В данной работе рассмотрена довольно актуальная проблема - очень частое посещение детьми социальных сетей. Ученица 5 "В" класса, Савина Алена, решила провести исследование, как же соцсети влияют на ее сверстников. Данну работы мы представляли на научно-практической конференции "Я-исследователь"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sotsialnyh_setey_na_podrostkov.docx | 41.1 КБ |
vliyanie_sotsialnyh_setey.xls | 40 КБ |
РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Я-исследователь»
Секция «Информатика»
Влияние социальных сетей
Выполнила:
Ученица 5 класса
МБОУ СОШ № 73
Савина Алена
Научный руководитель:
Летучева Наталья Сергеевна,
учитель информатики
Самара, 2015 г.
Оглавление
Введение 3
Заключение 11
Список литературы 13
Приложения 14
Введение
Я выбрала тему влияния сети интернет на подростков, потому что меня волнует проблема «зомбирования» современной молодежи, как социальными сетями, так и Интернетом в целом. В данной работе я провела исследование среди учащихся нашей школы и узнала мнение своих сверстников по данной проблеме.
Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – это социальная сеть. Социальная сеть – это главный магнит, из-за которого подростки липнут к монитору сутками. Подростки любят посещать социальные сети. Но в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные сети вредят здоровью молодёжи и отупляют современное поколение. И мне, как активному пользователю, захотелось узнать: социальная сеть – лучший друг, тайный враг или помощник?
Считая данную проблему актуальной и заслуживающей внимания, определяем цель исследовательской работы: влияние социальных сетей на личность подростка.
Выдвигаем гипотезу: Социальная сеть – помощник в разумном использовании интернета.
Для достижения цели и подтверждения или опровержения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Сформулировать понятие «социальная сеть»;
2.Охарактеризовать виды социальных сетей;
3.Выявить преимущества и недостатки социальных сетей;
4.Определить своеобразие языка социальных сетей;
5.Провести анкетирование сверстников о роли социальных сетей в их жизни;
Изначально остановимся на понятии «Социальная сеть».
Первое появление понятия «Социальная сеть» произошло в 1954 году, его ввел Джеймс Барнс. Социальная сеть – это, в первую очередь, то место, где вы можете составить портрет своей личности и найти нужные вам контакты, а также некая совокупность людей и отношений между ними, правил поведения и законов.
Как может влиять социальная сеть? Какая польза, или какой вред от нее?
В связи с возникшими вопросами необходимо исследование потребностей и интересов молодежи, сбор достоверной информации. Для нашей работы главным источником информации, помимо литературы, стало анкетирование. В анкетировании участвовало 100 респондентов (обучающиеся нашей школы с 5 по 9 класс). Анкета включала в себя 6 вопросов о роли социальных сетей в их жизни.
Анализ анкет позволил выяснить, как влияет социальная сеть на современного подростка.
Исходя из полученных результатов, выясним, подтвердилась или нет наша изначальная гипотеза.
1. Социальные сети: вред или польза
Для исследования данного вопроса я провела опрос среди обучающихся моей школы с 5 по 9 класс.
Первый вопрос звучал следующим образом: «Зарегистрирован ли ты в социальных сетях?» Анализ анкет показал, что из 100 респондентов только 3 человека не зарегистрированы в социальных сетях, и то в связи с отсутствием материальных возможностей. (Приложение №1)
Социальная сеть популярна и предлагает большой выбор. ( Приложение №2)Здесь мы видим, что наибольшую популярность имеют социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники». Далее подростки также выбирают «Мой Мир», «Twitter», «Facebook».
С тех пор как интернет появился в каждом доме, жизнь значительно изменилась. Теперь с помощью всемирной паутины можно покупать товары не в магазине, смотреть фильмы не в кинотеатре и общаться с людьми, не выходя из дома. Социальные сети нужны подростку для общения, получение информации и многого другого. (Приложение №3)
Социальная сеть – лучший друг или тайный враг? Отрицательные стороны социальных сетей известны и бесспорны. Но я хочу обратить ваше внимание на плюсы. К несомненным плюсам социальных сетей можно отнести их дополнительные возможности: объединение людей в группы по интересам, получение новостной информации, коллекционирование фото-, видео- и аудиоматериалов, информирование о важных событиях в личной жизни и другое.
