В школьном курсе математике , особенно в алгебре 7 класса с первых уро-
ков встречается понятие величины. А так же в 6 ом классе изучается поня-
тие « абсолютная величина» или « модуль». Но ученики в этом возрасте
не очень - то понимают. И на уроках отводятся незначительное время . Часто встречаются в учебниках уравнения и неравенства с модулем . Я хочу предложить свой вариант изучения этой темы.
Высокогорский муниципальный район РТ
Исследовательская работа
На тему:
Использование метода координат для решения уравнения
с одной переменной под знаком модуля.
Работу выполнил:
Ученик 11 класса Айбашской
средней общеобразовательной
школы
Лотфуллина Айзиря Надировна
Айбаш 2015
Содержание
I Введение
II Основная часть. Координаты на прямой.
2.1 Числовая ось.
2.2 Абсолютная величина чисел.
2.3 Расстояние между двумя точками .
III Практическая часть.
3.1 Решение уравнений с одной переменной под модулем.
3.2 Решение неравенств с одной переменной под модулем
IV Заключение.
V Используемая литература.
Введение
Прежде, чем мы приступим к обсуждению темы этого задания, мне хотелось бы привести здесь слова известного венгерского математика и
педагога Джорджа Пойа:
"1. Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из
затруднения или пути обхода препятствия, - это процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу доступной.
2. Решение задач — практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите вводу, а если хотите научиться решать задачи ,то решайте их!
3. В глубине души человек стремится к большему: ему хотелось бы обладать универсальным методом, позволяющим решить любую задачу. Этой великой мечте суждено остаться мечтой. Тем не менее, такие недостижимые идеалы не остаются бесполезными — пока никто не достиг полярной звезды, но многие, глядя на небо находили правильный путь."
В школьном курсе математике , особенно в алгебре 7 класса с первых уро-
ков встречается понятие величины. А так же в 6 ом классе изучается поня-
тие « абсолютная величина» или « модуль». Но ученики в этом возрасте
не очень - то понимают. И на уроках отводятся незначительное время . Часто встречаются в учебниках уравнения и неравенства с модулем . Я хочу предложить свой вариант изучения этой темы.
Актуальность и необходимость данной темы выходит из того, что уча-
щиеся при сдаче ЕГЭ не доходят до конечного результата.
Цель моего проекта – научится решать уравнения и неравенства с моду-
лем, используя различные способы и методы, особенно испольуя метод
координат.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1.Углубленно изучить сущность метода координат.
а) координаты точки на прямой;
б) расстояние между двумя точками.
Объект исследования: Уравнения и неравенства с модулем.
Методы исследования - изучение и использование научно-публицистических и учебных изданий, метод сопоставления, аналитический метод.
Иногда мы слышем или читаем, что «спутник вышел на орбиту , близкую к
расчетной», подумаем , как можно рассчитывать, т.е изучать в числах орбиту спутника. Ведь для этого надо уметь переводить на язык чисел геометрические понятия и в первую очередь уметь определять положение точки на плоскости, или на поверхности Земли.
Метод координат – это способ определять положение точки или тело с
помощью которых определяется положение точки , называются координатами точки.
Мы знаем по географии, что положение точки на поверхности земли имеет две координаты: широту и долготу. Чтобы определить положение в пространстве нужно уже не два числа , а три. Например , чтобы определить положение спутника над поверхностью земли , а так же широту и долготу, над корой он находится.
Точно так же применяют метод координат для определения положения точки на линии железной дороги: указывают номер километрового столба.
Например : платформа -56 км. Число 56 это координата ближайщего к стан-
ции километрового столба.
Своеобразные координаты используется в шахматах , где положение фигуры на доске определяется с помощью буквы и числа . Например: b3,
значит в вертикальном ряду b, в горизонтальном ряду 3.
Метод координат важен и тем же , что он позволяет применять к иссле-
дованию любых геометрических объектов и соотношений .
Координатный метод в геометрии так же применяется при решении таких
задач . как :
1) Найти расстояние от точки М до плоскости α .
2) Нахождение угла между двумя плоскостями .
3) Нахождение расстояние между скрещивающимися прямыми .
4) Нахождение векторного произведения двух векторов .
Создателем метода координат считают французского философа и матема-
тика Рене Декарта ( 1596 – 1650). В последней части большого филосовско-
го трактата Декарта , вышедшей в 1637 году, давались описание метода координат и его применение к решению геометрических задач. Развитие идей Декарта привело к возникновению особой ветви математики , которую теперь называют аналитической геометрией.
Координаты точки на прямой
2.1 Числовая ось.
Чтобы задать положение на прямой , нужно начало отсчета т,е начало коор-
динат , единичный отрезок и направление, которое будет считаться положительным.
Эта прямая называется числовой осью. Число, определяющие положение точки .
Употребляют обозначения M(-4) , N(a) и т.д, Значит, точка М с координатой
-5, а точка N с координатами а.
Число а может быть положительным или отрицательным.
