Работа дает возможность определить значение толерантных отношений в современном обществе, выявить уровень толерантности современных подростков на примере учащихся МОУ СОШ № 20.
Вложение | Размер |
---|---|
natsii_i_natsionalnye_otnosheniya_v_stavropolskom_krae.doc | 375 КБ |
Исследовательская работа
Нации и национальные отношения
в Ставропольском крае. Толерантность в
молодежной среде
Автор работы: Пахомова Анна,
11 класс, МБОУ СОШ № 20
Место выполнения работы:
г. Невинномысск, ул. Калинина 159 а.
Руководитель: Фомина Лариса Владимировна,
учитель истории МБОУ СОШ №20
Невинномысск, 2015
ПЛАН
Стр.
Введение
Основная часть
национальный состав.
1.2. Толерантность, что это такое?
Практическая часть
2.1. Национальный состав учащихся МБОУ СОШ № 20.
2.2. Толерантность учащихся МБОУ СОШ № 20.
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.
Актуальность темы:
В Ставропольском крае проблемы межнациональных отношений всегда находятся на особом внимании. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Цель:
Определить значение толерантных отношений в современном обществе, выявить уровень толерантности современных подростков на примере учащихся МОУ СОШ № 20.
Задачи:
1. Выявить динамику численности и национальный состав населения Ставропольского края.
2. Рассмотреть, что такое толерантность.
3. Проанализировать численный состав наций и народностей нашей школы.
4. Опросить учащихся 9-11 классов средней школы № 20 и выяснить, как они относятся к учащимся другой национальности.
Экспериментальная база: исследование учащихся проводилось с помощью следующих методик:
1) метод опроса;
2) анкетирование;
3) анализ данных национального состава обучающихся в школе.
Объектом исследования является отношение подростка к различным нациям и народностям, проживающим в нашей стране, крае, городе их культуре и традициям.
Предметом исследования: процесс формирования толерантной личности под влиянием социальных факторов.
Гипотеза исследования: Национальные отношения играют большую роль в развитии человеческого общества, а формирование толерантности происходит в школьные годы.
Научная и теоретическая значимость исследования: изучение уровня толерантности необходимо для изучения поведения личности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе учащимися школы и налаживанию межличностных отношений.
1.1. Ставропольский край: территория, численность населения и национальный состав
Cтавропольский край находится в центре северокавказского региона и граничит с восемью субъектами Южного федерального округа (шесть из них — национально-государственные образования). Территория края составляет 66, 2 тыс. кв. км (0, 4 % российской территории и 19 % территории Северного Кавказа). Протяженность границ Ставрополья с Чечней составляет 118, 7 км., с Дагестаном – 197, 8 км., Карачаево-Черкесией — 248, 1 км. Столица края — г. Ставрополь (основан в 1777 г., в 1935–1943 гг. назывался Ворошиловском). С 1777 г. территория нынешнего Ставропольского края была включена в состав Азово-Моздокской линии, Кавказской области, Кавказской губернии. В 1847 г. была создана Ставропольская губерния. До 1898 г. Ставропольская губерния входила в состав Кавказского наместничества, а после стала рассматриваться в качестве обычной российской губернии. В 1920-е годы Ставрополье вместе с Терской областью являлась частью Юго-Востока России, а в 1924–1934 гг. — Северо-Кавказского края. С созданием Азово-Черноморского края в 1934 г. Ставрополье было включено в состав Кубано-Черноморского (с 1937 г. Орджоникидзевского) края. С 1937 г. столицей этого края стал г. Ставрополь. В 1943 г. краю было дано его современное название — Ставропольский.
Национальный состав населения Ставропольского края претерпевает заметные изменения. Этот процесс наметился еще в конце 1980-х годов, и наиболее ярко проявился в 1990-е годы. Данная тенденция перманентно развивается и сейчас.
В числе влияющих на это факторов следует отметить особенность геополитического положения края: он непосредственно граничит с пятью северокавказскими республиками - Чеченской, Дагестаном, Северной Осетией-Аланией, Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией.
По результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, край занимает по численности жителей 15-е место среди субъектов РФ, второе место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, пропустив вперед Республику Дагестан. Следует отметить, что еще в 2002 году население Ставрополья превышало число жителей в этой республике (2735,1 тыс.чел. и 2576,5 тыс.чел. соответственно). Сейчас ситуация изменилась (по данным на 2010 год - 2786, 3 тыс.чел. и 2910, 2 тыс.чел.), и кроме того, возрастает численность проживающих в крае представителей дагестанских народностей.
