В проектно-ислледовательской работе рассмотрен опыт воспитательной работы с осужденными
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskie_raboty_uchashchihsya.doc | 0 байтов |
protyanut_ruku.doc | 385.5 КБ |
XXXVII Городская научно-практическая конференция
Секция «Право и политика»
Проектная деятельность
Проект-исследование
(тезисы работы)
Выполнила: Парамонова Виктория
учащаяся МОУ СОШ №73
Кировского района
Научный руководитель: Глущенко Татьяна
Анатольевна
учитель истории МОУ СОШ №73
Самара 2008 г.
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Глава 1…………………………………………………………………..5
2.1 А что было раньше? …………….………………................................5
2.2 Места заключений Самары до открытия центральных тюрем….....6
2.3 Школы и больницы для заключенных ………………………….......8
2.4 На старте нового века ………………………………………………..8
2.5 Культурно-просветительная работа …………………………….......9
2.6 Вклад осужденных в дело разгрома фашизма в 1940-1946 г ...…...10
2.7 Реалии нового дня …………………………………………...………11
3. Глава 2 …………………………………………………………………12
3.1 Страницы истории …………………………………………………...12
3.2 Главное – работа …………………………………………………......12
3.3 Меры воспитательного характера, применяемые к осужденным…14
3.4 «Делу время – потехе час»…………………………………………...15
3.5 Храм знаний ………………………………………………………….16
3.6 «С нами бог»………………………………………………………….17
4. Заключение …………………………...……………………...………...19
5.Список источников и литературы ….…....………...............................20
6. Приложение ……………………………………………...………...…..21
1. Введение
Для каждого человека, который попадает в тюрьму, она становится настоящим испытанием, испытанием личности на прочность. Для России, с ее чрезвычайно богатой удивительной интересной и трагической историей, проблема свободы личности всегда была противоречива.
Действующая Конституция РФ впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Это – единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень, и не могут ей противоречить.[4, с. 3]
Особенно важно заключенным видеть отношение к себе как к человеку со стороны других. «Иные думают, например, что если хорошо содержать арестанта, все исполнять по закону, то и дело с концом. Это . . . заблуждение. Арестант сам знает, что он арестант . . . но никакими клеймами, никакими кандалами не заставить забыть его, что он человек. А так как он действительно человек, то, следовательно, и надо с ним обращаться по-человечески.[16, с 89]
Целью данного исследования является изучение опыта воспитательной работы с осужденными. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
Предметом изучения является процесс формирования, развития и исправления осужденных.
Объектом исследования выступает воспитательная работа проводимая в ФГУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области.
Временные рамки исследования с 2012 по 20014 год
Гипотеза. Если правильно организовать процесс воспитательного воздействия на осужденных, то результат их исправления будет эффектнее.
Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Анализ проблем и выводы исследования сравнительно–исторического, проблемно-хронологического, описательного методов научного познания.
Степень изученности проблемы. При написании работы мною была изучена такая литература, как:
Источниковую базу исследования составили:
1. Неопубликованные источники: архивные данные по делопроизводству ФГУ ИК-13 ГУФСИН РФ по Самарской области
2. Опубликованные источники:
Уголовно исполнительный кодекс РФ
Конституция РФ
Для решения поставленных задач привлекалась так же периодика:
Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание
Информационно-аналитический журнал Ведомости
Вся совокупность использованных источников позволяет решить поставленные в работе задачи.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Положения выводимые на защиту:
2. Глава 1
2.1 А что было раньше?
В древнейшие времена преступлением считалось грубое, вопиющее нарушение определенных обычаев той или иной человеческой общины, и к ним в первую очередь относили умышленное убийство своего соплеменника. Как именно наказать преступника, определял вождь племени, а позже – совет старейшин. Исполняли наказание обычно родственники потерпевшего, которые в этом случае руководствовались очень распространенным в древности обычаем кровной мести. Другими словами, о пощаде виновнику просить не приходилось и подобные нравы отнюдь не считались суровыми.
Впоследствии смертную казнь, приводимую в исполнение непосредственно, все чаще стали заменять иными видами наказания – например, изгнанием из племени или поселения, привязыванием к дереву в качестве жертвы для диких зверей, и так далее.
Гораздо позже в некоторых обществах преступников стали лишать свободы – например, помещать в ямы-ловушки для зверей. Однако в то время это обычно делали лишь непосредственно перед исполнением смертной казни. Практика содержания виновных в специально отведенных для лишения свободы местах не завоевала признания, это считали ненужным. Так продолжалось длительное время.[8, с 5]
С появлением рабовладения преступников все чаще стали превращать в рабов, чтобы они своим трудом искупили вину перед потерпевшими или родственниками жертвы. При рабовладельческом строе виды наказания для рабов заметно ужесточились. По дошедшим до нас источникам, в Древней Греции приговоренных к смерти бросали в Барафр – пропасть на окраине Афин. А на Востоке для казни отцеубийц и отравителей применяли утопление: виновного зашивали в мешок вместе с собакой, змеей, петухом и обезьяной и бросали в стоячую воду.[8, с. 6]
При разложении первобытно-общинного строя, а затем при рабовладельческом и даже при раннем феодальном строе в деле исполнения наказаний очень часто стали применять принцип талиона (от латинского talio – возмездие), то есть наказание равноценным действием. Например, если преступник убил свою жертву ударом копья в грудь, то и его полагалось убить точно таким же ударом. Если же преступник убивал несколько человек разными способами, то и его должны были лишать жизни родственники жертв, используя те же самые способы.[15, с. 12]
При дальнейшем развитии человеческого общества принцип талиона был вытеснен уплатой (денежной или имущественной) за причиненный ущерб, что было названо композицией (от латинского composition – примирение). Размеры выплаты при композиции определялись по обычаю или по взаимному соглашению.