Примеры :
1. Отметьти на числовой прямой точки А(-2) , В(3).
2. Найти расстояние между ними :
АВ = 3 –(-3) = 5
3. Известно , что точка А(а) лежит правее точки В(b) .Какое число больше:
а или b ?
Решение: если точка А правее, то её координата больше координаты
точки В т. е а › b.
2.2.Абсолютная величина числа.
Определение : Абсолютной величиной числа а, или модулем числа а называется неотрицательное число , равно:
Модуль числа а обозначается так : │а │ - модуль а, например: │7 │= 7
т .е расстояние от точки до начало координат равно 7 .
Свойства абсолютной величины
1. │х │> 0 4. │х │< a , то - а < x < a
2. │- х │= │х │ 5. │х │> a , то х > a, х < - a
3. │х │² = x ² 6. │x + у│ ≤ │х │ +│y│
7. │x - у│ ≥ │х │ - │y│ 8. │x ∙ у│ = │x │ ∙│ у│
Пример : 1. Какие значения может принимать выражение : решение: а) если х > 0 , то значение равно 1
б) если х <0 , то значение равно -1
Пример 2: При каких значениях переменных соотношения верны ?
│х │ = х , ответ: при х ≥ 0 верно
│х │ > х, ответ: при х < 0 верно
│х │ < х , ответ : ни при каких значениях нера-
венство не верно.
Пример 3: Где на координатной прямой лежат точки М( х) для которых :
1) │х │ = 2
2) │х │ > 3
3) │х │ ≤ 5
4) │х │< -4
Ответы :
3.1 │х │ = 2 если х > 0 , то х = 2 ; если х <0 , то х = -2.
3.2 если х > 0 , │х │ = х ,следовательно , х > 3 , то все точкирасположе-
ны правее 3. Если х <0 , │х │ = - х , -х > 3, значит х < - 3.Все точки лежат
левее - 3. Рисунок: Решением является объединение 2-х интер-
валов ( -∞ ; -3 ) Ủ ( 3 ; ∞ )
3.3 │х │ ≤ 5 , если х > 0 ,то │х │ = х , х < 5 , все точки лежат левее 5.
Если х <0 , │х │ = - х , -х < 5 , х > - 5 , все точки правее – 5.
Решением является отрезок [ -5 ; 5 ]
Пример 4.
Найти множество точек на координатной прямой ( или числовой прямой)
координаты которых удовлетворяют условиям :
1. │х - 2│=3 , 2. │х - 2│> 3 , 3. │х - 2│< 3
Решение :
Искомую точку обозначим через Х(х). Тогда расстояние от точки А(2) до
точки Х(х) будет :
4.1.│АХ│ = 3 . 4.2. │АХ│> 3 4.3. .│АХ│ < 3.
Отложив от точки А вправо и влево по 3 единицы , получим искомую множество (интервал) . Ответ : х = -1 , х = 5
Если │АХ│> 3 , то решением является ( -∞ ; -1 ) Ủ ( 5 ; ∞ ) .
Если .│АХ│ < 3 , то решением является ( -1 ; 5 )
Пример 5
Решить неравенство : │2х + 3│> 5.
Решение : Разделим обе части неравенства на 2 , получим │х + 1,5│> 2,5
Решение рассмотрим наглядно :
Ответ : х < -4 , х > 1 или ( -∞ ; -4 ) Ủ ( 1 ; ∞ ) .
Таким образом , можно решить уравнение и неравенство с одним переменным с модулем.
Расстояние между двумя точками
Найдем теперь общую формулу для между двумя точками на числовой оси.
Даны точки А(х1) и В(х2) , найти расстояние между этими точками. Рассмотрим все возможные случаи расположения трёх точек : А, В, О .
О начало координат.
I случай : обе точки правее О , притом, В правее А. │ОА│ = х1 , │ОВ│ = х2
│АВ│= х2 - х1., т.к х2 > х1 , х1 > 0 , х2 > 0
II случай: Точки расположены на разных направления относительно начала координат.
│АВ│= │ОВ│+ │ОА│=│ х1 -- х2 │( расстояние равно сумме расстояний точек В и А от начала координат, т.к х1 положительно, а х2 отрицательно .
Так как значение модуля равно х2 - х1.. .
III случай.: Обе точки расположены на левой стороне от начала координат.
При этом , точка В правее точки А.
│АВ│= │ОА│- │ОВ│= │ х1│- │ х2│= - х1 – (- х2) = х2 - х1
Итак, во всех случаях , когда х2 > х1 расстояние между А и В равно х2 - х1.
Когда х1 -> х2 , это расстояние равно х1 -- х2 . Вспоминая определение аб-
солютной величины , можно написать это формулой , пригодной во всех
случаях.
│АВ│= │х2 - х1.│
Это понятие позволяет дать наглядное решение уравнений и неравенств ,
содержащих знак модуля.