Ставропольский край является лидером СКФО по количеству мигрантов. Стабильный отток населения идет из соседних с краем республик (прежде всего - Дагестан, Карачаево-Черкесия), и очень многие, кто покидает их, обосновываются на Ставрополье. В первом полугодии 2012 года на территорию Ставропольского края прибыло 18 766 человек. В то же время, по данным ЗАГС, родились 16 363, а умерло 17 486. Эти цифры свидетельствуют, что миграционный прирост компенсирует естественные потери, и даже превышает рождаемость в регионе.
Численность русских в Ставропольском крае последовательно растет (в 1959 году – 1465,3 тыс.чел., в 1979-м – 1867,2 тыс.чел., в 2010-м – 2232,1 тыс.чел.). Однако в структуре национального состава населения Ставрополья их доля постоянно уменьшается. В 1959 году они составляли 91,3% от общей численности населения края, в 1979-м – 87,7%, в 2002-м – 81,6%, а в 2010-м – 80,1%. Это данные по нашему региону в целом. Между тем, этнический баланс изменяется в различных районах края с разной скоростью. Особенно это проявляется в пограничных с северокавказскими республиками, восточных районах края, что неизбежно ведёт к смене национального состава населения в этих местах. В ряде территорий есть села и станицы, где их коренные жители из большинства превратились в меньшинство.
Например, в Левокумском районе. В селе Николо-Александровском русских осталось 34,5%, а доля даргинцев в населении села достигла 53%; аварцев – 4,7%; чеченцев – 1,6%. В селе Турксад даргинцев 49%; аварцев – 3,7%; чеченцев - 2,1 %; русских - 41%. В поселке Правокумском доля даргинцев возросла до 44,2%. В поселке Мирном Курского района нынешнее население составляют даргинцы – 29%; чеченцы – 25,1%; русские – 16,8%. В Ростовановском проживает почти 50% турок, доля русских – 36%. В селе Садовом Арзгирского района за последние годы значительно выросло число прибывающих из соседних республик граждан. В результате: русских тут 49, 8%; даргинцев – 25,7%; кумыков – 9,2%; чеченцев – 3,6%; лакцев – 2%; аварцев – 1,5%. Традиционно велика доля прибывающих из Дагестана народов в Степновском и Нефтекумском районах. Например, в структуре населения Закумского доля даргинцев составляет до 39,2%; русских здесь 32, 4%; ногайцев – 17%. В селе Иргаклы – русских 36,43%; ногайцев – 34,7%; даргинцев – 21,2%.
Отмечается пополнение армянских диаспор – прежде всего, в городах Кавказских Минеральных Вод, в Предгорном, Георгиевском и Шпаковском районах. Этот процесс активно идет с конца 1980-х годов. Сейчас доля армянского населения в крае приближается к 7%.
Если еще недавно можно было сказать, что на Ставрополье (помимо русских и армян) традиционно велики этнические общины украинцев, греков, то теперь их доля сокращается. Например, по итогам переписи населения в 2002 году в крае проживало 45 892 украинцев. Через восемь лет их численность сократилась до 30 373 человек. Отрицательная динамика свойственна также грекам, белорусам, немцам, полякам, молдаванам, евреям.
Уверенный и стабильный прирост демонстрируют представители тюркских и кавказских народностей. Доля даргинцев выросла до 1,8% (от общего числа жителей Ставрополья); демонстрируют положительную динамику ногайцы, азербайджанцы, карачаевцы, туркмены, чеченцы, турки, аварцы, кабардинцы, табасараны, и др. Увеличилось число проживающих цыган: с 19 094 до 30 879 человек; по итогам переписи населения 2010 года это пятая по количеству населения национальность в крае.
В докладе Ставропольстата «Основные потоки миграции населения. Влияние внешних передвижений на демографическую ситуацию в Ставропольском крае», говорится, что максимальный коэффициент миграционного прироста в Ставропольском крае за период 2000-2012 годы был зарегистрирован в 2007 году – 35% (средний по России – 18%). В разрезе территории края ежегодно значительный объем миграции регистрируется по региону Кавказских Минеральных Вод – почти треть от общекраевого показателя. При этом заметно увеличение в городах КМВ представителей соседних республик.