С образованием классового общества и государства талион и композиция стали общими правилами исполнения уголовных наказаний и начали закрепляться законодательно.
В последующем принцип композиции нашел свое отражение и в более поздних законодательных уложениях – «Варварской правде», «Русской правде» и других.
А вот применение лишения свободы в качестве достаточно распространенной меры наказания преступников стало возможным лишь с появлением крупных поселений, а в дальнейшем – и городов.[7, с. 21]
Гораздо позже, уже в средневековом обществе, различных бунтовщиков, разбойников и должников стали заключать в крепости или замки феодалов, где преступников обычно помещали в каменные башни. По-немецки «башня» звучит как «turm», а по-английски – «tower». С течением времени это европейское слово перешло в русский язык и стало произноситься как «тюрьма». Сейчас оно уже стало для нас синонимом общего понятия «место лишения свободы».[7, с. 23]
В древности тюрьмы устраивались для содержания в них преступников, пленных и должников.
Христианские императоры в первом веке новой эры старались по возможности облегчить тяжелые условия тюремной жизни и установить гуманное отношение к арестантам, действуя путем законодательства и личного контроля.
В средние века широко практиковалось заключение пленных, должников, преступников и политически вредных лиц в монастырских кельях, в башнях крепостей и рыцарских замков, а так же в городских ратушах. В частности, именно по этой причине печальную славу места заключения государственных преступников приобрел один из самых известных лондонских замков – Тауэр.
В феодальных государствах европейского средневековья тюрьма являлась не только и не столько местом предварительного заключения, но еще и местом унижений, истязаний и пыток противников режима, где их подвергали членовредительству перед свершением смертной казни. Собственно, уже само содержание в сырых подвалах и погребах древних замков превращалось для заключенных в изощренную и длительную пытку [15, с. 27].
2.2 Места заключения Самары до открытия центральной тюрьмы.
Город-крепость Самара был заложен весной 1586 года на Средней Волге, близ крайней восточной точки Самарской Луки. Крепость была окружена частоколом из заостренных бревен высотой в 3-4 метра, по периметру которого располагались 11 сторожевых башен.
С постройкой Самарского городка закончилась свободная жизнь беглых крестьян и всей казацкой вольницы, которая крепко обосновалась на жигулевских берегах еще в конце XV века. Приход стрельцов в эти места и основание ими крепости означали, что отныне царские порядки добрались и до Среднего Поволжья. Вместе с ними пришел конец и вольной казацкой жизни, когда беглые холопы объединялись в ватаги и грабили как проходящие по Волге купеческие суда, так и окрестные улусы степных полукочевых племен.
Самарский воевода в первые месяцы после возведения крепости показал волжским разбойникам, кто теперь хозяин во всем Жигулевском крае. По его приказу стрельцы рыскали по степям и горам и десятками хватали казаков, которых затем приводили в крепость на княжий суд.
Отдельной острожной тюрьмы в Самаре в то время еще не было – ее стрельцы выстроили только через год, а арестантов держали пока в одной из башен Самарского городка, здесь же их допрашивали с применением пыточных орудий того времени [11, с.5].
Русская тюрьма в XVI-XVII веках была еще более ужасна, нежели европейская. В темных подземельях заключенные месяцами жили в невероятной грязи. Десятки человек часто ютились в одной тесной камере, причем многие из них были закованы в кандалы и цепи. Бывало, что женщин сковывали вместе с мужчинами, а умерших подолгу не выносили из камер. При этом государство даже не брало на себя ответственности по обеспечению заключенных питанием и снабжению их одеждой. Часто узников заставляли заниматься нищенством. В цепях и оковах, в сопровождении охраны, их выводили на городские площади, где они просили милостыню, чтобы не умереть с голоду.
Никаких дополнительных хозяйственных построек при уездных острогах в то время не существовало: ни бань, ни больниц, ни церквей и школ. Не было в местах заключения и мастерских [11, с. 6]
В эпоху Екатерины II тюремное дело в России стало медленно, но неуклонно меняться в сторону более гуманного отношения к узникам. В 1767 году императрица приказала созвать специальную комиссию по составлению нового Уложения о наказаниях. Итогом работы комиссии стал «Наказ», опубликованный на четырех языках, в котором были широко заимствованы идеи передовых западных теоретиков судебно-тюремной реформы.