Друзья, знакомые, родственники теряются, а социальные сети – идеальный вариант для поддержания контактов. Виртуальное общение позволяет всегда быть в курсе событий. Таким образом, использование социальных сетей как источника информации и как поле общения делает их более полезными, чем бесполезными.
Рассмотрим социальную сеть «Вконтакте». Данная сеть является неотъемлемой частью общения не только современного российского подростка, но и многих взрослых. Ведущий программы «Плюс-Минус» на своем YouTube-канале, Иван Толмачев, создал выпуск, посвященный рассмотрению плюсов и минусов Вконтакте.
Первым из плюсов, по мнению ведущего, является то, что с помощью этой сети можно оставаться всегда на связи. Кстати, создавая сеть, разработчики и преследовали цель: «Всегда оставаться в контакте». Отсюда и название. Вторым плюсом является доступ к огромному количеству медиа-файлам. Через «Вконтакте» можно передавать и получать не только фото-видео файлы, но так же огромное количество других видов данных.
К минусам же, по мнению автора программы, относятся:
Коммуникация в сети создает иллюзию полноценного общения. Многие подростки проводят огромное количество времени, «сидя» в сети, бесцельно «путешествуя» по новостной ленте или различным «пабликам».
К этой категории опасности можно отнести и знакомства через Вконтакте, и розыгрыши призов, и многое другое.
Ещё один из вопросов, задававшихся респондентам, состоял в следующем: есть ли смысл в социальных сетях писать грамотно?
На наш взгляд, социальная сеть и грамотность взаимосвязаны. Существует мнение, что постоянное нахождение в социальных сетях приводит к ухудшению грамотности. Мы решили это выяснить и проанализировали интернет-сообщения и анкеты. Проведенный анализ говорит, что человек, пришедший в социальные сети за необходимой информацией, вряд ли подвергнется влиянию безграмотности. А вот тот, кто заходит в сети систематически только пообщаться, имеет все шансы в короткие сроки подцепить вирус «свободописания». Например, неграмотность обыкновенная. Она возникает в силу простой неспособности овладеть азами русской орфографии или обычной лени. Другой причиной становится небрежное отношение участников диалога к собственному правописанию. Именно данная деформация языка приводит к ухудшению общей грамотности в социальных сетях.
При анализе электронных сообщений было выяснено, что 80% молодежи выражают эмоции через знаковые системы и сокращения. Таким образом, на основе анализа сообщений, взятых из каналов сетевой коммуникации и анкетирования, нами было выяснено, что подростки чаще всего используют акронимы, смайлы. Выражать свои эмоции через смайлы – одно из самых доступных и удобных средств. Например, признание в любви. Оказывается, это чувство можно выразить по-разному. Для сравнения мы взяли поэтические строки А.С. Пушкина и современное сообщение в сети: «Мой друг, мой нежный друг… люблю …твоя….твоя!» и «Я + смайл «сердечко» + тебя».
Следовательно, сейчас подросток считает, что для выражения чувств ему достаточно простых смайлов.
Последний вопрос нашей анкеты, возможно, стал самым главным: «Может ли социальная сеть заменить тебе друзей?» Некоторые подростки в силу своего характера (они очень стеснительны и некоммуникабельны) выбирают виртуальных друзей. Но радует, что большинство респондентов оказывают предпочтение реальному общению.
2. Интернет глазами ребенка
Так, что же такое Интернет и социальные сети с точки зрения подростка?
Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.
Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так! От этого они становятся только ограниченнее – в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.
Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!
Но не всё потеряно. Не всё так ужасно, как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить много времени, не будь Интернета под рукой. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую, возможно, вы никогда и не купили бы.
Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать.
Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете и соцсетях за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы!
Испокон веков, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Еще Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.
3. Интернет глазами родителей
Теперь давайте посмотрим, как относятся к этому родители.
«Интернет – это зависимость, и мне бы хотелось оградить своего ребенка от этого».
«Интернет – это подмена реального мира, масса информации без цензуры, безнаказанность. Я не хочу, чтобы моего ребенка обманывали, или он сам обманывался. Я думаю, что это не нормальное общение, а пародия на него. Раньше мой ребенок сидел там из-за того, что ему было нечего делать. Я пыталась его избавить от этой зависимости, но мои попытки тщетны».
В основном родители считают, что это великое зло. Интернет для многих является средство общения – нечто вроде разговора по телефону (Skype, Viber, Вконтакте, Mail.ru), к тому же электронная почта работает гораздо быстрее, чем обычная, хотя ничто не заменит писем от руки.
Считается, что Интернет портит психику и мешает учиться. «Ты стал(а) хуже учиться. Это все Интернет». А может, ребенку просто стало сложнее? Или просто лень? Или у него нет мотивации к обучению? Много ответов, много причин, а обвиняют во всем глобальную сеть. Эту проблему нужно решать по другому: например, спросить у своих детей, почему их успеваемость упала, и стиль одежды резко изменился (не в лучшую сторону) и не надо делать поспешных выводов. Резкими и жесткими действиями можно только ожесточить против себя, поступайте демократично и старайтесь понять своих детей или просто поставить себя на их место. Но благо, что сейчас, в основном, родители не имеют ничего против Интернета.
Заключение
Наше исследование позволило нам увидеть мир подростка через призму социальных сетей, подтвердило нашу гипотезу: Социальная сеть действительно становится помощником в разумном использовании интернета,
так как её разные возможности позволяют расширить пространство общения, увидеть мир, найти и открыть новое для себя, создают условия для самообразования и обучения.
Но каждый пользователь должен сделать выбор. Человек ведет свою страничку, поздравляет друзей, скачивает музыку или фильмы, но не забывает посещать секцию баскетбола и находит время для своего питомца. Но если подросток целыми днями в социальных сетях, это может сыграть с ним плохую шутку. Он может стать неграмотным и разучится правильно говорить, потеряет здоровье. В этом случае ему нужна помощь взрослых, ведь не всегда подросток может вовремя остановиться и выключить компьютер. Социальная сеть – это лишь инструмент, способный облегчить нашу жизнь. Не превращайте общение в переписку, берите от социальных сетей только лучшее и умейте вовремя нажать кнопку «Выйти».
В настоящее время Интернет представляет собой «мир», параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление о Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению, не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить что хорошо, а что – плохо, уже не можем.
В процессе работы над поставленной проблемой, я провела много времени в сети Интернет. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом. Я открыла для себя много нового не только в области Интернета и общения в социальных сетях, но и о своих сверстниках.
Список литературы
[Электронныйресурс]: URL http://www.proreklamu.com/articles/advertising-on-the-internet/18602-vse-o-sotsialnyh-setjah-vlijanie-na-cheloveka-1-4.html;
2. Значение стандартных смайлов (социальная сеть все о смайлах и эмограммах). Режим доступа: [Электронный ресурс]: URL
http://www.yoursmileys.ru/smileys.php;
3. Статья «Плюсы и минусы социальных сетей».[Электронный ресурс]: URL http://vse-v-inete.ru/articles/plyusy-i-minusy-sots-setei.html;
4.Электронный журнал «Школа жизни». Статья «Социальная сеть», [Электронный ресурс]: URL .Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47314/;
5.Интернет- газета «Правда». Статья «Социальные сети: плюсы и минусы» Режим доступа: http://www.stapravda.ru/20110803/sotsialnye_seti_plyusy_i_minusy_54953.html.
Приложения
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Весёлая кукушка
Акварельные гвоздики
Пятёрки
Рисуем кактусы акварелью
Мороз и заяц