Большая миграционная активность отмечается в Минераловодском, Буденновском, Шпаковском, Предгорном, Петровском районах, в городах Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. Наименее активно миграционные процессы происходили в Новоселицком районе.
Соответственно, наибольший прирост численности населения произошел в Шпаковском (13, 2%), Георгиевском (10, 9%), Кировском (6, 7%) районах. В то же время в некоторых районах края (в основном, на северо-востоке) численность населения снижается - это Арзгирский, Апанасенковский, Ипатовский районы. Это связано еще и с тем, что в последнее десятилетие активизировалась миграция сельского населения, при этом ощущается потеря молодой, образованной, наиболее мобильной части населения. Активность передвижения из сельских поселений в города достигла 35% внутрикраевого миграционного потока.
По прогнозам Росстата, численность населения края составит в начале 2015 года 2737,1 тыс.чел.; 2026 года – 2752,8 тыс.чел.; 2031 года – 2744,6 тыс.чел. Естественная убыль сохранится, а миграционный прирост будет оставаться положительным в течение всего прогнозируемого периода.
Обращает на себя заметное снижение рождаемости среди русского населения. Соответственно, естественный прирост населения Ставропольского края обеспечивается в основном за счет армян, цыган и северокавказских национальностей. Примечательно, что из северокавказских республик переселяются в основном молодые представители этих народов. В то же время наблюдается процесс старения коренных жителей края. За период 2002-2010 годов процесс демографического старения населения края привел к росту численности населения старше трудоспособного на 23,6 тыс.чел. (4, 1%). По итогам всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей края составил 38,1 лет (в 2002 году – 37,2 лет). Среди населения СКФО средний возраст населения Ставропольского края самый высокий. Самый молодой средний возраст населения отмечен в Чеченской и Ингушской республиках (27,3 и 28,3 лет).
В этой связи заметно выросло число обучающихся в учебных заведениях городов края уроженцев северокавказских республик. Таковых, по некоторых данным, в крае насчитывается около 50 тыс. человек. Иными словами, каждый третий студент Ставрополья – это уроженцы соседних регионов СКФО.
Комплекс проблем, связанный с миграцией и меняющимся национальным составом региона, характерен не только для Ставропольского края, но и для соседних территорий Южного федерального округа - Краснодарского края и Ростовской области. Поток мигрантов с Украины, что связано с последними событиями в этой стране.
Численность русских в Ставропольском крае последовательно растет (в 1959 году – 1465,3 тыс.чел., в 1979-м – 1867,2 тыс.чел., в 2010-м – 2232,1 тыс.чел.). Однако в структуре национального состава населения Ставрополья их доля постоянно уменьшается. В 1959 году они составляли 91,3% от общей численности населения края, в 1979-м – 87,7%, в 2002-м – 81,6%, а в 2010-м – 80,1%. Это данные по нашему региону в целом. Между тем, этнический баланс изменяется в различных районах края с разной скоростью. Особенно это проявляется в пограничных с северокавказскими республиками, восточных районах края, что неизбежно ведёт к смене национального состава населения в этих местах. В ряде территорий есть села и станицы, где их коренные жители из большинства превратились в меньшинство.
Вывод: Ставрополье традиционно считается полиэтничным регионом. После русских второй по численности группой являются армяне (4 %), далее следуют украинцы (3 %), даргинцы (1, 4 %), греки (1,2 %). Несмотря на незначительный удельный вес в населении края чеченцев (0,5 %), ногайцев (0,7 %), туркмен (0,5%) эти общины играют значительную роль в этнополитическом развитии Ставрополья.
1.2.Толерантность, что это такое?
Так что же такое толерантность?
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.
Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Этот день стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.
Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.
Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).
Вывод: В современном мире необходима консолидация гражданского общества, поддержка разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Необходимость пропаганды этих взглядов продиктована рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.
2.1. Национальный состав учащихся МБОУ СОШ № 20.