Именно в екатерининском «Наказе» впервые в российской практике была поставлена задача совмещения уголовного наказания и воспитания осужденного преступника, чтобы он после освобождения смог снова стать полезным членом общества.[15, с. 34]
При Самарской тюрьме (на Москательной улице (ныне Льва Толстого), между Сенной и Соловьиной (ныне Буянова и Никитинской)) находились небольшая церковь, в которой совершались богослужения в воскресенье, праздничные и царские дни; школа для арестантов с ежедневными уроками; контора тюрьмы с архивом; больница для арестантов и мастерская. Для помещения женщин был отгорожен особый просторный двор с одним большим корпусом. При центральной тюрьме имелся огород, на котором арестанты выращивали для себя картофель. Все арестанты были заняты платной работой.[10, с 11]
2.3 Школы и больницы для заключенных.
На 1 января 1879 года в местах лишения свободы Самарской губернии содержалось 1425 арестантов, из них 105 женщин, и из-за тесноты тюремных помещений обучать арестантов письму и чтению не представляло возможности [6, с.13].
Позже местные священники безвозмездно стали обучать арестантов грамоте и церковному пению, а грамотным выдавали полезные книги для чтения.
Гораздо сложнее было обеспечить заключенных работой. Их старались использовать преимущественно на внутренних тюремных работах: уборке помещений, топке печей, доставлении воды из колодца, починке одежды и обуви. Наиболее надежных из числа осужденных отпускали за пределы тюрьмы для благоустройства города: на земляные работы, посадку деревьев, на очистку от мусора улиц, площадей и садов. За свою работу все заключенные получали заработную плату.
С 1895 года губернским управлением (во главе которого стал Верещагин) [Приложение № 1] было очень много сделано для образования, духовного воспитания и нравственного исправления арестантов. Во всех уездных тюрьмах открылись школы и библиотеки, а во многих – и собственные церкви. Подбором школьных учебников и книг для библиотек и церквей занимался лично С.А.Верещагин. Он отдавал предпочтение просветительской литературе по тем отраслям знаний, которые, по его мнению, более всего были необходимы широким слоям населения. Вскоре число книг в наиболее крупных тюрьмах достигло 2000 экземпляров. Открытию школ и библиотек при каждой уездной тюрьме в значительной степени способствовали пожертвования и безвозмездный труд многочисленных благотворителей. Что же касается отправления религиозных культов, то даже в случае отсутствия при тюрьме собственного храма арестанты могли организованно посещать приходские церкви. При тюрьмах постоянно стали устраиваться воскресные проповеди, которыми заключенные особенно дорожили [13, с. 56].
2.4 На старте нового века.
Начало XX века по России ознаменовалось бурным подъемом революционного движения и, как следствие, многократным ростом числа заключенных. В 1902 году окончательно сформировалась Самарская социал-демократическая организация, тогда же возник Самарский комитет РСДРП, который начал систематическую работу среди рабочих и крестьян. В 1903-1904 годах революционное движение распространилось по всей губернии, захватив при этом большинство слоев общества. Число забастовок, митингов и стачек нарастало как снежный ком, а тюрьмы и в Самаре, и в уездах переполнялись политическими арестантами. Не воспитательной, ни трудовой работой с ними не занимались.
Немногим известно, что в 30-х–50-х годах практически все наши оборонные предприятия, а также весь энергокомплекс были, в основном, построены силами заключенных трех крупнейших лагерей – Самарлага, Безымянлага и Кунеевлага (Куйбышевгидростроя). В те годы в самые кратчайшие сроки, причем в буквальном смысле этого слова на зековских костях, в нашей области возникли сотни важнейших народно-хозяйственных объектов, ныне составляющих основу индустриальной мощи Самарского края. В их число входит весь комплекс ракетных, авиационных и моторостроительных заводов на Безымянке, несколько ТЭЦ в разных городах области, три нефтеперерабатывающих завода и, наконец, Волжская ГЭС имени В.И. Ленина.
2.5 Культурно-просветительная работа.
Культурно-просветительная работа начала проводиться с 50-х годов XX-го столетия в двух направлениях – как работа школьная, так и внешкольная. К внешкольной работе относились: лекционная, кружковая, библиотечная, кино и художественная самодеятельность осужденных, которую тогда называли театральной работой.
Минимум внешкольной работы определялся проведением чтения вслух среди заключенных. Это был обязательный минимум, который должны были выполнять учителя и воспитатели.
С 1919 года культпросветработа начала проводиться в губернском доме принудительных работ. Губкаротдел предложил заняться улучшением работы школы, лекционной работы. Для чтения лекций приглашать лекторов из губкома РКП(б) и отдела народного образования.
2 ноября 1919 года в губернской газете «Коммуна» №268 появилась статья под названием «Страничка из местной тюремной жизни». В ней указывалось, что в доме работ 3 месяца функционировала школа, для заключенных прочитано 200 лекций на политические темы, поставлено 36 спектаклей, дано 90 концертов силами заключенных. В статье отмечалось, что в доме работ организована библиотека, открыт клуб имени Октябрьской революции с прекрасно оборудованной сценой, организованы драматический, хоровой, музыкальный кружки и создана секция агитаторов. Сообщалось, что открывается политическая школа, в которой заключенные будут знакомиться с экономическими и политическими вопросами, а также с историей революционного движения.
Таким образом, начало организации культурно-просветительной работы было положено.
Задача, поставленная в нашей стране в первые годы революции – ликвидация неграмотности, решалась и в исправительно-трудовых учреждениях.
