60 Х = 4*9*60 х = 4,5 40*12
Слайд 13
В первой бригаде землекопов 4 человека – они за 4 ч выкопали 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек – они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работает лучше? в первой бригаде в среднем 1 землекоп за 1 ч выкапывает 0.25 м канавы во 2-й бригаде 1 з. выкапывает за 1ч 0.20 м Первая работает быстрее. 1/4=0.25 1/5=0.20
Слайд 14
Для освещения 18 комнат в 48 дней издержано 120 фунтов керосина, причем в каждой комнате горело по 4 лампы. На сколько дней достанет 125 фунтов керосина, если освещать 20 комнат и в каждой комнате будет гореть по 3 лампы? (из «Арифметики А.П. Киселева) из «Арифметики» А.П. Киселёва комнат дней керосина лампы 18 48 120 4 20 Х 125 3
Слайд 15
Количество дней пользования керосином увеличивается от увеличения количества керосина в 125 120 раз и от уменьшения ламп в 4 раза. 3 Количество дней пользования керосином уменьшается от увеличения комнат в 20 раза. Х = 48 * 125 * 4 : 20 = 60 (дней) 120 3 18 Окончательно имеет Х = 60. Это означает, что 125 фунтов керосина хватает на 60 дней
Слайд 16
Математика 6 класс автор А.Г.Мерзляк История математики в школе. IV—VI кл. Глейзер Г.И. Дидактические материалы по математике, 6 класс/ А.С. Чесноков, К.И. Пешков. Интернет-ресурсы: http://edurm.ru http://festival.1september.ru/ http://www/mordovcement.ru http://vestnik.fa.ru/
Слайд 17
Интернет-ресурсы Циркуль: http://www.daviddarling.info/images/compasses.jpg Карандаш: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2240000/2239093-7acd9447b354cc7e.gif Угольник-транспортир: http://p.alejka.pl/i2/p_new/25/38/duza-ekierka-geometryczna-z-uchwytem-rotring-14-cm_0_b.jpg Фон «тетрадная клетка»: http://radikal.ua/data/upload/49112/4efc3/3bd0a3d6bb.jpg
Слайд 1
Проект по математике "Пропорции и их применение при решении старинных задач" 6 класс Участники: обучающиеся 6 класса; Кулешова Д, Кореневский В, Тулинова Е, Тучин К. МБОУ СОШ с Красное Учитель: Мулярчук С.М .Слайд 2
Вопрос учебной темы: Знакомство с методикой решения задач «на пропорции». Учебные предметы: математика, история
Слайд 3
Историческая справка Пропорцией называют равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин. Слово «пропорция» означает «соразмерный, имеющий правильное соотношение частей». Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели.
Слайд 4
Историческая справка Пропорции начали изучать в Древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составленные из натуральных чисел. В IV в. до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой
Слайд 5
Старинные задачи на пропорции В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 ч. Нужно узнать, сколько косцов за 3 ч выпьют такой же бочонок кваса? 6*8=48(б)-выпили за час 48:3=16(к)
Слайд 6
Старинные задачи на пропорции 8 аршин сукна стоят 30 рублей. Сколько стоят 15 аршин этого сукна? (из «Арифметики» А.П. Киселева). 8 - 30 руб. 15 - Х руб. 8Х = 15 *30 Х = 450 : 8 Х = 56 рублей 25 коп
Слайд 7
Старинные задачи на пропорции Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить 1) Составим пропорцию: 7/10 = х/560, где х -количество солдат на 10 месяцев 10х = 560 х 7 10 х = 3920 х = 392 Необходимо 392 солдата, чтобы прокормить их 10 месяцев. 2) 560 - 392 = 168 (солдат) Ответ; 168 солдат надо убавить .
Слайд 8
Старинные задачи на пропорции Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая из 30 человек – в 45 дней. Какая артель работает лучше? 1) 54 дня - 28 чел. 2) 45 дней - 30 чел. 54/28 - сколько дн. работает один. из первой 45/30 - сколько дн. работает один. из второй следовательно вторая артель работает лучше.