Анализ численности учащихся различных наций и народностей, обучающихся в нашей школе показал, что большинство составляют
русские – 562 человека(92,4%),
армяне -14 человек (2,3%),
лезгины - 5 человек (0,8%),
грузины – 2 человека (0,3%),
абазинцы – 1 человек (0,2%),
азербайджанцы – 5 человек (0,8%),
украинцы – 3 человека (0,5%),
табасаранцы – 2 человека (0,3%),
татары – 1 человек (0,2%),
дагестанцы – 2 человека (0,3%),
ногайцы – 4 человека (0,6%),
чеченцы – 3человека (0,5%),
осетины – 2 человека (0,3%),
черкесы – 2 человека (0,3%).
Всего 608 человек различных национальностей среди 5-11 классов приняли участие в опросе. Можно сделать вывод, что в МБОУ СОШ № 20 в национальном составе преобладают русские, но также представлены и другие наци и народности Российской Федерации.
2.2. Толерантность учащихся МБОУ СОШ №20.
Было проведено анкетирование учащихся на выявление уровня толерантности и интолерантности, среди учащихся 9-11 классов нашей школы, всего 138 человек. Образцы анкет и правила анализа были предоставлены психологом школы.
Учащиеся были ознакомлены с тем, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?
1. Знание себя
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.
Результаты анкетирования.
Первый тест «Черты толерантной личности» имел цель: дать возможность оценить степень своей толерантности. Нужно было в колонке «А» поставить «+» напротив тех 3-х черт, которые по мнению ученика у него наиболее выражены, «0» напротив тех 3-х черт, которые наименее выражены. Затем в колонке «В» поставить «+» напротив тех 3-х черт, которые на взгляд старшеклассника, наиболее характерны для толерантной личности.
По тесту «Черты толерантной личности» старшеклассники большинством выделили такие черты толерантной личности, которые у них наиболее выражены:
Учащиеся также выделили черты, в большинстве, которые у них менее выражены:
Учащиеся выделили черты, которые характерны для толерантной личности:
Участники анкеты получили возможность составить для себя ядро черт
толерантной личности.
Второй тест «Этническая толерантность». Учащимся предлагался блок из 26 утверждений, относительно которых надо выразить свое согласие или несогласие. Каждое утверждение затрагивает ту или иную сторону межнациональных отношений. 13 утверждений сформулированы как показатели различных аспектов этнической толерантности, других 13 – этнической интолерантности. Ответы были подсчитаны. «1» бал получили ответы, свидетельствующие о толерантной позиции. Ответы, свидетельствующие об интолерантной позиции, получили «3».. В случаях, когда респондент затрудняется ответить, проставлялся балл «2». Далее для каждого респондента отдельно была подсчитана сумма баллов, равных 1, и сумма баллов, равных 3.
На основе этого блока утверждений был сконструирован обобщенный показатель этнической толерантности.
Среди 9-11 классов он такой:
Высокий уровень толерантности ( респондент занял толерантную позицию в 26-20 случаях)– 14 учащихся
Средний уровень толерантности (позиция респондента была толерантной в половине случаев)– 87 учащихся
Высокий уровень интолерантности (интолерантная позиция в 26-20 случаях) – 9 учащихся
Средний уровень интолерантности (интолерантная позиция в половине случаев) – 11 учащихся
Неопределенный уровень толерантности(остальные респонденты с неопределенным уровнем толерантности)- 17 учащихся
Можно сделать вывод, что большинство старшеклассников, а именно 87 из 138, имеют средний уровень толерантности.
Заключение
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и
в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Ребенок должен отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Наша задача донести до учащихся, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.
Необходимо развивать этническую толерантность в школе- как доминанте культуры межнациональных отношений, как исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.
Итак, мы пришли к выводу - национальные отношения играют большую роль в развитии человеческого общества, а формирование толерантности происходит в школьные годы.
Литература.
1.Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1
2.Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994
3.“Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
4.Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
5.Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.
6.Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
7.Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1985. С. 357.
9.Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
10.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002г.
11.Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. – Вопросы психологии, 2006 (в печати)
12.Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
13.Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.
Приложение 1 Таблица «Динамика численности населения Ставропольского края»
Год | Население, чел. | Источник |
1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 | 1 950 887 1 882 911 2 305 780 2 539 219 2 857 188 2 735 139 2 786 300 | Перепись 1939 года Перепись 1959 года Перепись 1970 года Перепись 1979 года Перепись 1989 года Перепись 2002 года Перепись 2010 года |
Плотность населения: 40,9 чел./км² (2009) (40,8 — (2007))
Удельный вес городского населения: 56,9 % (2009) (56,5 % — (2007))
Приложение 2. Таблица «Народы Ставропольского края, численность населения».