Событием в жизни Самарского губернского исправтруддома следует считать издание типографским способом журнала «Волжский изолятор», который потом получил название «На смену кандалам».
После революции в местах заключения начали появляться газеты и журналы заключенных. В 1924 году такие издания появились и в Самаре.
В одном из номеров журнала напечатано стихотворение заключенного В.
За решеткой железной, тяжелой,
Где прежде царствовала жуть,
Теперь стремимся к жизни новой,
Здесь ставят нас на верный путь.
Не наказаньем и лишеньем,
Без рабства, пыток и оков,
А через труд и просвещенье
Нас возвращают к воле вновь.
Вернемся мы к сохе, к заводу,
Как пчелы к улью своему.
И там уж с трудовым народом
Мы будем песни петь труду.
2.6 Вклад осужденных в дело разгрома фашизма в 1940-1946 г
Война, тяжелое время и все остальное сильно отразилось и на жизни осужденных.
Зима и весна, лето и осень для заключенных сливались в один непрерывный рабочий цикл. По воскресеньям и праздничным дням они должны отдыхать, занимаясь личными делами, но приходилось либо убирать территорию, либо разбираться с неотложными хозработами – заготовкой дров, ремонтом бараков или коммунальных объектов, и так далее. К тому же в случае невыполнения производственного плана, что происходило почти каждый месяц, заключенные не только работали в выходные и праздники, но еще и обычные рабочие им продлевали на час, а иногда – и два.
В конце 1940 года открываются курсы повышения квалификации и профориентации заключенных – например, для подготовки из их числа сварщиков, плотников, каменщиков, стекольщиков и кровельщиков, которых на стройплощадках остро не хватало. Передовики получали право на внеочередное посещение культуруголков.
К концу января 1942 года неимоверными усилиями заключенных Безымянлага и администрации Управления Особого строительства НКВД СССР были завершены все очередные строительно-монтажные работы.
2.7 Реалии нового дня.
После окончания Великой Отечественной войны жизнь заключенных существенно меняется. Осужденные, не имеющие специальности по отрасли производства ИТУ, обучались разным специальностям. Обучение велось индивидуальным, бригадным, курсовым методами, а также в производственно-технических училищах, созданных в ИТУ.
В каждом отряде были созданы «Уголки правовых знаний», где сосредоточивалась вся имеющаяся юридическая литература, вырезки из газет и журналов с напечатанными в них законами и юридическими консультациями.
Одновременно проводилось соревнование за звание «Передовик производства», позже – «Передовик труда и примерного поведения», а затем – «Лучший по профессии».
Отрядам и бригадам – победителям в трудовом соревновании вручались переходящие вымпелы, они награждались Похвальными грамотами.
Охват разными формами соревнования составлял от 84 до 93% работающих.
В начале 90-х годов произошли коренные изменения в социально-экономической системе страны. Распад СССР, разрушение социалистической системы хозяйствования, переход к рыночной экономике и демократизация общества, изменение системы морально-нравственных ценностей создали определенные трудности в деятельности уголовно-исполнительной системы.
Существовавшее длительное время кооперирование с предприятиями других ведомств распалось. Предприятия ИТУ остались без заказов, значительная часть осужденных – без работы. Собственное производство оказалось недостаточно приспособленным к выпуску конкурентоспособной продукции.
Несмотря на все трудности, исправительным учреждениям области удалось обеспечить жизнедеятельность учреждений, прежде всего за счет активного поиска работы для спецконтингента, принятия нестандартных, подчас рискованных решений.
3. Глава 2
3.1 Страницы истории.
27 октября 1967 года на основании совместного решения Куйбышевского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов, приказом №0452 Министерства охраны общественного порядка СССР в управлении мест заключения Куйбышевского управления охраны общественного порядка было сформировано новое подразделение – исправительно-трудовая колония строгого режима №13 с лимитом наполнения 1100 человек. Местом дислокации определено село Спиридоновка Волжского района.[1, лист 2]
К строительству жилой и промышленной зон приступили восемьдесят расконвоированных осужденных. Несмотря на нехватку строительных материалов и рабочей силы, в короткий срок были возведены объекты охраны, общежитие для осужденных, производственные цеха. В апреле 1969 года поступила первая партия осужденных.[1, лист 3]
Во главе учреждения в 1968 году стоял подполковник внутренней службы Мокин
С 1971 по 1973 – полковник внутренней службы Бородин Иван Иванович
С 1973 по 1975 – майор внутренней службы Осокин Анатолий Тимофеевич
С 1975 по 1980 – подполковник внутренней службы Ясиновенко Юрий Григорьевич
С 1980 по 1985 – полковник внутренней службы Гаврилов Лев Михайлович
С 1985 по 1989 – полковник внутренней службы Кажметьев Иван Сергеевич
С 1989 по 1991 – майор внутренней службы Поздняков Николай Львович
С 1991 по 1994 – подполковник внутренней службы Корельский Владимир Ильич
С 1994 по 2003 – подполковник внутренней службы Яблоков Анатолий Петрович [2, лист 5].
С 2003 года по настоящее время – полковник внутренней службы Илюхин Евгений Николаевич.
Немало времени прошло со дня создания учреждения, менялись люди, а вместе с ними меняло свой облик и само учреждение [3, лист 9].
3.2 Главное – работа.