Слайд 9
Старинные задачи на» «пропорцию» 2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы? 2/2=1 землекоп копает за час 1 метр канавы 5*1=5 землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы
Слайд 10
Старинные задачи «на пропорции» Некто имел 100 рублей в купечестве 1 год и приобрел ими только 7 рублей. А когда отдал в купечество 1000 рублей на 5 лет, сколько ими приобретёт? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого). 2/2=1 землекоп копает за час 1 метр канавы 5*1=5 землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы
Слайд 11
Если писец может за 8 дней написать 15 листов, сколько понадобится писцов, чтобы написать 405 листов за 9 дней? (из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона). 1) 15\8=1.875 листа в день пишет один писец 2) 1.875*9=16.875 листов за 9 дней напишет один писец 3) 405:16.875=24 писца нужно чтобы написать 405 листов за 9 дней ответ: 24 писца
Слайд 12
Переписчик в течение четырёх дней может переписать 40 листов, работая по 9 часов в день. Во сколько дней он перепишет переписчик 60 листов, работая по 12 часов в день? 4 дн По 9 л – 40 л Х дн по 12 ч – 60 л Х *9 = 40 Х *12 60 Х = 4*9*60 х = 4,5 40*12
Слайд 13
В первой бригаде землекопов 4 человека – они за 4 ч выкопали 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек – они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работает лучше? в первой бригаде в среднем 1 землекоп за 1 ч выкапывает 0.25 м канавы во 2-й бригаде 1 з. выкапывает за 1ч 0.20 м Первая работает быстрее. 1/4=0.25 1/5=0.20
Слайд 14
Для освещения 18 комнат в 48 дней издержано 120 фунтов керосина, причем в каждой комнате горело по 4 лампы. На сколько дней достанет 125 фунтов керосина, если освещать 20 комнат и в каждой комнате будет гореть по 3 лампы? (из «Арифметики А.П. Киселева) из «Арифметики» А.П. Киселёва комнат дней керосина лампы 18 48 120 4 20 Х 125 3
Слайд 15
Количество дней пользования керосином увеличивается от увеличения количества керосина в 125 120 раз и от уменьшения ламп в 4 раза. 3 Количество дней пользования керосином уменьшается от увеличения комнат в 20 раза. Х = 48 * 125 * 4 : 20 = 60 (дней) 120 3 18 Окончательно имеет Х = 60. Это означает, что 125 фунтов керосина хватает на 60 дней
Слайд 16
Математика 6 класс автор А.Г.Мерзляк История математики в школе. IV—VI кл. Глейзер Г.И. Дидактические материалы по математике, 6 класс/ А.С. Чесноков, К.И. Пешков. Интернет-ресурсы: http://edurm.ru http://festival.1september.ru/ http://www/mordovcement.ru http://vestnik.fa.ru/
Слайд 17
Интернет-ресурсы Циркуль: http://www.daviddarling.info/images/compasses.jpg Карандаш: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2240000/2239093-7acd9447b354cc7e.gif Угольник-транспортир: http://p.alejka.pl/i2/p_new/25/38/duza-ekierka-geometryczna-z-uchwytem-rotring-14-cm_0_b.jpg Фон «тетрадная клетка»: http://radikal.ua/data/upload/49112/4efc3/3bd0a3d6bb.jpg
Проект по математике
"Пропорции и их применение
при решении старинных задач"
6 класс
МБОУ СОШ с Красное
Учитель: Мулярчук С.М.
Основной вопрос:
Научиться применять основное свойство пропорции при решении старинных задач.
Вопрос учебной темы:
Знакомство с методикой решения задач «на пропорции».
Учебные предметы: математика, история
Участники: учащиеся 6 класса.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
Методические задачи:
Закрепить знания, полученные при изучении темы "Пропорция, Основное свойство пропорции":
Ход проекта:
Проблемные вопросы:
Результаты представления исследований:
Этапы и сроки проведения проекта:
О проекте
Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в решении задач нестандартного вида и нестандартного содержания. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. А также происходит закрепление навыков, приобретенных в ходе изучения темы. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и творческой деятельности учащихся.
Предполагается, что решенные в ходе выполнения проекта задачи будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Заколдованная буква
Зимний лес в вашем доме
Кто чем богат, тот тем и делится!