Народ | Численность в 2002 году, | Численность в 2010 году, |
2 231 759 | 2 232 153 | |
149 249 | 161 324 | |
40 218 | 49 302 | |
34 078 | 33 573 | |
19 094 | 30 879 | |
45 892 | 30 373 | |
20 680 | 22 006 | |
15 069 | 17 800 | |
15 146 | 15 598 | |
13 937 | 15 048 | |
13 208 | 11 980 | |
12 988 | 11 795 | |
7 484 | 10 419 | |
7 167 | 9 009 | |
6 619 | 7 993 | |
7 772 | 7 988 | |
6 558 | 7 900 | |
8 764 | 7 526 | |
11 343 | 7 104 | |
5 477 | 6 951 | |
7 095 | 6 759 | |
5 744 | 5 639 | |
8 047 | 5 288 | |
3 300 | 3 646 | |
2 417 | 3 348 | |
2 561 | 2 644 | |
1 210 | 2 615 | |
2 097 | 2 326 | |
2 925 | 2 320 | |
1 751 | 2 227 | |
1 779 | 1 861 | |
1 259 | 1 790 | |
2 112 | 1 758 | |
1 476 | 1 715 | |
937 | 1 339 | |
1 946 | 1 250 | |
1 404 | 1 081 | |
Лица, не назвавшие национальность | 11 | 26 855 |
показаны народы c численностью более 1000 человек |
Приложение 3. Национальный состав учащихся МБОУ СОШ № 20
Приложение 4. Таблица: Тест «Черты толерантной личности»
№ | Черты толерантной личности | «А» | «В» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Расположенность к другим. Терпимость к чужим мнениям, поведению Чувство юмора. Доверие. Умение владеть собой. Доброжелательность. Умение не осуждать других. Умение слушать. Сотрудничество, дух партнерства. Умение прощать. Умение мириться с существованием чего-либо, кого-либо. Способность к сопереживанию. |
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов | ||
Правильно | Неправильно | Затрудняюсь ответить | ||
1. | О человеке надо судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности | |||
2. | Все народы - и большие, и малые - должны иметь в России равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций, обычаев | |||
3. | В нынешних трудностях России виновны не столько сами русские, сколько другие народы | |||
4. | Современному человеку его национальность должна быть безразлична | |||
5. | Русские, живущие в национальных республиках России, должны хорошо владеть языком коренных народов | |||
6. | Разжигание межнациональной розни - это преступление, за которое надо сурово наказывать | |||
7. | Среди моих друзей есть люди разных национальностей | |||
8. | Россия - многонациональная страна, и ее Президентом не обязательно должен быть русский по национальности | |||
9. | Надо ограничивать проживание в Москве представителей народов Кавказа, Средней Азии | |||
10. | Настоящими патриотами России могут быть только русские люди | |||
11. | Деление людей на национальности - это пережиток прошлого | |||
12. | Самой главной религией в России должно быть православие | |||
13. | То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру | |||
14. | Наплыв в Россию приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности | |||
15. | Национализм заслуживает всяческого осуждения | |||
16. | Браки между людьми разных национальностей способствуют сближению, взаимопониманию народов |
Приложение 5. Таблица: Тест «Этническая толерантность».
25. | Каждый человек должен думать в первую очередь об интересах своего собственного народа, а потом уже о других народах | |||
26. | Все религии, существующие в России, должны быть равноправны |
23. | Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди | |||
24. | В настоящее время русские не являются хозяевами в собственной стране |
17. | Коренные народы России должны иметь преимущества перед некоренными | |||
18. | В России есть такие народы, которые отстают в своем развитии от других народов | |||
19. | Традиции, обычаи, религия любого народа заслуживают уважения, даже если они кажутся необычными | |||
20. | Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда | |||
21. | Из других стран в Россию в качестве беженцев надо принимать только русских людей | |||
22. | Некоторые народы, живущие в России, принесли ей больше вреда, чем пользы |
Браво, Феликс!
Прекрасное далёко
Без сердца что поймём?
Пчёлки на разведках
Каргопольская игрушка