Труд сделал из обезьяны человека, учат нас в школе. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но в том, что труд может сделать из преступника честного человека, в «тринадцатой» убеждены. Поэтому производство здесь обширно и разнообразно. Но основное место работы осужденных, это, конечно же, производственное предприятие. Колония регламентируется ст. 103 УИК РФ о привлечении к труду осужденных к лишению свободы.
С 1998 года был пущен в работу цех по изготовлению брусов безопасности для автомобилей ВАЗ модификаций 21103, 21012, 21119 [3, лист 10].
С 1998 года был открыт цех стеклоподъемников. Этот цех достиг пика производства в 2001 году, но из-за высокой конкуренции рынка сегодня наблюдается спад в этой отрасли производства [3,лист 14].
С 2006 года начал свое существование цех, в котором выливаются сиденья для автомобилей, модификаций Нива, Ока, УАЗ. Эта отрасль наращивает свои темпы развития, и за 2007 год она достигла пика производства [3, лист 28].
В 2005 году на территории исправительной колонии был организован участок по производству огнетушителей [3, лист 30].
В 1998 году был введен в строй автослесарный участок, на котором производится ремонт легкового и грузового автотранспорта – это механические, жестяные, лакокрасочные работы.
С 1988 года введен в строй деревообрабатывающий цех. В 2002 году произведена реконструкция и значительное расширение данного объекта, был переоборудован и расширен столярный участок, помещена под крышу пилорама, установлены электросушилки для просушки древесины, произведено обновление столярного оборудования, на котором выпускаются оконные, дверные блоки и различный погонаж [3, лист 40].
С 1970 года был организован швейный цех, где выпускается такая продукция, как: маты гимнастические, пошив обуви, рабочей спецодежды, постельное белье, медицинские халаты, а также нижнее белье для спецконтингента [3, лист 3].
В ИК-13 есть подсобное хозяйство, организованное в 1973 году - свиноферма, частично снабжающая колонию мясом.
В связи с ограниченными денежными средствами финансирования Федерального бюджета в 1995 году на питание осужденных, хлебокомбинатами Самарской области было отказано в поставке хлебобулочных изделий для колонии. С этого периода в ИК-13 стали выпускать хлебобулочные и макаронные изделия [Приложение №2]. В колонии две котельных, обеспечивающих теплом жилую и промышленную зоны, часть жилого фонда села Спиридоновки.
С помощью производства решается еще одна важная задача: осужденными возмещается ущерб, нанесенный совершенными преступлениями, многие ведь, помимо отбывания наказания, должны выплачивать пострадавшим или их родственникам определенные денежные суммы. И конечно, здесь осужденные получают профессиональные знания и умения, которые на свободе позволяют им зарабатывать на жизнь, не нарушая закон.
Но за последние пять лет с 2003 по 2007 год предприятиям при колонии трудно выживать, потому что многие заказчики не хотят связываться со столь сложным контингентом исполнителей и из-за этого колонии проигрывают. Еще один минус – производства при колонии не имеют право брать кредиты, а значит, возникает проблема с расширением производства.
3.3 Меры воспитательного характера, применяемые к осужденным.
С 1967 года в ИК-13 была введена новая форма работы с осужденными – ежедневное проведение с осужденными политчаса.
- понедельник - политинформация о важнейших событиях в стране и за рубежом;
- вторник - подготовка к политзанятиям;
- среда - политзанятия по группам (по 70 человек);
- четверг - три раза в месяц занятия по правовым вопросам, в остальные дни беседы, лекции, доклады на нравственные, медицинские и другие темы;
- пятница - занятия по экономическим и техническим вопросам;
- суббота - день книги;
- воскресенье - общие собрания, встречи с шефами, спортивные мероприятия [2, лист 1].
С осужденными проводились тематические и литературные вечера, устные журналы, обсуждения книг, статей, кинофильмов, встречи со знаменитыми людьми.
Центром воспитательной работы стал отряд. Все отряды были обеспечены учебниками «Основы политических знаний», «Основы коммунистической морали», «Основы экономических знаний». В каждом отряде оформлялись стенды «В помощь к политзанятиям», имелись географические карты страны, диаграммы развития народного хозяйства страны и другие таблицы, и наглядные пособия.
Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Периодически проводились встречи с участниками Великой отечественной войны, Героями Советского Союза.
Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством с лицами, лишенными свободы, проводилась политико-воспитательная работа, направленная на воспитание их в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, бережного отношения к социалистической собственности, на повышение сознательности и культурного уровня, на развитие полезной инициативы осужденных, то с 1991 года воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, образовательного и культурного уровня [Приложение № 3].
Если раньше основными формами политико-воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, являлись:
- трудовое соревнование;
- разъяснение советского законодательства;
- агитационная и пропагандистская работа;
- культурно - массовая и физкультурно-спортивная работа;
То теперь в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание и индивидуальная работа с осужденными к лишению свободы, способствующее их исправлению [Приложение № 4]. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов [5, с 110].
3.4 «Делу время – потехе час».
Но, как говорится, «делу время – потехе час», конечно же, имеются у осужденных свои хобби и развлечения.