Практическая часть
Пример 1. Решить уравнение:
│х + 1│ + │х + 2│ = 2 (1)
Решение: Разобьем множество значений х на три участка :
Х ≥ - 1 , -2 < x < -1 , x ≤ - 2
Рассмотрим каждый участок отдельно:
1) Х ≥ - 1 , для этих значений х имеем : х + 1 ≥ 0 и х + 2 > 0,
Следовательно , │х + 1│ = х + 1 и │х + 2│= х + 2. Тогда уравнение (1)
преобретает вид : х + 1 + х +2 = 2 , или 2х = -1, х = - ½ удовлетворяет условию Х ≥ - 1 , т.е на этом участке имеет один корень .
2) -2 < x < -1 , . На этом участке уравнение (1) приобретает вид 1 = 2.
Это означает , что ни одно число , заключенное между – 2 и – 1, не удовлетворяет уравнению (1) , на этом участке уравнение не имеет корней.
3) , x ≤ - 2 , для этих значений х имеем : - х – 1 – х - 2 = 2 , - 2х = 5.
х = - 2, 5.
Ответ : уравнение имеет два корня : , х = - ½ , х = - 2, 5.
Пример 2. Решить неравенство : √ 9х² + 6х + 1 < 2 – х.
Решение: Данное неравенство перепишем в виде : │3х + 1 │< 2 – х │,
и отметим на числовой прямой х значение х = - ⅓ , в которой выражение , стоящее под знаком модуля , обращается в нуль . Эта точка разбивает числовую прямую на два промежутка : х ≤ - ⅓ и х > - ⅓ .
При х ≤ - ⅓ , неравенство имеет вид : - 3х – 1 < 2 – х , решая получим :
- 3/ 2 ≤ х < - ⅓ .
При х > - ⅓ , получим неравенство : 3х + 1 < 2 – х , решая получим :
4х < 1 , х < ¼ , - ⅓ < х < ¼ . Итак , решением неравенства является объединение двух промежутков : ( - ⅓ ; ¼ )
Пример 3. Решить уравнение
|5 − 2x| + |x + 3| = 2− 3x.
Решение. 1. Решим уравнения 5−2x = 0 и x +3 = 0 и найдем критические точки x1 = 5 и х2 = −3.
2. Разобьем область допустимых значений данного уравнения на три про-
межутка: (−∞,−3), [−3, 2,5) и [2,5 ,+∞).
3. При x < −3 выражение 5 − 2x положительно и, следовательно, |5 −
2x| = 5 − 2x, а выражение x + 3 отрицательно, поэтому |x + 3| = −(x +3).
Таким образом, на промежутке (−∞,−3) исходное уравнение можно
записать 5 − 2x − (x + 3) = 2 − 3x. После приведения подобных членов
это уравнение примет вид 0 × x = 0. Решение данного уравнения — все
значения неизвестной x, принадлежащие промежутку (−∞,−3).
При −3 ≤ x < 2,5 2 ое выражение 5 − 2x неотрицательно, а выражение x + 3
неотрицательно, т.е. |5−2x| = 5−2x и |x+3| = x + 3. Поэтому на промежутке
исходное уравнение принимает вид 5−2x + x + 3 = 2−3x. Решение
этого уравнения x = −3, оно принадлежит рассматриваемому промежутку,
поэтому является решением исходного уравнения.
При x ≥ 2,5 выражение 5−2x отрицательно, а выражение x+3 положительно, т.е. |5−2x| = −(5−2x), а |x+3| = x+3. На промежутке [2,5 ,+∞)
исходное уравнение можно записать −(5 − 2x) + x + 3 = 2 − 3x. Решение
этого уравнения x = ⅔ не принадлежит рассматриваемому промежутку,
поэтому оно не будет решением исходного уравнения .Таким образом, решением исходного уравнения является промежуток (−∞,−3].
Данный метод решения уравнений с модулем универсальный, но не
единственный.
Заключение
Во время создания данного проекта я взялась за детальное рассмотрение
понятие модуля на примерах . Ведь понятие модуля встречается гораздо чаще чем мы себе представляем. Изучение многих процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с модулем . Включая такое большое количество столкновений , пусть и косвенных, , я пришла к выводу , что необходимо изучать данную тему более детально. Так же непосредственным образом она развивает логическое и вариативное мышление человека, что позволит ему раздвинуть грани своих возможностей. В моей работе рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, неравенств и их систем я надеюсь, что знания, которые я получила в процессе работы помогут мне при сдаче Единого Государственного Экзамена. Так же готовя данную работу, я ставил цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее
рационального решения .
Используемая литература.
1. А.Г. Мордкович.
« Практикум по решению задач школьной математики» 1975.
2. Е.И. Лященко
«Изучение функций в курсе математике» 1978
3. Повышение эффективности обучения математики.
Издательство « Педагогика» 1997.
4.Решение сложных задач ЕГЭ.
Айрис – пресс -2008.
5.Г.Г. Гильманова. Р.Г. Хамитов.
« Уравнения и неравенства с модулем» 2012.
Хитрость Дидоны
Три коробки с орехами
Два петушка
Самый главный и трудный вопрос
Ворона