Начиная с 70-х годов, в ИК-13 проводятся спартакиады – соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетики. С 2003 года доброй традицией в колонии стало проведение ежегодного областного чемпионата по боксу среди осужденных, приуроченного ко Дню защитника Отечества. Проанализировав таблицу достижений ИК-13 областного чемпионата по боксу, анализ показал, что с 2003 по 2007 год колония добилась высоких показателей призовых мест. Это связано, во-первых, с более глубоким подходом к физической подготовке осужденных, а во-вторых, из-за стимула спецконтингента. Администрация колонии поощряет тех осужденных, кто достиг призовых мест краткосрочными свиданиями, премиями и грамотами [см. приложение №5]. На территории отрядов оборудованы спортивные площадки, установлены перекладины и другой спортинвентарь.
В ИК-13 функционируют различные самодеятельные организации осужденных и кружки по интересам. В исправительной колонии с 2001 года существует ВИА «Визит». Этот ансамбль поет не только на концертах, но и при проведении спортивных мероприятий и даже свадьбах, проводимых в колонии.
Планируются ежедневные трансляции передач кабельного телевидения «Лик» с новостями и фильмами о жизни учреждения. С целью социальной адаптации осужденных в колонию приезжают творческие и общественно – спортивные коллективы.
Среди осужденных немало умельцев. Об этом постоянно свидетельствуют проводимые смотры самодеятельного прикладного искусства. На смотр представляются различные рисунки и картины, фигурки и композиции из хлеба, шкатулки, наборы инструментов, значки, миниатюрные архитектурные сооружения – здания театров, музеев, кремлевских башен, военных кораблей и многое другое из отходов лесопродукции [Приложение № 6].
Гордость колонии – мероприятие, которое стало доброй традицией – «День открытых дверей». К осужденным приезжают родственники из разных городов. Удостаиваются такой привилегии далеко не все, а только те, кто добросовестно трудится и без нарушений отбывает срок наказания. В этот день у родных и близких осужденных есть возможность воочию посмотреть, как живут их родные и близкие. Начинается день краткой экскурсией по колонии, затем у гостей есть возможность побыть и пообщаться со своими родными, в завершение дня проводится чаепитие, в течение которого гости могут задать интересующие их вопросы представителям администрации.
3.5 Храм знаний.
«Храмом знаний» осужденные называют общеобразовательную школу №1, находящуюся на территории исправительной колонии. В ней обучается более половины осужденных, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Проанализировав диаграмму количества спецконтингента посещаемого общеобразовательную школу № 1, анализ показал, что с 2003 по 2007 год число учеников возросло с 34,7% по 46,3%. Это связано, во-первых, с тем, что большая часть осужденных не имеет оконченного среднего образования, и стремится его получить. Во-вторых, потому что у осужденных присутствует большой стимул - после окончания школы, они могут поступить в ВУЗ [Приложение №7]. Задача любой школы - конечно же, дать среднее образование, ведь некоторые осужденные не умеют даже читать и писать. Педагоги школы - настоящие подвижники, видящие свой долг не только в том, чтобы передавать знания по тому или иному предмету, но и учить их правильному отношению к жизни, прививать им положительные моральные качества, помогать становиться на правильный путь.
Учитывая, что количество осужденных, не имеющих специальности, ежегодно растет, основные усилия направлены на организацию и материально-техническое обеспечение учебного процесса, так как, не имея устойчивой жизненной позиции, рабочей профессии или специальности, они легко становятся на путь совершения правонарушения и рецидива преступности.
С 1995 года в ИК-13 существует профессиональное училище, готовящее рабочих строительных специальностей, которые здесь очень востребованы. В колонии постоянно ведутся строительные и ремонтные работы. Здесь так же готовят специалистов по электросварке, автомехаников, швейным специальностям, с последующим трудоустройством на территории промышленной колонии. Проанализировав диаграмму количества осужденных получивших дипломы о специальном образовании, анализ показал, что с 2003 по 2007 год востребованными специальностями стали автомеханик с 14% до 24% осужденных и электросварщик с 12% до 22,6%. На протяжении 5-и лет процентное число только возрастает, зато такая специальность, как портной становится менее востребованной с 10% до 2,9% проанализированных данных, и из-за этого наблюдается резкий спад в этой области [Приложение № 8]. Существует гибкая система учебы осужденных, учитываются не только интересы собственного производства, но и рынка труда, возможного трудоустройства. Выпускникам выдается диплом государственного образца.
Осужденные ИК-13 имеют возможность получить даже высшее образование, находясь в местах лишения свободы, они обучаются в Современной гуманитарной академии на дистанционной форме обучения. На 1 сентября 2007 года в академию поступило 11 человек. Это большой успех в жизни осужденных.
Общий анализ данных показал, что в школе занимается 46,3%, в училище – 49,5%, в академии – 1,2% и лишь 3% осужденных нигде не обучается.
На основе исследования можно прийти к выводу, что осужденные занимаются обучением и усовершенствуют свои знания [Приложение №9].
3.6 «С нами бог».
От образования невозможно отделить воспитание духовности осужденных. Поэтому еще одним важным направлением воспитательной работы в колонии является взаимодействие с религиозной организацией. Человек, совершивший преступление и оказавшийся в неволе, как правило, задумывается о прошлой жизни, о внутренних причинах, приведших к нарушению закона. Такие размышления часто приводят его к мысли о Боге, о покаянии в содеянном грехе и беззаконии. В местах лишения свободы, где многие люди с особой силой начинают искать общение с Богом, оно состоит именно в активной помощи заблудшей душе через искреннее покаяние, облегчить непомерную тяжесть вины. Ибо, по слову великого учителя церкви Иоанна Златоуста, «не столь опасно пасть, как, падши, не восставать, не столь страшно быть раненым, как, быв раненым, не искать исцеления» [9, с.45]. Позитивная роль приобщения осужденных к религии проявляется в том, что они полностью признают вину в совершенном преступлении, не сквернословят, не нарушают установленный порядок отбывания наказания, принимают активное участие в общественной жизни исправительного учреждения. Эффективность деятельности священников в силовых структурах и в подведомственных им учреждениях во многом зависит от знаний их специфики и от подготовленности к работе с соответствующим контингентом. А деятельность эта очень многогранна и включает в себя: богослужения, таинства исповеди и причастия, крещение, венчание; пастырские беседы с осужденными в отрядах; участие в мероприятиях историко-патриотической тематики в рамках празднования знаменательных и юбилейных дат; участие в конференциях по проблемам педагогики и психологии, духовности и нравственности; подготовку церковных хоров, выпуск православных радио, и стенных газет; строительство храмов.
В ИК-13 с 1983 года существует кружок изучения православной культуры, также организован православный хор. Проанализировав диаграмму количества спецконтингента, изучающего православную культуру, анализ показал, что с 2003 по 2004 год произошел спад с 36,2% по 27% посещения кружка православия. Это объясняется тем, что осужденные не верят ни в бога, ни в свои силы. Чем чаще служители церкви стали приезжать к осужденным, выслушивать их, давать верные советы, тем число верующих осужденных растет до 38,5% [Приложение № 10]. Силами осужденных сооружена часовня, оборудована молельная комната. Желающие могут пользоваться религиозной литературой.
О душах осужденных заботятся не только служители церкви, но и психологи. В исправительном учреждении создана психологическая лаборатория. Основное направление их деятельности – беседы с вновь прибывшими. Особое внимание психологи уделяют лицам, склонным к деструктивным формам поведения и с признаками психических отклонений, а так же тем, кто может быть освобожден условно-досрочно, переведен в колонию-поселение, на бесконвойное передвижение, а так же постараться убедить осужденных в том, что они сами являются создателями своего будущего.
4. Заключение
Возникает вопрос: какими станут самарские колонии через десять, двадцать лет? Вообще-то прогнозы в этой сфере всегда рискованны: можно легко ошибиться. Но если же судить по той тенденции, что складывается сейчас в уголовно-исполнительной системе нашей области, то можно полагать, что отношение к осужденным в учреждениях уже вскоре станет более гуманным, выйдет на новый уровень общемировых стандартов. Ради этого, конечно же, надо трудиться еще активнее и еще более творчески.
Анализ показал, что меры воспитательного характера, применяемые к осужденным, положительно влияют на их мировоззрение.
В результате воспитательной работы число освободившихся условно-досрочно с 2003 (8%) по 2007 год (27%) стремительно растет [Приложение № 11].
Исправительная колония №13 живет и развивается. Администрация учреждения прилагает все усилия, чтобы осужденные, выйдя из мест лишения свободы, могли стать законопослушными гражданами, обладающими знаниями и умениями которые необходимы для полноценной жизни в современном обществе.
5. Список источников и литературы
Неопубликованные источники:
1. Архивные данные по делопроизводству ФГУ ИК-13 ГУФСИН РФ № 1201
2. Архивные данные по делопроизводству ФГУ ИК-13 ГУФСИН РФ № 1421
3. Архивные данные по делопроизводству ФГУ ИК-13 ГУФСИН РФ № 1617
Опубликованные источники:
4. Конституция РФ, Санкт-Петербург, 2005 г
5. Уголовно исполнительный кодекс РФ, Москва 2000 г
Периодическая печать:
6. Информационно-аналитический журнал Ведомости. Выпуск 2/2005
7. Информационно-аналитический журнал Ведомости. Выпуск 6/2007
8. Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание. Выпуск 12/2004
9. Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание. Выпуск 6/2005
10. Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание. Выпуск 1/2006
11. Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание. Выпуск 11/2006
12. Пенитенциарный журнал Преступление и Наказание. Выпуск 3/2007
Литература:
13. Гернет М.Н. История царской тюрьмы в 5-и томах. Издание юридической литературы 1961 г.
14. Деменьтьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар 1996 г
15. Храмков Л.В. Ремесло окаянное. Том 1. Самара 2004
16. Достоевский Ф.М. «Записи из мертвого дома». Москва 1979
6. Приложение
Приложение №1
Верещагин – первый губернский тюремный инспектор, 1 июля 1894 года ставший в Самаре коллежским советником.
Приложение № 2
Приложение № 3
План воспитательной работы за 1977 год.
Тематические вечера
«Мы создатели коммунизма»
«Вперед в будущее»
«Народ и партия едины»
«За правое дело»
Приложение № 4
План воспитательной работы за 2007 год.
Тематические вечера.
«Я – личность»
«Мой нравственный выбор»
«Гуманное отношение к окружающим»
«Уголовный кодекс РФ 1996 г»
«Нужна ли смертная казнь в России»
«Зачем обывателю правовая культура»
«Правовая культура личности»
Приложение № 5
Таблица достижений ИК-13 областного чемпионата по боксу.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
3 место | 3 место | 2 место | 1 место | 1 место |
Приложение № 6
Композиции из хлеба, выставляемые осужденными на смотр прикладного искусства.
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Тезисы.
Цель исследования: изучение опыта воспитательной работы с осужденными.
Предмет изучения: процесс формирования, развития и исправления осужденных.
Объект исследования: воспитательная работа, проводимая в ФГУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области.
Методологическая основа исследования: диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Анализ проблем и выводы исследования сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, описательного методов научного познания.
Для каждого человека, который попадает в тюрьму, она становится настоящим испытанием, испытанием личности на прочность. Для России, с ее чрезвычайно богатой удивительной интересной и трагической историей, проблема свободы личности всегда была противоречива.
Действующая Конституция РФ впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Это – единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень, и не могут ей противоречить.
Исследование проводилось на базе ФГУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области.
Для перевоспитания осужденных применяется трудотерапия. С помощью производства решается важная задача: осужденными возмещается ущерб, нанесенный совершенными преступлениями, многие ведь, помимо отбывания наказания, должны выплачивать пострадавшим или их родственникам определенные денежные суммы. И конечно, здесь осужденные получают профессиональные знания и умения, которые на свободе позволяют им зарабатывать на жизнь, не нарушая закон.
Но за последние пять лет с 2003 по 2007 год предприятиями при колонии трудно выживать, потому что многие заказчики не хотят связываться со столь сложным контингентом исполнителей и из-за этого колонии проигрывают. Еще один минус – производства при колонии не имеют право брать кредиты, а значит, возникает проблема с расширением производства.
О душах осужденных заботятся педагоги, служители церкви и психологи.
«Храмом знаний» осужденные называют общеобразовательную школу № 1, находящуюся на территории ИК-13. Задача любой школы – конечно же, дать среднее образование, ведь некоторые осужденные не умеют даже читать и писать. Проанализировав диаграмму количества спецконтингента посещаемого общеобразовательную школу № 1, анализ показал, что с 2003 по 2007 год число учеников возросло с 34,7% по 46,3%. Это связано, во-первых, с тем, что большая часть осужденных не имеет оконченного среднего образования, и стремится его получить. Во-вторых, потому что у осужденных присутствует большой стимул - после окончания школы, они могут поступить в ВУЗ.
С 1995 года в ИК-13 существует профессиональное училище, готовящее рабочих строительных специальностей, которые здесь очень востребованы. Здесь так же готовят специалистов по электросварке, автомехаников, швейным специальностям, с последующим трудоустройством на территории промышленной колонии. Проанализировав диаграмму количества осужденных получивших дипломы о специальном образовании, анализ показал, что с 2003 по 2007 год востребованными специальностями стали автомеханик с 14% до 24% осужденных и электросварщик с 12% до 22,6%. На протяжении 5-и лет процентное число только возрастает, зато такая специальность, как портной становится менее востребованной с 10% до 2,9% проанализированных данных, и из-за этого наблюдается резкий спад в этой области [Приложение № 8]. Существует гибкая система учебы осужденных, учитываются не только интересы собственного производства, но и рынка труда, возможного трудоустройства. Выпускникам выдается диплом государственного образца.
В ИК-13 с 1983 года существует кружок изучения православной культуры, также организован православный хор. Проанализировав диаграмму количества спецконтингента, изучающего православную культуру, анализ показал, что с 2003 по 2004 год произошел спад с 36,2% по 27% посещения кружка православия. Это объясняется тем, что осужденные не верят ни в бога, ни в свои силы. Чем чаще служители церкви стали приезжать к осужденным, выслушивать их, давать верные советы, тем число верующих осужденных возрастает до 38,5% [Приложение № 10]. Силами осужденных сооружена часовня, оборудована молельная комната. Желающие могут пользоваться религиозной литературой.
Возникает вопрос: какими станут самарские колонии через десять, двадцать лет? Вообще-то прогнозы в этой сфере всегда рискованны: можно легко ошибиться. Но если же судить по той тенденции, что складывается сейчас в уголовно-исполнительной системе нашей области, то можно полагать, что отношение к осужденным в учреждениях уже вскоре станет более гуманным, выйдет на новый уровень общемировых стандартов. Ради этого, конечно же, надо трудиться еще активнее и еще более творчески.
Исправительная колония №13 живет и развивается. Администрация учреждения прилагает все усилия, чтобы осужденные, выйдя из мест лишения свободы, могли стать законопослушными гражданами, обладающими знаниями и умениями которые необходимы для полноценной жизни в современном обществе.
Анализ показал, что меры воспитательного характера, применяемые к осужденным, положительно влияют на их мировоззрение.
В результате воспитательной работы число освободившихся условно-досрочно с 2003 (8%) по 2007 год (27%) стремительно растет [Приложение № 11].
Сказка об осеннем ветре
Сверчок
Почему Уран и Нептун разного цвета
Попробуем на вкус солёность моря?
Развешиваем детские рисунки дома